Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «История ёлочной игрушки»
Пояснительная записка к презентации
Тема: «История ёлочной игрушки».
Автор : Галимова Е.А. воспитатель МБДОУ д/с № 22 г.Сарапул «Путешествие по «Реке времени».
Форма НОД (технология): путешествие по «реке времени», занятие-исследование.
Учебно-методический комплект: Короткова Н.А. «Организация образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте».
Материалы:
Наглядные: карта-панно «Путешествие по реке времени». Картинки — «метки» с названиями «Древность», «Старина», «Настоящее», «Будущее».
Мультимедийные: Мультимедийный экран и проектор, слайды с иллюстрациями для «Путешествия», с изображением игрушек в разные временные периоды.
Цель: Узнать историю возникновения и видоизменения новогодних игрушек.
Программное содержание:
Познакомить детей с историей елочных игрушек, дать знания где появилась первая елочная игрушка ( в Германии ).
Развивать диалогическую речь, отвечать на вопросы разносторонними предложениями, активизация слов: стеклодувы, стеклянные, тяжелые, легкие, хрупкие.
Формировать понятие о том, что игрушки бьются, аккуратно обращаться с ними.
Воспитывать любознательность, интерес к игрушке разных времен.
Упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: истории возникновения новогодних игрушек.)
Узнать технологию производства старинных новогодних игрушек.
Узнать, где можно ознакомиться с коллекцией старинных новогодних игрушек.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы на зимнюю тему. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением елки, елочных украшений.
Содержание НОД:
Воспитатель читает стихотворение:
Любой из вас, конечно, ждет
Веселый праздник Новый год!
Но больше всех на свете
Ждут этот праздник… (дети).(Слайд 1)
Воспитатель: Дети, а вы ждете Новый год? А что вам известно об этом празднике? Вы знаете, как праздновали Новый год на Руси? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, Новый год - это один из самых любимых народом праздников. И, как вы уже сказали, Новый год не всегда праздновали зимой.
В древности начало Нового года отмечали весной – 1 марта, потом перенесли на осень (на 1 сентября). Цари встречали Новый год на Кремлевской площади, сидя в драгоценных одеждах на престоле. (Показывает картинку)
- Царь Петр 1 издал указ праздновать Новый год в декабре, начало году вести с 1 января. В этом же указе повелевалось у домов богатых горожан, перед воротами, делать украшения из хвойных деревьев. Вскоре елки и хвойные ветки стали украшать дома.
- Дети, как вы думаете, чем украшают елку? Где можно приобрести елочные игрушки? Где делают елочные игрушки? Из чего изготавливают елочные игрушки? Как называют профессии людей, занятых над изготовлением елочных игрушек?
(Ответы детей: дизайнер, стеклодув, упаковщик, сортировщик, другие)
Воспитатель: Как красива новогодняя елка! (показывает на елку в группе). Украшение елки очень древний обычай. Наши предки всегда относились с почтением к этому вечнозеленому дереву, символизирующему здоровье, долголетие и бессмертие.
- Украсить зажженными свечами елку можно? Что может случиться?
(Ответы детей: Нет, нельзя. Пожар может случиться.)
Воспитатель: Правильно, конечно, нельзя наряжать елку свечами. Хотите узнать, как наряжали Новогоднюю елку давным-давно? Ребята, в старину был такой обычай изготавливать самодельные игрушки: хлопушки, рыбки из яичной скорлупы, звезды из фольги, домики, избушки, гирлянды…
Как вы думаете, когда появились первые елочные игрушки? Хотите об этом узнать?
(Дети: Да)
Воспитатель: Для этого нам придется отправится в путешествие по реке времени. Как вы это понимаете? (Ответы детей.)
- Для этого давайте вспомним, как называется время о событиях,
которые уже давно прошли? Правильно, это время мы называем прошлым. Наше прошлое можно еще разделить на два разных времени. Как вы думаете на какие?
(Предположения детей.)
Воспитатель: На самом деле можно о прошлом сказать, которое было ну совсем давно – это древность, ну и прошлое поближе к нашим прабабушкам и прадедушкам – это старина.
А как называется время событий, которые происходят с нами здесь и сейчас?
Правильно, это время мы называем настоящим.
А как называется время событий, которые только будут происходить с нами, например, когда вы вырастите…? Правильно – будущее. (Слайд 2)
Прошлое все то, что было.
Никакая в мире сила всё - обратно не вернёт.
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас – настоящее для нас.
Будущее – то, что будет и его не знают люди.
- Обратите внимание на панно – «Река времени», которое символизирует движение исторического времени: от прошлого к настоящему и наше с вами путешествие. Я приглашаю вас в путешествие по «реке времени». Да, именно, по реке, потому что, течет не только вода, но и время. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит только всегда вперед и никогда не возвращается назад, так же как и время.
- Итак, мы отправляемся в путешествие. Для чего нам нужно попасть в далекое прошлое ? Какая цель нашего путешествия?
(Дети: Мы хотим узнать, чем украшали елочные игрушки в старину и в древности).
Воспитатель: На чем мы будем путешествовать? (Ответы детей.)
- Смотрите, нас ждет «волшебный ковер»! Предлагаю воспользоваться им! Ведь мы путешествовать будем не по настоящей реке, а по «Реке времени», а по ней можно путешествовать на чем угодно.
Приглашаю всех на «ковер-самолет». Отправляемся в то далекое время, когда жили древние люди.
Чтобы наш полет свершился, помогайте мне: я буду говорить «волшебные» слова, а вы выполнять движения. (Слайд 3)
Мы на месте не сидим
Путешествовать хотим!
На ковер скорей садись,
Хлопни, топни, повернись!
В древности скорее окажись!
Воспитатель: Вот и первая остановка, которая называется «Древность». (Слайд 4). Выходим все из «ковра - самолета». Я приглашаю вас в кинозал, рассаживайтесь удобнее. Перед слайд-фильмом ответьте, пожалуйста, по вашему мнению, чем же украшали елки в древности? Были в древности фабрики по изготовлению игрушек? Из чего были сделаны игрушки? из каких материалов изготовлены? (Ответы детей)
- От древних людей пришла к нам традиция украшать елку. Древние люди верили, что в деревьях обитают духи плодородия, от которых зависит, насколько обильным будет урожай хлеба, овощей, фруктов. Желая угодить духам, заслужить их благосклонность, люди старались украсить деревья, в которых эти духи и жили.
Первые елочки были съедобными. Почему? Чем они были украшены? (Ответы детей)
- Конечно, их украшали овощами и фруктами, хлебными изделиями.
Яблоки считали символом плодородия, яйца означали зарождение новой жизни, орехи – божественный промысел, вафли – символ причастия.(Слайд 5,6)
Чуть позже на елку стали вешать пряники, печения, конфеты и другие сладости.(Слайд 7)
Воспитатель: А мы продолжим путешествие и отправимся в то время, которое называется «Старина», то далекое прошлое время наших прадедушек и прабабушек, нас ждет «ковер-самолет».(Слайд 8)
Мы на месте не сидим
Путешествовать хотим!
На ковер скорей садись,
Хлопни, топни, повернись!
В Старине скорее окажись!
Воспитатель: Мы с вами оказались на остановке, которая называется «Старина»
Дети, хотите побывать на фабрике, где изготавливают елочные игрушки? И посмотреть из чего их изготавливали?
Проходите в кинозал. (Слайд 9)
- Раньше елки украшались уже бумажными игрушками, бумажными гирляндами, различными фигурками. (Слайд 10).
В основном делали дома, покупали на рынке. Из простых материалов ваты, бумаги, клея – создавались удивительные фигурки детей, клоунов, животных, плоскостные игрушки. (Слайд 11)
Новогодняя игрушка наглядно отразила историю нашей страны.
- В довоенный период выпускались вещицы с советской символикой: дирижабли с надписью «СССР», шары с серпом и молотом, ватные спортсмены и пионеры с красными флажками, дети из разных республик в национальной одежде. (Слайд 12)
- Во время Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Игрушки также выпускались, конечно, в ограниченном количестве. Украшение елки к Новому году было обязательным – этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками – санитарами».(Слайд 13)
- В 50-е годы появилась мода на стеклянные бусы, после фильма «Карнавальная ночь» появились игрушки часы. (Слайд 14)
- В начале 1960-х годов на елках появились шарики с росписью на космическую тему.
«космонавты», «спутники», «ракеты»— отклик на полет Ю.А.Гагарина в космос.
(Слайд 15).
- В 1970-е годы стали выпускать игрушки на прищепках ( показываю игрушку ).
(Слайд 16)
Много игрушек было создано по мотивам сказок А.С.Пушкина к его юбилею: старик и старуха с золотой рыбкой, царевны и царевичи в традиционной русской одежде. Остались с тех времен и другие сказочные герои— Дюймовочка, Арлекин, Маленький Мук.
(Слайд 17)
Несколько лет тому назад в далекой старине такие игрушки стали делать уже из стекла. Ребята, вам интересно как создавались такие игрушки? Как вы думаете как их делали?
(Ответы детей).
Стеклодув выдувал заготовку через стеклянную трубочку, до красна накаленную на газовой горелке.
(Слайд 18).
Когда она достигала нужного размера, один конец запаивали. Затем ее охлаждали, погружали в цветной лак или нитрит серебра, раскрашивали вручную, клеили на нее стразы и блески и приделывали так называемую «шапочку» с петелькой. (Слайд 19).
- Так изготавливали игрушки в старину, так их изготавливают и в наше время.
Физкультминутка «Елочка» (Слайд 20)
Ждут красавицу колючую – рисуют руками елочку
В каждом доме в декабре – делают ладошками дом
На ветвях зажгут фонарики – показывают фонарики
Искры брызнут в серебре – руки над головой
Сразу станет в доме празднично – пальцы оттопырены
Закружится хоровод – берутся за руки в хоровод
Дед мороз спешит с подарками – идут по кругу с воображением мешком за плечом
Наступает Новый год! – машут руками вверху.
Воспитатель: Пришла пора возвращаться в наше, настоящее время. Приглашаю всех на «ковер-самолет» (Слайд 21)
Мы на месте не сидим
Путешествовать хотим!
На ковер скорей садись,
Хлопни, топни, повернись!
Из старины в настоящем окажись!
Воспитатель: Мы вернулись в наше настоящее время. Проходите в кинозал настоящего.(Слайд 22)
- В 90-е годы появилось много игрушек с символом наступающего года. Сегодня в производстве елочных игрушек наблюдается : шары с ручной росписью, пейзажами, картинами русской зимы, символикой. (Слайд 23)
- Ребята, раньше только учились расписывать рисовать на игрушках, а сейчас стали большими умельцами. И из года в год елочные игрушки все интереснее. Теперь они уже очень легкие, потому что пластмассовые. Ну и, конечно, не бьются, не такие хрупкие как стеклянные. (Слайд 24) . Блестящие, украшенные бисером и камушками. (Слайд 25).
- Ювелиры создали новогоднюю игрушку для украшения праздничной елки. (Слайд 26).
Цена этого украшения превзошла все ожидания. Эта елочная игрушка признана самой дорогой в мире. Ёлочную игрушку, инкрустировали рубинами и бриллиантами. Цена этого изделия составляет 300 000 долларов.
Ребята, а как вы думаете где можно ознакомиться с коллекцией старинных новогодних игрушек ? (Ответы детей).
- 18 сентября 2008 года открылся уникальный, единственный в России Музей ёлочной игрушки - «Клинское подворье»! (Слайд 27).
"Клинское подворье" - это музей елочной игрушки в подмосковном городе Клин. Этот музей молодой и пока единственный в России. Музей расположен в симпатичном современном тереме . В нем можно увидеть множество не только современных игрушек, но и старинных и древних. Его коллекции пополняются до сих пор. (Слайд 28, 29)
- Новогодняя игрушка это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны. Путешествуя по далекому прошлому и настоящему времени, мы узнали, когда появились первые елочные игрушки, какими они были и как менялись со временем.
- Ну а мы с вами возвращаемся из нашего путешествия в наш детский сад. «Ковер – самолет ждет». (Слайд 30)
Мы на месте не сидим
Путешествовать хотим!
На ковер скорей садись,
Хлопни, топни, повернись!
Снова в детском саду окажись!
Воспитатель: На нашем панно – «Реке времени», которое символизирует движение исторического времени: от прошлого к настоящему, отмечены 4 остановки (метки). Первая метка с изображением древних людей – это наша первая остановка. Кто помнит, как она называлась? Правильно - «Древность». Вторая метка с изображением людей в старинных костюмах - это вторая остановка в путешествии. Как она называлась? Правильно - «Старина». Третья метка с изображением современных людей – это третья остановка под названием «Настоящее».
- На столе приготовлены для вас картинки с изображением елочных игрушек, изготовленных в разное время. Внимательно рассмотрите их. Подумайте. И предлагаю разделиться на три команды и поиграть в игру «Река времени». ( делятся на команды).
- Посоветуйтесь друг с другом, разложите картинки и приклейте на панно «река времени», в соответствии с метками, обозначающими: «Древность», «Старину» и «Настоящее».
Игра «Река времени»
Анализ деятельности:
Воспитатель: Давайте немного вспомним какими игрушками украшали елку в древности и в старину?
- Как называется профессия людей которые изготавливали стеклянные игрушки?
- Какие игрушки у нас сейчас с вами в настоящем? Где хранится большая коллекция самых разнообразных елочных игрушек в наше время?
(Педагог предоставляет детям возможность высказываться.
Поощряет высказывания.
Комментирует высказывания.
Показывает заинтересованность.
Благодарит за совместную деятельность.)
Воспитатель: Ребята, какая же метка осталась у нас пустой? Правильно «Будущее». Мы о нем ничего не можем знать, оно нам неизвестно. Мы только можем о нем мечтать и фантазировать. Я предлагаю вам пофантазировать, помечтать - как будут выглядеть елочные игрушки в будущем. Закрываем все глазки и представляем каждый себе свою «игрушку будущего», такую волшебную и необычную как вы сами ее себе представляете.
- Открываем глаза. Посмотрите, какую игрушку представила себе я.
(Показывает рисунок).(Слайд 31 – рисунок воспитателя)
- Теперь ваша очередь удивить меня.
В свободное время, дома вместе с родителями попробуйте нарисовать, сделать аппликацию или изготовить свою «игрушку будущего» из какого – то другого материала. Принести в детский сад и украсить последнюю метку нашего панно «Будущее».
(Педагог мотивирует на продолжение деятельности
Дети продолжают работу в самостоятельной деятельности и дома с родителями.
Дети заканчивают панно «Река времени» у метки «Будущее».
Демонстрируют свои достижения.).
(Слайд 32 – работы детей)
Используемые источники:
Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста – О.В.Толстикова, О.В.Савельева, Т.В.Иванова и другие, Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014г.
Комплексные занятия. – Н.В.Лободина, Волгоград, издательство «Учитель», 2011г.
Белая К.Ю. Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ.- редакция сайта Педагогика/детский сад, 2008.
Савенкова Л. Формула творческого обучения /Л. Савенкова// Искусство.Прил. К газ. ПС.- 2009.- № 1.- с.4-5.
Сальникова А. История новогодних игрушек .- издательство Культура повседневности.- 2012.
Интернет – сеть: Как наряжать новогоднюю ёлку.- www.genon.ru
Ёлочные украшения - Wikimedaproject.
Галимова Евгения Алексеевна