Урок русского языка «Обобщение о словах, которые пишутся с заглавной буквы» (2 класс)

2
1
Материал опубликован 27 January 2016

Предмет: русский язык

Тема: «Обобщение о словах, которые пишутся с заглавной буквы»

Класс: 2

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Форма урока: урок-игра

Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в собственных именах существительных.

Задачи:

Углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.

Развивать аналитическое мышление, память, монологическую речь; формировать орфографический навык, исследовательские умения.

Воспитывать познавательный интерес к родному языку

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

Регулятивные  УУД - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, классифицировать, находить ответ на проблемный вопрос.

Коммуникативные УУД  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные – закрепить знания о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить умение правильного написания заглавной буквы в именах собственных.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 кл./ Т.Г. Рамзаева - М.: Дрофа, 2009.

Оборудование и материалы для урока: большой бумажный цветок, кроссворд, телеграмма, послания с заданиями, карточки для контроля знаний, карточки с группами слов, шоколадные медальки.


 


 


 

Ход урока:

Этапы урока

Планируемые результаты и УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Цель: содействие установлению нормального рабочего настроя у обучающихся и готовности к сотрудничеству.

Личностные: готовность к обучению, положительное отношение к учению

Учитель читает наизусть стихотворение:

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем

И друг другу помогаем.

(Дети тихо садятся на места)

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке –

Ручка, книжка и тетрадка?

- Раз всё в порядке продолжаем урок.

Дети эмоционально настраиваются на работу.

2. Постановка цели и задач урока.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Предметные: Повторение единиц русского языка.

Познавательные: умение под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель; умение сознательно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: оценка деятельности

 Проведение игры «Для ума» – Разгадывание кроссворда. 

- Разгадав кроссворд вы узнаете, чем же мы будем заниматься на уроке.

Оно сообщает о ком – либо или о чём – либо. ( Предложение)

  Его можно записать из букв. ( Слово)

Их мы произносим. ( Звуки)

Он состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу. (Текст)

·        Это часть слова. ( Слог)

Она бывает устная и письменная. ( Речь)

Общая часть у родственных слов (Корень)

Орфограмма, которая называется разделительный мягкий … )знак)

Знаки, которые используются, чтобы сообщить название рассказа, стихотворения, картины… (кавычки)

Слова, которые называют предметы. ( Существительное)

·        

_ Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике.         (Повторение)

Итак, цель мы поставили, значит, наша работа получится. Поднимите глазки вверх, опустите их вниз, посмотрите влево, вправо. А теперь послушайте, что я вам расскажу.

Далеко - далеко, за горами, за морями, за высокими лесами есть страна Грамматика. В ней живут разные звуки, буквы, слова и предложения. И все они служат Королеве Грамматике (показать наглядность на доске). Однажды все узнали, что Злодей (показ на доске) похитил Королеву и заточил её в свою темницу. Он это сделал специально, чтобы никто не смог больше изучать буквы и знать науку грамматику, чтобы все в этой стране стали безграмотными.

- Жалко вам Королеву? Хотите ей помочь?

- Королева Грамматика надеется на вашу помощь и прислала вам телеграмму. Давайте её прочитаем.

- Поможем Королеве Грамматике?

- Итак, в путь!

Ты расти, расти цветок, распускайся лепесток!
Красный, жёлтый, голубой! Расцветай-ка! Зло долой!

Дети разгадывают кроссворд.

Формулируют тему и цель урока.

Слушают сказку.

Соглашаются помочь Королеве .


 

Телеграмма (читает ученик): "Дорогие, ребята! Помогите мне, пожалуйста, освободиться из темницы. Выполните все задания, которые я вам прислала вместе с волшебным цветком. Как только вы выполните все задания, то волшебный цветик-семицветик распустится, и силы зла исчезнут. И в стране Грамматике опять будет порядок. Надеюсь на вашу помощь!" Королева Грамматика.

3. Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий


 


 

Чистописание

Предметные: Повторение правила правописания собственных имен существительных

Познавательные: умение сознательно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

- Ребята, давайте вспомним с вами, над какой темой мы сейчас работаем на уроках русского языка? (тема урока написана на доске, учащиеся хором её читают).

- А когда же мы пишем слова с большой, заглавной буквы? (ответы детей)

-А почему хотя бы одно слово в предложении, но будет написано с большой буквы? (это начало предложения)


 


 


 

Для того, чтобы увидеть первое задание, надо потренироваться и красиво прописать в тетради буквы и слова, которые там даны.

Правильная посадка при письме.

Объяснение правильного написания заглавной буквы М, написания словарного слова Москва и соединения букв в данном слове.

Отвечают на вопросы.

Формулируют правило.

Пропись букв и словарного слова под контролем учителя

4. Обобщение и систематизация знаний

Цель: создание условий для выполнения учащимися учебных действий

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

 

Воспроизведение на новом уровне

Предметные: Умение видеть ошибки в словах и исправлять их, повторение алфавитного порядка.

Познавательные: умение под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные: умение высказывать своё предположение

А вот сейчас мы посмотрим, какое же 1 задание нам приготовила Королева Грамматика (взять с 1 лепестка задание).

Рифмовка с элементами неправильного написания.

Самостоятельно, попробуйте исправить ошибки, а потом мы проверим, как хорошо у вас это получилось.

Я пишу в тетрад_: карова, а корова - нездорова!
Я пишу: сабака фомка, а собака лает громко.
Я пишу: белчонок тишка, а бельчонок целит шышкой
Прямо в лоб мне и кричит: "Лучше правила учи_"


 

- Молодцы! Открывается 1 лепесток волшебного цветка.


 

2 лепесток.

- Выполняем следующее задание. Кто готов? (взять задание со 2 лепестка). Читаем.

Игра "Золотой ключик".

- Кто знает сказку "Золотой ключик"?

- Давайте вспомним имена и клички персонажей сказки Алексея Толстого "Золотой ключик".

Деревянный мальчик: Буратино

Девочка с голубыми волосами: Мальвина

Лиса: Алиса

Кот: Базилио

Владелец кукольного театра: Карабас-Барабас

- Как написаны все слова? (с большой буквы) - Почему?

- Давайте расположим имена и клички в алфавитном порядке.


 

- Молодцы! Хорошо поиграли! (открывается 2 лепесток цветка).


 

Какой же можно сделать вывод?

Вывод (делают дети):

(открывается 3 лепесток волшебного цветка)


 

3 лепесток.

-Посмотрим, что за задание на третьем лепестке

Физкультминутка.

1) Если слово пишется с большой буквы, то вы тянитесь вверх, если слово пишется с маленькой буквы, то вы все дружно приседаете (корова, мальчик, Ирина, самолёт, Волга, школа, Тобик, Простоквашино, ландыш, автобус, дерево, Таня, Москва, деревня, Тольятти)

- Молодцы! Хорошо отдохнули. Умеем не только дружно работать, но и отдыхать и следить за своим здоровьем.

(открывается 4 лепесток волшебного цветка)

Задание № 1 (читает ученик). "Ребята! Я вам предлагаю найти и исправить ошибки в одной работе школьника. Если исправите все ошибки, то этот лепесток распустится. Будьте внимательны!"


 


 


 

Дети работают устно над работой, представленной на доске; находят ошибки, исправляют их, доказывают и обосновывают свой ответ.


 


 


 


 


 


 


 

Задание № 2 (читает ученик). "Чтобы распустился следующий лепесток - поиграйте со своим учителем. Весёлой вам игры!"


 

Отвечают на вопросы.

Вспоминают героев сказки «Золотой Ключик»

Повторяют правило.

Дети выходят к доске с табличками в руках в алфавитном порядке: Алиса, Базилио, Буратино, Карабас-Барабас, Мальвина

Формулируют вывод: имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда!

Задание № 3 (читает ученик). "Чтобы дальше помогать Королеве Грамматике вы должны быть сильными, ловкими и здоровыми. Покажите, как вы следите за своим здоровьем!"

Выполняют физкультминутку.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Предметные: Повторение о слове: многозначные слова

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы;

 обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме;

4лепесток.

-Кто же прочитает следующее письмо Королевы?

На доске:

Наш шарик поймал воздушный шарик.

Вася рыбаков был у рыбаков.

Улетел орёл за город орёл.


 


 

Какой же можно сделать вывод?


 

(открывается 4 лепесток волшебного цветка)


 


 


 

Прочитаем, что же прислала Королева на пятом лепестке.

На доске: Дружок, Лиза, Пушкин, Москва, Мурка, Маршак, Буренка, Саша, Аня, Самара, Барто, Наташа, Жучка

1 группа: имена, 2 группа: фамилии, 3 группа: клички, 4 группа: города,

Учитель показывает карточки с формулировкой определённой группы.


 


 


 


 

Составьте с любым словом предложение и запишите его.

(открывается 5 лепесток волшебного цветка)

Задание №4 (читает ученик). "Дорогие, ребята! Помогите разобраться, где писать большую букву, а где маленькую. Слова одинаковые, но пишутся по - разному. Почему?"

Дети работают самостоятельно. Анализируют, обосновывают и доказывают правильный ответ.

Формулруют вывод. Вспоминая, что есть и многозначные слова.


 


 


 

Задание № 5 (читает ученик). "Сгруппируйте слова по группам и 6 лепесток волшебного цветка распустится!"

Дети называют подходящие слова, записанные на доске. Доказывают написание большой буквы в данных словах, делают вывод о правописании большой буквы.

Устно составляют предложения и записывают их в тетрадь, подчеркивая заглавную букву в слове

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель: усвоение способа действия при выполнении упражнения, взимопроверка по эталону

Предметные: умение писать имена собственные с заглавной буквы

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

6 лепесток.

-Читаем следующее задание.

А сейчас положите перед собой карточки с заданием по вариантам. Если слово пишем с заглавной буквы, ставим «+», если нет – «- ».

1 вариант

1.

ирина

 

2.

котёнок

 

3.

воробей

 

4.

россия

 

5.

киев

 

6.

страна

 

7.

дядя

 

8.

иванович

 

2 вариант

1.

нина

 

2.

река

 

3.

жучка

 

4.

мальчик

 

5.

петрович

 

6.

город

 

7.

волга

 

8.

александр

 


 

Взаимопроверка.

Контроль проверки работ и обсуждение допущенных ошибок


 

(открывается 6 лепесток волшебного цветка)

- Молодцы, ребята! Все семь лепестков волшебного цветка распустились. Осталась серединка. Не устали? Открываем последнее задание.

Задание № 6 (читает ученик). "Ребята! Все жители в стране Грамматики знают, что вы можете работать на уроке самостоятельно. Попробуйте написать тест, в котром есть волшебные слова, после которых лепесток распустится.

Выполняют тест на карточках.

Обмениваются карточками с соседом по парте и проверяют работу по эталону, который находиться на доске.

Просматривают допущенные ошибки.

7. Рефлексия

Цель: самооценка обучающимися результатов своей деятельности

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Домашнее задание.

Самооценка

Познавательные: умение обобщать и делать выводы; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные:

умение выражать свои эмоции

- И наконец читаем последнее послание Королевы Грамматики!


 


 


 


 


 


 

1) Начало предложения пишется:.

2) Фамилия, имя, отчество людей пишутся:.

3) Все географические названия пишутся:


 

- Молодцы! Вы освободили Королеву Грамматику из темницы. Теперь у них в стране все будут изучать науку грамматику. - А зачем знать эту науку? (ответы детей)

- Вы все хорошо работали, отвечали на вопросы, справились со всеми заданиями Королевы и освободили её от злого Злодея. На память об этом Королева Грамматика дарит вам всем медальки, желает успехов в учёбе, радостных дней в школе и хороших, прочных знаний по всем учебным предметам.

Для вас она также приготовила домашнее задание не простое, а математическое.

       

Страница:

(90-65)+35= 60

Упражнение:

(86+14) + 3 = 103


 


 

В тетрадке на полях оцените себя(зелёный, желтый, красный) :

1ый кружок – то как вы работали на уроке

2ой кружок – то, как вы поняли данную тему

3ий кружок – ваше настроение после урока


 

- Урок закончен. Всем большое спасибо за работу.


 

Задание (читает ученик). "Ребята! Последнее вам задание. Ответьте на вопросы Злодея. Закончите предложения, и тогда волшебный цветок распустится, и все силы зла навсегда исчезнут. И опять в стране у нас будет мир, все будут дружить и веселиться! Вперёд к победе!"

Дети вслух заканчивают предложения, и весь цветок открывается.

Отвечают на вопросы.

Получают награды за помощь.

Решение примеров.

Запись домашнего задания.

Рисуют в столбик три круга, закрашивают их в определенные цвета.

Комментарии

Интересный урок!

24 March 2016