Урок русского языка во 2 классе на тему «Употребление прописной (заглавной) буквы»
Урок 40
Употребление прописной (заглавной) буквы
Тема |
Употребление прописной (заглавной) буквы |
Педагогические цели |
Создать условия для развития умения употребления прописной (заглавной) буквы, способствовать ознакомлению со сведениями из истории русского языка |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые |
Овладевают умениями опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории |
Личностные |
Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
Универсальные |
Регулятивные: могут оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; Коммуникативные: умеют задавать вопросы |
Основное содержание |
Русский алфавит. Печатные, рукописные буквы. Прописные (заглавные, большие), строчные (маленькие) |
Образовательные |
Таблицы «Учимся писать буквы», «Алфавит». Орфограмма «Прописная буква» |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Приемы контроля |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||
I. Мотивирование к учебной |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. – С заглавной буквы, Начинаем предложенье, Имя мамы, папы, дочки, Чтобы выделить их в строчке. Буквы пишем аккуратно, Чтобы было всем понятно. – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Учиться работать по предложенному плану, выдвигать свой план Умение отвечать за себя и других участников учебного процесса |
|
Актуализация опорных знаний Чистописание |
Индивидуальная. Практический. Письмо |
- Что общего у этих слов? -Что общего в написании этих слов? Уран Марс |
Отвечают на вопросы Выполняют письмо по образцу |
Вырабатывают каллиграфический почерк |
-Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков достраивание с восполнением недостающих компонентов Умение слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю |
Правильное написание |
Проверка Работа в рабочей тетради (№ 79) Комбинированный опрос |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
Из каких источников мы можем узнать о планетах? На доске 1 ученик делит на слоги слово энциклопедия На доске 2 ученик показывает все возможные варианты переноса слова энциклопедия На доске 3 ученик записывает все буквы в алфавитном порядке слова энциклопедия Весь класс придумывает и записывает предложение со словом энциклопедия Проверка работы у доски осуществляется с помощью сигналиков (красный и зеленый) |
Отвечают на вопросы, демонстрируют выполненное задание |
Устанавливают правильность выполнения домашнего задания, выявляют пробелы и осуществляют их коррекцию |
Упражнение |
|
III. Подготовка к изучению новых знаний, постановка учебной задачи (учебник, с. 86) |
Фронтальная. |
- Почему эти слова пишутся с заглавной буквы – Назовите тему и цель нашего урока |
Отвечают на вопросы |
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
||
IV. Работа над новой темой, открытие нового знания |
Фронтальная. Словесный. |
– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Почемучки. |
– Какие слова пишутся |
Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
- Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; — доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация |
Беседа по вопросам |
V. Первичное закрепление, самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму 1. Буквы большие и маленькие (упр. 129) |
Фронтальная, парная. Словесный, Чтение, беседа |
А теперь мы приземлились на волшебнуюпланету знаний. Предлагает ответить |
Называют печатные и рукописные буквы, |
Называют буквы правильно. Сопоставляют случаи употребления заглавной (прописной) и строчной |
Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы) Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Чтение букв, |
2. Сведения из истории русского языка (учебник, с. 83, 85) |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
Предлагает прочитать текст «Странички для любознательных». – Что нового вы узнали |
Читают текст, |
Пересказывают полученные сведения |
Рассказ |
|
3. Какие слова |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, Беседа, письмо |
– Прочитайте слова. В какие группы по значению можно распределить эти слова? Выполните задание, ответьте |
– Названия городов, – Владимир – название города и имя |
Объясняют правило |
Письмо, |
|
4. Астрономи- (упр. 131) |
Коллективная, индивидуальная. Словесный, |
– Прочитайте астрономическую считалку. – Какая из названных планет |
Читают считалку. – Не считается планетой Плутон. |
Привлекают дополнительную информацию. Располагают слова |
Беседа по вопросам, письмо |
|
|
Чтение, беседа, письмо |
– Запишите названия планет |
Записывают названия планет по алфавиту |
Используют заглавную букву для написания названий планет |
||
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Я ракета, я ракета. Полетела в космос, полетела в космос. Раз стыковка, два стыковка, А вокруг планеты, Солнце и Луна. |
Руки сцеплены в замок. Пытаются разъединить руки, далее руки по очереди то в одну то в другую сторону ,показывая будтона планеты |
Осуществляют профилактику утомления |
Правильное выполнение дви- |
|
5. Игра «Расшифруй предложение» (упр. 132) |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, Беседа, письмо |
Предлагает расшифровать |
– Первое слово в предложении пишется |
Используют правило написания первого |
Чтение, письмо |
|
VI. Закрепление и повторение изученного, ,включение нового знания в систему знаний и повторение Работа в рабочей тетради (№ 78, 80) |
Парная, инди- Практический. Письмо, разгадывание ребуса |
Комментирует задания, |
– Лишние слова: Иваново, Волга, Мальвина. – Груздь, мухомор, |
Определяют критерий объединения слов, находят лишние слова. Разгадывают кроссворды, располагают слова в алфавитном порядке |
Письмо, |
|
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
- Мы с вами путешествовали по космическому пространству. Что нужно делать, чтобы быть космонавтами? – На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? – Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать |
Отвечают на вопросы |
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Беседа по вопросам. Саморе- |
|
VIII. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 81) |
Фронтальная. Словесный. Объяснение |
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи |
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи |
Принимают учебное |