Конспект урока русского языка «Заглавная буква в географических названиях» (2 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема: «Заглавная буква в географических названиях».
Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать собственные имена существительные; самостоятельно подбирать собственные имена существительные в каждую группу.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийная презентация, В.П. Канакина учебник «Русский язык» 2 класс «Школа России» часть 2, В.П. Канакина рабочая тетрадь «Русский язык» 2 класс «Школа России» часть 2, Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого; С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка».- М.: Просвещение, 2007г.; кластер (сундучок с драгоценными камнями), карта Евразии, 3 карты для работы в группах, распечатки заданий для работы в группах и в паре.
План урока:
I.Организационный момент. (1 мин)
1) Пальчиковая гимнастика.
II. Актуализация знаний. (10 мин)
Минутка чистописания «Ровная лыжня».
Заполнение кластера.
Словарная работа «Снегопад букв».
III. Самоопределение к деятельности «У Снеговика». (2 мин)
IV. Работа по теме урока. (11 мин)
Работа в группах «Географическая карта».
Работа по учебнику «Лес заданий».
V. Физкультминутка «Полянка отдыха». (2 мин)
VI. Закрепление изученного материала. (6 мин)
1) Работа в рабочей тетради «Переправа».
VII. Постановка проблемного вопроса. (4 мин)
1)Работа в парах «Одна голова хорошо, а две – лучше».
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону «Снежки. Попади в цель». (4 мин)
IX. Рефлексия. (3 мин)
1) Дополнение кластера.
X. Итог урока. (2 мин)
1) Светофор.
2) Домашнее задание.
Ход урока.
I.Организационный момент. (1 мин)
Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке
Книжка, ручка и тетрадки!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и ….. (внимательным)
Все пиши, не отставая,
Слушай …. (не перебивая)
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё (понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку…. (поднимать)!
- Сегодня мы отправляемся в путешествие за новыми знаниями. Вы готовы?
1) Пальчиковая гимнастика.
- Пожелаем друг другу удачи. Игра – приветствие «Здравствуйте!» (Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
– желаю (соприкасаются большими пальцами);
– успеха (указательными);
– большого (средними);
– во всём (безымянными);
– и везде (мизинцами);
– Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью руки).
Действия повторяются учащимися второй раз, но после «встречи» мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!» В путь!
II. Актуализация знаний. (10 мин)
1) Минутка чистописания. (3 мин)
Я тетрадочку открою,
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь.
На отлично потружусь.
- Запишите число, классная работа. Посмотрите на доску (карта путешествия). По этой карте мы совершим зимнее путешествие. Дружно прочитайте, что же нас ждёт впереди. («Ровная лыжня», «Снегопад букв», «В гостях у Снеговика», «Лес заданий», «Полянка отдыха», «Переправа», «Одна голова хорошо, а две – лучше», «Снежки. Попади в цель»).
- Идём по «Ровной лыжне».
- Прочитайте слова. (Роман, Петрович, Буратино, «Богатыри», Мурка, Марс, «Репка»)
- Какая буква чаще всего встречается в этих словах? (р)
- Какой звук обозначает буква р в данных словах. (Буква р обозначает звук /р/- согласный, непарный, звонкий, твёрдый или мягкий, в зависимости от последующей буквы).
- Аккуратно запишите заглавную и строчную букву Р р. Обведите самые красивые буквы. (Дети пишут.)
2) Заполнение кластера. (2 мин)
- К какой части речи относятся эти слова?
- Что такое имена существительные? (Слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?)
- Почему слова написаны с заглавной буквы? (Имена собственные)
- Какие имена существительные относятся к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей и клички животных и т.д., на доске заполняется кластер)
- В конце урока мы должны пополнить наш сундучок (кластер) новыми знаниями (категориями слов).
3) Словарная работа. (5 мин)
- Идём дальше, в пути нас застал «Снегопад букв». (Слайд 8)
- Прочитайте слова: М.сква, д.ревня, ст.лица, ул.ца,
- Какие буквы пропущены в словах, назовите ударные гласные.
- Запишите в тетрадь, подчеркните орфограммы, обозначьте ударение. (Дети пишут)
- Что обозначает слово улица? (Электронное приложение) (1)Улица - в населённых пунктах два ряда домов и пространство между ними. 2)Место вне помещения под открытым небом)
- Разгадайте ребус (Слайд 9), узнаете ещё одно словарное слово. (Это слово город)
- Запишите это слово, подчеркните орфограмму, обозначьте ударение.
- Что обозначает это слово? (Высказывают мнения)
- Посмотрим значение этого слова в толковом словаре. (1)Крупный населённый пункт, где много фабрик и заводов, 2) в различных подвижных играх (в лапте, городках): место, лагерь каждой из партий, обычно обозначенный на земле чертами)
- Отгадайте загадку.
Подрасту, и вслед за братом
Тоже стану я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять мою... (страну)
- В какой стране мы живём? (Россия – государство в восточной части Европы и северной части Азии) (Электронное приложение)
- Запишите новое словарное слово, проговаривая по слогам.
III. Самоопределение к деятельности. (2 мин)
- Мы в гостях у Снеговика (Слайд 10). Он предлагает нам карту России. (Экран выключается. На доску вывешивается карта России)
- Что можно найти на карте? (названия городов, рек, гор, озёр ит.д.)
- Найдите на карте г. Москву, оз. Байкал, республику Марий Эл, р. Волга, Чёрное море. (Слова написаны на доске)
- Сформулируйте тему урока. (Заглавная буква в названиях стран, городов, сёл, деревень, рек, озёр)
- Эти понятия являются географическими названиями. (Слайд 11)
- Тема урока: Заглавная буква в географических названиях.
IV. Работа по теме урока. ( 11 мин)
1) Работа в группах: (4 мин)
- Сейчас будем работать в группах. Каждая группа получает карту. Задание: запишите по пять названий.
1 группа: городов.
2 группа: сёл и деревень.
3 группа: морей и рек.
- Какие названия вы записали? (Дети читают свою запись)
- Объясните, как нужно писать слова такой группы (Слайд 12).
(Названия стран, городов, деревень, улиц, рек … пишутся с заглавной буквы. Это имена собственные.)
2) Работа с учебником (Слайд 13). (7 мин)
- Мы пришли в «Лес заданий».
- Откройте учебник на стр. 60, найдите упр. 102. Прочитайте задание. (Один ученик работает у доски)
V. Физкультминутка. (2 мин)
- Добрались до «Полянки отдыха». (Слайд 14)
Мы зимой в снежки играем. По сугробам мы шагаем. И на лыжах мы бежим.
На коньках по льду скользим.
И снегурку лепим мы.
Гостью-зиму любим мы.
VI. Закрепление изученного материала (6 мин)
1) Работа в рабочей тетради.
- Мы у «Переправы». Перед нами мостик, но некоторые дощечки поломались. Чтобы перебраться на другой берег нам нужно починить его.
- Откройте рабочую тетрадь на стр. 29 упр. 61. Прочитайте задание. (Выполнение задания с комментированием)
- Составьте предложение с любым именем собственным, запишите.
VII. Постановка проблемного вопроса (4 мин)
- Читая книгу, я увидела, что слово земля написано с маленькой буквы, а потом заметила это же слово, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? (планета Земля, плодородная земля (почва), звезда Солнце, яркое солнце (свет, тепло, излучаемое этим светило), юбка солнце (крой))
- Посмотрите на экран (Слайд 15), выберите заглавную или строчную букву. (Слайд 16)
1) Работа в парах. "Одна голова хорошо, а две - лучше". (Парам раздаются листки с заданиями) (Слайд 17)
- Вместо точки вставьте строчную или заглавную букву.
В Азии есть река (т, Т) .игр. В лесах живёт (т, Т) .игр. Ребята приехали в город (л, Л) .ьвов. В Африке живёт много (л, Л) .ьвов.
- Объясните, как записали одинаково звучащие слова. Проверьте. (Слайд 18, 19)
VIII. Самостоятельная работа по выбору с самопроверкой по эталону. (Слайд 20) (4 мин)
- А сейчас поиграем в «Снежки». Попадите ровно в цель.
(Раздаются тексты с ошибками, нужно исправить ошибки.)
Саша иванов живёт в казани на улице мира. Летом он с дядей толей поедет на чёрное море, а затем – в деревню дубки.
Проверка. (Слайд 21)
IX. Рефлексия. (3 мин)
1) Дополнение кластера.
- Наше путешествие закончилось, какими группами слов мы дополним наш кластер? (Названия гор, названия улиц, названия материков, названия городов, сёл; названия стран, названия рек, морей и океанов)
X. Итог урока. (2 мин)
- Что нового вы узнали?
1) Дополнение фраз. (Слайд 22) (1 мин)
я узнал(а) …
мне было интересно …
мне было трудно …
- Оцените свою работу с помощью «светофора». (Слайд 23)
2) Домашнее задание. (1 мин)
- Изобразить пословицу с географическими названиями. (Раздаются листки с пословицами)
Презентация к уроку
Презентация "Заглавная буква в географических названиях"
PPTX / 5.04 Мб