Конспект урока русского языка «Заглавная буква в географических названиях» (2 класс)

4
0
Материал опубликован 2 October 2018

Пояснительная записка к презентации

Тема: «Заглавная буква в географических названиях».

Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать собственные имена существительные; самостоятельно подбирать собственные имена существительные в каждую группу.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийная презентация, В.П. Канакина учебник «Русский язык» 2 класс «Школа России» часть 2, В.П. Канакина рабочая тетрадь «Русский язык» 2 класс «Школа России» часть 2, Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого; С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка».- М.: Просвещение, 2007г.; кластер (сундучок с драгоценными камнями), карта Евразии, 3 карты для работы в группах, распечатки заданий для работы в группах и в паре.

План урока:

I.Организационный момент. (1 мин)

1) Пальчиковая гимнастика.

II. Актуализация знаний. (10 мин)

Минутка чистописания «Ровная лыжня».

Заполнение кластера.

Словарная работа «Снегопад букв».

III. Самоопределение к деятельности «У Снеговика». (2 мин)

IV. Работа по теме урока. (11 мин)

Работа в группах «Географическая карта».

Работа по учебнику «Лес заданий».

V. Физкультминутка «Полянка отдыха». (2 мин)

VI. Закрепление изученного материала. (6 мин)

1) Работа в рабочей тетради «Переправа».

VII. Постановка проблемного вопроса. (4 мин)

1)Работа в парах «Одна голова хорошо, а две – лучше».

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону «Снежки. Попади в цель». (4 мин)

IX. Рефлексия. (3 мин)

1) Дополнение кластера.

X. Итог урока. (2 мин)

1) Светофор.

2) Домашнее задание.

Ход урока.

I.Организационный момент. (1 мин)

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке

Книжка, ручка и тетрадки!

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и ….. (внимательным)

Все пиши, не отставая,

Слушай …. (не перебивая)

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё (понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку…. (поднимать)!

- Сегодня мы отправляемся в путешествие за новыми знаниями. Вы готовы?

1) Пальчиковая гимнастика.
- Пожелаем друг другу удачи. Игра – приветствие «Здравствуйте!» (Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
– желаю (соприкасаются большими пальцами);
– успеха (указательными);
– большого (средними);
– во всём (безымянными);
– и везде (мизинцами);
– Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью руки). 
Действия повторяются учащимися второй раз, но после «встречи» мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!» В путь!

II. Актуализация знаний. (10 мин)

1) Минутка чистописания. (3 мин)

Я тетрадочку открою,

И как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою:

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь.

На отлично потружусь.

- Запишите число, классная работа. Посмотрите на доску (карта путешествия). По этой карте мы совершим зимнее путешествие. Дружно прочитайте, что же нас ждёт впереди. («Ровная лыжня», «Снегопад букв», «В гостях у Снеговика», «Лес заданий», «Полянка отдыха», «Переправа», «Одна голова хорошо, а две – лучше», «Снежки. Попади в цель»).

- Идём по «Ровной лыжне».

- Прочитайте слова. (Роман, Петрович, Буратино, «Богатыри», Мурка, Марс, «Репка»)

- Какая буква чаще всего встречается в этих словах? (р)

- Какой звук обозначает буква р в данных словах. (Буква р обозначает звук /р/- согласный, непарный, звонкий, твёрдый или мягкий, в зависимости от последующей буквы).

- Аккуратно запишите заглавную и строчную букву Р р. Обведите самые красивые буквы. (Дети пишут.)

2) Заполнение кластера. (2 мин)

- К какой части речи относятся эти слова?

- Что такое имена существительные? (Слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?)

- Почему слова написаны с заглавной буквы? (Имена собственные)

- Какие имена существительные относятся к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей и клички животных и т.д., на доске заполняется кластер)

- В конце урока мы должны пополнить наш сундучок (кластер) новыми знаниями (категориями слов).

3) Словарная работа. (5 мин)

- Идём дальше, в пути нас застал «Снегопад букв». (Слайд 8)

- Прочитайте слова: М.сква, д.ревня, ст.лица, ул.ца,

- Какие буквы пропущены в словах, назовите ударные гласные.

- Запишите в тетрадь, подчеркните орфограммы, обозначьте ударение. (Дети пишут)

- Что обозначает слово улица? (Электронное приложение) (1)Улица - в населённых пунктах два ряда домов и пространство между ними. 2)Место вне помещения под открытым небом)

- Разгадайте ребус (Слайд 9), узнаете ещё одно словарное слово. (Это слово город)

- Запишите это слово, подчеркните орфограмму, обозначьте ударение.

- Что обозначает это слово? (Высказывают мнения)

- Посмотрим значение этого слова в толковом словаре. (1)Крупный населённый пункт, где много фабрик и заводов, 2) в различных подвижных играх (в лапте, городках): место, лагерь каждой из партий, обычно обозначенный на земле чертами)

- Отгадайте загадку.

Подрасту, и вслед за братом

Тоже стану я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять мою... (страну)

- В какой стране мы живём? (Россия – государство в восточной части Европы и северной части Азии) (Электронное приложение)

- Запишите новое словарное слово, проговаривая по слогам.

III. Самоопределение к деятельности. (2 мин)

- Мы в гостях у Снеговика (Слайд 10). Он предлагает нам карту России. (Экран выключается. На доску вывешивается карта России)

- Что можно найти на карте? (названия городов, рек, гор, озёр ит.д.)

- Найдите на карте г. Москву, оз. Байкал, республику Марий Эл, р. Волга, Чёрное море. (Слова написаны на доске)

- Сформулируйте тему урока. (Заглавная буква в названиях стран, городов, сёл, деревень, рек, озёр)

- Эти понятия являются географическими названиями. (Слайд 11)

- Тема урока: Заглавная буква в географических названиях.

IV. Работа по теме урока. ( 11 мин)

1) Работа в группах: (4 мин)

- Сейчас будем работать в группах. Каждая группа получает карту. Задание: запишите по пять названий.

1 группа: городов.

2 группа: сёл и деревень.

3 группа: морей и рек.

- Какие названия вы записали? (Дети читают свою запись)

- Объясните, как нужно писать слова такой группы (Слайд 12).

(Названия стран, городов, деревень, улиц, рек … пишутся с заглавной буквы. Это имена собственные.)

2) Работа с учебником (Слайд 13). (7 мин)

- Мы пришли в «Лес заданий».

- Откройте учебник на стр. 60, найдите упр. 102. Прочитайте задание. (Один ученик работает у доски)

V. Физкультминутка. (2 мин)

- Добрались до «Полянки отдыха». (Слайд 14)

Мы зимой в снежки играем. По сугробам мы шагаем. И на лыжах мы бежим.

На коньках по льду скользим.

И снегурку лепим мы.

Гостью-зиму любим мы.

VI. Закрепление изученного материала (6 мин)

1) Работа в рабочей тетради.

- Мы у «Переправы». Перед нами мостик, но некоторые дощечки поломались. Чтобы перебраться на другой берег нам нужно починить его.

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 29 упр. 61. Прочитайте задание. (Выполнение задания с комментированием)

- Составьте предложение с любым именем собственным, запишите.

VII. Постановка проблемного вопроса (4 мин)

- Читая книгу, я увидела, что слово земля написано с маленькой буквы, а потом заметила это же слово, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? (планета Земля, плодородная земля (почва), звезда Солнце, яркое солнце (свет, тепло, излучаемое этим светило), юбка солнце (крой))

- Посмотрите на экран (Слайд 15), выберите заглавную или строчную букву. (Слайд 16)

1) Работа в парах. "Одна голова хорошо, а две - лучше". (Парам раздаются листки с заданиями) (Слайд 17)

- Вместо точки вставьте строчную или заглавную букву.

В Азии есть река (т, Т) .игр. В лесах живёт (т, Т) .игр. Ребята приехали в город (л, Л) .ьвов. В Африке живёт много (л, Л) .ьвов.

- Объясните, как записали одинаково звучащие слова. Проверьте. (Слайд 18, 19)

VIII. Самостоятельная работа по выбору с самопроверкой по эталону. (Слайд 20) (4 мин)

- А сейчас поиграем в «Снежки». Попадите ровно в цель.

(Раздаются тексты с ошибками, нужно исправить ошибки.)

Саша иванов живёт в казани на улице мира. Летом он с дядей толей поедет на чёрное море, а затем – в деревню дубки.

Проверка. (Слайд 21)

IX. Рефлексия. (3 мин)

1) Дополнение кластера. 

- Наше путешествие закончилось, какими группами слов мы дополним наш кластер? (Названия гор, названия улиц, названия материков, названия городов, сёл; названия стран, названия рек, морей и океанов)

X. Итог урока. (2 мин)

- Что нового вы узнали?

1) Дополнение фраз. (Слайд 22) (1 мин)

я узнал(а) …

мне было интересно …

мне было трудно …

- Оцените свою работу с помощью «светофора». (Слайд 23)

2) Домашнее задание. (1 мин)

- Изобразить пословицу с географическими названиями. (Раздаются листки с пословицами)

Презентация к уроку


Презентация "Заглавная буква в географических названиях"
PPTX / 5.04 Мб

Предварительный просмотр презентации

Цели: Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину. Планируемые результаты: -личностные: воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм. -предметные: учащиеся научатся распознавать собственные имена существительные; самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу; составлять устный рассказ-повествование на определенную тему; самостоятельно озаглавливать текст.

Ровная Ровная лыжня Снегопад букв В гостях у Снеговика Лес заданий Поляна отдыха Переправа Одна голова хорошо, а две - лучше Снежки

Роман, Петрович, Буратино, Марс, «Богатыри», Мурка, «Репка» Роман, Петрович, Буратино, Марс, «Богатыри», Мурка, «Репка»

Роман, Петрович, Буратино, Марс, «Богатыри», Мурка, «Репка» Роман, Петрович, Буратино, Марс, «Богатыри», Мурка, «Репка»

Роман, Петрович, Буратино, Марс, «Богатыри», Мурка, «Репка» Роман, Петрович, Буратино, Марс, «Богатыри», Мурка, «Репка»

М .сква, д .ревня, ст .лица ул .ца М .сква, д .ревня, ст .лица ул .ца о и о о о е , гор .д , Р .ссия. ребус далее Снегопад букв

Разгадайте ребус а од

В гостях у Снеговика

Тема урока: Заглавная буква в географических Тема урока: Заглавная буква в географических названиях

Запомни! Названия стран, городов, деревень, улиц, рек … пишутся с заглавной буквы. Это имена собственные.

Лес заданий С. 60 упр. 102

Поляна отдыха карта

птица рёл – город рёл птица рёл – город рёл О о или ? (О,о) (О,о)

ёрное платье – ёрное море ёрное платье – ёрное море Ч ч или ? (Ч,ч) (Ч,ч)

Одна голова хорошо, а две – лучше! Задание: Вместо точки вставьте строчную или заглавную букву.

В Азии есть река Тигр. . В лесах живёт тигр.

Ребята приехали в город Львов. В Африке живёт много львов.

Снежки

Точно в цель! Саша Петров живёт в Казани на улице Мира. Летом он с дядей Толей поедет на Чёрное море, а затем – в деревню Дубки.

Я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… Я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно…

Светофор На уроке было скучно, все задания были трудными На уроке было интересно, с заданиями справились На уроке было всё понятно, но некоторые задания были трудными

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации