Методические рекомендации по изучению курса
При изучении курса целесообразно делать акцент на развитие познавательного интереса, одновременно закладывая понятийную базу изучаемого материала в адаптированной к возрасту учащихся форме. Для этого учителю необходимо чаще использовать активные формы обучения; игровые приёмы, проблемные вопросы и ситуации, решение познавательных задач, обращение к иллюстрациям и современным образовательным технологиям. Изучение и осмысление символики происходит также путём работы с текстом документов (занятия № 7 -29), соответствующих законов (занятия № 4, 6), вспомогательного материала, которые содержатся в рабочей тетради. Для удобства в работе извлечения из необходимых документов помещены непосредственно в тетрадь.
Большая роль при изучении курса отводится групповой работе над поставленными проблемными заданиями с последующим обсуждением их результатов, а также дискуссии, деловые игры и т.п. Можно рекомендовать учащимся готовить краткие сообщения об особенностях изучаемого населённого пункта, «совершая» на занятиях своеобразные экскурсии по городам и районам края. Очень интересной и познавательной является работа (индивидуальная или по группам) по созданию презентации символов (или особенностей) населённых пунктов края (интересным представляется такой вариант работы, когда несколько учеников (групп учащихся) независимо друг от друга готовят презентацию одного населённого пункта, после представления презентации обязательно её обсуждение). Эта работа даёт возможность каждому ученику проявить свои творческие способности в создании презентации и в акцентировании внимания на тех моментах, которые покажутся интересными именно ему. Обобщающие изученный материл занятия № 30 – 33 также рекомендуется провести в виде презентаций.
Целесообразно обращение к анализу содержания символов разных населённых пунктов края, а также выявление их различий и схожих черт. Рабочая тетрадь предполагает постепенное (по мере изучения материала) заполнение нескольких сравнительных таблиц, дающих возможность всестороннего анализа символов. Особенно важно подчеркнуть взаимосвязь «части» и «целого», а также общероссийского в региональной и в «местной» символике. Также полезной будет работа по изучению «старых» символов изучаемых населённых пунктов и сравнение их с «новой» символикой
Следование памятке по изучению символики поможет учащимся получить навыки самостоятельной работы с источником, с применением уже имеющихся знаний в практической деятельности. Занятия № 7 – 29 предполагают самостоятельную (по памятке) работу учащихся с изображением и официальным описанием символики городов и районов края, а также обсуждение результатов этой работы. Большая роль при изучении курса отводится работе учащихся с картой (географической, экономической, полезных ископаемых, физической, административной и т.д.), а также обучению ребят умению «читать» карту и «добывать» из неё необходимую информацию.
Свои впечатления о символах учащиеся могут отразить на специально отведённой странице «Самые, самые, самые…». Также тетрадь содержит страницы, на которых компактно размещены изображения всех изучаемых символов, что очень удобно для сравнения и запоминания. Список литературы, имеющийся в каждой тетради, поможет ребятам быстро отыскать необходимую информацию, а также ознакомиться с материалом, выходящим за рамки программы курса.
Рекомендуемые формы работы с учащимися по усвоению, обобщению и закреплению знаний учащихся, способствующие реализации целей и задач курса
Составление кроссвордов, ребусов, тестов.
«Найди ошибку в тексте» (описание герба, флага).
«Собери флаг» (из разноцветных полос сложить конкретный флаг).
«Что лишнее» (из предложенных изображений ложенных гербов, флагов выбрать те. гербов или флагов выбрать те, которые по какой-либо причине выпадают из общего логического ряда и объяснить свой выбор).
«Подпиши название» города (района), которому принадлежит герб (флаг).
«Соотнеси символ с населённым пунктом».
Прикрепить изображение герба (флага) на географическую карту на месте соответствующего населённого пункта.
Игра-экзамен «Цвета (фигуры) символов» - «вытягивая» карточки с изображением фигур (цветов) символов, дать их обоснование и назвать населённые пункты, в символах которых встречается эта фигура (цвет).
Работа с терминами возможна в самых разных вариантах: тесты, соотнесение термина с определением, соотнесение термина с изображением символа, создание логических цепочек из предлагаемых терминов, разгадывание и составление кроссвордов и др.
Работа с шаблонами (типы щитов, деления щита, части щита).
Проведение игры «Путешествие по краю», предполагающую «передвижение» ребят по «станциям» и выполнение разного рода заданий, связанных с изучаемыми темами. Побеждает команда (ученик), набравшая наибольшее количество баллов.
Предлагаемые формы работы лучше проводить в форме игры – соревнования между группами учащихся.