Изменение имён прилагательных по падежам

3
0
Материал опубликован 8 February 2016

Технологическая карта

Предмет: русский язык

Класс: 4 класс

Тип урока: «открытие» новых знаний

УМК: «Школа 2100»

Тема

Изменение имён прилагательных по падежам

Цель

Овладение системой словоизменения имён прилагательных, формирование умений устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными и определять их признаки.

Задачи

1.Развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте.

2. Выявление особенностей склонения этой части речи.

3. Совершенствование первоначальных навыков исследовательской работы.

4. Стимулирование познавательного интереса с помощью проблемных вопросов.

5. Развитие орфографической зоркости, наблюдательности, памяти, умения работать в группе.

Формируемые УУД

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Основные понятия

Словоизменение (склонение)

Оборудование

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Часть 2

Мультимедиапроектор, интерактивная система MimioTeach, экран, презентация с интерактивными заданиями, документ-камера, разноцветные кружки, лист с алгоритмом самооценки.

Здесь будет файл: /data/edu/files/t1454992247.ink (Изменение имён прилагательных по падежам)

Формы взаимодействия

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа

Технологии обучения

Технология проблемного диалога (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.), технология продуктивного чтения (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения), технология оценивания учебных успехов (самооценка по алгоритму).

Методы обучения

Словесные (диалог), наглядные (презентация), методы устного и письменного контроля и самоконтроля, исследовательской работы.

Интернет-ресурсы

1.Структура урока, технологии: http://school2100.com/

2.Картинки "Части тела": http://www.stranamam.ru/album/147882/

3.Портрет Л.Н. Толстого: https://goo.gl/gJESQ4

4.Зимние картинки: https://goo.gl/dT28jE

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

УУД

I.

Организационный момент

Цель: настроить детей на работу.

Время: 3 минуты.

Слайд 2.

-Садитесь, ребята. Начнём урок. Прочитайте слова известного русского писателя Л.Н.Толстого: «Труд будит в человеке творческие силы». 

-Как вы понимаете смысл этого высказывания?

-Какие творческие силы можно пробудить в человеке?

-Думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость познания и творчества.

-Ребята, откройте тетради. Запишите дату, укажите вид работы.

Возможные ответы:

-Именно труд вызвал общение людей друг с другом. Речь стала средством выражения  мысли, обмена мыслями между людьми. У людей появилось стремление к творческой деятельности.

-Способность мыслить, рассуждать, составлять свои предложения и тексты, познавать новое, наблюдать, проявлять интерес…

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

II. Самоопределение к деятельности

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности и определить содержательные рамки уроки.

Время: 2 минуты.

Слайд 3.

-Послушайте стихотворение-загадку.

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

-Как вы думаете, какая часть речи могла рассуждать вот так?

-Послушайте дальше.

Вот громкий стук, вот синий шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий мяч, вот острый меч,

Весенний сад, родная речь! (В. Агафонов)

-Как «прикладываются», как связываются имена прилагательные с именами существительными? Есть ли в их связи какая-то закономерность?

-Сегодня на уроке мы продолжим открывать особенности этой части речи, и выясним, верны ли наши предположения.

-Имя прилагательное.

Предположения детей.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

III. Актуализация имеющихся знаний

Цель:

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Время: 3 минуты.

Слайд 4.

-Прочитайте про себя слова:

Новая, древняя, готовое, весеннее, смешной, длинный, гибкий.

-Посмотрите, что общего в этих словах?

-Чем они отличаются?

-Распределите имена прилагательные в три группы по родам.

-Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имен прилагательных в следующем порядке:

м. р. ж. р. ср. р.

-Напишите эту цепочку в тетради до конца строки.

-Все слова - имена прилагательные в ед. ч.

-Здесь представлены имена прилагательные разного рода.

Три ученика по очереди распределяют прилагательные по столбикам, проговаривают окончания для записи.

м. р. ж. р. ср. р.

ой ый ий ая яя ое ее

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

IV. Формулирование проблемы

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия.

Время: 5 минут.

Постановка основного вопроса урока.

Слайд 5.

-У героев нашего учебника Игоря и Оли в Англии живёт друг. Однажды они получили письмо от Майкла. Прочитайте его.

Работа по заданиям:

-Благодаря сказке Пушкина «О рыбаке и рыбке» Майкл понял, откуда появилось выражение «остаться у разбитого корыта».

-А вам знакомо это выражение? Как вы его понимаете?

-Вы заметили что-то «странное» в письме Майкла?

-Почему эти прилагательные употреблены именно так?

-Сформулируйте вопрос, который поможет исправить текст Майкла. (Запись вопроса на доске)

-Сравните свою формулировку с авторской. Откройте учебник на с. 137.

-Значит, цель нашего урока…

-Давайте составим план урока, который поможет нам ответить на основной вопрос.


-Что мы сейчас с вами делали?

Чтение вслух письма Майкла Игорю и Оле.

-Выражение означает: остаться ни с чем; потерять все, что имел; потерпеть крах всех своих надежд и мечтаний.
-Неверно использованы окончания прилагательных.

-Майкл ещё не совсем хорошо знает русский язык. (Майкл не знает, что имена прилагательные могут изменяться.)

-Как нужно изменять имена прилагательные?

- Узнать, как изменяются имена прилагательные.

Дети вместе с учителем составляют план.

Возможный вариант:

1.Что такое имя прилагательное?

2.С какой частью речи оно связано?

3.Как изменяется?

-Составляли план урока (планировали деятельность).

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Регулятивные УУД

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные результаты

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. «Открытие» новых знаний

Цель: провести наблюдение над изменением имён прилагательных.

Время: 12 минут.

1. Работа в учебнике.

1. Упр. 210 – наблюдение над изменением имён прилагательных.

Слайд 6.

-Прочитайте задание к упражнению.

-Выделите первый шаг.

-Что значит просклонять?

-Каким будет следующий шаг?

-Наблюдения будем проводить по вариантам. 1-й вариант работает со словосочетанием лесной ручей, 2-й вариант-лесные ручьи.

-Проверим. Я попрошу выйти к доске…

-Все согласны?

(Используется алгоритм самооценки)

-Одинаковые или разные окончания имён прилагательных вы написали при склонении?

-От чего это зависит?

-Какой вывод вы можете сделать?

Слайд 7.

-Запомнить сделанный вами вывод поможет эта модель.

Слайд 8.

2. На доске записаны слова: озеро, река.

-Составьте словосочетания с ними, используя прилагательное лесной.

-Что вы заметили?

(На доске появляется вспомогательная модель)

-Сделайте вывод: От чего зависит род имён прилагательных?

-Наша модель изменилась.

3.-Можете ли вы теперь ответить на вопрос, который возник при чтении письма Майкла: Как изменяются имена прилагательные?

-Как это можно показать на модели?

Слайд 9.

-Все согласны?

Слайд 10.

-Вернёмся к тексту письма. Найдите его на с. 40 учебника. Работаем в парах. Устно исправьте текст, дав комментарий по каждому случаю употребления формы прилагательного.

-Проверим. Прочитайте первое предложение. Что бы вы хотели в нем исправить? Почему?

-Что изменили …(1 пара, 2 пара, 3 пара, ...)? Исправьте ошибки.

(Вызывать детей парами.)

-Так как же согласуются, т.е. как связаны имена прилагательные и имена существительные?

2. Работа с текстом определения в рамке.

-Продолжаем работу в парах. Закончите определение на с. 41учебника.

Слайд 11. (заготовка текста определения с пропусками)

-Давайте проверим, что у вас получилось. (По предложению)

-У всех так?

-Сравните свой вывод с законченным определением на с. 140 учебника.

-Наши выводы подтверждаются?

-Какие умения мы развивали? (Использование цветных кружков)

-Просклонять - значит, изменить по числам и падежам.

Дети самостоятельно работают в тетради.

Два ученика выходят к доске, маркером вставляют окончания.

Дети оценивают свои действия по алгоритму.

-Разные.

-От падежа и числа.

Вывод: Имена прилагательные изменяются по падежам и числам, т.е. склоняются.

-Прилагательное изменило свой род и окончание.

-От рода имён существительных.

-Имена прилагательные изменяются по родам и склоняются, т.е. изменяются по падежам и числам.

Дети создают новую модель.

Слайд 9а.

Ответы детей с места.

-Интересную сказку.

Три пары детей дают объяснения: о старухе, о старике и рыбке.

-Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Одна пара учеников с места читает текст. Учитель вставляет пропущенные слова.

Ученики сравнивают свой вывод с законченным определением на с. 140 учебника.

-Мы развивали предметные умения, учились работать с информацией, сотрудничать друг с другом.

Коммуникативные УУД

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Физминутка.

Время: 2 минуты.

-Русский лингвист ХХ века Виктор Владимирович Виноградов определил эту часть речи следующим образом: «Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере настроений».

Слайд 12.

-Я предлагаю вам немного поиграть. Я буду называть прилагательные, а вы - показывать ту часть тела или лица, которые помогут этот признак определить. На слайде – подсказки.

Скользкий, ароматный, тяжёлый, громкий, холодный. низкий, умный, мягкий, добрый, кислый, вкусный, …

VI. Развитие умений.

Цель: развитие умений в словоизменении прилагательных.

Время: 13 минут.

1. Работа в учебнике.

1. Упр. 211 – развивается умение склонять имена прилагательные и устанавливать закономерности в склонении.

-Прочитайте задания про себя. Составьте план действий.

-Выполните задания по рядам: 1 ряд – святой источник;

2 ряд – родная дочь; 3 ряд - золотое сердце.

-Сколько словосочетаний нужно просклонять каждому ряду? Почему?

-Проверим выполнение работы.

Слайд 13.

На доске заполняется сводная таблица с окончаниями прилагательных.

-Заполните таблицу.

-У всех так?

-Оцените свою работу.

-Продолжим наблюдать за словоизменением прилагательных. Какой вывод вы можете сделать?

2.Составление алгоритма «Как определить род, число падеж имён прилагательных»

Слайд 14.

-На уроке вы определяли грамматические признаки имени прилагательного. Используя новые знания, попробуйте составить алгоритм «Как определить род, число падеж имён прилагательных».

-Обсудите в парах порядок действий.

-Все согласны?

3.Закрепление нового знания.

-Готовый алгоритм поможет нам при выполнении разных заданий. Одно из них вы видите на следующем слайде.

Слайд 15.

Цель задания: развивается умение вычленять из текста словосочетания существительных с прилагательными, определять их признаки.

-Оля и Игорь решили написать ответ своему другу Майклу и рассказать ему о русской зиме. Прочитайте текст.

Пришла морозная зима. Укрыла белоснежным покрывалом поля, намела высокие сугробы в лесу. Реки, озёра, пруды покрылись толстым льдом. Все деревья в серебристом инее. Сказочная картина!

-Выпишите из текста словосочетания сущ. (x) + прил. , укажите род, число, падеж.

-Как мы это будем делать?

Образец записи: зима (какая?) морозная;

-Оцените свою работу.

Дети самостоятельно работают в тетради.

У доски работают три ученика.

Самооценка работы по алгоритму.

Выводы после выполнения упражнения:

1) Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, от которого оно зависит.

2) Падежные окончания прилагательных в м. и ср.р. одинаковые, кроме И.п. и В.п.; а также окончания одинаковые во мн. числе, поэтому лингвисты считают, что имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются!

Вызвать 1 пару детей. Устанавливается порядок определения грамматических признаков имени прилагательного.

У доски работают ученики.

Ответы детей.

Используется алгоритм самооценки.

Познавательные УУД

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

VII.Итог урока.

Цель: оценивание вклада в достижение поставленных в начале урока целей, активности и эффективности работы класса.

Время: 1 минута.

-Вот и подходит к концу наш урок. Какая задача перед нами стояла?

-По вашему мнению, цель урока достигнута? Все пункты плана выполнены?

-Узнать, как изменяются имена прилагательные.

Ответы детей.

Познавательные УУД

4. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VIII. Рефлексия

Цель:

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Время: 3 минуты.

-Чем удивило вас сегодня имя прилагательное?

- Каким был урок? Выберите для его описания 1 слово - имя прилагательное. Учитель записывает слова.

Урок (какой?)…

Слайд 16.

-Как много добрых, интересных слов вы подобрали!

-Всем спасибо за плодотворную работу, за те творческие силы, которые вы в себе разбудили!

Дети называют имена прилагательные.

Возможные ответы детей:

-Отличный, хороший или плохой, скучный или интересный, бесполезный или поучительный…

Регулятивные УУД

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IX.Домашнее задание

Время: 1минута.

-Запишите домашнее задание.

Упр. 4, с. 56, правило, с. 140.



Комментарии

Хороший урок.

13 February 2016

Похожие публикации