Сценарий урока биологии в 6 классе «Значение растений на Земле»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
2.Формирование ответственного отношения к учению;
3.Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
1.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2.Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: работа с текстом учебника, анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Информация
Значение растений в природе.
Если бы не было растений, то не было бы на Земле и разнообразия живых организмов. Без растений не могут существовать ни животные, ни человек. В чем же заключается секрет такой необходимости растений для жизни на Земле?
Во-первых, зеленые растения выделяют кислород, необходимый для дыхания как самих растений, так и других организмов. Чем меньше растений вокруг нас, тем труднее дышать.
Во-вторых, растения способны образовывать из неорганических веществ неживой природы сложные органические вещества, без которых не могут жить животные и человек, а также грибы и бактерии. Все эти организмы зависят от растений. Травоядные (растительноядные) животные поедают растения, а хищные, питаясь травоядными, получают таким образом переработанную ими растительную пищу. Человек, как известно, питается и растительной, и животной пищей, но животная пища не может быть получена без растений. Если погибнут зеленые растения, погибнут от голода животные и люди.
Растения дикорастущие и культурные и их значение для человека. Естественный растительный покров существовал на Земле задолго до появления человека. Он состоит из растений, называемых дикорастущими. Они растут, размножаются и расселяются без участия человека (только иногда человек невольно разносит, например на своей одежде, некоторые цепкие плоды и се мена). Многие дикорастущие растения человек использует как строительный материал, топливо, сырье для различных отраслей промышленности и приготовления лекарственных препаратов, пищевые продукты.
Культурными называют растения, специально выведенные и выращиваемые человеком. К ним относят в первую очередь пищевые растения, например: зерновые — пшеница, рожь, ячмень, просо, рис, кукуруза, овес; зернобобовые — горох, бобы, соя; овощи — картофель, капуста, свекла, морковь, редис; плодово-ягодные — яблоня, вишня, смородина, виноград; масличные — подсолнечник, горчица. Кормовые растения для скота также разводят специально, например кормовую свеклу, турнепс. Технические растения дают сырье для промышленности, например лен, хлопок. Декоративные растения выращивают для украшения нашей жизни: астры, пионы, гладиолусы, розы и многие другие;
За культурными растениями нужен уход. Часто они нуждаются в большем количестве тепла и влаги, чем местные дикорастущие растения. У каждого культурного растения были и есть дикие предки. Первые культурные растения появились тогда, когда первобытный человек догадался посеять или посадить около своего жилища дикорастущие съедобные растения, которые он до того собирал в природе.
Многие дикорастущие растения еще не изучены, и поэтому не познаны их полезные для человека свойства и качества. Научные исследования, которые проводят ученые, позволят в будущем ввести в культуру новые растения, которые сегодня можно встретить только в качестве дикорастущих. Дикорастущие растения всегда будут нужны как источник для выведения новых сортов культурных.
Поясни понятия
РАСТЕНИЯ ДИКОРАСТУЩИЕ. РАСТЕНИЯ КУЛЬТУРНЫЕ. РАСТЕНИЯ ПИЩЕВЫЕ, КОРМОВЫЕ. ТЕХНИЧЕСКИЕ, ДЕКОРАТИВНЫЕ
Вопросы и задания
1. В чем значение зеленых растений на Земле?
2. Почему летом горожане стараются уехать из города в сельскую местность?
3. Какие культурные и дикорастущие растения вам известны?
4. Каково значение культурных растений в жизни человека?
Разнообразие, распространение, значение растений
Биология 6 класс. Значение растений для человека
Значение растений в природе и жизни человек Диафильм по ботанике для 6 класса
Ботаника наука о растениях Разнообразие и значение растений
Ресурсы:
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Викторов В.П., Никишов А.И. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. Учебник 6класс
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс