План урока по биологии «Разнообразие растений на Земле»
Тема – «Разнообразие растений на Земле» (урок открытия новых знаний)
ЦЕЛЬ (для учителя) – создание условий для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся сформируется представление о многообразии представителей царства растений и их особенностях. |
ЦЕЛЬ (для учащихся) – познакомиться с многообразием представителей царства растений и их особенностями. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные Учащиеся получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника, интереса к познавательной, предметно-исследовательской деятельности. Предметные Учащиеся научатся различать и сравнивать представителей царства растений, приводить примеры; научатся работать с разными источниками информации. Метапредметные: Познавательные – учащиеся научатся использовать знаково-символические средства представления информации, работать с таблицей; работать с информационным материалом на компьютере; анализировать, сравнивать растения, находить общее и отличия во внешнем виде; делать выводы на основе обобщения знаний. Регулятивные - учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу; составлять план решения задачи и, работая по плану, сверять свои действия с целью; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Коммуникативные - учащиеся научатся использовать в общении правила вежливости; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, принимать иное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению (работа в группе); |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Я знаю: - как разнообразно царство растений; - отличительные признаки основных групп растений. Я умею: - различать группы растений по их существенным признакам. |
ЗАДАЧИ - сформировать представление о разнообразии растительного мира; - познакомить с отличительными признаками основных групп растений; - учить различать группы растений по их существенным признакам. - создавать условия для развития умений и навыков самостоятельной и групповой работы; |
ЗАДАЧИ - познакомиться с разнообразием растительного мира; - научиться различать группы растений по их существенным признакам. |
Методы обучения на уроке: методы исследования - целенаправленное наблюдение за объектом для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
информационные методы - использование мультимедийной презентации, гербарии, иллюстративный материал, энциклопедии, дополнительная литература.
Форма организации обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. Материал к уроку: учебник, листы с планом работы; иллюстрации представителей каждой группы растений; компьютер, диапроектор, интерактивная доска; слайдовая презентация по теме: "Разнообразие растений"; дополнительная литература для работы в группе; гербарии; листы оценки; таблицы для заполнения.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент Цель: психологический настрой на урок. |
– Ребята, посмотрите на солнышко. (слайд) |
Осуществляют самооценку готовности к уроку. |
Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. Мотивация Цель: воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового, мотивировать учащихся на изучение новой темы |
Ребята закройте, пожалуйста, глаза, прослушайте аудиозапись. (включаю звук шума листвы и голосов птиц). - Подумайте, где можно услышать эти звуки? (в лесу, в природе) (слайд) Что нас там окружает? - О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (о растениях) Тема урока : «Разнообразие растений на Земле» (слайд) - Что вы уже знаете о растениях? (они относятся к живой природе, делятся на деревья, кустарники и травы) - Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зелёная одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой. (Слайд с растениями) В волшебном Царстве, Растительном государстве растительный мир называют еще флорой. В этом государстве приветствуют нас сама Богиня Флора, она бережно охраняет свое Царство. Флора в римской мифологии - богиня цветов и весны. |
Дети высказывают свои предположения.
Дети высказывают свои мнения о растениях. |
Познавательные: уметь находить ответ на вопрос. Логические: анализ с целью выделения существенных признаков. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, слушать и понимать речь других. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Целеполагание |
- Какую цель перед собой поставим? (расширить знания о многообразии растений) Чтобы достичь цели какие задачи поставим? А что вы хотели бы еще узнать о растениях? - выделить группы растений - узнать отличительные признаки каждой группы - познакомиться с представителями каждой группы - выявить удивительные факты из жизни растений |
- Изучить эти группы растений. - Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений. |
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли (диалог) Познавательные: Общеучебные: отвечать на простые вопросы учителя Регулятивные: определять план выполнения заданий |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Работа по теме урока. Цель: формирование представлений о разнообразии растительного мира; - знакомство с отличительными признаками основных групп растений;
|
Лист самооценки: Отметьте на каком уровне ваши знания о растениях. Но прежде, чем мы начнём изучать растения, ответьте на вопросы, записанные в таблице.(слайд) Вопросы «Верите ли вы?»
-Напоминаю: если вы верите, ставите знак «+», если нет «-» в графе до Какие вопросы вызвали затруднения? Почему? - Какая наука изучает растения? Ботаники делят все царство растений на группы. - Какие группы растений встретились в таблице? Сколько групп? Вторая задача какая перед нами? - И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. 1-я группа будет изучать водоросли, 2-я мхи, 3-я - папоротники, 4- я - хвойные растения, 5-я - цветущие деревья, кустарники, травы. - На столах у вас лежат иллюстрации, гербарий представителей растений этой группы, учебники, книги о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить. Как настоящие ученые, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос? Инструкция 1. Прочитай информацию на листе. 2. Познакомься с информацией в книгах на стр. … 3. Рассмотри гербарии, иллюстрации. 4.Заполните таблицу, отметив какие части (органы) имеют растения - представители этой группы. 5. Подумайте, что удивило вас. - Какие задачи будете решать, работая в группе? |
Высказывают свои предположения. Заполняют первый столбик таблицы. |
Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, сравнивать объекты: находить общее и различие. Группировать объекты на основе существенных признаков. Познавательные: определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Логические: определение критериев для сравнения. Коммуникативные: взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: саморегуляция, способность к волевому усилию.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Исследование в малых группах Цель: создание условий для развития умений и навыков самостоятельной и групповой работы. |
Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует. |
Учащиеся знакомятся с источниками информации, отбирают главное содержание. |
Познавательные: - извлекать информацию из текста; - выявлять сущность и особенности объектов; Регулятивные: - выполнять учебные задания в соответствии с целью; Коммуникативные УУД: - согласовывать позиции и находить общее решение; Личностные -проявлять интерес к изучению темы; - стремление расширить свои знания о разнообразии растений; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Закрепление полученных знаний Цель: учиться различать группы растений по их существенным признакам. |
Остановимся на каждой группе подробнее. ( рассказывают о своей группе растений, на слайдах появляются представители групп и заполненная таблица проверяется) Водоросли. (слайд) Какие особенности жизнедеятельности вы определили у водорослей? ( Жители воды) В чём особенность строения водорослей? ( У них нет ни корня, ни стебля, ни листьев, ни цветов, ни плодов.) Мхи.(слайд) Какие особенности жизнедеятельности вы определили у мхов? ( Жители влажных мест.) В чём особенность строения мхов? ( У них нет корня, но есть стебель и листья, цветов и плодов нет) Папоротники.(слайд) Какие особенности жизнедеятельности вы определили у папоротников? ( Имеют красивые листья, похожие на перья.) В чём особенность строения папоротников? ( У них есть корень, стебель и листья, не бывает цветов и плодов) Хвойные растения.(слайд) Какие особенности жизнедеятельности вы определили у хвойных растений? (Они вечнозелёные.) В чём особенность строения хвойных растений? ( У них есть корень, стебель, а вместо листьев – хвоинки, на месте плодов шишки с семенами.) Цветковые растения.(слайд) Какие особенности жизнедеятельности вы определили у цветковых растений? ( Очень разнообразны.) В чём особенность строения цветковых растений? ( У них есть корень, стебель, листья цветы и плоды.) (На доске заполненная таблица всех групп растений.)(слайд)
Какую задачу мы решали? Какая группа растений отличается от остальных? Почему? (это низшие растения) - А, теперь поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, посмотрите ещё раз на свои тесты и ответьте на вопросы «Верите ли вы», но уже после изучения нового материала. Лист самооценки: Оцените, на каком уровне стали ваши знания о растениях. |
Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую таблицу. Дети возвращаются к высказываниям о растениях и определяют ложные утверждения. |
Регулятивные: - выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного материала. Коммуникативные: -адекватно использовать речевые средства для представления результата -слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге. Личностные -проявлять интерес к изучению темы; - стремление расширить свои знания о разнообразии растений; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия |
А теперь давайте вспомним, какие задачи мы ставили на урок? На какие группы можно разделить все растения? (слайд) Так на какие же группы делятся все растения? Узнать отличительные признаки каждой группы растений? Узнали? (да)(слайд) Так на что же надо обращать внимание, чтобы правильно определить к какой группе относится растение? Какие факты из жизни растений вас удивили?(слайд)
|
Отвечают на вопросы. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения и цветковые растения. На строение растения. На корни, стебли, листья, цветы с плодами. |
Личностные -осознание собственных достижений при освоении учебной темы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Итог |
Домашнее задание по выбору:(слайд) подготовить сообщение о растениях пересказ статьи учебника нарисовать рисунки растений |
Личностные -проявлять интерес к изучению темы; -стремление расширить свои знания о разнообразии растений; -эмоционально-ценностное отношение к каждой группе растений; |