Методика применения творческих заданий, направленная на развитие познавательного интереса к изучению биологии в классе коррекционного обучения
Борисова Анастасия Игоревна
Учитель биологии
ГБОУ СОШ №310 «Слово»
Методика применения творческих заданий, направленная на развитие познавательного интереса к изучению биологии в классе коррекционного обучения.
Успешность решения проблемы повышения познавательного интереса к биологии в классах коррекционного обучения с применением творческих заданий, зависит от степени разработанности модели педагогического процесса, который впоследствии был реализован на практике.
Модель педагогического процесса, состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: целевой, проектировочный, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный (схема. 1).
Разработанная модель (схема 1) четко ориентирована на конкретную цель – на основе применения творческих заданий, развить познавательный интерес в классах коррекционного обучения VII вида. Данная цель отражает социальный заказ: развитие познавательного интереса у учащихся, развитие творческой личности с развитым воображением, а так же осуществление психокоррекции учащихся.
1
Схема №1 Модель методики развития познавательного интереса на основе применения творческих заданий.
Целевой и проектировочный компоненты отражены в схеме №1. Содержательный компонент, в целом, такой же, как и при обучении биологии в общеобразовательных классах. В связи со спецификой методики отдельно отмечается творческий компонент, включающий различные виды творческой деятельности: художественный, музыкальный и технический.
Максимальные преобразования произошли в процессуальном компоненте с учетом специфики преподавания в коррекционном классе.
Формы организации, в основном урок с применением творческих заданий различного уровня и сложностей. На уроке осуществляется индивидуальная, фронтальная и групповая работы.
Для развития познавательного интереса у учащихся коррекционного класса следует применять
- объяснительно-иллюстративный метод, с такими приемами как: рассказ, объяснение, обязательная работа с учебником и различные демонстрации.
- репродуктивный метод. Для развития познавательного интереса, а так же для приобретения умений и навыков, учащимся следует воспроизводить учебный материал по заранее определенному алгоритму.
- проблемное изложение изучаемого материала. Для коррекционного класса, надо не только поставить проблемную задачи, но и показать возможные пути ее решения и логику построения, в таком случае, учащиеся учатся решать задачу по образцу и сами в дальнейшем выстраивают свои пути решения задачи.
- частично-поисковый метод. Разделяя задачу на отдельные проблемы, учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы отсутствует.
- исследовательский метод. в этом случае учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые приемы. Этот метод призван обеспечивать развития у учащихся способностей творческого применения знаний. При этом они овладевают методами научного познания и накапливают опыт исследовательской , творческой деятельности
Желательно, как можно чаще менять виды деятельности на уроке т.к. у учащихся преобладает двигательная активность, слабая концентрация внимания, а так же отсутствие умения стоить причинно-следственные и логические связи.
Средства, должны быть максимально разнообразными. Обязательно работа с учебником или другим информационным материалом, содержащим текст в том числе, аудио и видео материалы. Необходимо использовать таблицы, плакаты, дидактические материалы, творческие игры и упражнения, которые способствуют развитию познавательного интереса, учат строить логические и причинно-следственные связи.
Творческие задания наиболее целесообразно применять на таких этапах урока как:
- проверка ранее изученного материала
- актуализация знаний
- закрепление полученного материала
На некоторых уроках, творческие задания могут быть применимы при изучении нового материала.
Оценочно-результативный компонент включает следующие аспекты:
Учащиеся должны знать:
учащиеся должны иметь элементарные сведения о виде, семействе, классе, типе;
главные признаки типов животных;
основные черты сходства и отличия животных и растений;
связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания;
связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями;
значение животных в природе и жизни человека;
Учащиеся должны уметь:
пользоваться лабораторным оборудованием;
распознавать изученных животных в природе, в коллекциях, на рисунках, объяснять их связь со средой обитания;
ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в параграфе;
работать со словарем биологических терминов.
Четко формулировать свои мысли, и отстаивать свою позицию
От учащихся не требуется:
знания признаков усложнения строения животных в процессе исторического развития;
особенностей строения клетки, организма животного;
умений определять и сравнивать животных одной группы для составления характеристики типа;
не следует требовать от учащихся знания формулировок об усложнении строения кровеносной, дыхательной и нервной систем млекопитающих, запоминания основных этапов и доказательств эволюции животного мира.
При выполнении все поставленных условий, у учащихся:
Проявится познавательный интерес к предмету.
Учащиеся научатся концентрировать свое внимание на одном действии, более длительное время, внимательно выполнять задания
Научатся логически мыслить, последовательно выполнять задания
Формулировать свою точку зрения и отстаивать ее
Урок из обязательного, превратится в желаемый и ожидаемый
Домашнее задание будет выполняться систематически, а не периодически.
На основе построенной педагогической модели, появляется не только познавательный интерес к предмету, но и осуществляется психолого-педагогическая коррекция у данных учащихся.
Необходимы следующие условия для успешного внедрения разработанной методики:
Первое условие – развитие положительного отношения к познавательной деятельности на уроках биологии. В качестве способов формирования устойчивых познавательных интересов должны быть использованы:
Увлекательная подача самого учебного материала. При этом интерес должен создаваться не путем отвлечения от содержания основного материала, а за счет яркой подачи тех сторон, к которым должно быть привлечено внимание учащихся в первую очередь.
Использование методов, форм организации обучения, побуждающих школьников к самостоятельной познавательной деятельности.
Создание благоприятного эмоционального климата в учебно-познавательной деятельности. Решению этой задачи способствует и создание ситуаций успеха школьников в учебной деятельности.
Опора на личностный, субъектный опыт ученика.
В качестве одного из потенциально эффективных средств развития познавательного интереса и активности учащихся использовать творческие задания. Представление учебного материала с использованием творческих заданий оживляют образовательный процесс, делая его ярким, запоминающимся и интересным для ученика.
С помощью творческих заданий система знаний успешно усваивается не в готовом виде, а формируется в процессе активной самостоятельной умственной деятельности школьника, в результате чего знания становятся достоянием ученика и позволяют ему в определенных условиях осуществлять творческую деятельность.
Второе условие: органичное и последовательное включение творческих заданий в процесс обучения биологии, их разнообразие. Исходя из этого, все творческие задания связаны с учебным содержанием уроков, разнообразны по форме и выполнению.
Третье условие: учет психофизиологических особенностей учащихся коррекционных классов. Рекомендуется частая смена видов деятельности, воздействие на все виды каналов восприятия, а так же применение физкультминутки.
Важным условием является также сочетание творческих заданий с традиционными формами обучения биологии. И не стремиться полностью заменить традиционное обучение выполнением творческих заданий. Творческие задания выступают в качестве и дидактического средства обучения и с целью педагогической коррекции.
И, наконец, методическое сопровождение уроков с использованием творческих заданий, также значимое условие данного обучения.
Ниже представлены примеры творческих заданий, которые можно применять в любом разделе школьного предмета «биология».
Первый прием - «Камень, брошенный в пруд». Упражнение предложенное Дж. Родари, образно говория, если бросить в пруд камень, по воде пойдут концентрические круги, вовлекающие в свое движение, на разном расстоянии, с различными последствиями, «кувшинку и тростник, бумажный кораблик и поплавок рыболова». Предметы, существовавшие каждый сам по себе, пребывавшие в состоянии покоя, как бы оживают, они вынуждены реагировать вступать во взаимодействие друг с другом.
Так же и слово, «распространяет волны» вширь и вглубь, вызывает ряд цепных реакций, извлекая ассоциации и воспоминания, представления и мечты. Процесс этот тесно сопряжен с опытом и памятью, с воображением и сферой подсознательного [20].
Данный прием, описанный Дж. Родари, можно перенести на материал биологии. Например, написать на доске слово «клетка» так, чтобы буквы, из которых оно состоит, были расположены одна под другой:
- к
- л
- е
- т
- к
- а
Затем нужно возле каждой буквы дописать первое, пришедшее в голову слово, выстроив, таким образом, новый ряд, например:
Крокодил
Летать
Ел
Таблетка
Как
Аист
В данный момент пока не понятна связь между этими словами. Чтобы ее установить, нужно составить предложение или рифмованные строчки. (Например, Крокодил таблетку ел, Как аист полететь хотел).
Дальше, уже имея, предложение можно сочинить историю, отталкиваясь от одного слова. При этом раскрываются новые понятия, связанные с возникновением приспособлений животных к жизни в определенных условиях среды. Приведем пример такой сказки: «Крокодил, животное, которое обитает в воде, по своей природе, смотрит всегда в небо. Он наблюдает за птицами и не понимает, как они так парят в воздухе. Что за странные крылья у них, и как их получить для себя. Крокодил еще с детства мечтал летать, много раз пытался, но у него это не получалось, его конечности совсем не приспособлены к полету. Он пытался оттолкнуться от воды при помощи хвоста, и, махая короткими лапами, падал обратно в воду. Лягушки наблюдали за крокодилом и громко смеялись. Обидно было крокодилу. В один прекрасный день лягушка, которая считала себя путешественницей сказала крокодилу, что есть одна таблетка, от которой могут вырасти крылья. При помощи, которых можно летать. Вот и получилось что, крокодил таблетку ел, как аист полететь хотел».
После этого рассказа можно спросить у школьников «Почему крокодил не может летать, какие признаки и свойства необходимы для полета?». Таким образом, закрепляются знания об адаптации животных к среде обитания.
Этот прием можно также использовать в виде домашнего задания или разминки, задав слово, или слово с готовыми прописными буквами, ученики сами могут придумать предложение, и на основе этого предложения свой собственный рассказ.
Следующий прием, направленный на развития творчества учащихся называется «бином фантазии». Ранее рассматривалось, как тема для фантазии – отправная точка рассказа – возникла из одного слова. Часто для стимуляции творчества необходимо несколько слов. Эти слова позволяют раскрыть новые смысловые возможности. Нужно, чтобы два слова разделяла определенная дистанция, чтобы одно было чуждым другому, чтобы соседство их было необычным, - только тогда воображение будет активизировано, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое целое. Желательно, чтобы два слова были названы учащимися так, чтобы один не знал, что сказал другой. [20 с. 31-35].
Приведем пример. Можно вызвать к доске двух учеников, одного из которых попросить записать слово на видимой стороне доски, другого – на обратной. Это небольшой подготовительный этап имеет определенный смысл. Он создает атмосферу ожидания. В «биноме фантазии» используются слова, которые фигурируют повседневно. Таковы оптимальные условия для появления на свет нового рассказа.
Итак, возьмем все два слова: «пес» и «шкаф». Самый простой способ их сочленить – это прибегнуть к помощи предлога и падежа:
ПЕС СО ШКАФОМ
ШКАФ ПСА
ПЕС НА ШКАФУ
ПЕС В ШКАФУ и т.д.
Каждая из этих картин может послужить основой для придумывания конкретной ситуации. К примеру:
По улице бежит пес со шкафом на спине. Это его будка – значит, в этом нет ничего особенного. Он всегда ее таскает на себе, как улитка раковину и т.д.
На этой стадии рассказ представляет собой лишь «сырье». Обработать его, превратить в законченный продукт – задача учеников, особенно если он сочиняется коллективно.
Что было бы, если… Техника «фантастических гипотез». Данная техника выражена в форме вопроса: «Что было бы, если?» [20].
Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащие и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать. Рассмотрим пример: подлежащее - «птицы», сказуемое - «рассудок». Что было бы, если бы птицы обрели рассудочную деятельность и речь?
Любая ситуация может стать, отправной точкой, для создания нового рассказа. Больше всего учеников увлекают самые неожиданные вопросы, именно потому, что последующая работа, то есть развитие темы, является освоением и продолжением уже сделанного открытия. Так же вопрос побуждает ученика подойти к решению проблемы с непривычной стороны. В данном упражнении развивается фантазия, которая используется для установления активной связи с действительностью более отчетливо.
Создание синквейна. Одним из эффективных приемов развития творчества ученика, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Так же они являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями [11].
Создание лимерика. Лимерик – это английский вариант организованного и узаконенного нонсенса, нелепицы. Как и синквейн лимерик состоит из 5 строк:
1 строка содержит указание на героя
2 строка – характеристика героя
3, 4 строка повествуют о занятии героя
5 строка предназначена для проявления конечного, нарочито экстравагантного эпитета.
Некоторые варианты лимерика в действительности являются альтернативными формами структуры. Например, во второй строке характер персонажа может быть обозначен не просто определением, а принадлежащим ему предметом или совершаемым действием. Третья и четвертые строки могут быть предназначены не для реализации сказуемого, а для описания реакции окружающих. Возможно составление лимерика, описывающего биологическое явление или процесс.
В организме коровы желудок живет.
Большой, сегментированный, емкий.
Травянистую пищу он переварит,
И через время обратно отплюнет.
Да, важный и вредный желудок живет.
Учащиеся быстро овладевают вышеописанной техникой. Особенно интересно подыскивать конечный эпитет – слово, наиболее емкое по смыслу, чаще всего какое-нибудь только, что придуманное прилагательное.
Конструирование загадки. Ученики любят отгадывать и придумывать самостоятельно загадки. Это связанно с тем, что загадки в концентрированной, почти символической форме отражают их личный опыт познания действительности. Процесс разгадывания загадок – процесс познания, зачастую происходит в виде неожиданного открытия. Чтобы сформулировать загадку нужно пройти три этапа: «отстранение – ассоциация - метафора». Действие этого правила можно продемонстрировать на любом предмете. Возьмем, к примеру, перо.
Первая операция: отстранение. Нужно дать перу такое определение, словно мы видим его впервые в жизни: накожное роговое образование, свойственное птицам; его особенность состоит в том, что при помощи крыльев птицы летают; по месту на теле и функциям перья бывают: рулевые, маховые перья первого порядка, второго порядка, плечевые, кроющие.
Вторая операция: ассоциация и сравнение. «Рулевые, плечевые и кроющие», упомянутые в определении, можно толковать по-разному, ибо образов и значении вырисовывается достаточно много.
Третья операция: завершающая метафора. Теперь можно дать перу метафорическое определение: «Это нечто такое, что может накрыть и быть рулевым»
Не редко загадке придают форму стиха: «Оно бывает рулевым. Пушистым, мягким и большим».
Есть и более простой способ сочинения загадки.
1) Выбрать объект (записывается на верхней строчке).
2) Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: «На что похож объект?» (всего 3-4 сравнения) (кот).
3) Заполнить правую часть таблицы: «Чем отличается?» Например: чем кошка отличается от клубка? (из клубка можно вязать.) Чем кошка отличается от пуфика? (на пуфик можно ноги положить.) Чем кошка отличается от магнитофона? («мурлыкает» одну мелодию.)
4) Вставить слова-связки «как...», «...но не...».
5) Прочитать готовую загадку. Например: «Что это: как клубок, но свитера на свяжешь; похожа на пуфик, однако ноги по положишь; как магнитофон, но играет одну мелодию?»
На что похоже? |
Чем отличается? |
клубок пуфик магнитофон |
Но не свяжешь Ноги не положишь Играет одну мелодию |
Чтобы загадки были интересными, нужно подбирать оригинальные, необычные сравнения.
Лжезагадка. Это загадка, в содержании которой, уже есть ответ. Данную загадку, нужно не отгадать, а сосредоточить свое внимание в ее содержании. Рассмотрим пример.
Индийский слон в разгар летней поры
Направился в Африку, где погибал от жары.
Возникает вопрос, почему он страдал от жары:
Потому, что в индии его родили,
Иль потому, что слоном нарекли.
Структура загадки та же, что и в лимерике. Ответ содержится в самом содержании: слону было жарко, потому что он находился в Африке, то есть в таком месте, где высокая температура – нормальное явление. В лжезагадке этот факт, скрыт тем, что внимание уводится словом «или», и «потому что». В данном случае для правильного ответа только усиленного внимания недостаточно, необходима еще определенная работа мысли, логика.
«Морфологический анализ». Прием морфологического анализа — основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих систему) и последующим систематизированном получении их сочетаний (комбинировании).
Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы для рассматриваемой системы. В итоге даётся ответ на более общий вопрос посредством поиска всевозможных вариантов частных решений, независимо от того, что в исходной задаче речь шла только об одной конкретной системе.
Основные этапы приема:
1. Выясняется цель задачи — поиск вариантов функциональных схем, либо принципов действия, либо структурных схем,
2. Выделяют отдельные части системы, которые характеризуют рассматриваемую систему. Это могут быть частные функции подсистем, принципы их работы, их форма, расположение, характеристики и свойства .все это записывается в «морфологический ящик».
3. Комбинируя данные, происходит решение проблемы для рассматриваемой системы.
Рассмотрим данный метод на примере. Проблема: На планете Земля, произошла катастрофа, все животные населяющие ее погибли из-за того, что появились новые условия существования – новый газовый состав атмосферы и новые среды жизни. Появились новые животные, которые имели признаки всех ранее живущих существ. Задание. Заполните «морфологический ящик». Затем при помощи комбинации, создайте новое животное, назовите его и предположите в каких условиях оно существует.
Таблица 2
Морфологический ящик
Процессы
|
виды |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
А |
Дыхание |
Легочное |
Трахейное |
Жаберное |
Кожное |
Б |
Передвижение |
Жгутик |
Плавники |
Крылья |
Лапы |
В |
Питание |
Травоядный |
Паразит |
Питается падалью |
Хищник |
Г |
Размножение |
Яйца |
Деление |
Живорождение |
Почкование |
Д |
Способ защиты |
Химическая |
Маскировка |
Агрессия |
Подражание |
Таблица заполняется учениками самостоятельно, после чего учитель называет определенную комбинацию букв и цифр (А2, Б1, В3, Г2, Д1). На остове чего учащиеся должны придумать, нарисовать и назвать получившееся животное, имеющее все эти признаки. Предположить, где оно обитает, какой образ жизни ведет, и чем питается.
Данную методику можно применить при обобщении тем по многообразию животных.
Создание плакатов. Вид художественного творчества, где ученики сами рисуют плакаты, на любую тему. К примеру: создание плакатов на темы «корненожки», «фораминиферы», «радиолярии», «растительные жгутиконосцы», «колониальные жгутиконосцы» и др. помимо плакатов с представителями могут быть и различные схемы, такие как – развитие животных с превращением и без.
Создание графического фильма. Этот прием следует применять при изучении биологических явлений. Рассмотрим на примере процесса размножения одноклеточных. Ученики выделяют стадии, и каждую рисуют последовательно, как отдельные кадры. Далее все соединяют в единое целое, получая конечный продукт – фильм.
«Кормушка» - прием на развитие технического детского творчества, в процессе выполнения работы ученики самостоятельно создают кормушки для птиц. Они могут быть самыми разнообразными, сделанными из различных материалов. Эти кормушки развешиваются на деревьях в школьном дворе, а так же во дворах проживания учеников.
Игра «свиток». При этом класс делится на несколько команд – групп учащихся, которые сидят друг за другом в каждом ряду. На первую парту каждого ряда учитель дает чистый лист бумаги. Школьники, сидящие за первыми партами, должны написать на листе бумаги по одному признаку того или иного организма (например, животных Класса птицы) и передать этот лист сидящему сзади. Когда все школьники выполнят задания, последний игрок команды поднимает руку. Команда, закончившая работу первой, зачитывает признаки, а остальные команды вычеркивают названые признаки из своих списков. Оцениваются правильность, полнота и скорость ответов.
Игра «экскурсия». На стенах в кабинете биологии развешиваются таблицы, на столах помещаются «экспонаты музея» (различные наглядные пособия, муляжи, открытки, модели и др.). За каждой партой сидят свои «экскурсоводы». Например, по теме «Отряды млекопитающих» экскурсоводы могут представлять материалы по разным отрядам: грызунов, хищных, приматов и т.д. Остальные учащиеся – посетители музея. Они разделены на группы и обходят все «залы» по часовой стрелке, выполняя определенные задания: написать «репортаж с выставки» или творческий отчет, заполнить таблицу и др. Эту игру целесообразно проводить при изучении систематики животных, или с целью обобщения знаний по теме.
Игра «гусеница». Учащимся предлагается зашифрованная запись, где слова, обозначающие какой – либо биологический объект или явление, написаны слитно. Необходимо их найти и выписать в тетрадь.
Игра «шифровка». В фразе зашифрована определенная информация. Для передачи друг другу сообщений два разведчика придумали шифр. Контрразведке удалось перехватить одно из сообщений. Ученикам предлагается узнать, какую информацию зашифровали разведчики.
Например: хищная корова хоботом и ластами грызет насекомых, а рукокрылая лошадь помогает обезьяне собирать яйца в сумку. (перечислены названия 11 групп млекопитающих отрядов: хищные, парнокопытные, хоботные, ластоногие, грызуны, насекомоядные, рукокрылые, непарнокопытные, приматы, подклассы яйцекладущие и сумчатые).
Игра «домино». Сложные слова животных разбивают на отдельные блоки и выписывают на отдельных карточках, которые можно крепить к магнитной или пробковой доске. Задача играющих – правильно соединить эти блоки и получить задуманные слова. Школьники могут играть самостоятельно или командой – на скорость. Пример: хвост(о)кол, нос(о)рог, каш(а)лот, рог(о)зуб, рос(о)маха, горн(о)стай, ухо(вер)тка, труп(о)ед. карточки будут выглядеть так:
Кол рог горн мах нос хвост о
На основе анализа литературы можно сформулировать следующее условие, влияющее на развитие творчества при обучении биологии: применение заданий различного содержания, органично связанных с учебным материалом по биологии.
Игра «суд». Очень часто учителя прибегают к этой игре, особенно в темах: бактерии, деятельность человека и т.д. В этой игре, класс делится на судью, присяжных, адвокатов, прокуроров и обвиняемых. В результате, учащиеся понимают, всю сложность организации жизни – бактерий. Чем они опасны, но почему и нельзя без них обойтись.
Игра «да-нет» – игра, где учащиеся должны угадать, загаданное слову, путем вопросов, ответы на которые будут только – да или нет. Например, в теме «Отряд хищные» («Животные», 7 класс) загадываем слово «медведь». Далее следуют вопросы от учащихся. Это животное (да). Мы его изучали (нет). Оно одомашнено (нет). Это дикое животное (да). И т.д.
Игра «перевертыш» (используется мяч). Учитель дает значение слова или само слово, ученики, ловя мяч, называют значение слова, ассоциацию, синоним и т.д. Например, при изучении темы «Жизнь на разных материках» («Природоведение», 5 класс) учитель указывает название материка, а учащиеся называют эндемичных животных и растения.
Игра «черно-белое». Для этой игры необходима карточка (с одной стороны белого цвета, с другой – черного). Загадывается объект или слово, где учащиеся должны назвать положительные качества, при виде белой стороны карточки и отрицательные, при предъявлении черной стороны. Например, при изучении темы «Бактерии» («Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», 6 класс) загадывается значение бактерий, учащиеся называют все их отрицательные и положительные значения.
Игра «помоги животному» необходимо придумать новые пути решения. К примеру, при изучении темы «Отряд рукокрылые» («Животные», 7 класс) рассматриваются летучие мыши, сумеречные животные, которые питаются насекомыми и ориентируются в пространстве при помощи эхолокации. Какие им необходимы преобразования в организме, чтобы стать дневным и травоядными животными?
Игра «расскажи о себе». Прием ассоциации. По алгоритму, пишется рассказ об объекте, заданным преподавателем.
Алгоритм рассказа: каждые элементы можно менять, записывать новые, и моделировать, на свое смотрение. Пример:
Меня зовут:
Я важен тем, что:
Я люблю:
Мои друзья:
Я не люблю:
И вообще я:
Литература:
Безух К.Е. Научно-методический журнал: Биология в школе. М: «Школа-Пресс» изд. 2, 2007. – 44-48 с.
Борисова А.И. Условия развития творческой деятельности у учащихся на уроках биологии./Под ред. Н.В. Малиновской. Германия: Lap Lambert academic publishing 2014. – 73c.
Борисова А.И. Использование элементов ТРИЗ-педагогике при обучении биологии в школе. Сборник статей студенческой научно-практической конференции, посвященной методистам-биологам – участникам Великой Отечественной войны, 8 апреля 2015года.- СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2015.- 124-131с.
Дж. Родари. Грамматика Фантазии. Пер. Добровольской. – М.: Самокат, 2013. –240 с.
Марина Александровна Акопян
Надежда Алексеевна Паршукова