Урок «Дружба приумножает радости и дробит печали»
Урок литературы на тему: «Дружба приумножает радости и дробит печали ». (По стихотворению А.С. Пушкина «И.И. Пущину».)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, мы выделяем следующие планируемые образовательные результаты:
Планируемые метапредметные результаты:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, использовать в самостоятельной деятельности.
Планируемые личностные результаты:
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование навыков сотрудничества со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Планируемые предметные результаты:
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;
формирование умения определять задачу чтения вслух или произношения, умения донести ее до слушателей;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении через образ литературного героя, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
Тип урока: комбинированный.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: интерактивная доска, фонохрестоматия к учебнику литературы под ред. В.Я. Коровиной, 6 класс.
Эпиграф к уроку: «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек». Николай Васильевич Гоголь
Ход урока.
I этап: Организационный момент.
Подготовка учащихся к уроку, создание рабочей атмосферы учителем. Формулировка темы.
- Ребята, для того, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, предлагаю вам прочитать пословицы русского народа, в которых пропущены слова. Добавьте их и определите, какой общей темой эти высказывания объединены и о чем сегодня на уроке мы поговорим.
Кто в нраве крут, тот никому не (друг).
Дерево держится корнями, а человек (друзьями).
Без (друга) жить – самому себе постылым быть.
Кто любит лгать, того нельзя в (друзья) брать.
Совершенно верно, ребята. Сегодня на уроке мы поговорим с вами о великой человеческой ценности - дружбе. А именно о дружбе в жизни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
II этап: Определение целей и задач.
Вспомните, что нам уже известно об А.С. Пушкине. Все ранее изученные факты биографии и творчества автора будем записывать на доске, создавая ментальную карту. В центре запишем имя поэта, а от него будем отводить цветные стрелки-обозначения с имеющимися у нас знаниями о нем. (заполняется на доске, ребята предлагают известные им факты об А.С. Пушкине, называя существительные: годы жизни, ссылки поэта, жанры произведений, детство, лицейские годы, произведения и так далее).
Подчеркните в своей карте слово дружба. Сегодня на уроке оно для нас самое важное, ведь тема дружбы проходит через всю лирику А.С. Пушкина. Ни один русский поэт не уделял так много внимания этой стороне человеческих отношений. Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей.
III этап: Проектирование результатов уроков.
19 октября 1811 А.С. Пушкин вместе с другими мальчишками стал учеником Лицея. В Лицее проучился А.С. Пушкин шесть лет. Сегодня на уроке мы узнаем, какие качества ценил в своих друзьях больше всего и кого мог называть своим другом Александр Сергеевич Пушкин. Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых будет характеризовать лицейских друзей поэта. Кроме того, мы узнаем, каким другом был сам А.С. Пушкин и как тема дружбы отражена в его лирике. Для этого мы проанализируем стихотворение «И.И. Пущину». Поможет нам в этой работе выразительное чтение, в процессе занятия обратимся к фонохрестоматии.
IV этап: Отбор содержания учебного материала.
Для успешного выполнения поставленной задачи, каждой группе предлагается использовать уже имеющиеся знания, материал учебника, раздаточный материал, фрагмент фонохрестоматии («И.И. Пущину», исп. Владимир Завьялов), материалы сети Интернет.
V этап: Практическая деятельность учащихся.
Мы разделимся на 8 групп, каждая из которых получит информацию об одном из лицеистов. Используя портрет и выбранную вами краткую информацию, информацию сети Интернет, создайте страничку для выпускного альбома лицеистов (титульный лист создан учителем). Ваша задача представить своего героя классу.
Примерный вариант ответа групп:
1 группа: Вольховский Владимир.
2 группа: Горчаков Александр
3 группа: Дельвиг Антон
4 группа: Корсаков Николай.
5 группа: Кюхельбекер Вильгельм
6 группа: Малиновский Иван,
7 группа: Пущин Иван,
8 группа: Пушкин Александр
Годы, проведенные в лицее, оказали огромное влияние на А.С. Пушкина, ведь именно здесь он обрел самых близких друзей. А что такое дружба для вас, ребята? Попробуем создать синквейн на эту тему. (Структура синквейна ребятам знакома).
Самым близким другом А.С. Пушкина был И. Пущин. Во время ссылки А.С. Пушкина, И. Пущин навестил друга, развеяв его тоску и одиночество. В книге «Записки о Пушкине» находим это описание:
«Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод… Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. …Он, как дитя, был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему ещё не верится, что мы вместе. …Пушкин заставил меня рассказать ему про всех наших первокурсных Лицея; потребовал объяснения, каким образом из артиллериста я преобразился в судьи. Это было ему по сердцу, он гордился мною и за меня!.. Я привёз Пушкину в подарок «Горе от ума»: он был очень доволен этою рукописною комедией, до того ему почти вовсе незнакомой. …Потом он мне прочёл кое-что своё…
…Я осуждён: 1828 года, 5-го января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствования по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первым встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый первый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А.Г. Муравьёва и отдаёт мне листок бумаги, на котором неизвестною рукою написано было...» [Иван Пущин. Записки о Пушкине. Письма]
В продолжение слов учителя звучит запись фонохрестоматии к учебнику литературы под редакцией В.Я. Коровиной. Выразительно стихотворение «И.И. Пущину» читает Владимир Завьялов, сопровождает прочтение музыка «Приятное воспоминание» Ф. Мендельсона, в исполнении И. Перельмана (скрипка).
- Какое чувство вызвало прослушивание этого стихотворения? Поработаем категорией расы, которая поможет выразить ваше настроение, Отметьте, какое чувство возникло у вас от знакомства со стихотворением.
мужество |
страх |
Любовь |
печаль |
умиротворение (спокойствие) |
Удивление |
веселье |
гнев |
отвращение |
- Какими средствами художественного чтения актеру удается передать выбранное вами чувство? Подумайте и обсудите в парах, как автору удается передать настроение светлой грусти и благодарности другу за его приезд в Михайловское?
- Хочу обратить ваше внимание, что прочтение этого стихотворения в фонохрестоматии сопровождается музыкальным фрагментом. Это «Приятное воспоминание» Ф. Мендельсона в исполнении И. Перельмана. Почему выбрана именно такая композиция? Какое чувство вызывает у нас эта мелодия, на что она нас настраивает? Прослушаем запись еще раз, обратив внимание именно на музыкальное сопровождение.
- Работая со звукозаписью, не забудьте и о художественном тексте: какими словами и с какими чувствами поэт вспоминает о лицейском братстве? Почему? Как это характеризует самого поэта?
- Каким чувством проникнуты строки-воспоминания о свидании в Михайловском? (Годы лицейские – светлые годы, согретые теплотой настоящей дружбы. И.И. Пущин, вопреки запретам посещения А.С. Пушкина в ссылке, едет к другу, чтобы его поддержать. Поэт с благодарностью и нежностью вспоминает эту важнейшую для него встречу).
- Прочтите первое предложение стихотворения. С какой интонацией необходимо это сделать? Каким чувством необходимо наделить свое прочтение? (Можно дать подсказку школьникам, перечислив чувства: торжественность или задушевность, грусть или радость, мрачное или светлое настроение).
- О чем говорится во второй части этого стихотворения? (о ссылке друга И.И. Пущина)
- Что соединяет первую и вторую половину стихотворения? Какие слова можно назвать ключевыми во второй части стихотворения? («то же утешенье» - такое же, как когда-то подарил И.И. Пущин А.С. Пушкину). Друзей разделяет огромное расстояние, увидеться невозможно. Но для душевной близости и привязанности нет и не может быть преград. Слово обладает такой великой силой, что способно преодолеть любое расстояние и трудности.
- Прослушайте запись еще раз и ответьте на вопрос: какие чувства поэта сумел передать актер во второй части стихотворения, в которой он обращается в далекую Сибирь?» Как чтец произносит эти строки? (Актер произносит эти важные для понимания основной мысли произведения слова торжественно, возвышенно, степенно).
Верно, ребята. Так из каких же двух важнейших аспектов складывается дружба, по мнению поэта? Какие две основы дружбы можно найти в двух смысловых частях стихотворения, выделенных при чтении актером?
Верно, ребята. В этом стихотворении соединены два чувства – грусть и благодарность в первой части с одной стороны (воспоминание о встрече в Михайловском), чувства поддержки и утешения во второй части стихотворения (в обращении к ссыльному другу).
Так кто же, по мнению поэта, настоящий друг? Попробуйте сравнить представления поэта с вашими личными размышлениями (обратитесь к синквейну). Согласны ли вы с А.С. Пушкиным?
Подготовьте выразительное чтение стихотворения, стараясь передать те чувства, о которых мы говорили: благодарности и поддержки. Пользуйтесь памяткой, созданной нами на прошлых уроках.
VI этап: Оценочная деятельность.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам проанализировать и оценить работу с выразительно звучащим словом на сегодняшнем уроке.
Сложно ли тебе выразительно читать лирические произведения?
Что может помочь школьнику в подготовке к выразительному чтению? А) работа с текстом (поиск изобразительно-выразительных средств); Б) использование фонохрестоматии как образца выразительного прочтения; В) вдумчивое чтение про себя; Г) свой вариант
Для чего мы работали с фонохрестоматией на уроке литературы? Выбери наиболее точный, на твой взгляд, ответ. А) Чтобы понять смысл произведения Б) Чтобы научиться выразительно читать, опираясь на предложенный образец В) Для эстетического наслаждения Г) свой ответ
Помогает ли выразительное прочтение понять текст произведения? Почему?
VII этап: Итог урока.
В 2019 году мы будем праздновать 220 лет со дня рождения А.С. Пушкина. Темы, которые он затрагивал в своем творчестве, актуальны и в наши дни.
О прекрасных годах, проведенных в Лицее и о своих друзьях, А.С. Пушкин написал немало добрых слов. Вот, например, отрывок из известного стихотворения «19 октября» (обратимся к отрывку).
Годы, проведенные в Лицее, навсегда сплотили лицеистов. Они смогли, несмотря ни на что, пронести сою дружбу сквозь годы, через все трудности и невзгоды. Мне бы хотелось пожелать вам, чтобы вы тоже сохранили свою школьную дружбу, и через много лет, встретившись друг с другом, могли сказать: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»
VII этап: Предлагается дифференцированное домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину» (обязательно для всех), прослушать запись фонохрестоматии еще раз дома.
На выбор:
Придумайте и запишите правила, которые помогут сохранить дружбу.
Напишите эссе на тему: «Мой первый друг, мой друг бесценный…» о своем друге.
Создайте фотоколлаж «Я и мой лучший друг». Под каждой фотографией напишите небольшую заметку о своем друге.
Попробуйте написать стихотворение-посвящение другу.