12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Серова Светлана Михайловна34
0

«Освоение способа действия выявления родственных слов и нахождения корня»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2 имени И.А. Сухана»

Урок русского языка во 2 Г классе.

«Освоение способа действия выявления родственных слов и нахождения корня»

Автор : учитель начальных классов

Серова Светлана Михайловна


 


 

г. Кстово

2016

Тема: «Освоение способа действия выявления родственных слов и нахождения корня».

Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова,

выделять в них корень.

Задачи:

развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;

научить находить корень в однокоренных словах и выделять общую часть родственных слов;

развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;

воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;

развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость, речь;

воспитывать трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе.

воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся находить корень в словах, подбирать однокоренные слова;

запоминание слов с непроверяемыми гласными.

УУД:

Личностные: формирование позитивной самооценки; развитие критического

мышления.

Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей;

оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и

формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое

высказывание в устной форме.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками;

договариваться о распределении работы между собой и соседом; уметь слушать и

слышать друг друга; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа.


 

Тип урока: урок обобщения и закрепления.

Оборудование: презентация, тетради учащихся, карточки для парной работы, учебник «Русский язык. 2 класс.2 часть «Гармония»»

Интеграция: русский язык, окружающий мир.

Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая.

Методы обучения: иллюстративный, проблемно-сообщающий, частично-поисковый.

Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль

Методическая цель: организация учебной деятельности учащихся с использованием ИКТ.

 

Ход урока.

Этап

урока

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Методы

и приемы работы

УУД

Организационный момент.

Слайд 1.

-Прозвенел звонок, начинается урок

Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам в гости.

-Сегодня на уроке, вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

-Садитесь.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Фронтальная

Личностные УУД: развитие навыков самоорганизации подготовки рабочего места;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Словарно-орфографическая работа.

Слайд 2.

-Открываем тетради и прежде чем начнём писать, давайте с вами вспомним какие правила при письме мы должны учитывать?

-Записываем число, классная работа.

Слайд 3.

- Посмотрите на доску (на слайде картинки)

-Скажите что это за слова? На какой вопрос отвечают они?

- Запишите названия предметов в тетрадь. кастрюля, лопата, арбуз, апельсин, пенал, морковь

- Подчеркните буквы, которые вызвали затруднение при написании.

– Можно ли проверить написание этих слов? Почему?

Слайд__

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

-Сесть правильно, спина прямая, тетрадь с наклоном

- Слова названия, которые называют предмет. Отвечают на вопрос «что?»

Записываю слова, и подчеркивают буквы, которые вызвали затруднения.

-Написание этих слов нельзя проверить их нужно запомнить. Это словарные слова.

Проверяют с доски.

Фронтальная

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока

Самопроверка и взаимопроверка

Метапредметные результаты:

-Овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

-Научатся устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построению рассуждений.

Сообщение темы и цели урока

Актуализация темы

1) – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили?

– Какое это слово?

Слайд_____

– Что такое корень?

– Какие значения имеет это слово? Где мы можно найти значение этого слова, если затрудняемся объяснить сами?

- Вспомните, о чем мы говорили на предыдущих уроках русского языка?

- Что же такое корень слова?

- А какие слова называются родственными?

-Что есть у родственных слов?

- Как вы думаете, а какая цель нашего сегодняшнего урока?

-Если их соединить, то получится слово.

-Корень.

-Подземная часть растения

-Часть волоса, зуба, ногтя.

-В толковом словаре

-Об корне слова

Дают определение: -общая часть родственных слов, называется корнем.

-Это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова.

-Общая часть и общее значение.

-Сегодня мы будем находить родственные слова, выделять общую часть родственных слов – корень и совершим путешествие в страну родственных слов.

Наблюдение.

Фронтальная

Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

Закрепление изученного материала

Слайд_____

- Кого вы видите на берегу речки?

- Как можно назвать кота, если он ловил рыбу?

- Как вы думаете, есть ли родственники у слова рыбак? Давайте их попробуем найти.

Запишите в тетрадь. Выделите опасные места и корень.

- А какой секрет есть у корней?

-Откройте стр. 11 учебника, давайте повторим правило.

-Кота

-Рыбак

-Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить.

-Корни родственных слов пишутся одинаково.

Фронтальная

Наблюдение, работа с текстом (сравнение)

 

Работа с учебником

Упражнение в определение родственных слов

-Найдите № 290 (устно)

Прочитайте задание.

1 строчку- берёт 1 ряд

2 строчку- берет 2 ряд

3 строчку- берет 3 ряд

-Составьте предложения с этими словами.

Читают задание

Работа в парах

Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Физминутка

Слайд_____

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Снятие усталости

( проводит ученик)

Фронтальная

Регулятивные УУД: формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни

Самопроверка

Закрепление

Слайд_____

-Работа в группе. Задание вырастить словесное дерево из слова- корня.

- стол-

-глаз-

-зуб-

-дом-

-рыб-

-гор-

- Какие правила работы мы должны учитывать работая в группе?

Слайд_____ Задание.

-1 вариант выписывают родственные слова к слову «ёж»

-2 вариант выписывают родственные слова к слову «лис»

Лиса, ёж, лисонька, ёжик, ежиха, лист, ежата, лисичка, лисица, ежевика

-Будьте внимательны, так как слова похожи.

- Почему слова каждой группы вы считаете однокоренными?

Работают в группе на листочках.

- Повернуться друг к другу в пол оборота.

- Разговаривать негромкими голосами.

- Слушать друг друга, не перебивая.

- Исправлять ошибки, не обижая товарища.

- Помогать друг другу.

1в. Ёж, ёжик, ежиха, ежата

2в. Лиса, лисонька, лисичка, лисица

Лишние слова : ежевика и лист

- У них общая часть слова и одинаковое значение.

Работа в группе

Фронтальная

Закрепят умение и способности к логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Регулятивные УУД: научатся действовать по плану

Итог урока

-Наш урок подошел к концу.

Давайте вспомним:

- Какие слова называются родственными?

- Что такое корень слова?

- Какой секрет есть у корней?

-Есть общее значение и общая часть; которые можно объяснить с помощью одного и того же слова; часть этого слова есть во всех словах – родственниках.

Фронтальная

Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ. Научатся оценивать свою деятельность.

Этап разъяснения домашнего задания

Задание на дом учебник с.15 № 294.

Записывают задание на дом, задают вопросы

   

Рефлексия

Сегодня я понял… (Продолжи!)

Мне трудно было… (Продолжи!)

Оцените свою работу, покажите

светофор.

 

Получают позитивный настрой от урока

Фронтальная

Самооценка

 
 


Освоение способа действия выявления родственных слов и нахож
PPTX / 7.74 Мб

Зима ,зимний ,зимовка, зимовать

- мор-

Морской, моряк, море, мороз.

- вод –

Вода, водичка, водный, водитель.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.