Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Выразительное слово» (5–8 классы)
для учащихся 5-8 классов
Автор-составитель: Герасимова В.Ф., учитель русского языка и литературы МБОУ «Кочкуровская средняя общеобразовательная школа» Кочкуровского муниципального района
Республики Мордовия
2018г.
Пояснительная записка
Русский язык – язык народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни; хранения и передачи информации; связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
Учебно-воспитательный процесс складывается из классных занятий и разнообразных занятий вне класса во внеурочное время. Классная и внеклассная работа дополняют одна другую, и лишь в их взаимодействии возможно осуществление тех сложных задач, которые в настоящее время стоят перед школой.
Внеклассная работа, расширяя и углубляя программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика. Тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности.
Раскрытие закономерностей развития языка, тесной связи его с историей развития народа, практическое знакомство с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей, изучения русского языка за рубежом – все это пробуждает интерес к языку, желание познать его богатства, способствует повышению успеваемости и воспитанию чувств патриотизма у учащихся.
Овладение таким предметом, как русский язык, имеет свои особенности.
Язык всегда находится в распоряжении учащихся и в любое время может быть использован для наблюдения. Связь теории с практикой также является характерной чертой нашего предмета изучения, так как им пользуемся постоянно.
Программа для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения под редакцией Е.А.Быстровой, Т.С.Кудрявцевой ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако в 5-6 классах трудные вопросы орфографии, фонетики, пунктуации не рассматриваются, и общей характеристики структуры языка (его грамматического строя, основного словарного фонда), истории развития литературного языка школьная программа в 7-8 классах не дает. Участие детей в предметных олимпиадах, в открытых и закрытых конкурсах требует углубленных знаний по предмету.
Одной из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку является кружок.
Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие обучающихся интересными и разнообразными знаниями по языку. Учитывая возрастные особенности воспитанников и содержание программы, отбирается материал, который, основываясь на данных лингвистической науки, дает им более углубленные знания о звуках и буквах, сведения о словарном составе языка, его грамматическом строе, включает историю письма, топонимику, этимологию некоторых слов и такие вопросы лексики, как многозначность, синонимия, омонимия, антонимы, а также знакомство с лексическим и морфологическим богатством русского языка, с фразеологизмами; вести наблюдения над такими чертами языка, как звучность, меткость, выразительность, работа с текстами, исследовательская работа и т.д.
Работа кружка строится на основе общедидактических принципов научности, доступности, систематичности, добровольности. Занятия предоставляют возможность раскрыть свою индивидуальность; способствуют развитию творческих способностей, закрепляют практические навыки устной и письменной речи.
В основе предлагаемой программы легли методические принципы Е.П. Преображенской, Г. Г. Граник, Л. Успенского и т. д.
Материалы предлагаемой образовательной программы могут использоваться в качестве подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Актуальность программы обусловлена необходимостью повышения языковой культуры учащихся, стремлением разобраться в языковых тонкостях русского языка, узнать новые слова, рассмотреть слова языка с точки зрения их происхождения.
Программа предназначена для обучающихся 11-14 лет.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Профиль кружка – филологический.
Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, в овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, в формировании умений применять полученные знания на практике, в обеспечении сознательного усвоения материала, в развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, в логике мышления, подготовки конкурентоспособного подростка.
Цель данной программы:
- углубление знаний по различным разделам русского языка,
- формирование коммуникативной компетенции,
- развитие сознательного и бережного отношения к языку, как явлению культуры;
Задачи программы:
- углубление знаний о структуре языка;
- углубление знаний в области истории развития литературного языка;
- развитие умения анализировать тексты различной стилистической направленности;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
- развитие умения работать с различного рода словарями - лингвистическими и энциклопедическими;
- знать и применять нормы речевого этикета;
обучение работе с различными источниками информации;
- осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст.
Планируемые результаты (1/2 годы обучения)
Личностными результатами являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; просмотр спектаклей и их обсуждение.
Метапредметными результатами изучения курса «Мастерская речевого творчества, постановки голоса и выразительного чтения» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– соблюдать правила культурного и вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,
- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
Содержание программы
1 год обучения
1. Вводное занятие - 1 час.
Инструктаж о правилах поведения в кабинете литературы. Знакомство с целями и задачами курса кружка.
2.Знаешь ли ты русский язык - 17 часов.
Знаешь ли ты, что сказано замечательными людьми о русском языке? (Меткие изречения о русском языке. Высказывания великих людей о языке).
Все страны мира изучают русский язык (значение языка в мире, заинтересованность в его изучении).
Не поможешь ли? (работа по определению значений цвета, птиц, ягод).
Прочитай – это интересно. Путешествие букв из страны в страну. ( Работа по рисункам, изображающим ту или иную вещь.)
Полминутки шутки. Викторина, конкурсы. Отгадывание шарад, ребусов, кроссвордов.
Инсценировка.(Подбор материала, репетиции, показ).
3.Понемногу о многом – 23часа
Поговорим о языке. Развитие языка, его история. Что такое лингвистика?
Звуки и буквы. Отличие буквы и звука. Фонетические явления в языке.
Игры, шутки, загадки. Конкурсы, викторины.
Можно ли писать без букв. Культура древнего Египта, культура Междуречья.
Пиктографическое письмо. (Передача понятий с помощью рисунков).
Идеографическое и иероглифическое письмо. Письмо в условных знаках и древнеегипетское письмо.
Тайна египетского письма. Египетские грамоты.
Письмо клинописью или клинопись.
Конкурсы, викторины.
4.Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы когда-то страшные - 22
Первая азбука. Работа над отрывком повести М.Горького «Детство», как учился читать М.Горький.
Веселая буква. Буква эф-ферт, фита. История данной буквы.
Лишние буквы. Обозначение звука И тремя буквами. Сообщения о тарабарской грамоте и как было расшифровано письмо пирата Кидда.
Загадочный папирус. Работа по содержанию книги С.Я.Лурье «Письмо греческого мальчика». Расшифровка письмен народов майя. Рукописи майя.
Словесные раскопки. Исторический процесс развития языка. Слово может рассказать о себе многое.
Откуда пришли названия наших месяцев?
Что значит названия дней недели?
Как получили свои названия монеты?
Истории отдельных слов. (Простофиля, бык и пчела, принц, ладушки и т.д.)
Игра «Почему мы так называемся».
5. Увлекательное около нас – 16часов
Инсценировка «Как ожили названия городов, рек и озер». Подготовка сценария, репетиции, показ.
Откуда произошли названия улиц и площадей.
Откуда произошли названия частей света.
Названия государств.
Названия городов.
Названия рек, озер, приливов, островов, гор.
6. Бывают ли у слов родственники? – 24 часа
Словообразование и формообразование.
Родственные слова.
Кто командует корнями? Игра «Родственники»
«Пересаженные» корни.
Можно ли сломать язык. Знакомство со словарем Ожегова.
Где же хранятся слова? Словари.
Сказал то же, но не одно и то же. Синонимы. Творческая работа с текстом.
Изложение.
Тезки «наоборот». Антонимы.
О словах разных, одинаковых, но разных. Омонимы и его разновидности.
Инсценировка «Прочь с дороги!» Подбор материала, репетиции, показ.
7. Меня зовут фонема – 12 часов
Дорога к письменности. Причины возникновения письменности.
Что такое фонема?
«Фабрика звуков» и почему не для всех фонем есть буквы? Звуки и буквы. Буквы, не имеющие звуков.
«Ошибкоопасные» места или тайна фонемы. Трудные фонемы.
«Опасные» гласные и согласные: выходим к «главному» правилу. Слабые, сильные позиции гласных звуков, озвончение и оглушение согласных звуков.
8. Фонемные и нефонемные правила -8 часов
Когда ь знак пишется, когда не пишется.
Составляем инструкцию. Правописание ь и ъ знаков.
«Клуб знатоков»: игра-конкурс «Эти удивительные фонемы».
Итоговое занятие - 8 часов.
Вечер «Великий и могучий русский язык!»
Подбор материала к итоговому занятию. Разучивание стихотворений, отрывков, высказываний, сценок, оформление зала, подготовка книжной выставки.
Календарно-тематическое планирование
1-ый год обучения
№ |
Наименование тем и разделов |
Всего часов |
Деятельность |
Дата |
|
план |
факт |
||||
I |
Вводное занятие. |
1 |
|||
1. |
Инструктаж о правилах поведения в кабинете литературы. Знакомство с целями и задачами курса кружка. |
Беседа. Традиционное занятие. |
|||
II |
Знаешь ли ты свой язык. |
17 |
|||
2.1 |
Знаешь ли ты, что сказано замечательными людьми о русском языке? |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
2.2 |
Все страны мира изучают русский язык. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
2.3 |
Не поможешь ли? Путешествие букв из страны в страну |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
2.4 |
Прочитай – это интересно. |
3 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
2.5 |
Полминутки шутки. |
2 |
Закрепление. Практическое занятие |
||
2.6 |
Инсценировка. Подбор материала, репетиции, показ. |
6 |
Подбор материала, репетиции, показ. |
||
III |
Понемногу о многом. |
23 |
|||
3.1 |
Поговорим о языке. Развитие языка, его история. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
3.2 |
Звуки и буквы. Фонетические явления в языке. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
3.3 |
Игры, шутки, загадки. |
2 |
Закрепление материала. Разучивание загадок. шуток. |
|
|
3.4 |
Можно ли писать без букв. Культура древнего Египта, культура Междуречья. |
2 |
Закрепление. Работа с текстом. Практическое занятие |
|
|
3.5 |
Пиктографическое письмо. (Передача понятий с помощью рисунков). |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
3.6 |
Идеографическое и иероглифическое письмо. |
3 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
3.7 |
Тайна египетского письма. Письмо в условных знаках и древнеегипетское письмо. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
3.8 |
Письмо клинописью. |
3 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
3.9 |
Конкурс - викторина. |
3 |
Обобщение. |
||
Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы когда-то страшные. |
22 |
||||
4.1 |
Первая азбука. Работа над отрывком повести М.Горького «Детство» |
3 |
Изучение нового материала. Работа с текстом..Практическое занятие |
|
|
4.2 |
Веселая буква. Буква эф - ферт, фита. |
2 |
Изучение нового материала. Работа с текстом..Практическое занятие |
|
|
4.3 |
Лишние буквы. Обозначение звука И тремя буквами |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
4.4 |
Загадочный папирус. Работа по содержанию книги С.Я.Лурье «Письмо греческого мальчика» |
3 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
4.5 |
Словесные раскопки. Исторический процесс развития языка. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
4.6 |
Откуда пришли названия наших месяцев? |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
4.7 |
Что значит названия дней недели? |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
4.8 |
Как получили свои названия монеты? |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
4.9 |
Истории отдельных слов. |
2 |
Изучение нового материала. Работа с текстом. .Практическое занятие |
||
4.10 |
Игра «Почему мы так называемся». |
2 |
Обобщение. |
||
V |
Увлекательное около нас |
16 |
|||
5.1 |
Инсценировка «Как ожили названия городов, рек и озер». Подбор материала, разучивание стихотворений, отрывков, показ. |
6 |
Обобщение. Разучивание стихотворений. Репетиции. Показ |
||
5.2 |
Названия улиц и площадей. |
2 |
Урок изучения нового материала. Урок-беседа |
||
5.3 |
Названия частей света. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
5.4 |
Названия государств. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
5.5 |
Названия городов. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
5.6 |
Названия рек, озер, приливов, островов, гор. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
VI |
Бывают ли у слов родственники? |
24 |
|||
6.1 |
Словообразование и формообразование |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
6.2 |
Родственные слова. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
6.3 |
Кто командует корнями? Игра «Родственники» |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
6.4 |
«Пересаженные» корни. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
6.5 |
Где же хранятся слова? Знакомство со словарем Ожегова |
2 |
Изучение нового материала. Работа со словарями. |
|
|
6.6 |
Можно ли сломать язык? Словари. |
2 |
Работа со словарем Ожегова. |
||
6.7 |
Сказал то же, но не одно и то же. Синонимы |
2 |
Изучение нового материала. Работа с текстом. Практическое занятие |
||
6.8 |
Тезки «наоборот». Творческая работа с текстом. Изложение «Маруся». |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
6.9 |
О словах разных, одинаковых, но разных. Омонимы. |
3 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
6.10 |
Инсценировка «Прочь с дороги». Подбор материала, репетиции, показ. |
5 |
Обобщение. Репетиции. Показ. |
||
VII |
Меня зовут фонема. |
12 |
|||
7.1 |
Дорога к письменности. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
7.2 |
Что такое фонема? Причины возникновения письменности. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
7.3 |
«Фабрика звуков» и почему не для всех фонем есть буквы? |
3 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
7.4 |
«Ошибкоопасные» места или тайна фонемы. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
7.5 |
«Опасные» гласные и согласные: выходим к «главному» правилу. |
3 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
VIII |
Фонемные и нефонемные правила |
8 |
|||
8.1 |
Когда ь знак пишется, когда не пишется. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
|
8.2 |
Составляем инструкцию. |
2 |
Изучение нового материала. Творческая работа.. |
|
|
8.3 |
«Клуб знатоков»: игра-конкурс «Эти удивительные фонемы». |
2 |
Обобщение. |
|
|
8.4 |
Вечер «Великий и могучий русский язык!» (Репетиции, показ) |
8 |
Подбор материала, разучивание стих., отрывков, высказываний, оформление зала, показ. |
||
Итого |
131 |
Содержание дисциплины
2- й год обучения
Продолжаем разговор о языке- 37 часов
Организационное занятие. Инструктаж о правилах поведения в кабинете литературы. Знакомство с целями и задачами курса кружка второго года обучения.
На огонек зайти, забежать. Значение и происхождение фразеологизмов. Сообщения о фразеологизмах.
Фразеологические обороты. Богатство языка. Работа с текстом.
Почему мы так говорим. Конкурс на лучший материал о фразеологизмах.
Кто впереди? Итоги конкурса. Обсуждения, награждение победителей.
Игра «Замени нас». Инсценировка.
Крылатые слова. Исторический путь крылатых выражений.
Биографию имеют не только люди, но и слова. Выражения, пришедшие в наш язык из сказок, басен и из других источников.
Викторина письменная. Вопросы по занимательной грамматике. Анализ письменной работы.
Не в бровь, а в глаз. Пословицы и поговорки. Работа над текстом повести А.Пушкина «Капитанская дочка».
Экскурсия в музей.
«Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Титанический труд писателей и поэтов, доставляющих огромное эстетическое наслаждение.
В руках умелых слово творит чудеса. Знакомство с понятием звукопись. Работа с текстами художественных произведений. (А.Чехов «Степь», Н.В.Гоголь. Описание Днепра «Чуден Днепр при тихой погоде…»)
Вечер «Откроем еще одну шкатулку с богатством русского языка. Грамматическое богатство русского языка». Подбор материала, репетиции, показ.
Игра «Где мы встречались?» Сокровищница русского языка – цитата.
Будем говорить правильно - 16 часов.
Значение русского языка среди народов всего мира. Занятие в виде встречи за круглым столом. Сообщения о значимости изучения русского языка за рубежом.
Синтаксическое богатство русского языка. Богатство синтаксической синонимики языка.
В творческой мастерской писателя. Работа с текстами произведений А.Пушкина «Капитанская дочка» и А.Горького «Челкаш». Употребление союзов в придаточных предложениях при последовательном подчинении.
Об одном и том же по-разному. Задание исследовательского характера. Прочитать, разобрать и сравнить между собой два текста по содержанию и по форме его выражения.
Встреча с работниками газеты.(Экскурсия в редакцию районной газеты «Заря».
Своими знаниями делимся с другими. Вечер «Язык твой – друг твой».
Заглянем в историю языка- 20 часов
Твои помощники. «К истокам нашего языка» Работа со словарями: «Краткий этимологический словарь» Н.М.Шанского, «Этимологический словарь» А.Г.Преображенского.
К истокам нашего языка. Лекция. Русский язык – один из славянских языков.
Периоды истории русского литературного языка.
Общеславянские слова.
Старославянизмы.
Исконно русские слова.
От Ломоносова до Пушкина. КВН по произведениям русских поэтов и писателей.
Развитие русского литературного языка от Пушкина до наших дней. Конференция. Чтение и обсуждение докладов.
Язык 19 века. Богатство языка крылатыми выражениями и оборотами.
Язык 20 века. Эпоха развития и обогащения литературного языка.
Как развивался и обогащался словарный состав русского языка –14 часов.
Все люди меняются словами. Состав лексики современного русского языка
Путешествия слов. Слова, пришедшие в наш язык из других языков.
Друзьям – добро пожаловать! Пути проникновения иностранных слов в наш язык.
Нас все знают. Слова древнегреческого и латинского происхождения.
Вечер «Берегите свой язык!» Подбор материала, разучивание стихов, поговорок, крылатых выражений, репетиции, показ.
Лексикология -26 часов
Новые слова.
Некоторые слова не старше вас. Причины возникновения новых слов.
Как образуются слова.
Устаревшие слова. Употребление устаревших слов. Работа с тексами художественных произведений.
Историзмы. Отличие от архаизмов.
Диалектизмы. Работа с текстами произведений художественной литературы.
Словари. Виды словарей. Работа со словарями.
Толковые словари. Толкование слов. Творческая работа по значению слов.
Этимологические словари.
Словари иностранных слов.
Вечер «В.И.Даль и его словарь»
Исследовательская работа -15 часов.
Л. Успенский «Слово о словах» глава «Родственники капитана» прочитать, подготовить сообщение о новых словах.
Язык античного мира.
Тюркские слова в русском языке.
Заимствования из Западной Европы.
Проектная деятельность – 4 часа Работа по «Словарю иностранных слов» и по этимологическому словарю (устанавливается значение и путь проникновения слов в наш язык).
Итоговое занятие – 1час
Учебно-тематическое планирование
2-ой год обучения
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Деятельность |
I |
Продолжаем разговор о языке. |
37 |
|
1.1 |
Организационное занятие. |
1 |
Комбинированное занятие. Беседа |
1.2 |
На огонек зайти, забежать. Значение и происхождение фразеологизмов. |
2 |
Изучение нового материала. Сообщения. Практическое занятие |
1.3 |
Фразеологические обороты. Конкурс на лучший материал о фразеологизмах. |
2 |
Изучение нового материала. Творческая работа. Практическое занятие |
1.4 |
Почему мы так говорим. Конкурс на лучший материал о фразеологизмах. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
1.5 |
Кто впереди? Итоги конкурса. Обсуждения, награждение победителей |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
1.6 |
Игра «Замени нас». |
2 |
Закрепление. Практическое занятие |
1.7 |
Крылатые слова. Исторический путь крылатых выражений. |
2 |
Изучение нового материала. Работа над текстом. Практическое занятие |
1.8 |
Биографию имеют не только люди, но и слова. Выражения, пришедшие в наш язык из сказок, басен и из других источников. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
1.9 |
Викторина письменная. |
2 |
Обобщение. Письменная работа и ее анализ. |
1.10 |
Не в бровь, а в глаз. Пословицы и поговорки. |
2 |
Изучение нового материала. Работа с текстом. Практическое занятие. |
1.11 |
Экскурсия в музей. |
6 |
Познавательная деятельность |
1.12 |
Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. Знакомство с понятием звукопись. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
1.13 |
Вечер «В руках умелых слово творит чудеса». |
6 |
Обобщение. Репетиции. Показ. |
1.14 |
Откроем еще одну шкатулку с богатством русского языка. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
1.15 |
Игра «Где мы встречались?»
|
2 |
|
II |
Будем говорить правильно. |
16 |
|
2.1 |
Значение русского языка среди народов всего мира. Занятие в виде встречи за круглым столом. Сообщения о значимости изучения русского языка за рубежом. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
2.2 |
Синтаксическое богатство русского языка. . Богатство синтаксической синонимики языка. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
2.3 |
В творческой мастерской писателя. . Синтаксическое богатство русского языка. |
2 |
Изучение нового материала. Работа с текстами из худ. произ. |
2.4 |
Об одном и том же по-разному. Работа с текстами произведений А.Пушкина «Капитанская дочка» и А.Горького «Челкаш». |
2 |
Изучение нового материала. Задание исследовательского характера. Практическое занятие |
2.5 |
Встреча с работниками газеты. |
2 |
Познавательная деятельность |
2.6 |
Своими знаниями делимся с другими. Вечер «Язык твой – друг твой».
|
6 |
Обобщение. Репетиции. Показ |
Заглянем в историю языка- 20 часов |
20 |
||
3.1 |
Твои помощники. Работа со словарями: «Краткий этимологический словарь» Н.М.Шанского, «Этимологический словарь» А.Г.Преображенского. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
3.2 |
К истокам нашего языка. Лекция. Русский язык – один из славянских языков. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
3.3 |
Периоды истории русского литературного языка. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
3.5 |
Старославянизмы. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
3.6 |
Исконно русские слова. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
3.7 |
От Ломоносова до Пушкина. КВН. |
2 |
Обобщение. |
3.8 |
Развитие русского литературного языка от Пушкина до наших дней. |
2 |
Конференция. Обсуждение докладов. |
3.9 |
Язык 19 века. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
3.10 |
Язык 20 века. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
IV |
Как развивался и обогащался словарный состав русского языка |
14 |
|
4.1 |
Все люди меняются словами. Состав лексики современного русского языка Путешествия слов. Слова, пришедшие в наш язык из других языков. Друзьям – добро пожаловать! Пути проникновения иностранных слов в наш язык. Нас все знают. Слова древнегреческого и латинского происхождения. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
4.2 |
Путешествия слов. Слова, пришедшие в наш язык из других языков. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
4.3 |
Друзьям – добро пожаловать! Пути проникновения иностранных слов в наш язык. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
4.4 |
Нас все знают. Слова древнегреческого и латинского происхождения. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
4.5 |
Вечер «Берегите свой язык!» |
6 |
Обобщение. Репетиции. Показ |
V |
Лексикология |
26 |
|
5.1 |
Новые слова. |
2 |
Комбинированное занятие. Беседа |
5.2 |
Некоторые слова не старше вас. Причины возникновения новых слов. Работа с текстом. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
5.3 |
Как образуются слова. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
5.4 |
Устаревшие слова. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
5.5 |
Историзмы. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
5.6 |
Диалектизмы. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
5.7 |
Словари. Виды словарей. |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
5.8 |
Толковые словари. |
2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
5.9 |
Этимологические словари. |
2 2 |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
5.10 |
Словари иностранных слов. |
Изучение нового материала. Практическое занятие |
|
5.11 |
Вечер «В.И.Даль и его словарь» |
6 |
Обобщение. Репетиции. Показ |
VI |
Исследовательская работа. |
16 |
|
6.1 |
Л. Успенский «Слово о словах» глава «Родственники капитана» прочитать, подготовить сообщение о новых словах. |
4 |
Обобщение. Творчество обучающихся. |
6.2 |
Язык античного мира. Употребление латинских слов в наше время. |
4 |
Обобщение. Творчество обучающихся |
6.3 |
Тюркские слова в русском языке. Причины возникновения этих слов в языке. |
4 |
Обобщение. Творчество обучающихся |
6.4 |
Заимствования из Западной Европы. Признаки заимствований. |
4 |
Обобщение. Творчество обучающихся |
VII |
Проектная работа. Работа по «Словарю иностранных слов» и по этимологическому словарю (устанавливается значение и путь проникновения в наш язык). |
5 |
Обобщение. Творчество обучающихся |
VIII |
Итоговое занятие |
1 |
Традиционное занятие. Беседа. |
Итого |
133 часа |
Список использованной литературы
1.Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика, Москва, « Просвещение»,1993г.
2.Будагов Р.М. Введение в науку о языке, издание второе, М., «Просвещение», 1985г.
3.Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для уч-ся 5-7 кл. / Г.Г. Граник, С.М. 4.Бондаренко, Л.А. Концевая. - М., « Просвещение», 1991 г.
5.Григорян Л.Т. / Язык мой – друг мой. М., «Просвещение»,1998г.
6.Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие. М.: Дрофа, 2004 г.
7. Преображенская Е. П. Кружок русского языка в школе. Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1995.
8.Текучев А.В. Методика русского языка в школе. – 2-е изд., М., 1970.
9.Ушаков Н.Н., Суворов Г.И. Внеурочные работы по русскому языку. М., 1985. – С.136.
10.Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. – 3-е изд. испр. и доп. М., 1975. Лексикология современного русского языка. М., «Просвещение», 1974г.
11. Шустина И.В. Кроссворды для школьников. Русский язык. Ярославль, «Академия развития»,1997г.