Проведение математического турнира в 8 классе

2
0
Материал опубликован 20 February 2016 в группе

«Математический турнир»

8 класс

Тем, кто учит математику,

Тем, кто учит математике,

Тем, кто любит математику,

Тем, кто ещё не знает,

Что может любить математику,

Наш турнир математический посвящаем!

Цели:

  • активизировать познавательный интерес к предмету;
  • обобщить и систематизировать теоретические и практические знания учащихся;
  • развивать познавательную и творческую активность;
  • формировать заинтересованность в приобретении новых знаний, умение нестандартно мыслить;
  • способствовать формированию чувства сплоченности, солидарности и здорового соперничества.

Ведущий:

Всем! Всем! Всем! Сегодня состоится математический турнир! Приглашаем всех отправиться в интересную и веселую страну, которая называется математикой! Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку, сообразительность и конечно хорошее настроение!

Вы встретились здесь вместе-

Кто смекалистей решить,

Дело класса, дело чести

В этой встрече защитить.

Вы сражаться должны дружно, с ясной целью победить,

Оправдать надежды нужно и себя не посрамить!

Девизом нашего турнира стали слова немецкого математика Г.В.Лейбница:

«Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт».

Правила игры.

В игре принимают участие 2 команды. Первая команда – «Треугольник», вторая- «Квадрат». У каждого из членов команд отличительные знаки-эмблемы, по которым можно понять, кого представляет данный ученик

 

Ведущий: Сегодня мы проводим турнир, посвящённый математике-«царице всех наук».

Славим математику

Математика, тебя сегодня славим,

И хотим спасибо мы сказать,

Ведь о тех, кто приложил старанья,

Ты заботишься, как ласковая мать.

Развиваешь ум и память нашу,

Учишь сравнивать, трудиться, рассуждать,

А подбросив трудную задачку,

Учишь нас трудности преодолевать.

Ты нас пробуждаешь, окрыляешь,

Быть настойчивыми учишь неустанно.

И познаний жажду разжигаешь,

Предлагая неразгаданные тайны.

О. Панишева

 

Ведущий:

Итак, турнир я открываю,

Вам успехов пожелаю,

Думать, мыслить, не зевать,

Быстро всё в уме считать!

 

Представление команды.

Счётный конкурс начинаю,

Добрый день, мои друзья!

Две команды на турнире,

Их сейчас представлю я.

1.Вот команда «Треугольник»:

Пусть узнает каждый школьник,

Будут им, сказать хочу,

Все заданья по плечу!

2.Про команду №2

Разошлась уже молва.

Называется «Квадрат»,

Им любой учёный рад.

Слово предоставляется командам.

Каждая команда во главе с капитаном знакомит с названием своей команды, девизом, приветствием.

Приветствие команд.

Конкурс: «Мы желаем Вам».

Команда: «Треугольник».

Девиз: «В треугольнике друзей лучше считать,

легче решить и победить!»

1.Сегоднишний турнир мы выиграть хотим.

И просто вам победу не дадим.

Придётся попотеть и постараться

За каждое очко мы будем драться.

2.Мы смекалку проявим и отвагу,

А если вдруг не повезёт?

Победа всех когда-нибудь найдёт!

3.Пусть сильней кипит борьба.

Сильней соревнованье,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

4. Этот турнир сейчас

Науке посвящается,

Что математикой у нас

С любовью называется.

5.Она поможет воспитать

Такую точность мысли.

Чтоб в нашей жизни всё познать.

Измерить и исчислить.

 

Команда: «Квадрат».

Девиз: «У нашего квадрата

Все стороны равны,

Наши ребята дружбой сильны!»

!.Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.

2. Этот турнир ждали мы,

По нему истосковались умы

Дружно будем задачи решать-

Мы хотим математику знать.

3.Как же нам не веселиться?

Не смеяться, не шутить?

Ведь сегодня на турнире

Мы решили победить!

4. Наша команда «Квадрат»-

Приветствует всех собравшихся ребят.

Желаем всем победить,

А себе не проиграть!

5. И соревнуясь вместе с вами.

Мы остаёмся друзьями.

И так пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепнет с ней.

 

Ведущий:

И жюри мы пожелаем

Справедливей, строже быть,

Ибо сами понимаем,

Как трудно вам всех оценить!

(Жюри оценивает эмблему, девиз, приветствие каждой команды. Максимальный балл -3).

 

Ведущий:

Для решения большинства задач недостаточно одних знаний, необходимы находчивость и внимательность.

 

Разминка.

«Повторение – мать учения».

Каждая команда отвечает на вопросы. ( За верный ответ – 1балл).

 

Команда «Треугольник».

Ромб, у которого все углы прямые (квадрат).

Сколько корней имеет уравнение =0? (1).

Кривая, являющаяся графиком функции у =. (гипербола)

Что меньше или ? (равны).

Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырёхугольника? (диагональ).

6. Мера веса в старой России, равная 16.04кг (пуд).

7. Цифры, которые употребляли в Древнем Риме около 2500лет назад (римские).

8. Нахождение корней уравнения (решение).

 

Команда «Квадрат».

Самая большая хорда в круге (диаметр).

Прямоугольник. у которого все стороны равны (квадрат)).

Сколько корней имеет уравнение = 2 ? (2).

График функции у = (парабола).

Что общего у трапеции и прямоугольника?

Что больше или (равны).

Точки, из которых выходят стороны четырёхугольника (вершины).

Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой (радиус).

(После ответов обеих команд жюри подсчитывает баллы).

 

I. Первый тур мы начинаем,

Победителей узнаем.

Конкурс: «Один за всех, все за одного».

Разгадывание шарад.

Команды должны быстро, верно и самое главное дружно дать ответ.

(Конкурс оценивается в 2 балла.)

1.Когда меня ты режешь, то не плачешь,

И всё – таки слезу смахнёшь с лица,

А сменишь букву, - выгляжу иначе:

С началом стану я, но без конца.

(лук – луч).

2.Арифметический я знак,

В задачнике меня найдёшь

во многих строчках.

Лишь «о» ты вставишь, зная как,

И я – географическая точка.

(плюс – полюс).

3.Слово первое – почётный титул,

Им даже Монте -Кристо называли.

А второе часто говорим мы,

Если очень сильно замерзаем.

(граф – ик).

4.Предлог в моём стоит начале.

В конце же – пригородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом. (за-дача)

 

Конкурс: «Шевели мозгами».

(за 2 минуты переставить буквы и получить новые слова)

РЕНИУАНВЕ (УРАВНЕНИЕ)

ЬДОРБ (ДРОБЬ)

ТЕООРЗК (ОТРЕЗОК)

МАМРГ (ГРАММ)

МЕЛЬДО (МОДЕЛЬ)

Подведение итогов.

 

Ведущий:

Пока команды думают над своим заданием, вы, болельщики, можете помочь заработать очки своим командам.

Назовите математические термины, понятия, символы, знаки на букву «П»

(например: прямая, пропорция, пять, подобие,…). Каждое слово-1 балл

 

II. Тур второй: пусть всякий знает,

Кто же лучше вычисляет?

Мне задачки прочитать,

Вам же думать и считать.

Конкурс «Наш конструктор числовой – поработай головой».

1. Реши:.

Решение:

2. Докажи, что

( + ) : ( = 0,78) = 6.

Решение: (15 + 33) : (.0,3 + 0,78.10) = 6.

Игра «Где ошибка?»

Дикобраз в подарок сыну

Сделал новую машину,

К сожалению она

Недостаточна точна.

Результаты перед вами –

Быстро всё исправьте сами.

 

Ведущий:

Один начинающий волшебник, герой шуточной песенки, неумело обращался с заклинаниями, в результате вместо грозы у него получилось коза. А вместо утюга – слон. Чтобы решать уравнения, нужно совершать ряд преобразований, и делать это очень осмотрительно.

«Найди ошибку!»

1. 5х – 20=9х – 36

5(х – 4)=9(х – 4); разделить на (х – 4)

5=9

Ответ: корней нет.

 

2.Выполняя задания на преобразование выражений, содержащих степени, ученик допустил ошибки:

5*5*5*5=45 4. 23+27=210

23*27=410 5. 71=1

230/210=23 6. (2х)3=2х3

Какие определения, свойства, правила не знает ученик?

 

Конкурс: «Книга – книгой, а мозгами двигай».

На доске прикрепляются геометрические фигуры. Нужно каждой фигуре найти её пару – карточку с нахождением её площади. На обратной стороне карточки буква. Составив слово, должны угадать учёного математика, на могиле которого был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200лет по этому чертежу

Вызываются по 2 участника из команд. (За верный ответ – 1балл.)

аh

аh

аh

ав

(а+в)h

А

Р

Х

И

М

Е

Д

Жюри проверяет конкурс, объявляет его результат.

 

III. Третий тур мы начинаем,

Победителей узнаем.

Будут трудные задачи,

Пожелаем всем удачи!

И вот, наконец, конкурс капитанов: «Почтовый ящик».

Капитаны каждой команды достают задачи и после размышления дают ответ. (Каждый ответ оценивается в 1 балл).

1.В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10).

2. От куска материи длиной 200 метров отрезали каждый раз по 20м. Через сколько дней отрезали последний кусок? (Через 9 дней).

3. Угол в 1 градус рассматривают в лупу, дающую 4-х кратное увеличение. Какой величины окажется угол? (В 1 градус).

4. Любой месяц начинается с 1 и кончается на 30 или 31. Какой месяц имеет число 28?

5.Что надо сделать, чтобы 4 парня остались в одном сапоге? (Снять 1 сапог).

6.Профессор ложится спать в 20 часов. Ставит будильник на 9 часов утра.

Сколько часов проспит профессор? (1 час).

 

Домашнее задание.

Галерея замечательных чисел.

«Дождь звёзд и синие поля послушны числам».

Велимир Хлебников

Ведущий: Две стихии господствуют в математике - числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей.

Самые древние по происхождению числа – натуральные. «Ручейки» натуральных чисел, сливаясь, порождают безбрежный океан вещественных и разного рода особых специальных чисел

(Каждая команда представляет своё число. Максимальная оценка – 5баллов).)

 

IV. Вы ребята, все устали.

Много думали, считали,

Отдохнуть уже пора!

Так четвёртый тур - «Игра!»

Проведём игру «Узнай слово!» Решив примеры, вы должны узнать учёного, который ввёл запись степеней.

1. д

Е

3. К

4. А

5. Х5=243 Р

=512 Т

 

КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ.

(Участвуют болельщики обеих команд). Болельщики могут принести команде очки, если правильно справятся с заданием.

Конкурс «Геометрия трав».

Назовите слова математического происхождения, которые есть в стихотворении.

Математик несбывшийся, странник.

Оглядись, удивляясь стократ:

В травах – срез волчеца – пятигранник,

А сеченье душицы – квадрат.

Всё на свете покажется внове

Под гольцом, чья вершина в снегу:

Водосбор – треуголен в основе

На цветущем альпийском лугу!

Где же круг?

Возле иглистой розы,

Там, где луг поднебесный скалист,

Вижу – с ветром играет берёзы

Треугольноромбический лист…

Подмечайте математику вокруг себя – в быту и природе. Для наблюдательного человека даже простые срезы растений – красивые геометрические фигуры.

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в турнире отличился?

 

Пока жюри поводит итог вопрос для всех.

Вопрос. Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте её.

Подсказки:

Теорему доказывают в курсе геометрии и считают одной из важнейших теорем курса.

Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов.

Учёный, сформулировавший данную теорему, родился на острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов.

Этому учёному, кроме данной теоремы, приписывается ещё ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника.

Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам ещё до её открытия.

В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» - треугольник со сторонами 3, 4, 5. (египтяне знали, что указанный треугольник является прямоугольным и для него выполняется соотношение 32 + 42 = 52, т.е. как раз то, что утверждает теорема Пифагора).

Подведение итогов. Объявление победителей. Вручение призов.

Спасибо всем за участие!

 

Ведущий:

Пришел час расставанья,

Пусть мат.турнир в сердцах живет!

Давайте скажем «До свиданья»!

До встречи через год!

 

Литература:

  1. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика.5 – 11кл. Волгоград: Учитель, 2004.
  2. Гончарова Л.В. Предметная неделя в школе. Волгоград: Учитель,2003.
  3. Иченская М.А. Отдыхаем с математикой.5 – 11кл. Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Кордемский В.Г. Удивительный мир чисел. Книга для учителя .Москва: Просвещение, 1986.
  5. Лепёхина Т.А. Математическое ассорти. Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка.Москва:1988.
  7. Панищева О.В.. Математика в стихах Волгоград: Учитель, 2008.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.