Урок русского языка в 4 классе «Изменение имён прилагательных по родам и числам»
Сингапурский метод-применение на практике
Предмет: русский язык
Тема урока: изменение имён прилагательных по родам и числам.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Применяемые типы мышления: принятие во внимание различных точек зрения. Определение главной мысли и формулирование выводов.
Цель: показать учащимся грамматическую зависимость имени прилагательного от имени существительного; учить находить имя существительное, от которого зависит имя прилагательное, и ставить вопрос от существительного к прилагательному; познакомить учащихся с изменением имен прилагательных по числам и родам.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
-Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
-Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Регулятивные УУД:
- Умение принимать и сохранять учебную задачу
-Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществить взаимопроверку и самопроверку .
Коммуникативные УУД:
-Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
-Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; мыслить креативно, слушать и понимать речь других)
-Строить речевые высказывания согласно учебной ситуации.
Познавательные УУД:
-Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
-Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
-Развивать умение работать с разными видами учебной информации.
Умение ориентироваться в своей системе знаний: обобщать уже известное с помощью учителя.
Планируемый результат:
Личностные:
- Сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- Воспринимать одноклассников как членов своей команды(группы)
- Быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные:
Регулятивные УУД :Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: Строит понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договаривается и приходить к общему решению при работе в паре; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.
Познавательные УУД: Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; обобщает полученные знания, используя различную учебную информацию;
Предметные: знать особенности сказок, уметь характеризовать героев, сравнивать сказочные сюжеты и героев.
Ресурсы:
дополнительные- презентация к уроку, карточки с заданиями, 10-листов формат А-4, 6 ручек
- раздаточный материал: карточки с заданиями, кроссворд, презентация
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, командная работа.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Поздоровались с партнёром по лицу, по плечу (жест).
II. Постановка учебных задач. На прошлом уроке мы прошли тему об именах прилагательных. Сегодня мы продолжим изучение этой темы, постараемся углубить наши знания об этой части речи. СТРУКТУРА «Timed-Rair-Share»
А) (На слайде репродукция картины В. Васнецова «Алёнушка» и графический эскиз « Алёнушка»). Работа в группах. (СЛАЙД 1)
- Попробуйте доказать, что без прилагательных мы не сможем сделать нашу речь более красивой, эмоциональной.
- Посмотрите на экран. Перед вами две Алёнушки.
- По мотивам какой сказки написана первая картина? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
- Какая из них вам нравится больше? Почему? ( Первая картина более красочная)
- Что вы сделали бы, чтобы и на вторую Алёнушку захотелось смотреть? (Раскрасить цветными красками.)
- У вас на столах написан текст, возьмите их. Прочитайте текст внимательно и скажите, понравился текст? Почему?
- Начинаем читать текст. (Учащиеся читают текст. Когда заканчивают читать - то каждый стол показывает сигнал - жест.)
- Прочитает нам громко, выразительно ….(ученик читает)
Алёнушка.
Аленушка убежала из дома в лес, к омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на воду омута. Природа перекликается с тоской девочки. В молчании застыли вокруг березки и осины. Листья тихо падают на поверхность пруда.
– Понравился текст? Почему? ( Мне текст не понравился, потому что в тексте нет имён прилагательных.)
Б) (КОНВЕРТ № 1 с текстом, в котором пропущены прилагательные. Работа в парах. Дети добавляют имена прилагательные после совместного обсуждения).
- Поработайте в парах с партнёром по плечу, а потом обменяйтесь своими ответами по лицу. Отредактируйте текст, рассматривая репродукцию. Добавьте имена прилагательные после совместного обсуждения. (Одна карточка на двоих).
Алёнушка.
Аленушка убежала из дома в ____________лес, к ___________омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет ______________заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на __________________________воду омута. _________________________природа перекликается с тоской девочки. В __________________молчании застыли вокруг ___________________березки и осины. _________________листья тихо падают на _____________________поверхность пруда.
Слова для выбора: (зеркальную, дремучий, тонкие молодые, глубокому, вечерняя, печальном, холодную темную, тихая и грустная родная, желтые.)
В) Проверка отредактированного текста.
- А сейчас проверим. Все 1-ые номера читают по одному предложению. Первый начинает стол № …(Смотрю, какой стол закончил первый.)
- Все согласны?
– Спасибо, ребята. А сейчас скажите, что мы доказали, выполнив это упражнение?
Аленушка убежала из дома в дремучий лес, к глубокому омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет вечерняя заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на холодную темную воду омута. Тихая и грустная родная природа перекликается с тоской девочки. В печальном молчании застыли вокруг тонкие молодые березки и осины. Желтые листья тихо падают на зеркальную поверхность пруда.
Вывод: Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, красочной, точной и красивой.
Г). Орфографическая минутка. СТРУКТУРА «RallyRobin» - « РЕЛЛИ РОБИНГ» ( Я тебе, ты мне)
— Послушайте стихотворение. Какую орфограмму сегодня будем повторять?
Русские слова с ЖИ, ШИ
Через И всегда пиши.
И конечно, Ч А и ЩА
Мы напишем с буквой А.
Ну а ЖУ, ЩУ, ШУ и ЧУ, -
Я серьезно, не шучу, —
С буквой У всегда дружны.
И заметить мы должны:
В иностранных лишь словах
Ю встречается в корнях:
ПАРАШЮТ, ЖЮРИ, БРОШЮРА-
Вот такая в них структура. (Е. Морева)
- Какие орфограммы вы услышали? ( жи-ши, ча-ща, чу-щу)
- Поработайте в парах с партнёром по плечу, по лицу. Приведите свои примеры по очереди на эти правила.
III. Поиск решения учебной задачи. Совместное исследование проблемы. СТРУКТУРА «Teambuilding» - «ТИМБИЛДИНГ». (Составление в команде словосочетаний.) (СЛАЙД 2)
— Рассмотрите рисунки, составьте словосочетания. Запишите их в 2 столбика. Работаем в группе.
- А сейчас проверим, какие словосочетания вы составили?
жилой дом жилые дома
зеленое яблоко зеленые яблоки
красная машина красные машины
- На какие вопросы отвечают слова первого столбика? (Какой? какое? какая?)
- На какие вопросы отвечают слова второго столбика? (Какие? )
- В чем заключается различие в этих словосочетаниях? (Слова первого столбика являются ед. ч. - м.р, ср.р., ж.р. , слова второго столбика являются мн. ч.)
- Назовите тему нашего урока. (Число и род имени прилагательного.)
Вывод:
- Что вы поняли, выполнив это задание? (Имя прилагательное всегда согласуется с именем существительным. От существительного к прилагательному можно поставить вопрос).
IV. Моделирование
1.Определение у прилагательных число, род. (КОНВЕРТ № 2)
СТРУКТУРА «Think-Write-Round Robin» «УГЛЫ».
( Описание. На 4 угла наклеены домики с (ж.р., ср.р., м.р., мн.ч.)
У уч-ся на столах в конверте № 2 по 4 листочка: на листах записаны имена прилагательные. Детям даётся 15 сек. на обдумывание, затем они направляются в углы к соответствующему ответу )
1) ранняя, сильная, круглая, кухонная, тёплая, холодная, подарочная, разделочная
2) старший, честный, яростный, местный, радостный, прелестный, известный, опасный
3) румяное, солнечное, весеннее, большое, готовое, снежное, пушистое, ясное
4) махровые, широкие, белые, высокие, детские, чайные, сильные, заварочные
2. Конструирование нового способа действия. Выполнение тренажёра по слайдам. СТРУКТУРА. «Quiz-Quiz-Nrade» (Квис-квис-трейд)
(На слайде вопрос и варианты ответов, учащиеся за столом коллективно обсуждают, кто раньше закончил, отвечают.) (СЛАЙД № 3, 4, 5, 6,7)
1. Имена прилагательные - это часть речи, которая ….
А) обозначает признак предмета
Б) обозначает предмет, события, явления
В) обозначает действие предмета
2) От какой части речи ставят вопрос к имени прилагательному?
А) от глагола
Б) от имени существительного
3) С какой частью речи согласуется имя существительное?
А) с глаголом
Б) с именем прилагательным
В) с местоимением
4) От чего зависит род имени прилагательного …
А) от предлога
Б) от глагола
В) от рода имени существительного
5) Какие бывают имена прилагательные?
А) изменяются по родам
Б) бывают мужского, женского, среднего рода
6) Как изменяются имена прилагательные?
А) изменяются по родам
Б) изменяются по числам, родам, падежам
В) изменяются по падежам
3. Переход к этапу решения частных задач. Тест. КОНВЕРТ № 3.
(У каждого ребёнка по 1 карточке, где с одной стороны записан вопрос, а с нижней части под загнутым листком ответ на заданный вопрос. Даётся время подумать, выбрать правильный ответ. Затем поочерёдно отвечают на вопросы.)
1. Найди прилагательное, которое можно поставить к слову «белка»
А) рыжее Б) рыжие В) рыжая
2. Найди «лишнее» слово. А) мокрое Б) ароматная В) вкусное
3. Какое прилагательное образовано от существительного «стол»
А) столбовая Б) толковый В) столовая
4. Какое слово, близкое по смыслу к слову «искусственный»
А) естественный Б) ненатуральный В) умелый
- Какой вывод сделаем?
Вывод: Имя существительное всегда согласуется с именем прилагательным. От существительного к прилагательному можно поставить вопрос.
Имена прилагательные изменяются по родам и числам. Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное, от которого прилагательное зависит.
V.Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Подведём итоги. Что дал каждому из вас урок? (Получили новые знания.)
- Какую цель мы поставили на уроке? (Учиться определять число и род у имён прилагательных.)
- Достигли её или нет? Что мы сегодня сделали для её достижения?
( Выполняли упражнения.)