Урок биологии по теме «Плоды. Разнообразие плодов»
МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
Апастовского муниципального района Республики Татарстан.
Урок биологии по теме «Плоды. Разнообразие плодов».
Учитель биологии высшей квалификационной категории Габидуллина Гульфия Камилевна |
Адрес школы: 422350,
Республика Татарстан,
Апастовский муниципальный район пгт Апастово,
ул. Красноармейская 65 тел.: 8-84376-22-4-69
E-mail: apasschool@mail.ru
2015 г.
Тема: Плоды. Разнообразие и значение плодов.
Цель: Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном органе покрытосеменного растения; о его строении и значении; продолжить экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян; развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; сформировать умения по классификации плодов и определении признаков приспособленности к распространению семян
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, разгадывание кроссворда, работа со схемами.
Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты).
Ключевые слова и понятия: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие.
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем стихотворение Николаю Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»
Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
Изучение нового материала.
1. Загадка: Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал.
(Плод)
Как вы думаете, о чём идёт речь?
Каким органом растения является плод? (Плод - генеративный орган цветкового растения). Из каких частей цветка образуются плоды покрытосеменных растений? (плоды чаще всего образуются из завязей пестиков). Какое условие необходимо для образования плодов? (Для образования плодов необходимо опыление и оплодотворение). Какова основная функция плода? (В нем происходит образование и созревание семян). Какова основная функция околоплодника? Он защищает формирующиеся семена от механических повреждений, пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды. Именно благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют покрытосеменными.
В природе существует огромное разнообразие плодов. Такое разнообразие плодов связано с образованием различных приспособлений у растений к распространению семян. Эти приспособления вырабатывались длительное время в процессе эволюции. Для того чтобы разобраться в этом многообразии, существует несколько классификаций плодов.
Рассмотрите плоды и изображения плодов. На какие группы можно разделить эти плоды?
По количеству семян в одном плоде выделяют односемянные и многосемянные плоды. От чего зависит количество семян в одном плоде? Количество семян в плоде зависит от количества семязачатков в завязи. Точнее, от количества оплодотворенных семязачатков, так как не все семязачатки могут быть оплодотворены. Приведите примеры растений с односемянными и многосемянными плодами.
Кроме того, по характеру околоплодника плоды можно разделить на сухие и сочные.
Плоды бывают вскрывающиеся и невскрывающиеся.
Если в цветке один пестик, то плод, который развивается из этого цветка, называют простым. Если же в цветке несколько пестиков, то формирующийся в результате плод называют сложным или сборным.
У некоторых растений, таких как инжир, ананас, ольха, в результате срастания нескольких плодов из целого соцветия образуется соплодие.
Лабораторная работа. (с использованием слайдов)
Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
Работа с коллекцией плодов и материалами на слайдах (у каждого ученика своя коллекция на отдельных тарелочках)
Постановка проблемы: На какие группы вы можете разделить эти плоды?
Предполагаемые ответы: (на каждую группу ученики предварительно раскладывают плоды по группам, затем проверка вместе с учителем)
Сухие (жёлудь, орех, зерновка, семянка, боб, крылатка, коробочка) и сочные (ягода, костянка, яблоко);
Односемянные (жёлудь, орех, зерновка, семянка, крылатка, костянка) и многосемянные (боб, коробочка, ягода, яблоко).
Рассмотрите внешнее строение плодов. Какой характер околоплодников у этих плодов? Какое количество семян находится внутри каждого плода?
Классификация плодов.
Тип плода | Название плода | Особенности строения | Примеры растений |
Сухие многосемянные плоды | боб | Вскрывающийся по двум швам одногнездный плод. Семена расположены на стенках плода. | Горох, фасоль, соя, чечевица, вика. |
стручок | Вскрывающийся створками плод. Семена расположены на внутренней перегородке. | Капуста, редис, горчица, редька, пастушья сумка. | |
коробочка | Плод вскрывающийся крышечкой, отверстиями или распадающийся на части. | Мак, тюльпан, дурман, белена, лен. | |
Сухие односемянные плоды | орех | Невскрывающийся плод с деревянистым околоплодником. | Лещина, липа, гравилат, лотос |
желудь | Невскрывающийся плод с кожистым околоплодником, погруженным в крышечку. | Дуб. | |
семянка | Невскрывающийся одногнездный плод с кожистым околоплодником. | Подсолнечник, одуванчик, череда, василек. | |
зерновка | Невскрывающийся одногнездный плод с кожистым околоплодником, близко прилегающим к семенной кожуре. | Пшеница, рожь, рис, кукуруза, ячмень. | |
Сочные односемянные плоды | костянка | Плод с твердым, деревянистым внутриплодником, сочным околоплодником. | Вишня, абрикос, калина, слива, персик, манго. |
Сочные многосемянные плоды | многокостянка | Сборный плод. Образуется из цветков, имеющих большое количество лепестков. Представляет собой сросшиеся между собой маленькие костянки. | Малина, ежевика, костяника, морошка. |
ягода | Одногнездный или многогнездный невскрывающийся плод. | Смородина, виноград, картофель, томат. | |
яблоко | Плоды с хрящевидным внутриплодником. Кроме завязи в основании плода участвуют и другие части цветка. | Яблоня, груша, рябина, боярышник. | |
тыквина | Плод с деревенеющим при созревании внеплодником. Кроме завязи в образовании плода участвует цветоложе. | Огурец, арбуз, дыня, тыква, кабачок. | |
гесперидий | Многогнездный плод. | Апельсин, мандарин, лимон. |
Закрепление знаний и умений.
Работа с учебником. Дети отвечают на вопросы после параграфа, одновременно группа обучающихся работают с тестовыми вопросами в программе «Tester»
-
плоды-ягоды по количеству семян бывают:
а) односемянными;
б) многосемянными;
в) как односемянными, так и многосемянными.
2. плоды костянки имеют околоплодник:
а) сочный;
б) сухой;
в) в большинстве случаев сочный.
3. у сухого плода, называемого бобом, околоплодник образован:
а) двумя раскрывающимися створками;
б) двумя раскрывающимися створками и пленчатой перегородкой между ними;
в) двумя сросшимися створками.
4. плоды фасоли, гороха, акации называют:
а) бобами;
б) стручками;
бобами и стручками.
5. плоды коробочки бывают:
а) односемянными;
б) многосемянными;
в) как односемянными, так и многосемянными.
Итог урока.
Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.
«Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)
«Петушок и бобовое зёрнышко» - боб
«Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов)
«Золушка» - тыквина (Ш Перо)
«Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).
Оценки за урок.
VII. Д/З.: § 30, изучить, подготовить ответы на вопросы в конце §. Всем спасибо за урок, до свидания.
Марина Александровна Акопян