12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лазарева Татьяна Валериевна18

Администрация Дмитровского муниципального района Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Черновская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока

русского языка во 2 классе на тему:

«Родственные слова. Выделение корня в однокоренных словах»

разработан

учителем начальных классов

Лазаревой Т. В.

 

 

 

 

 

Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России»

Тема урока : «Родственные слова. Выделение корня в однокоренных словах»

 

Цели урока:

Обучающая цель: уточнение представлений о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково; развитие умения распознавать однокоренные слова и выделять корень.

Развивающая цель: обогатить словарный запас обучающихся и состав речевой деятельности, расширить тематику самостоятельного высказывания учащихся; учиться делать выводы из наблюдений.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к родному языку, учитывая особенности лексики различных типов текстов и на основе полученных знаний строить собственные высказывания; воспитывать самостоятельность, организованность.

Задачи урока:

Совершенствовать умение выделять корень в слове;

Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

Отрабатывать каллиграфию письма;

Воспитывать умения общаться и работать в группах.

           

Образовательные технологии: игровые, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, технология личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята и дорогие гости!

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

- Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

- Ребята, а какое время года за окошком? (осень)

- Как можно её охарактеризовать? Какой бывает осень? (золотой, разноцветной, тёплой, дождливой, холодной, ветреной, щедрой…)

 

- Глядя на иллюстрации, оставим устно несколько предложений об осени, глядя на иллюстрации.

 

- Молодцы! А теперь посмотрим на слово осень и назовем гласные буквы. ( о, е)

Минутка чистописания. Чередуя гласные буквы о и е запишем каждую из них 3 раза: о е о е о е

 

- Запишем слово осень, разделим его на слоги, поставим ударение, обозначим гласные, твердые и мягкие согласные звуки, определим количество слогов, букв и звуков. Почему в данном слове букв больше, чем звуков?

- На какой вопрос отвечает слово осень? ( что?) Что оно обозначает? (явление природы)

- Образуйте от данного слова, слово, которое отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета. (осенний)

- Запишем в тетрадь слова осень – осенний. Глядя на запись, давайте сформулируем тему урока. (Корень слова. Родственные слова. ) Молодцы!!!

- Что нам сегодня надо повторить? (Что такое корень слова, какие слова называются родственными, тренироваться выделять корень в родственных словах)

- Алена нам подготовила  выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень». Послушаем.

Ученица зачитывает значение слова «корень» (показывает картинки):

подземная часть растения;

часть волоса, зуба, ногтя;

3) часть слова.

- Значит слово «Корень» многозначное. Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (Корень – это часть слова. Корень -это общая часть родственных слов. Корень – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов).

- А какие слова называются родственными? (Родственными называются слова с одним корнем, т. е. однокоренные).

- Скажите, слова осень и осенний являются однокоренными? Выделим в них корень.

Гимнастика для глаз. Одним из основных изменений в природе осенью является листопад. Мы сейчас дадим немного отдохнуть нашим глазкам и представим. Как облетают листочки с деревьев. Поморгаем 5 раз медленно, представим себе, что листочки тихо кружатся в воздухе. Медленно ложатся на дорожки и тропинки. А теперь 5 раз поморгаем быстро, будто сильный осенний ветер кружит листики. Закроем глазки, помассируем веки по часовой стрелке и против часовой стрелки, как будто собирая разноцветные осенние листья в букет. Откроем глазки и устроим свой листопад из ярких осенних листьев.

III. Словарная работа.

Поиграем в игру «Найдите однокоренные слова» (ветер – ветерок, ветреный; береза – березка, березовый; яблоко – яблочко, яблочный).

- Ребята 1 ряда запишут однокоренные слова к слову ветер, ребята 2 ряда однокоренные слова к слову береза, ребята 3 ряда запишут однокоренные слова к слову яблоко. В записанных словах обязательно выделить корень.

- Проверим….. Еще раз скажем, что такое корень слова?

- А теперь внимательно посмотрим на эти слова ( ветер, берёза, яблоко). Что мы можем о них сказать? (они словарные). Какие слова мы называем словарными? (с непроверяемой орфограммой).

Дети по очереди выходят к доске, ставят ударение, определяют и подчеркивают орфограмму.(непроверяемая безударная гласная).

IV. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

V. Закрепление изученного.

- А вот о чём пойдет речь далее, мы узнаем, отгадав загадку:

По крышам прохаживается.
К работе прилаживается.
Стукнет, брякнет молоточком
По деревьям и досочкам.
Молоточек водяной
И стоит в саду стеной. Дождик

- Какие еще изменения в неживой природе происходят осенью? (похолодание, изморось, первые заморозки, ледостав, …)

Работа в парах.

- Подумайте, посовещайтесь и запишите как можно больше однокоренных слов к слову дождь. ( Дождь – дождик, дождливый, дождище, дождливость, дождевик, дождевой, дождинка, дождичек). Выделите корень в однокоренных словах. Проверим…

 

VI. Практическая работа. Обобщение. Работа по учебнику: упр. 93 стр. 64. ( Определить : все ли слова образуют пары однокоренных слов. (Проблемная ситуация)

VII. Итог урока. Урок наш подходит к завершению. Подведем его итоги.

Скажите над какой темой мы сегодня работали?

Что такое корень слова?

Какие слова называются родственными.


 

VIII. Рефлексия. Посмотрите на доску. Найдите среди данных слов синонимы и антонимы, отвечающие на вопрос что? (грусть, радость). А теперь подберите к ним однокоренные слова , отвечающие на вопрос какой? (грустный, радостный).

- Молодцы, ребята! А теперь поднимите красный листик, если Вам на уроке было интересно, если настроение у вас радостное, если вам было все понятно и у вас все получилось. Поднимите желтый листик. Если вы испытали небольшие трудности. Поднимите зеленый листик, если урок показался Вам очень трудным, если настроение у вас грустное.

- Хорошо, что у Вас хорошее настроение и урок был полезным, от этого и я рада.

Дом. зад.: уч. с. 63 упр. 91.

Спасибо за работу.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.