12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Севодняева Эльвира Николаевна360
Россия, Марий Эл респ., село Виловатово
4

Конспект урока русского языка «Заглавная буква в географических названиях», 2 класс



Тема: «Заглавная буква в географических названиях».

Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать собственные имена существительные; самостоятельно подбирать собственные имена существительные в каждую группу.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийная презентация, В.П. Канакина учебник «Русский язык» 2 класс «Школа России» часть 2, В.П. Канакина рабочая тетрадь «Русский язык» 2 класс «Школа России» часть 2, Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого; С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка».- М.: Просвещение, 2007г.; кластер (сундучок с драгоценными камнями), карта Евразии, 3 карты для работы в группах, распечатки заданий для работы в группах и в паре.

План урока:

I.Организационный момент. (1 мин)

1) Пальчиковая гимнастика.

II. Актуализация знаний. (10 мин)

Минутка чистописания «Ровная лыжня».

Заполнение кластера.

Словарная работа «Снегопад букв».

III. Самоопределение к деятельности «У Снеговика». (2 мин)

IV. Работа по теме урока. (11 мин)

Работа в группах «Географическая карта».

Работа по учебнику «Лес заданий».

V. Физкультминутка «Полянка отдыха». (2 мин)

VI. Закрепление изученного материала. (6 мин)

1) Работа в рабочей тетради «Переправа».

VII. Постановка проблемного вопроса. (4 мин)

1)Работа в парах «Одна голова хорошо, а две – лучше».

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону «Снежки. Попади в цель». (4 мин)

IX. Рефлексия. (3 мин)

1) Дополнение кластера.

X. Итог урока. (2 мин)

1) Светофор.

2) Домашнее задание.

Ход урока.

I.Организационный момент. (1 мин)

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке

Книжка, ручка и тетрадки!

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и ….. (внимательным)

Все пиши, не отставая,

Слушай …. (не перебивая)

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё (понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку…. (поднимать)!

- Сегодня мы отправляемся в путешествие за новыми знаниями. Вы готовы?

1) Пальчиковая гимнастика.
- Пожелаем друг другу удачи. Игра – приветствие «Здравствуйте!» (Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
– желаю (соприкасаются большими пальцами);
– успеха (указательными);
– большого (средними);
– во всём (безымянными);
– и везде (мизинцами);
– Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью руки). 
Действия повторяются учащимися второй раз, но после «встречи» мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!» В путь!

II. Актуализация знаний. (10 мин)

1) Минутка чистописания. (3 мин)

Я тетрадочку открою,

И как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою:

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь.

На отлично потружусь.

- Запишите число, классная работа. Посмотрите на доску (карта путешествия). По этой карте мы совершим зимнее путешествие. Дружно прочитайте, что же нас ждёт впереди. («Ровная лыжня», «Снегопад букв», «В гостях у Снеговика», «Лес заданий», «Полянка отдыха», «Переправа», «Одна голова хорошо, а две – лучше», «Снежки. Попади в цель»).

- Идём по «Ровной лыжне».

- Прочитайте слова. (Роман, Петрович, Буратино, «Богатыри», Мурка, Марс, «Репка»)

- Какая буква чаще всего встречается в этих словах? (р)

- Какой звук обозначает буква р в данных словах. (Буква р обозначает звук /р/- согласный, непарный, звонкий, твёрдый или мягкий, в зависимости от последующей буквы).

- Аккуратно запишите заглавную и строчную букву Р р. Обведите самые красивые буквы. (Дети пишут.)

2) Заполнение кластера. (2 мин)

- К какой части речи относятся эти слова?

- Что такое имена существительные? (Слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?)

- Почему слова написаны с заглавной буквы? (Имена собственные)

- Какие имена существительные относятся к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей и клички животных и т.д., на доске заполняется кластер)

- В конце урока мы должны пополнить наш сундучок (кластер) новыми знаниями (категориями слов).

3) Словарная работа. (5 мин)

- Идём дальше, в пути нас застал «Снегопад букв». (Слайд 8)

- Прочитайте слова: М.сква, д.ревня, ст.лица, ул.ца,

- Какие буквы пропущены в словах, назовите ударные гласные.

- Запишите в тетрадь, подчеркните орфограммы, обозначьте ударение. (Дети пишут)

- Что обозначает слово улица? (Электронное приложение) (1)Улица - в населённых пунктах два ряда домов и пространство между ними. 2)Место вне помещения под открытым небом)

- Разгадайте ребус (Слайд 9), узнаете ещё одно словарное слово. (Это слово город)

- Запишите это слово, подчеркните орфограмму, обозначьте ударение.

- Что обозначает это слово? (Высказывают мнения)

- Посмотрим значение этого слова в толковом словаре. (1)Крупный населённый пункт, где много фабрик и заводов, 2) в различных подвижных играх (в лапте, городках): место, лагерь каждой из партий, обычно обозначенный на земле чертами)

- Отгадайте загадку.

Подрасту, и вслед за братом

Тоже стану я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять мою... (страну)

- В какой стране мы живём? (Россия – государство в восточной части Европы и северной части Азии) (Электронное приложение)

- Запишите новое словарное слово, проговаривая по слогам.

III. Самоопределение к деятельности. (2 мин)

- Мы в гостях у Снеговика (Слайд 10). Он предлагает нам карту России. (Экран выключается. На доску вывешивается карта России)

- Что можно найти на карте? (названия городов, рек, гор, озёр ит.д.)

- Найдите на карте г. Москву, оз. Байкал, республику Марий Эл, р. Волга, Чёрное море. (Слова написаны на доске)

- Сформулируйте тему урока. (Заглавная буква в названиях стран, городов, сёл, деревень, рек, озёр)

- Эти понятия являются географическими названиями. (Слайд 11)

- Тема урока: Заглавная буква в географических названиях.

IV. Работа по теме урока. ( 11 мин)

1) Работа в группах: (4 мин)

- Сейчас будем работать в группах. Каждая группа получает карту. Задание: запишите по пять названий.

1 группа: городов.

2 группа: сёл и деревень.

3 группа: морей и рек.

- Какие названия вы записали? (Дети читают свою запись)

- Объясните, как нужно писать слова такой группы (Слайд 12).

(Названия стран, городов, деревень, улиц, рек … пишутся с заглавной буквы. Это имена собственные.)

2) Работа с учебником (Слайд 13). (7 мин)

- Мы пришли в «Лес заданий».

- Откройте учебник на стр. 60, найдите упр. 102. Прочитайте задание. (Один ученик работает у доски)

V. Физкультминутка. (2 мин)

- Добрались до «Полянки отдыха». (Слайд 14)

Мы зимой в снежки играем. По сугробам мы шагаем. И на лыжах мы бежим.

На коньках по льду скользим.

И снегурку лепим мы.

Гостью-зиму любим мы.

VI. Закрепление изученного материала (6 мин)

1) Работа в рабочей тетради.

- Мы у «Переправы». Перед нами мостик, но некоторые дощечки поломались. Чтобы перебраться на другой берег нам нужно починить его.

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 29 упр. 61. Прочитайте задание. (Выполнение задания с комментированием)

- Составьте предложение с любым именем собственным, запишите.

VII. Постановка проблемного вопроса (4 мин)

- Читая книгу, я увидела, что слово земля написано с маленькой буквы, а потом заметила это же слово, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? (планета Земля, плодородная земля (почва), звезда Солнце, яркое солнце (свет, тепло, излучаемое этим светило), юбка солнце (крой))

- Посмотрите на экран (Слайд 15), выберите заглавную или строчную букву. (Слайд 16)

1) Работа в парах. "Одна голова хорошо, а две - лучше". (Парам раздаются листки с заданиями) (Слайд 17)

- Вместо точки вставьте строчную или заглавную букву.

В Азии есть река (т, Т) .игр. В лесах живёт (т, Т) .игр. Ребята приехали в город (л, Л) .ьвов. В Африке живёт много (л, Л) .ьвов.

- Объясните, как записали одинаково звучащие слова. Проверьте. (Слайд 18, 19)

VIII. Самостоятельная работа по выбору с самопроверкой по эталону. (Слайд 20) (4 мин)

- А сейчас поиграем в «Снежки». Попадите ровно в цель.

(Раздаются тексты с ошибками, нужно исправить ошибки.)

Саша иванов живёт в казани на улице мира. Летом он с дядей толей поедет на чёрное море, а затем – в деревню дубки.

Проверка. (Слайд 21)

IX. Рефлексия. (3 мин)

1) Дополнение кластера. 

- Наше путешествие закончилось, какими группами слов мы дополним наш кластер? (Названия гор, названия улиц, названия материков, названия городов, сёл; названия стран, названия рек, морей и океанов)

X. Итог урока. (2 мин)

- Что нового вы узнали?

1) Дополнение фраз. (Слайд 22) (1 мин)

я узнал(а) …

мне было интересно …

мне было трудно …

- Оцените свою работу с помощью «светофора». (Слайд 23)

2) Домашнее задание. (1 мин)

- Изобразить пословицу с географическими названиями. (Раздаются листки с пословицами)

Презентация к уроку


Презентация "Заглавная буква в географических названиях"
PPTX / 5.04 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.