Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения
Согласно программе по иностранным языкам (ИЯ) в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на ИЯ должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низок.
Наблюдения за учащимися показали, что причинами этого могут быть такие факторы: 1) отсутствие интереса к чтению на родном языке; 2) несформиро-ванность навыков техники чтения на ИЯ и возникновение трудностей в процессе чтения (например, насыщенность текста незнакомой лексикой); 3) несоответствие содержания текстов интересам, возрастным и индивидуально-личностным особенностям ребят.
Все вышеизложенное приводит к мыли о необходимости целенаправленного развития интереса учащихся к чтению на ИЯ на начальном этапе обучении, который является самым благоприятные для развития познавательного интерес к чтению на ИЯ, так как именно в этом возрасте (10—12 лет) формируются познавательные интересы у школьников и от мастерства учителя зависит, станет ли этот интерес устойчивым или не разовьется совсем.
На начальном этапе обучения ИЯ, когда учителю важно научить школьников читать тексты и извлекать из них нужную информацию, необходима правильная организация работы с текстами на уроке.
Весь процесс может быть условно разделен на два этапа: 1-й этап — подготовка к уроку, 2-й этап — урок и работа с текстом/текстами.
На первом этапе учитель предварительно решает такие задачи:
— осуществляет выбор текста/текстов, руководствуясь изложенными принципами;
анализирует текст/тексты, чтобы выявить лексические трудности и определить способы семантизации новых лексических единиц (ЛЕ), а если необходимо, адаптировать текст;
определяет последовательность работы на уроке и подготавливает задания к тексту.
Далее учитель приступает к планированию урока (либо фрагмента урока)
снятие языковых трудностей: семантизация новых ЛЕ, повторение ранее усвоенного языкового материала, важного для понимания содержания;
2)беседа с учащимися перед чтением текста, цель, которой заинтересовать ребят, создать мотив и потребность в чтении текста и активно участвовать в обсуждении прочитанного.
Наблюдения за школьниками в процессе обучения чтению на ИЯ позволили выделить нам ряд заданий, к которым ребята проявляют интерес. Перечислим некоторые из них.
Прочитав название текста, попробуй догадаться, о чем этот текст. А теперь прочитай его и скажи, верно ли было твое предположение.
Прочитай текст и скажи, какие ошибки допустил художник (к тексту прилагается рисунок, содержащий некоторые неточности).
Прочитай текст и скажи, как бы ты поступил на месте главного героя. Что в его поступках тебе понравилось/не понравилось?
Прочитай стихотворение и подумай, какая музыка лучше всего выражает чувства автора.
Прочитай текст и проиллюстрируй его. (Вариант: изобрази главного героя.)
Прочитай текст/стихотворение о природе и выбери из предложенных открыток/рисунков/фотографий те, которые могут служить иллюстрациями к нему.
Прочитай стихотворение и вспомни, кто перевел его на русский язык. Помнишь ли ты это стихотворение на русском языке?
Работа по развитию интереса к чтению должно носить целенаправленный характер. Одной из таких форм работы является внеклассное личностное чтение.
Соответствующим образом подобранные тексты и задания к ним способствуют развитию интереса к чтению, которое в свою очередь является важным фактором успешного овладения данным видом речевой деятельности.