Творческие задания как средство развития интереса к биологии в классах коррекционного обучения
Борисова А.И. учитель биологии
ГБОУ № 310 «Слово»
Творческие задания как средство развития интереса к биологии в классах коррекционного обучения.
Развитие творческих способностей школьников приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, творчески.
Доказано, что дети с особыми образовательными потребностями развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к развитию ребёнка в целом [1]. Однако учащиеся этой категории требуют особого индивидуального подхода к ним, а их коррекционное обучение необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями. Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь. Выявить пробелы в знаниях и восполнить их теми или иными способами; объяснить заново учебный материал и дать дополнительные упражнения; значительно чаще использовать наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме. Часто учителю приходится прибегать к наводящим вопросам, аналогиям, дополнительному наглядному материалу. При этом важно помнить, что дети с задержкой психического развития способны работать на уроке 15-20 минут, затем наступает утомление, интерес к занятиям пропадает. [2, 3].
Анализ имеющихся исследований личности ребёнка с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у него накапливается определённый жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоционально-эстетические впечатления могут стимулировать ребёнка заниматься творчеством [4] .
Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе создания своих собственных трудов, на основе применения творческих заданий на уроках биологии и при выполнении домашнего задания.
Применение методики творческих заданий в процессе преподавания биологии способствует возникновению и развитию стойкого интереса к изучению предмета, стимулирует развитие познавательного интереса, развивает креативные способности учащихся.
При проведении исследований, на определение применения творческих заданий на уроках биологии, среди учителей и учеников, были полученные следующие данные:
- наиболее привлекательными предметами у учеников являются дисциплины естественно научного цикла, от того, что на этих уроках, учащиеся могут заниматься творчеством, проявлять себя и интересно содержание учебного материала.
- учителя утверждают, что часто применяют творческие задания на уроках биологии, а вот ученики, убеждены, в обратном. По их мнению, творческие задания на занятиях – редкое явление.
- на каких этапах урока лучше всего применять творческие задания, как учителя, так и учащиеся считают, что при актуализации знаний, при закреплении полученных знаний, а так же при выполнении домашнего задания.
- учителя и ученики предпочитают разные виды, творческих заданий. У одних это – составления различного рода кроссвордов, исследовательская деятельность и сочинение стихов. У других же, создание рисунков, различного рода поделок, и решение биологических задач.
Полученные результаты в данном, исследовании доказывают, что творческие задания важны, как для учителей, так и для учеников, т.к они развивают интерес к предмету, помогают его лучше понять, демонстрируют прикладное значение полученных знаний, помогают ученикам проявить себя, а так же раскрывают внутренний мир школьников.
Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. - М.: Педагогика, 2002. - с. 279.
Дети с временными задержками развития / Под. ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. - М: Педагогика, 1971. - с. 184.
Лебединский К.С. Дети с нарушениями общения. - М.: Педагогика, 1989. - с.312.
Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников. - Петрозаводск, Педагогика, 1992. - с.143.