12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лосихина Светлана Ивановна146
Россия, Москва, Москва

Лосихина Светлана Ивановна

Учитель начальных классов

Тема: «Птичьи разговоры»

Класс:2

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с жизнью птиц весной, прилетом, гнездованием, изучением правил отношения к птичьим гнездам; способствовать развитию коммуникативных навыков.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся наблюдать и рассказывать по наблюдениям о поведении птиц весной (прилетом; гнездованием).

Метапредметные:

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществление учебных действий – выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.

Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; предметные – знакомиться с жизнью птиц весной: прилетом, гнездованием.

Коммуникативные:взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: самоопределение – осознают необходимость следовать нормам природоохранного поведения.

Оборудование: картинки с изображением птиц; карточки с изображением мест обитания птиц, птичьих гнезд; запись голосов птиц.

Ход урока:

Организационный момент.

Сообщение темы урока.

А) игра «Доскажи словечко»

Я раскрываю почки в зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна. Зовут меня… (весна)

- Какие изменения в неживой природе происходят весной?

- Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица)

- Сегодня птицы приглашают нас в свои гнезда..

3. Изучение нового материала.

А) Фронтальная беседа.

- Вспомните отличительные признаки птиц. (имеются крылья, тело покрыто перьями.)

- Верно, по оперению и крыльям мы обычно узнаем птицу.

А чем отличаются друг от друга? ( формой тела, клюва, цветом оперения, голосом и т.д.)

- Каких птиц мы называем перелетными, а каких – зимующими?

- Распределите картинки с изображением птиц на две группы и дайте каждой группе общее название. (птицы перелетные и птицы зимующие)

- Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетают от нас? (Отсутствие пищи: насекомых и рыбы)

- Что позволяет птицам вернуться весной в родные края?

Б) Рассказ о граче.

- Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время. Отгадайте загадки и рассмотрите картинки с изображением перелетных птиц.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь…

А зовется птица… (грач)

- Грачи прилетают одни из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи около жилья человека. Потом начинают строительство гнезд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займет другая пара.

В) Рассказ о жаворонке.

- Отгадайте следующую загадку:

Свое гнездо он в поле вьет,

Где тянутся растения

Его и песня и полет

Вошли в стихотворение! (жаворонок)

- Это птица светло-песочного цвета с темными пестринками. В нашей средней полосе люди издавна определяют приход весны по первой песне жаворонка.

Г) Рассказ о скворце.

- А что это за птица:

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его … (скворец)

- Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдергивая из земли дождевых червей. Скворец – пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать все, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки, мяуканье кошки. В народе говорят: увидал скворца – знай, весна у крыльца.

Д) Составление рассказа по плану.

И правда, скворцы появляются в конце марта. Давайте внимательно рассмотрим картинку и составим рассказ о скворцах по следующему плану: как они выглядят, как устраивают свои гнезда, как заботятся о птенцах.

Е) Работа с пословицей.

- А сейчас расположите льдинки от большой к маленькой и прочитайте народную примету (Увидел скворца – значит, весна у крыльца)

Как вы понимаете это высказывание?

Ж) Чтение рассказа М.Богданова учителем. Беседа о соловьях.

Послушайте рассказ М.Богданова.

- Когда соловьи возвращаются в родные места? Почему?

Почему соловьи любят кустарники? Как они выводят птенцов?

Чем пение соловья отличается от пения других птиц?

Прилетел к нам наконец

Самый лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет.

Особенно хорошо поют соловьи, когда цветет сирень. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов.Потом отцу семейства будет не до пения – надо помогать самке кормить птенцов.

3. Физкультминутка.

З) Беседа о ласточках.

А вот наша следующая гостья:

Путь проделав длинный,

Прилетает к нам с теплом,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

- Прилетают ласточки в начале мая. Их легко узнать по черному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.

И ) Рассказ о аистах.

Следующая загадка:

Он живет на крыше дома,

Строит гнезда из соломы.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (аист)

- В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно ученые сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету.

-На первый взгляд жизнь птиц беззаботна. Так ли это на самом деле? Что делают птицы весной?

(строят гнезда, уничтожают вредных насекомых, откладывают яйца, высиживают птенцов)

К) Русское народное творчество и птицы.

- Люди с давних времен с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, потешек и небылиц живут в народе. Давайте послушаем некоторые из них.

- Где ты, где ты, ласточка,

Целый день летала?

- Солнцу золотому

Косу заплетала.

Нашей Любице не спится -

Прилетай к нам, аист-птица,

С тихой дремой, с крепким сном,

Угостим тебя зерном,

Напоим водицей.

Прилетай к нам, аист – птица.

Дрозд метелкой двор метет-

Дрозд гостей сегодня ждет,

У него на день рожденья

Червяки на угощенье.

Л)Рассказ о празднике весны.

Был на Руси праздник – встречали весну. Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели: «Уж вы жаворонки, жавороночки, прилетите вы к нам, принесите вы нам лето теплое, весну красную».

9 марта проводили вторые заклички Весны, творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег. Согласно славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок сорок, знаменующих собой приближение Девы Весны. На чье поле птицы опустятся первыми, тому боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай.

Люди радовались тому, что с каждым днем приближалось наступление весны. В этот день женщины выпекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями, как бы летящих, и с хохолками. Печенья называли «грачами», «жаворонками» или просто «птичками». Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и подбрасывал в воздух. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки и сбившись, в кучу, что есть силы кричали:

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое!

Нам зима надоела,

Весь хлеб у нас поела,

Всю скотину поморила.

В некоторых закличках содержались обращения к живительным силам природы:

Весна, весна красна,

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с огромной милостию:

Со льном большим,

С корнем глубоким, с хлебом великим.

После этого печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или дети отдавали их матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

С помошью подобных птиц на Жавороночки выбирался семейный засевальщик. Для этого в «жаворонка» запекалась монета, лучинка, и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

А сейчас каждый год мы празднуем День птиц. Празднуем в конце марта – перед прилетом скворцов. Мы должны знать, любить и беречь природу, потому что человек, живя в городе или деревне, живет в общем доме – на планете Земля.

- Какова роль человека в жизни птиц? Человек – сторонний наблюдатель или активный помощник? Что может сделать человек для птиц и чего он делать не должен?

Из дальних стран домой вернулись птицы:

Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.

Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.

Не просто так кричат – себе жилища строят.

Закрепление изученного материала.

А) Работа по учебнику.

Прочитайте в учебнике рассказ «Птичьи разговоры»

Какие птицы прилетают первыми

Б) игра «Справочное бюро»

Работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на вопросы. Я буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете жетон «Друг птиц»

- Какие птицы здесь живут? (озеро, луг, лес, кустарник)

- Чье это гнездо?

- Кто как поет? (голос дятла, кукушки, соловья)

- Что каждый и нас может сделать, чтобы помочь птицам?

5. Итог урока.

- Назовите птиц, которые открывают весну.

- Когда прилетают журавли?

- Почему «жаворонков» пекут именно весной?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.