Открытый урок по логопедии: «Слова-признаки»

0
0
Материал опубликован 17 December 2015

Составила и провела:

Учитель- логопед

Ларина С.И.

 

Цель:

Уточнить знания учащихся о словах-признаках.

Закрепить умение находить, распознавать слова-признаки в речи и на письме.

Расширять словарный запас учащихся путем накопления слов-признаков.

Упражнять в согласовании слов-признаков с существительными с опорой на вопрос.

Развивать слуховое внимание.

Формировать связное учебное высказывание.

Формировать навык самоконтроля.

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто скажет, какое слово лишнее и почему:

Ключ, шапка, стол, шкаф (шапка)

Голубь, ухо, ботинки, пень (ботинки)

Мяч, кукла, юла, бегать (бегать)

Кошка, бабочка, стул, ручка (стул)

Окна, парта, чашки, гуси (парта)

II. Сообщение темы.

Отгадайте загадку:

«Круглый-круглый,

Сладкий-сладкий,

С полосатой кожей гладкой.

А разрежешь- посмотри:

Красный-красный он внутри. (Арбуз)

Правильно. Какие слова помогли вам догадаться, что это арбуз? (Круглый, сладкий, полосатый, красный)

На что указывает слово «круглый»? (На форму) «сладкий»? (На вкус) «полосатый, красный»? (На цвет)

Как можно назвать форму предмета, цвет, вкус одним словом? (Это признаки предмета)

Правильно, у каждого предмета есть признаки, по которым они отличаются друг от друга.

Кто догадался, с какими словами мы будем работать? (Мы будем работать со словами-признаками)

Как слова-признаки называют в русском языке? (Имена прилагательные)

На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (какой?, какая?, какое?, какие?)

III. Целеполагание.

Ребята, у меня есть два яблока. Что вы можете о них сказать? Они одинаковые? Чем они отличаются?

Кто догадался, для чего нам нужны слова-признаки? (Для того, чтобы точнее описать предмет, отличить один от другого, сделать нашу речь красивее)

IV. Закрепление темы. Тренировочные упражнения.

Сейчас я буду диктовать слова, а вы должны слушать внимательно и записать только слова-признаки. На какие вопросы отвечают слова-признаки? (Круглый, зелёная, диван, радуга, тёплое)

Проверка: один читает, остальные проверяют.

Отгадайте предмет по его признакам.

Печенье- квадратное, хрустящее, сладкое, рассыпчатое.

Ложка- маленькая, железная, чайная.

Мяч- круглый, резиновый, разноцветный.

А теперь будем играть наоборот. Вы по- очереди выходите к доске, выбираете картинку и описываете ее только с помощью слов-признаков. А остальные внимательно слушают и стараются угадать.

Игра с мячом «Предмет-признак». Я называю вам предмет, а вы мне- один его признак. (щенок, платье, стол, лиса, карандаш, мел, солнце, шарик, цветок, небо)

Посмотрите на доску. У меня написаны словосочетания. Чего не хватает в последних словах? (окончаний) Что нам поможет правильно написать окончание? (вопрос) Выходите по -одному к доске, выберите правильный вопрос и допишите окончание.

Одеяло ( ) тёпло…

Берёза ( ) белоствольн…

Дом ( ) больш…

Физкультурная минутка. Я буду называть слова. Если назову имя прилагательное, вы присядете. Если слово другой части речи- стоите на месте. (Красный, кошка, прыгать, мягкая, облако, колючий, ползти, жук, гладкий, апельсин, маленький)

Ребята, у вас на карточках текст. Прочитайте его про себя. Интересный рассказ? Что можно вставить в текст, чтобы он получился интересным? (слова-признаки)

Мой ………….. щенок.
У меня есть ……………. щенок Тобик.  У него ……………. шёрстка, ……….. хвостик, …………….ушки. Мой щенок очень ……………….. и…..............

Какие интересные рассказы у вас получились. И у каждого свой. Что помогло вам сделать текст красивым, интересным, точнее описать щенка? (Слова-признаки)

Скажите, чем мы занимались на уроке? Для чего нам нужны слова-признаки? Молодцы. Урок окончен.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.