12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Габидуллина Гульфия Камилевна79
Россия, Татарстан респ., Апастово

МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»

Апастовского муниципального района Республики Татарстан.

Урок биологии по теме «Плоды. Разнообразие плодов».

 

Учитель биологии высшей квалификационной категории Габидуллина Гульфия Камилевна

 

Адрес школы: 422350,

Республика Татарстан,

Апастовский муниципальный район пгт Апастово,

ул. Красноармейская 65 тел.: 8-84376-22-4-69

E-mail: apasschool@mail.ru

2015 г.

Тема: Плоды. Разнообразие и значение плодов.

Цель: Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном органе покрытосеменного растения; о его строении и значении; продолжить экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян; развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; сформировать умения по классификации плодов и определении признаков приспособленности к распространению семян

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, разгадывание кроссворда, работа со схемами.

Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты).

Ключевые слова и понятия: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.

Ход урока.

Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем стихотворение Николаю Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Изучение нового материала.

 

1. Загадка: Весной повис-

Всё лето кис,

А сладок стал –

На землю пал.

(Плод)

Как вы думаете, о чём идёт речь?

Каким органом растения является плод? (Плод - генеративный орган цветкового растения). Из каких частей цветка образуются плоды покрытосеменных растений? (плоды чаще всего образуются из завязей пестиков). Какое условие необходимо для образования плодов? (Для образования плодов необходимо опыление и оплодотворение). Какова основная функция плода? (В нем происходит образование и созревание семян). Какова основная функция околоплодника? Он защищает формирующиеся семена от механических повреждений, пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды. Именно благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют покрытосеменными.

В природе существует огромное разнообразие плодов. Такое разнообразие плодов связано с образованием различных приспособлений у растений к распространению семян. Эти приспособления вырабатывались длительное время в процессе эволюции. Для того чтобы разобраться в этом многообразии, существует несколько классификаций плодов.

Рассмотрите плоды и изображения плодов. На какие группы можно разделить эти плоды?

По количеству семян в одном плоде выделяют односемянные и многосемянные плоды. От чего зависит количество семян в одном плоде? Количество семян в плоде зависит от количества семязачатков в завязи. Точнее, от количества оплодотворенных семязачатков, так как не все семязачатки могут быть оплодотворены. Приведите примеры растений с односемянными и многосемянными плодами.

Кроме того, по характеру околоплодника плоды можно разделить на сухие и сочные.

Плоды бывают вскрывающиеся и невскрывающиеся.

Если в цветке один пестик, то плод, который развивается из этого цветка, называют простым. Если же в цветке несколько пестиков, то формирующийся в результате плод называют сложным или сборным.

У некоторых растений, таких как инжир, ананас, ольха, в результате срастания нескольких плодов из целого соцветия образуется соплодие.

Лабораторная работа. (с использованием слайдов)

Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

Работа с коллекцией плодов и материалами на слайдах (у каждого ученика своя коллекция на отдельных тарелочках)

Постановка проблемы: На какие группы вы можете разделить эти плоды?

Предполагаемые ответы: (на каждую группу ученики предварительно раскладывают плоды по группам, затем проверка вместе с учителем)

Сухие (жёлудь, орех, зерновка, семянка, боб, крылатка, коробочка) и сочные (ягода, костянка, яблоко);

Односемянные (жёлудь, орех, зерновка, семянка, крылатка, костянка) и многосемянные (боб, коробочка, ягода, яблоко).

Рассмотрите внешнее строение плодов. Какой характер околоплодников у этих плодов? Какое количество семян находится внутри каждого плода?

Классификация плодов.

Тип плода

Название плода

Особенности строения

Примеры растений

Сухие многосемянные плоды

боб

Вскрывающийся по двум швам одногнездный плод. Семена расположены на стенках плода.

Горох, фасоль, соя, чечевица, вика.

стручок

Вскрывающийся створками плод. Семена расположены на внутренней перегородке.

Капуста, редис, горчица, редька, пастушья сумка.

коробочка

Плод вскрывающийся крышечкой, отверстиями или распадающийся на части.

Мак, тюльпан, дурман, белена, лен.

Сухие односемянные плоды

орех

Невскрывающийся плод с деревянистым околоплодником.

Лещина, липа, гравилат, лотос

желудь

Невскрывающийся плод с кожистым околоплодником, погруженным в крышечку.

Дуб.

семянка

Невскрывающийся одногнездный плод с кожистым околоплодником.

Подсолнечник, одуванчик, череда, василек.

зерновка

Невскрывающийся одногнездный плод с кожистым околоплодником, близко прилегающим к семенной кожуре.

Пшеница, рожь, рис, кукуруза, ячмень.

Сочные односемянные плоды

костянка

Плод с твердым, деревянистым внутриплодником, сочным околоплодником.

Вишня, абрикос, калина, слива, персик, манго.

Сочные многосемянные плоды

многокостянка

Сборный плод. Образуется из цветков, имеющих большое количество лепестков. Представляет собой сросшиеся между собой маленькие костянки.

Малина, ежевика, костяника, морошка.

ягода

Одногнездный или многогнездный невскрывающийся плод.

Смородина, виноград, картофель, томат.

яблоко

Плоды с хрящевидным внутриплодником. Кроме завязи в основании плода участвуют и другие части цветка.

Яблоня, груша, рябина, боярышник.

тыквина

Плод с деревенеющим при созревании внеплодником. Кроме завязи в образовании плода участвует цветоложе.

Огурец, арбуз, дыня, тыква, кабачок.

гесперидий

Многогнездный плод.

Апельсин, мандарин, лимон.

Закрепление знаний и умений.

Работа с учебником. Дети отвечают на вопросы после параграфа, одновременно группа обучающихся работают с тестовыми вопросами в программе «Tester»

  1. плоды-ягоды по количеству семян бывают:

а) односемянными;

б) многосемянными;

в) как односемянными, так и многосемянными.

2. плоды костянки имеют околоплодник:

а) сочный;

б) сухой;

в) в большинстве случаев сочный.

3. у сухого плода, называемого бобом, околоплодник образован:

а) двумя раскрывающимися створками;

б) двумя раскрывающимися створками и пленчатой перегородкой между ними;

в) двумя сросшимися створками.

4. плоды фасоли, гороха, акации называют:

а) бобами;

б) стручками;

бобами и стручками.

5. плоды коробочки бывают:

а) односемянными;

б) многосемянными;

в) как односемянными, так и многосемянными.

Итог урока.

Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.

«Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)

«Петушок и бобовое зёрнышко» - боб

«Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов)

«Золушка» - тыквина (Ш Перо)

«Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).

Оценки за урок.

VII. Д/З.: § 30, изучить, подготовить ответы на вопросы в конце §. Всем спасибо за урок, до свидания.

Опубликовано

Комментарии (1)

Марина Александровна Акопян, 05.02.16 в 20:18 0 Ответить Пожаловаться
Урок не отличается оригинальностью, не видно инновационности. Соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. Жалко, что не видно слайдов. Техническое оснащение урока не считаю, что на высоком уровне. Хороший урок, но не более.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.