Методическая разработка урока музыки в 6 классе «Мелодией одной звучат печаль и радость»
Управление образования Администрации Навашинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия г. Навашино
Методическая разработка урока музыки в 6 классе
Тема: «Мелодией одной звучат печаль и радость»
Выполнила: учитель музыки
первой квалификационной категории
Агафонова Евгения Александровна
2014 – 2015 учебный год
Урок музыки в 6 классе по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко «Музыка»
Тема: «Мелодией одной звучат печаль и радость».
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.
Задачи:
Образовательные:
Учить понимать особенности музыкального языка через новые музыкальные произведения.
Развивающие:
Развивать умение воспринимать музыку, размышлять о ней, высказывать своё мнение; развивать вокально-хоровые навыки. Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение.
Воспитательные:
Обогащать духовный мир детей. Воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус. Воспитывать любовь к классической музыке.
Музыкальный материал урока:
1. В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада».
2. В.А. Моцарт Реквием. «Лакримоза».
3. Исполнение песни «Любимая школа» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова)
Техническое оборудование урока: экран, мультимедийный проектор, компьютер, диск «Искусство. Музыка 6 класс», электронная презентация, раздаточный материал.
Ход урока
Организационная часть урока
1. Приветствие. Готовность класса к уроку.
Вступление. Тысячи лет существует музыка на земле, и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на этот вопрос. Почему музыка волнует и трогает? Почему музыка вызывает чувства радости и печали? Почему к ней как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения?.. Слайд №2
Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум. Не заглуши
Ее с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Ее имеют многие. Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.
2. Повторение пройденного материала.
- Что нужно композитору, чтобы сочинить мелодию?
( Ноты).
- На протяжении веков человека сопровождает музыка. Ни один человек, скорее всего, не рискнет подсчитать количество музыкальных произведений. Но самое интересное, что нот всего лишь 7. Как же можно создать такое количество музыки, используя только 7 знаков?
(Их можно чередовать по-разному)
Давайте вспомним их и споём звукоряд. (Поют учащиеся). Слайд №3
3.Работа в парах. У каждого на столах есть лист с кроссвордом. Слайд №4. В течение минуты вам необходимо заполнить кроссворд. Первые четыре пары, которые справятся быстрее всех, поднимают руки, сдают мне работы и получают оценку в конце урока.
(Заполняем кроссворд.)
Вопрос на внимательность:
- Какой ноты не хватает в кроссворде?
(ноты фа)
Слайд №5 проверяем кроссворд.
Актуализация знаний
4. Итак, речь пойдет о мелодии. Слайд № 6 Конечно, мелодия – самое главное средство выразительности, присущее только музыке, это то, что мы напеваем, запоминаем, то, что отличает одно произведение от другого.
- Какими мелодии могут быть по настроению? (Словарь эмоциональных терминов)
- Как вы думаете, от чего зависит настроение мелодии?
- Можете ли вы назвать хоть одного композитора, который писал бы только веселую музыку? Почему?
- Итак, кто может предположить тему сегодняшнего урока?
(Мелодии бывают разные: веселые, грустные…)
Слайд № 7 Посмотрите, насколько поэтично звучат эти же слова у А.Блока: Мелодией одной звучат печаль и радость. Попробуем убедиться в этом на примере музыки одного композитора.
Основная часть урока
Слайд №8 Сегодня на уроке мы с вами прослушаем и поразмышляем над разнохарактерными музыкальными произведениями, а так же продолжим разучивание песни «Любимая школа» к юбилею, который состоится в скором времени.
Работа по теме
Вступительное слово учителя.
5. Сегодня на уроке мы с вами будем слушать музыку величайшего композитора 18 века В.А. Моцарта (1756 – 1791). Слайд № 9
"Маленький волшебник" Вольфганг Амадей Моцарт родился 27-го января 1756 года в бедной семье. Его отец происходил из семьи простых ремесленников-переплетчиков.
Полное имя у мальчика было довольно длинное: Иоганн Хризостомус Вольфганг Теофилус. Через несколько лет имя Теофилус, что по-русски означает любящий Бога, заменили на Амадей.
Чудо-ребенок, ясный гений, с 3 лет занимался музыкой, в шесть лет писал музыку и выступал при дворах Зальцбурга, Лондона и Версаля.
В двенадцать лет Моцарт уже написал первую большую оперу. Она была поставлена в придворном театре Зальцбурга.
Моцарт обладал абсолютным слухом. И, услышав всего лишь раз невероятно сложное произведение, записывал его на слух без единой ошибки. За это Папа Римский наградил Моцарта орденом Рыцаря золотой шпоры. Так в четырнадцать лет Вольфганг Моцарт стал академиком, благородным кавалером ордена и дворянином.
Слушание, исполнение и анализ музыкальных произведений
6.Давайте прослушаем одно из необычных произведений 18 века серенаду, написанную Моцартом. Скажите, что такое серенада? Слайд № 10
(Музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь; серенада — песня, исполненная для возлюбленной, обычно в вечернее или ночное время и часто под её окном. Певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне, мандолине или гитаре.)
Слушание фрагмента. В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»
Слайд № 11
Послушайте внимательно и ответьте на следующие вопросы:
- Слышали ли вы пение в серенаде?
(Нет)
- Какие инструменты звучали?
(Струнные)
- Какое настроение передает вам эта музыка? Какой у неё характер? (Словарь музыкальных терминов)
(Бодрое, жизнерадостное, тонкое, изящное, оптимистичное, задорное, радостное)
- Перед вами на парте лежат маски, какие на них лица изображены? Слайд 12
(Радостное и печальное)
- Какая маска подойдет нашему музыкальному произведению?
(Радостная. Учащиеся показывают маску учителю.)
Мелодия Маленькой ночной серенады пленяет тонкостью и изяществом. В ее звуках оживает облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днем и ночью можно было слышать чудесную музыку.
В Вене 18 века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Смысл такой музыки был в том, чтобы доставить человеку радость.
7. К сожалению, в жизни случаются не только радостные моменты, но и печальные.
Моцарта славила вся Европа, но жизнь его была очень нелёгкой. В то время среди знатных вельмож музыкант ценился не больше, чем слуга или портной. Поэтому великий композитор, покинув службу у герцога, стал бедняком. Последним произведением Моцарта стал Реквием. Слайд №13. Реквием - в переводе с латинского – заупокойная месса. Многочастное хоровое произведение, нередко с участием солистов и в сопровождении оркестра. Он был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во все черное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица. Моцарт с увлечением принялся за работу. Между тем болезнь уже подтачивала его силы. Не закончив Реквием, композитор умер. Заканчивал это произведение совсем другой композитор, ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайер.
Лакримоза в переводе с латыни означает – слезный день. Ее мелодия основана на интонации вздоха и плача, одновременно выражая состояние глубокой искренности и благородной сдержанности чувства.
Слушание фрагмента В.А.Моцарт Реквием «Лакримоза» слайд №14-15
- Какое настроение передает вам эта музыка, какой у неё характер?
( Печаль, скорбь, горе, беда, тоска, трагедию)
- А что представили вы прослушивая это музыкальное произведение?
(Ответы учеников)
- Какая маска подойдет к этому произведению? (Слайд №16)
(Печальная)
Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так писал о нем в одном из своих писем: «Передо мной моя погребальная песнь. Не могу оставить ее незавершенной».
Душевное состояние Моцарта в период работы над Реквиемом с огромной силой передал Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Слайд № 17.Вот что в произведении говорит композитор о своих тревогах незадолго до смерти:
Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь,
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит…
Композитор А. Рубинштейн назвал Моцарта «вечным солнечным светом в музыке». И тем не менее Моцарт создаёт одно из самых скорбных во всём мировом искусстве сочинений – свой Реквием.
Итак, мы услышали разные мелодии одного композитора. В них можно увидеть творческий путь Моцарта от успеха беззаботного мальчика, до трагических переживаний огромного художника.
8.Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Слайд №18
Давайте не будем заканчивать урок на пессимистической ноте, вспомним и исполним с вами песню «Любимая школа». Но прежде чем начать исполнение песни, мы выполним дыхательную и артикуляционную гимнастику.
(Ученики под руководством учителя делают упражнения).
9. Итак, наш артикуляционный аппарат готов к исполнению песни «Любимая школа» от начала до конца. Слайд №19
(Исполнение песни).
«Любимая школа»
1.Школа смотрит добрыми глазами,
И сияет взгляд от чистоты,
Наполняет небо голосами,
Украшает красками холсты.
С самого начала объяснила нам,
Что душа дороже серебра,
Наша школа самая любимая -
Колыбель искусства и добра.
Припев: Ты даришь звуки,
Ты даришь краски,
И оживают детские сказки.
От классики до рок-н-рола:
Всё дарит любимая школа.
От классики до рок-н-рола:
Всё дарит любимая школа.
2.Высоки и помыслы, и чувства
И бегут твои ученики
В храм благословенного искусства
Быстрой стайкой наперегонки.
Это дверь, открытая для каждого,
И, покуда вертится земля,
Самое заветное и важное
Открывают нам учителя.
Припев:
3.По огромным просторам России
Разлетаются выпускники
И несут широко и красиво
Свет небесный во все уголки.
От души пожелать тебе хочется,
Чтобы ныне и через века
Пробивалось в сердцах твоё творчество
Серебристой водой родника.
Припев.
- Какая маска подойдет этой песне радостная или печальная?
(Радостная).
- Сейчас мы исполним песню еще раз, но только разделимся на группы.
(Учащиеся разделены на 2 группы, каждая группа исполняет по куплету, припев и 3 куплет поют все хором).
- Какие чувства мы испытали, когда прослушали музыку Моцарта, спели песню «Любимая школа»?
(Чувства радости и оптимизма)
- А всегда ли человек испытывает чувства светлые, добрые и радостные?
(Нет, в жизни человека неизбежны утраты и разочарования)
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
10.Над какой темой работали?
( В музыке, как и в человеке присутствуют чувства радости, веселья, страдания и печали,)
- Что нового узнали?
(Новые факты из жизни Моцарта, его произведения «Маленькая ночная серенада», Реквием. «Лакримоза». (Слезный день)).
(Мы узнали другого Моцарта, произведения которого могут вмещать многообразную гамму человеческих эмоций)
11. Домашнее задание. Подготовить небольшое сообщение о интересных на ваш взгляд фактах из жизни В.Моцарта. Слайд №20
Слайд №21. На протяжении всего урока с нами были маски печали и радости. Я хочу, чтобы вы показали мне ту маску, которая соответствует вашему настроению после проведенного урока. Если урок вам понравился, поднимите маску радости, а если нет, то маску печали.
Я пожелаю вам: пусть с вами всегда будут хорошая музыка, хорошая поэзия, хорошие картины, чтобы вы, вслушиваясь, вчитываясь, всматриваясь в произведения искусства, глубже познавали жизнь.
Слайд №22. Спасибо за урок!
Список литературы:
1. Ю.Б. Алиев Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002.
2. Музыка. 5-8 классы: необычные уроки: музыкальные расследования и путешествия, сценки-пьесы, концерты/ авт. сост. М.Ю. Лукашевич. – Волгоград: Учитель, 2013.
3. Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2014г.