12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Серова Светлана Михайловна34 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
«Освоение способа действия выявления родственных слов и нахождения корня»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 2 имени И.А. Сухана»
Урок русского языка во 2 Г классе.
«Освоение способа действия выявления родственных слов и нахождения корня»
Автор : учитель начальных классов
Серова Светлана Михайловна
г. Кстово
2016
Тема: «Освоение способа действия выявления родственных слов и нахождения корня».
Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова,
выделять в них корень.
Задачи:
развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;
научить находить корень в однокоренных словах и выделять общую часть родственных слов;
развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;
воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;
развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость, речь;
воспитывать трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе.
воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся находить корень в словах, подбирать однокоренные слова;
запоминание слов с непроверяемыми гласными.
УУД:
Личностные: формирование позитивной самооценки; развитие критического
мышления.
Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей;
оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое
высказывание в устной форме.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками;
договариваться о распределении работы между собой и соседом; уметь слушать и
слышать друг друга; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа.
Тип урока: урок обобщения и закрепления.
Оборудование: презентация, тетради учащихся, карточки для парной работы, учебник «Русский язык. 2 класс.2 часть «Гармония»»
Интеграция: русский язык, окружающий мир.
Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая.
Методы обучения: иллюстративный, проблемно-сообщающий, частично-поисковый.
Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль
Методическая цель: организация учебной деятельности учащихся с использованием ИКТ.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы работы | УУД |
Организационный момент. | Слайд 1. -Прозвенел звонок, начинается урок Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам в гости. -Сегодня на уроке, вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка. -Садитесь. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Фронтальная | Личностные УУД: развитие навыков самоорганизации подготовки рабочего места; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми |
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. Словарно-орфографическая работа. | Слайд 2. -Открываем тетради и прежде чем начнём писать, давайте с вами вспомним какие правила при письме мы должны учитывать? -Записываем число, классная работа. Слайд 3. - Посмотрите на доску (на слайде картинки) -Скажите что это за слова? На какой вопрос отвечают они? - Запишите названия предметов в тетрадь. кастрюля, лопата, арбуз, апельсин, пенал, морковь - Подчеркните буквы, которые вызвали затруднение при написании. – Можно ли проверить написание этих слов? Почему? Слайд__ - Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. | -Сесть правильно, спина прямая, тетрадь с наклоном - Слова названия, которые называют предмет. Отвечают на вопрос «что?» Записываю слова, и подчеркивают буквы, которые вызвали затруднения. -Написание этих слов нельзя проверить их нужно запомнить. Это словарные слова. Проверяют с доски. | Фронтальная Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока Самопроверка и взаимопроверка | Метапредметные результаты: -Овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. -Научатся устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построению рассуждений. |
Сообщение темы и цели урока Актуализация темы | 1) – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? – Какое это слово? Слайд_____ – Что такое корень? – Какие значения имеет это слово? Где мы можно найти значение этого слова, если затрудняемся объяснить сами? - Вспомните, о чем мы говорили на предыдущих уроках русского языка? - Что же такое корень слова? - А какие слова называются родственными? -Что есть у родственных слов? - Как вы думаете, а какая цель нашего сегодняшнего урока? | -Если их соединить, то получится слово. -Корень. -Подземная часть растения -Часть волоса, зуба, ногтя. -В толковом словаре -Об корне слова Дают определение: -общая часть родственных слов, называется корнем. -Это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. -Общая часть и общее значение. -Сегодня мы будем находить родственные слова, выделять общую часть родственных слов – корень и совершим путешествие в страну родственных слов. | Наблюдение. Фронтальная | Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления |
Закрепление изученного материала | Слайд_____ - Кого вы видите на берегу речки? - Как можно назвать кота, если он ловил рыбу? - Как вы думаете, есть ли родственники у слова рыбак? Давайте их попробуем найти. Запишите в тетрадь. Выделите опасные места и корень. - А какой секрет есть у корней? -Откройте стр. 11 учебника, давайте повторим правило. | -Кота -Рыбак -Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить. -Корни родственных слов пишутся одинаково. | Фронтальная Наблюдение, работа с текстом (сравнение) | |
Работа с учебником Упражнение в определение родственных слов | -Найдите № 290 (устно) Прочитайте задание. 1 строчку- берёт 1 ряд 2 строчку- берет 2 ряд 3 строчку- берет 3 ряд -Составьте предложения с этими словами. | Читают задание | Работа в парах | Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности |
Физминутка | Слайд_____ Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, 2, 3! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. | Снятие усталости ( проводит ученик) | Фронтальная | Регулятивные УУД: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни |
Самопроверка Закрепление | Слайд_____ -Работа в группе. Задание вырастить словесное дерево из слова- корня. - стол- -глаз- -зуб- -дом- -рыб- -гор- - Какие правила работы мы должны учитывать работая в группе? Слайд_____ Задание. -1 вариант выписывают родственные слова к слову «ёж» -2 вариант выписывают родственные слова к слову «лис» Лиса, ёж, лисонька, ёжик, ежиха, лист, ежата, лисичка, лисица, ежевика -Будьте внимательны, так как слова похожи. - Почему слова каждой группы вы считаете однокоренными? | Работают в группе на листочках. - Повернуться друг к другу в пол оборота. - Разговаривать негромкими голосами. - Слушать друг друга, не перебивая. - Исправлять ошибки, не обижая товарища. - Помогать друг другу. 1в. Ёж, ёжик, ежиха, ежата 2в. Лиса, лисонька, лисичка, лисица Лишние слова : ежевика и лист - У них общая часть слова и одинаковое значение. | Работа в группе Фронтальная | Закрепят умение и способности к логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. Регулятивные УУД: научатся действовать по плану |
Итог урока | -Наш урок подошел к концу. Давайте вспомним: - Какие слова называются родственными? - Что такое корень слова? - Какой секрет есть у корней? | -Есть общее значение и общая часть; которые можно объяснить с помощью одного и того же слова; часть этого слова есть во всех словах – родственниках. | Фронтальная | Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ. Научатся оценивать свою деятельность. |
Этап разъяснения домашнего задания | Задание на дом учебник с.15 № 294. | Записывают задание на дом, задают вопросы | ||
Рефлексия | Сегодня я понял… (Продолжи!) Мне трудно было… (Продолжи!) Оцените свою работу, покажите светофор.
| Получают позитивный настрой от урока | Фронтальная Самооценка |
Освоение способа действия выявления родственных слов и нахож
PPTX / 7.74 Мб
Зима ,зимний ,зимовка, зимовать
- мор-
Морской, моряк, море, мороз.
- вод –
Вода, водичка, водный, водитель.