Развитие интереса к обучению - забота каждого педагога

5
0
Материал опубликован 25 January 2016 в группе

«Развитие интереса к обучению - забота каждого педагога»

Аннотация

В работе рассматривается вопросы развития исследовательских и творческих навыков обучающихся. Определены условия, этапы, критерии развития творческих способностей обучающихся и проектных компетенций в образовательной деятельности.

Даны рекомендации по реализации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся в учебном процессе на основе использования методов проектов и электронных образовательных ресурсов.

Ключевые слова: творческие способности, проект, метод проектов, проектная деятельность, проектные компетенции, электронные образовательные ресурсы.

Введение

Исследования состояния современных подходов к построению образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях выявили противоречия между:

требованиями работодателей к уровню профессиональной компетентности специалистов и сформированным профессионализмом выпускника;

предметной подготовкой в профессиональных образовательных организациях и научно-педагогической творческой и исследовательской деятельностью будущего выпускника.

Актуальность и социальная значимость

Особенно актуальной проблема выявления и развития творческих способностей является для подростков и молодежи, так как именно в этом возрасте надо как можно быстрее определить свои творческие способности, чтобы направить свою жизнь на ту профессию, в которой со своими способностями выпускник принесет максимальную пользу обществу в целом и себе в частности.

Анализ ситуации

Выявление и развитие творческих способностей и интереса к образовательной деятельности должны вестись в следующих направлениях:

вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность;

привлечения студентов к научно-исследовательской работе;

участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Создание условий по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся:

открытие возможностей для проявления активности обучающихся, а значит, и большей заинтересованности в процессе познания;

создание доброжелательной атмосферы при нестандартных решениях той или иной проблемы;

использования на учебных занятиях разных форм подачи материала, в том числе применение электронных образовательных ресурсов.

Гипотеза

Если связать профессиональный выбор с творческими способностями обучающихся, со склонностями, которыми каждый одарен индивидуально, получим конечный результат – познавая самого себя, выпускник выбирает свой жизненный путь, свою профессию;

Уровень развития познавательной активности обучающихся возрастает, если осуществляются самореализация и самоактуализация познавательной деятельности, гуманизация образовательного процесса, обеспечивается диалогическое взаимодействие его субъектов.

Цель проекта

формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности (ОК 2. Организовывать собственную деятельность);

создание условий для развития творческих способностей, умению анализировать информацию, синтезировать полученные знания и пользоваться ими при решении различных задач (ОК 4. Осуществлять поиск и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития);

развитие способности создавать творческий продукт и представлять его (презентация, стенд, выступления, исследования).

Эта цель соответствует ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Задачи проекта

изучение литературы по теме исследования;

создание стенда и презентации под руководством преподавателя;

подготовка к публичному выступлению (защита посменной экзаменационной работы).

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: студенты ГБОУ CПО «Нижегородский медицинский колледж» 15 – 18 лет и преподаватели – руководители.

сроки реализации проекта: долгосрочный (2013 – 2016 гг.);

форма: метод проектов

методы реализации: изучение литературы, анализ, сравнение, обобщение, анкетирование, творческая деятельность, защита проекта.

Этапы реализации:

подготовительный;

разработка и организация выполнения творческих работ различного характера;

составление и оформление письменной экзаменационной работы (ПЭР);

презентация результатов исследования при защите ПЭР.

Применение ЭОР в учебном процессе обеспечивает достижение следующих целей:

развитие личности обучаемого, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности;

формирование умения принимать оптимальное решения в сложной ситуации;

развитие навыков исследовательской деятельности;

формирования умения обрабатывать информацию.

реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;

подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности;

повышение эффективности и качества обучения.

Инновации в профессиональном образовании – ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ

Критерии и показатели эффективности проекта

Развитие творческих способностей в условиях профессионального обучения стимулирует следующие педагогические условия:

ситуации незавершенности или открытости;

разрешение множества вопросов;

создание благоприятной среды для общения коллективной работы;

стимулирование ответственности и самостоятельности при разработках, наблюдениях, обобщениях;

научить обучающихся самостоятельно мыслить;

сформировать способность прогнозировать результаты своей деятельности.

Описание достигнутых результатов

Об осознанном выборе при определении важных направлений своей исследовательской деятельности и ее значении для собственного личностного развития свидетельствуют следующие ответы выпускников при их анкетировании.

Вопрос: Что я ожидал и что я приобрел в процессе учебной деятельности?

Ответы выпускников:

полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни (54 %);

работа над проектами и исследованиями помогла мне в самореализации (32%);

в процессе творческой деятельности я общался с интересными людьми, участвовал в НПК (12%);

в процессе обучения понял важность и значимость выбранной мною профессии (87%).

Заключение. Практическая значимость.

Развитие проектных компетенций и освоение электронных образовательных ресурсов выпускников профессиональных образовательных организаций по профессии предусматривается в период прохождения государственной итоговой аттестации во время защиты письменной экзаменационной работы. Выполнение этой работы должно выявить высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, усвоение практических знаний по избранной профессии, приобретение навыков самостоятельной работы, проведения расчетов и владения информационными технологиями. Важно грамотно применять методы экономической эффективности предложенного проекта.

Максимальная эффективность достигается за счет:

целеполагания (позитивной мотивации учебной деятельности);

развивающих технологий (ориентир на опережающее обучение);

информационных технологий;

диалогического взаимодействия.

Таким образом, происходит становление компетентностного профессионала, обладающего потребностью в профессиональном самосовершенствовании. 

Список литературы

Зеер Э.Ф. модернизация профессионального образования: компетентностный подход. /Э.Ф. Зеер. – М.: Академия, 2009. – 142 с.

Морозова Ж.В. Формирование компетенций и выявление уровней сформированности профессионально-технологической культуры студентов в образовательном пространстве/Среднее профессиональное образование. – 2011. - №6.

Сумина Т.Г. Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития. Том 1. Материалы VI Всероссийской НПК. г. Екатеринбург, 2013. – 273 с.


 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации