Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Подводный мир»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе
Тема: «Подводный мир»
Задачи:
Образовательные. Закреплять и расширять знания о морских обитателях. Познакомить с рисованием в технике граттаж.
Развивающие. Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы. Развивать мелкую моторику рук.Развивать эстетическое восприятие подводного мира.
Воспитательные. Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
Оборудование: Листы плотной бумаги специально загрунтованной для выполнения рисунка в технике граттаж, зубочистки, запись «шум моря». Презентация «Подводный мир»
Предварительная работа: подготовка листов для граттажа, беседы о подводном мире и его жителях, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Воспитатель включает аудиозапись со звуками моря.
Воспитатель: - Ребята, прислушайтесь. Что вы, слышите?
Дети: - Шум моря, волны плещутся о берег …
Воспитатель: - А кто из вас видел море? Купался в нем?
Ответы детей
Слайд 2
Воспитатель: - Вот такое море без конца и края. Море огромное, море прекрасное, море сильное. Оно восхищает и удивляет.
На песчаный берег волны набегают
Перестанет ветер на море сердиться.
Станет видно, кто там, в глубине таится.
Хотели бы вы отправиться в путешествие в подводный мир?
Что нам для этого нужно? (маски, акваланги)
Слайд 3.
Давайте с вами наденем специальные костюмы и акваланги (имитируем одевания костюмов)
Закройте глаза, мы погружаемся … (дети садяться на коврик)
(Звучит «Звуки под водой»)
Вот мы на морском дне .
Сейчас начнутся чудеса,
Нужно лишь открыть глаза.
Слайд 4.
Как красиво! Волшебный подводный мир... Как в сказке. А вот разноцветные кораллы
Слайд 5, 6
Морские водоросли, которые похожи на сказочный лес.
Слайд 7
Подводный мир такой таинственный и загадочный
Слайд 8,9
Удивительно красочный и разнообразный подводный мир
Слайд 10, 11, 12
Давайте вместе понаблюдаем за морскими жителями. Каких только удивительных рыб не водится в морях!
Там, в глубине, в пучине вод плывут по своим морским делам и благородный дельфин, и хищница - акула, и необыкновенный морской конек, Давайте посмотрим на форму и окраску морских обитателей, какие они бывают. Рыбки могут быть разного цвета: красные, желтые, полосатые, а некоторые даже светятся.
Слайд 13, 14. Посмотрите, ребята, какие разноцветные рыбки.
Многие рыбы имеют оригинальную форму тела.
Одни круглые, а другие удлиненные, а некоторые напоминают ромб, треугольник.
Слайд 15, 16. 17. 18.
Одни рыбы красуются своим цветом, а другие своим красивым хвостом. У этой напоминает шикарный веер, а здесь острый меч. А у этой рыбки хвост колючий.
Какой удивительный подводный мир!
Слайд 19.
Смотрите, к нам на встречу плывут дельфины. Они очень веселые и любят играть, а давайте покажем им как мы играем.
Игра “ Море волнуется...»
Цель игры: формировать творческое воображение.
Игроки стоят на площадке и говорят:
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура на месте замри.
В такт словам дети взмахивают руками. С последними словами останавливаются и замирают, приняв различные позы. Отмечаются самые интересные фигуры.
Воспитатель: Ребята, вы увидели красоту подводного мира и познакомились с его обитателями. А хотите нарисовать подводный мир? А как же мы будем рисовать, у нас нет красок?
- А без красок сможете рисовать? А чем? На чем?
А палочкой на песке? На снегу чем?
Правильно, если вы любите рисовать, то рисовать можно хоть чем.
И сегодня я вам открою маленькую тайну превращения.
Я вас научу рисовать без красок .
Хотите?
Берёте в руки зубочистку,
И лист бумаги непростой,
И словно фокусник – царапкой
Рисунок создаёте свой.
Слайд 20.
А называется эта техника рисования граттаж. Техника эта занимательная и необычайная.
ГРАТТАЖ (в переводе с французского gratter) - царапать, процарапывать, рисунок процарапывается на листе.
Каждый из вас подготовил маленькое море с цветной основой, вода в нём уже есть, вам нужно только заселить его обитателями и растениями.
А дальше начинается самое интересное, с помощью зубочистки процарапывается рисунок.
Зубочистка – это инструмент, будьте с ним очень осторожны и внимательны, чтоб не уколоться самим и не задеть других.
Когда вы будете рисовать, у вас появятся крошки. Их надо аккуратно смахнуть тряпочкой или салфеткой с вашей работы.
Посмотрите, ребята, как правильно нужно держать палочку – зубочистку. Берем ее тремя пальчиками и проводим по бумаге, от палочки остается след – полоса.
Давайте закроем глазки и подумаем, кого мы сможем нарисовать?
Кого из морских обитателей изобразишь ты, Соня?
А ты, Ваня, кого хочешь нарисовать?
Давайте разомнем наши ручки.
Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать
А потом они скорее
Будут дружно рисовать.
Проходите на свои места.
Возьмите в руки зубочистки и приступайте к работе.
Дети самостоятельно принимаются за работу.
Индивидуальная помощь детям
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Какой у вас получился подводный мир! Давайте посмотрим, ваши картины, (воспитатель устраивает выставку картин)
Какие рыбы все яркие, красочные, разноцветные, разные по форме. Сколько рыб ты нарисовала? Каких рыб ты изобразил/а? А кто живет рядом с твоей рыбой? Кто спрятался, сидит в водорослях, в кораллах? Вы настоящие художники! (Дети рассматривают свои рисунки.)
Воспитатель. За такую хорошую творческую работу у меня для вас сюрприз. Смотрите, это камушки со дна морского. Но они не простые, их можно съесть, так как они тоже волшебные.
(Угощение детей конфетами «морские камешки»).
Литература:
1. Губамова Ф. «Ознакомление с нетрадиционной техникой – «граттаж». 2010г.
2. Марисова М. «Все о графике» из-во «Искусство» 2004г.
3. Григорьева А.Д. «Мои рукоделки» - М. Эврика 2010г.
4. Божович А.Д. «Творим своими руками» - ТВ. Эрудит, 2010г.
Раиса Рыжая (Мельник)