«Математический турнир»
8 класс
Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто ещё не знает,
Что может любить математику,
Наш турнир математический посвящаем!
Цели:
- активизировать познавательный интерес к предмету;
- обобщить и систематизировать теоретические и практические знания учащихся;
- развивать познавательную и творческую активность;
- формировать заинтересованность в приобретении новых знаний, умение нестандартно мыслить;
- способствовать формированию чувства сплоченности, солидарности и здорового соперничества.
Ведущий:
Всем! Всем! Всем! Сегодня состоится математический турнир! Приглашаем всех отправиться в интересную и веселую страну, которая называется математикой! Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку, сообразительность и конечно хорошее настроение!
Вы встретились здесь вместе-
Кто смекалистей решить,
Дело класса, дело чести
В этой встрече защитить.
Вы сражаться должны дружно, с ясной целью победить,
Оправдать надежды нужно и себя не посрамить!
Девизом нашего турнира стали слова немецкого математика Г.В.Лейбница:
«Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт».
Правила игры.
В игре принимают участие 2 команды. Первая команда – «Треугольник», вторая- «Квадрат». У каждого из членов команд отличительные знаки-эмблемы, по которым можно понять, кого представляет данный ученик
Ведущий: Сегодня мы проводим турнир, посвящённый математике-«царице всех наук».
Славим математику
Математика, тебя сегодня славим,
И хотим спасибо мы сказать,
Ведь о тех, кто приложил старанья,
Ты заботишься, как ласковая мать.
Развиваешь ум и память нашу,
Учишь сравнивать, трудиться, рассуждать,
А подбросив трудную задачку,
Учишь нас трудности преодолевать.
Ты нас пробуждаешь, окрыляешь,
Быть настойчивыми учишь неустанно.
И познаний жажду разжигаешь,
Предлагая неразгаданные тайны.
О. Панишева
Ведущий:
Итак, турнир я открываю,
Вам успехов пожелаю,
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро всё в уме считать!
Представление команды.
Счётный конкурс начинаю,
Добрый день, мои друзья!
Две команды на турнире,
Их сейчас представлю я.
1.Вот команда «Треугольник»:
Пусть узнает каждый школьник,
Будут им, сказать хочу,
Все заданья по плечу!
2.Про команду №2
Разошлась уже молва.
Называется «Квадрат»,
Им любой учёный рад.
Слово предоставляется командам.
Каждая команда во главе с капитаном знакомит с названием своей команды, девизом, приветствием.
Приветствие команд.
Конкурс: «Мы желаем Вам».
Команда: «Треугольник».
Девиз: «В треугольнике друзей лучше считать,
легче решить и победить!»
1.Сегоднишний турнир мы выиграть хотим.
И просто вам победу не дадим.
Придётся попотеть и постараться
За каждое очко мы будем драться.
2.Мы смекалку проявим и отвагу,
А если вдруг не повезёт?
Победа всех когда-нибудь найдёт!
3.Пусть сильней кипит борьба.
Сильней соревнованье,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
4. Этот турнир сейчас
Науке посвящается,
Что математикой у нас
С любовью называется.
5.Она поможет воспитать
Такую точность мысли.
Чтоб в нашей жизни всё познать.
Измерить и исчислить.
Команда: «Квадрат».
Девиз: «У нашего квадрата
Все стороны равны,
Наши ребята дружбой сильны!»
!.Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
2. Этот турнир ждали мы,
По нему истосковались умы
Дружно будем задачи решать-
Мы хотим математику знать.
3.Как же нам не веселиться?
Не смеяться, не шутить?
Ведь сегодня на турнире
Мы решили победить!
4. Наша команда «Квадрат»-
Приветствует всех собравшихся ребят.
Желаем всем победить,
А себе не проиграть!
5. И соревнуясь вместе с вами.
Мы остаёмся друзьями.
И так пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.
Ведущий:
И жюри мы пожелаем
Справедливей, строже быть,
Ибо сами понимаем,
Как трудно вам всех оценить!
(Жюри оценивает эмблему, девиз, приветствие каждой команды. Максимальный балл -3).
Ведущий:
Для решения большинства задач недостаточно одних знаний, необходимы находчивость и внимательность.
Разминка.
«Повторение – мать учения».
Каждая команда отвечает на вопросы. ( За верный ответ – 1балл).
Команда «Треугольник».
Ромб, у которого все углы прямые (квадрат).
Сколько корней имеет уравнение =0? (1).
Кривая, являющаяся графиком функции у =. (гипербола)
Что меньше или ? (равны).
Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырёхугольника? (диагональ).
6. Мера веса в старой России, равная 16.04кг (пуд).
7. Цифры, которые употребляли в Древнем Риме около 2500лет назад (римские).
8. Нахождение корней уравнения (решение).
Команда «Квадрат».
Самая большая хорда в круге (диаметр).
Прямоугольник. у которого все стороны равны (квадрат)).
Сколько корней имеет уравнение = 2 ? (2).
График функции у = (парабола).
Что общего у трапеции и прямоугольника?
Что больше или (равны).
Точки, из которых выходят стороны четырёхугольника (вершины).
Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой (радиус).
(После ответов обеих команд жюри подсчитывает баллы).
I. Первый тур мы начинаем,
Победителей узнаем.
Конкурс: «Один за всех, все за одного».
Разгадывание шарад.
Команды должны быстро, верно и самое главное дружно дать ответ.
(Конкурс оценивается в 2 балла.)
1.Когда меня ты режешь, то не плачешь,
И всё – таки слезу смахнёшь с лица,
А сменишь букву, - выгляжу иначе:
С началом стану я, но без конца.
(лук – луч).
2.Арифметический я знак,
В задачнике меня найдёшь
во многих строчках.
Лишь «о» ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка.
(плюс – полюс).
3.Слово первое – почётный титул,
Им даже Монте -Кристо называли.
А второе часто говорим мы,
Если очень сильно замерзаем.
(граф – ик).
4.Предлог в моём стоит начале.
В конце же – пригородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом. (за-дача)
Конкурс: «Шевели мозгами».
(за 2 минуты переставить буквы и получить новые слова)
РЕНИУАНВЕ (УРАВНЕНИЕ)
ЬДОРБ (ДРОБЬ)
ТЕООРЗК (ОТРЕЗОК)
МАМРГ (ГРАММ)
МЕЛЬДО (МОДЕЛЬ)
Подведение итогов.
Ведущий:
Пока команды думают над своим заданием, вы, болельщики, можете помочь заработать очки своим командам.
Назовите математические термины, понятия, символы, знаки на букву «П»
(например: прямая, пропорция, пять, подобие,…). Каждое слово-1 балл
II. Тур второй: пусть всякий знает,
Кто же лучше вычисляет?
Мне задачки прочитать,
Вам же думать и считать.
Конкурс «Наш конструктор числовой – поработай головой».
1. Реши:.
Решение:
2. Докажи, что
( + ) : ( = 0,78) = 6.
Решение: (15 + 33) : (.0,3 + 0,78.10) = 6.
Игра «Где ошибка?»
Дикобраз в подарок сыну
Сделал новую машину,
К сожалению она
Недостаточна точна.
Результаты перед вами –
Быстро всё исправьте сами.
Ведущий:
Один начинающий волшебник, герой шуточной песенки, неумело обращался с заклинаниями, в результате вместо грозы у него получилось коза. А вместо утюга – слон. Чтобы решать уравнения, нужно совершать ряд преобразований, и делать это очень осмотрительно.
«Найди ошибку!»
1. 5х – 20=9х – 36
5(х – 4)=9(х – 4); разделить на (х – 4)
5=9
Ответ: корней нет.
2.Выполняя задания на преобразование выражений, содержащих степени, ученик допустил ошибки:
5*5*5*5=45 4. 23+27=210
23*27=410 5. 71=1
230/210=23 6. (2х)3=2х3
Какие определения, свойства, правила не знает ученик?
Конкурс: «Книга – книгой, а мозгами двигай».
На доске прикрепляются геометрические фигуры. Нужно каждой фигуре найти её пару – карточку с нахождением её площади. На обратной стороне карточки буква. Составив слово, должны угадать учёного математика, на могиле которого был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200лет по этому чертежу
Вызываются по 2 участника из команд. (За верный ответ – 1балл.)
|
|
|
|
|
|
|
|
аh |
аh |
аh |
ав |
(а+в)h |
|
А |
Р |
Х |
И |
М |
Е |
Д |
Жюри проверяет конкурс, объявляет его результат.
III. Третий тур мы начинаем,
Победителей узнаем.
Будут трудные задачи,
Пожелаем всем удачи!
И вот, наконец, конкурс капитанов: «Почтовый ящик».
Капитаны каждой команды достают задачи и после размышления дают ответ. (Каждый ответ оценивается в 1 балл).
1.В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10).
2. От куска материи длиной 200 метров отрезали каждый раз по 20м. Через сколько дней отрезали последний кусок? (Через 9 дней).
3. Угол в 1 градус рассматривают в лупу, дающую 4-х кратное увеличение. Какой величины окажется угол? (В 1 градус).
4. Любой месяц начинается с 1 и кончается на 30 или 31. Какой месяц имеет число 28?
5.Что надо сделать, чтобы 4 парня остались в одном сапоге? (Снять 1 сапог).
6.Профессор ложится спать в 20 часов. Ставит будильник на 9 часов утра.
Сколько часов проспит профессор? (1 час).
Домашнее задание.
Галерея замечательных чисел.
«Дождь звёзд и синие поля послушны числам».
Велимир Хлебников
Ведущий: Две стихии господствуют в математике - числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей.
Самые древние по происхождению числа – натуральные. «Ручейки» натуральных чисел, сливаясь, порождают безбрежный океан вещественных и разного рода особых специальных чисел
(Каждая команда представляет своё число. Максимальная оценка – 5баллов).)
IV. Вы ребята, все устали.
Много думали, считали,
Отдохнуть уже пора!
Так четвёртый тур - «Игра!»
Проведём игру «Узнай слово!» Решив примеры, вы должны узнать учёного, который ввёл запись степеней.
1. д
Е
3. К
4. А
5. Х5=243 Р
=512 Т
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ.
(Участвуют болельщики обеих команд). Болельщики могут принести команде очки, если правильно справятся с заданием.
Конкурс «Геометрия трав».
Назовите слова математического происхождения, которые есть в стихотворении.
Математик несбывшийся, странник.
Оглядись, удивляясь стократ:
В травах – срез волчеца – пятигранник,
А сеченье душицы – квадрат.
Всё на свете покажется внове
Под гольцом, чья вершина в снегу:
Водосбор – треуголен в основе
На цветущем альпийском лугу!
Где же круг?
Возле иглистой розы,
Там, где луг поднебесный скалист,
Вижу – с ветром играет берёзы
Треугольноромбический лист…
Подмечайте математику вокруг себя – в быту и природе. Для наблюдательного человека даже простые срезы растений – красивые геометрические фигуры.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
Пока жюри поводит итог вопрос для всех.
Вопрос. Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте её.
Подсказки:
Теорему доказывают в курсе геометрии и считают одной из важнейших теорем курса.
Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов.
Учёный, сформулировавший данную теорему, родился на острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов.
Этому учёному, кроме данной теоремы, приписывается ещё ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника.
Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам ещё до её открытия.
В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» - треугольник со сторонами 3, 4, 5. (египтяне знали, что указанный треугольник является прямоугольным и для него выполняется соотношение 32 + 42 = 52, т.е. как раз то, что утверждает теорема Пифагора).
Подведение итогов. Объявление победителей. Вручение призов.
Спасибо всем за участие!
Ведущий:
Пришел час расставанья,
Пусть мат.турнир в сердцах живет!
Давайте скажем «До свиданья»!
До встречи через год!
Литература:
- Гаврилова Т.Д. Занимательная математика.5 – 11кл. Волгоград: Учитель, 2004.
- Гончарова Л.В. Предметная неделя в школе. Волгоград: Учитель,2003.
- Иченская М.А. Отдыхаем с математикой.5 – 11кл. Волгоград: Учитель, 2008.
- Кордемский В.Г. Удивительный мир чисел. Книга для учителя .Москва: Просвещение, 1986.
- Лепёхина Т.А. Математическое ассорти. Волгоград: Учитель, 2009.
- Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка.Москва:1988.
- Панищева О.В.. Математика в стихах Волгоград: Учитель, 2008.