Статья «Развитие интереса к математике на внеклассных мероприятиях»

2
0
Материал опубликован 23 November 2016

ГБПОУ ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

БОГУЧАРСКИЙ ФИЛИАЛ

Преподаватель математических дисциплин     Косян Анаит Георгиевна

Богучар 2016


 

Предмет математики настолько серьезен,

                                                                                              что полезно не упускать случаев

делать его немного занимательным.

Блез Паскаль

Возникновение интереса к математике у большинства учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько тонко и умело будет построена учебно-воспитательная работа.

Прелесть решения занимательных задач, парадоксов, фокусов, раскрытия головоломок должен испытать каждый учащийся. Даже развлекательность может быть частично использована для того, чтобы помочь понять своеобразие “сухой” науки. Нужно позаботиться о том, чтобы каждый студент работал активно, увлеченно и это использовать как отправную точку для возникновения и развития пытливости, любознательности, глубокого познавательного интереса.

Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы в колледже, одна из форм организации досуга учащихся. Внеклассная работа включает в себя различные виды деятельности и обладает следующими возможностями в обучении и воспитании личности:

разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся;

участие в различных видах внеклассной работы обогащает личный опыт учащегося, его знания о многообразии человеческой деятельности, он приобретает необходимые практические умения и навыки;

разнообразная внеклассная работа способствует развитию у студентов интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом, деятельности;

в различных формах внеклассной работы учащиеся не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека;

Внеклассная работа по математике – это необязательные для всех, но желательно систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Сюда может входить:

а) работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия;

б) работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности.

Между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь. Учебные занятия, развивая у учащихся интерес к предмету, содействуют развертыванию внеклассной работы, и наоборот, внеклассные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и углубляющие эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу.

Основными целями внеклассной работы по математике являются:

Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.

Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

Воспитание высокой культуры математического мышления.

Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, производстве, быту; о культурно-исторической ценности математики; о ведущей роли математической школы в мировой науке.

Установление более тесных деловых контактов между преподавателем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов студентов.

Создание актива, способного оказать преподавателю математики помощь в организации эффективного обучения математике: помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся.

Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия.

Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами:

индивидуальными особенностями личности (преподаватель, студент),

особенностями самого предмета,

методикой его преподавания и обучения.

По отношению к математике всегда имеются различные категории учащихся:

учащиеся, проявляющие повышенный интерес к ней;

занимающиеся ею по мере необходимости и особенного интереса к предмету не проявляющие;

учащиеся, считающие математику скучным, сухим и вообще нелюбимым предметом.

С учетом этих групп учащихся строится методика обучения математике, вырабатываются формы как классной, так и внеклассной работы. Удельный вес каждой из трех групп, количественное соотношение между ними находится в прямой зависимости от качества всей учебно-воспитательной работы. Изменение этого соотношения в пользу первой группы является важной задачей каждого учителя математики, а потому степень влияния форм, методов и приемов работы на это изменение можно считать одним из важнейших критериев их целесообразности и эффективности. Поэтому внеклассная работа по математике призвана решать основные задачи:

углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности, повысить уровень математического мышления;

способствовать возникновению и поддержанию интереса к математике у большинства учеников, привлечению некоторых из них в ряды любителей математики;

организовать досуг учащихся в свободное от учебы время с использованием того богатства математики, которое накоплено человечеством.

Решение первой задачи преследует цель удовлетворить запросы и потребности первой категории учащихся, решение двух других должно обеспечить создание дополнительных условий для возникновения и развития интереса к математике у оставшегося большинства.

Общеизвестно, что вторая и третья задачи внеклассной работы решаются менее успешно, чем первая, так как основными формами внеклассной работы, носящими систематический характер, охвачены в основном только любители математики. На долю остальных учеников чаще всего остается “косвенное” влияние товарищей (любителей математики), да эпизодически проводимые мероприятия (в виде вечеров, конкурсов и т.п.), которые организуются 1-2 раза в год и не могут, естественно, оказать заметного влияния на развитие их интересов.

С сохранившейся еще тенденцией привлечения к систематической внеклассной работе по математике только сильных учащихся, интерес которых к предмету уже проявился, нельзя согласиться. Систематической внеклассной работой по математике должно быть охвачено большинство учащиеся, в ней должны быть заняты не только учащиеся, увлеченные математикой (что необходимо), но и те учащиеся, которые не тяготеют еще к математике, не выявили своих способностей и наклонностей.

Внеклассная работа, построенная на добровольных началах, при правильной организации должна способствовать решению сформулированных выше задач. Она должна стать неотъемлемой частью всего педагогического процесса. Надо постоянно воспитывать у детей стремление к труду, учебе, настойчивость в преодолении трудностей и интерес к посильной исследовательской работе. Для всего этого внеклассная работа дает широкое поле творческой деятельности.

По сравнению с классно-урочной формой внеклассная работа по математике имеет ряд особенностей:

по своему содержанию она не регламентирована программой по математике;

на внеклассных занятиях математический материал предлагается в соответствии со знаниями и умениями учащихся;

при подборе заданий по математике для внеклассных занятий непосредственная связь с текущим программным материалом желательна, но не обязательна, а сами задания по математике по форме не обязательно должны быть точно такими, какие встречаются на уроках;

внеклассные занятия в зависимости от содержания и формы проведения могут быть рассчитаны и на 30 минут, и на целый час, и на два часа;

Однако внеклассная работа с классно-урочной имеет и общие черты:

методологической основой обучения в том и другом случае являются принципы дидактики;

в обоих видах работы в процессе обучения школьников соблюдаются одни и те же дидактические принципы: научность, сознательность и активность учащихся, наглядность, индивидуальный подход;

оба вида работы как две части единого учебно-воспитательного процесса не только содействуют формированию знаний, умений, навыков и любви к математике, но и воспитанию моральных качеств будущего гражданина общества.

Значение внеклассной работы по математике состоит в следующем:

Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения. “...Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета” [1, 104].

Внеклассная работа помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются:

в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач;

в математической или логической смекалке;

при проведении соответствующих игр;

в конструировании различных геометрических фигур;

в организации коллектива своих товарищей, чтобы с наибольшей эффективностью выполнить какую-либо работу или провести познавательную игру и т. д.

Некоторые виды внеклассной работы позволяют студентам глубже понять роль математики в жизни:

при отборе числовых данных во время экскурсии на предприятия, фабрики, заводы, фермы;

при составлении задач на основе собранного числового материала;

при непосредственном измерении площадей заданных участков, при наблюдении за различными процессами в окружающем мире.

Внеклассная работа по математике содействует развитию у студентов умений взаимодействовать с людьми различных возрастных категорий (в связи с совместной работой по выпуску стенгазет, при организации командных соревнований на занятиях, при подборе необходимого материала и т. д.).

Различные виды внеклассной работы способствуют воспитанию у детей культуры чувств: чувства справедливости, чувства чести, чувства долга, чувства ответственности и вытекающими из них чувств удовольствия или неудовольствия, радости или скорби, гордости или огорчения и др. Учащиеся в своих поступках обычно руководствуются, прежде всего, не логическими рассуждениями, а чувствами. При этом речь идет главным образом о воспитании таких чувств, многие из которых связаны с умственной деятельностью, так называемых интеллектуальных чувств.

Главное же значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к математике, содействует развитию математических способностей студентов.

К формам внеклассной работы по математике можно отнести следующие:

Математические кружки.

Математические соревнования, викторины, конкурсы, КВНы.

Тематические математические часы (беседы, лекции).

Математические вечера (утренники).

Математические представления.

Математические олимпиады.

Математические факультативы.

Математическая печать.

Математические экскурсии.

Неделя математики.

Внеклассное чтение математической художественной, научно-популярной литературы.

Математические рефераты и сочинения.

Школьные научные конференции по математике.

Конструирование и изготовление математических моделей.

Проведение внеклассной работы и приемы, используемые в этой работе, должны удовлетворять ряду требований:

должны быть разнообразными;

выбираться с учетом возрастных особенностей учащихся;

должны быть рассчитаны на различные категории учащихся: на интересующихся математикой и одаренных учащихся и на учащихся, не проявивших еще интереса к предмету;

должны во многом отличаться от форм проведения уроков и других обязательных мероприятий: работа строится на добровольных началах, проводится или после уроков, или в вечернее время после выполнения домашних заданий, т. е. после многочасового умственного труда.

Внеклассная работа может быть нацелена на развитие определенных сторон мышления и черт характера учащихся, иногда не преследуя в качестве основной цели расширение или углубление фактических знаний по математике. Такое расширение происходит само собой, как результат возникшего интереса к предмету, воспитанной в ходе занятий настойчивости и как следствие обнаружившейся “легкости” математики.

Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, пространственного воображения, исследовательских навыков, смекалки, развития правильной математической речи, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.

Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести к поступлению в математический ВУЗ.

Литература

Балк, М.Б. Математика после уроков: пособие для учителей / М.Б. Балк, Г.Д. Балк. – М.: Просвещение, 1971. – 462

Методика преподавания математики в средней школе: общая методика: учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В.А. Оганесян, Ю.К. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский. – М.: Просвещение, 1980. – 368 с.

Подласый, И.П. Педагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1. – 576 с.

Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – М.: Высшая школа, 1990.– 576

Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. – М: Просвещение, 1968. – 265 с.

Подласый, И.П. Педагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1. – 576 с.

Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. В 11 т. Т. 2. / К.Д. Ушинский. – М. – Л.: Изд. Акад. пед. наук, 1948. – 591 с.

Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – М.: Высшая школа, 1990. – 576

Дышинский, Е.А. Игротека математического кружка: пособие для учителя / Е.А. Дышинский. – М.: Просвещение, 1972. – 144 с.

Методика преподавания математики в средней школе: общая методика: учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В.А. Оганесян, Ю.К. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский. – М.: Просвещение, 1980. – 368 с.

Комментарии
Комментариев пока нет.