Конспект урока литературы «Диалог о человеке и вере» (9 класс)
Предисловие автора урока, учителя русского языка, литературы, МХК высшей категории Чирковой Галины Алексеевны.
Необходимость активного включения учащихся в самостоятельную работу по приобретению знаний, выработки у них навыков исследовательской работы, оформления результатов исследований в виде проектов и компьютерных презентаций привело меня к созданию интегрированного урока- я назвала его уроком- исследованием.
Это урок с использованием Интернет-ресурсов и применением ИКТ и проектного метода, с привлечением учащихся как соавторов учителя в собирании новой информации, в обработке и подготовке ее для подачи на уроке в форме отдельных сообщений, докладов, презентаций, а также в создании общей презентации по теме урока или проекта, связанного с представлением области исследования.
Привлечение практически всего класса к «ролевой» работе по собиранию информации, когда в процессе ее обработки каждый из «соавторов урока» («литературовед», «философ», «богослов», «биограф», «искусствовед», «чтецы-актеры», «маски», «музыканты») вносит свой вклад в создание общей концепции видения исследуемой темы, в рассмотрение различных аспектов изучаемого материала (философского, богословского, литературного, искусствоведческого и др. в соответствии с задачами урока) создает творческую атмосферу, учит ребят коллективной работе, дает им представление о «педагогической кухне», о сложном и интересном труде учителя.
Такая работа, безусловно, трудоемка, требует особой «режиссуры» со стороны учителя, выполняющего роль координатора.
Данный тип урока может быть реализован в условиях профильного обучения как в старших классах (например, 10-11 гуманитарный), так и в среднем звене (классы лицейского типа с углубленным изучением отдельных предметов). Учащиеся должны обладать навыками работы с Интернет- ресурсами, с программами Power Point , Word. Учитель, как координатор их творческих усилий, также должен быть ИКТ-компетентным и высокопрофессиональным, разносторонним, способным направить исследование в нужное русло.
Урок данного типа имеет ряд достоинств:
1. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность.
2. Урок перестает быть чисто информативным, становится уроком-исследованием, уроком-открытием.
3. Интерес к самостоятельной исследовательской работе ведет к тому, что многие ребята продолжают исследование и за рамками урока, создают рефераты, презентации, выступают с ними на ученических научных конференциях.
Конспект урока
«Диалог о человеке и вере»
интегрированный урок по литературе и мировой художественной культуре
по творчеству Н.В.Гоголя и А.А.Иванова
для учащихся 9-го класса
Цели урока:
1.Выявить общность позиций двух великих русских художников по отношению к проблемам смысла жизни, духовности, веры.
2.Развить умение анализировать произведение литературы и интерпретировать произведение живописи.
3.Воспитывать патриотизм, духовность, любовь к русскому искусству.
Тип урока:
Урок-исследование с использованием информационно-коммуникационных технологий (компьютерной презентации).
Соавторы урока:
Учащиеся 9-го класса, которые в процессе подготовки урока выполняли самостоятельную исследовательскую работу: «Биограф» готовил материал по теме «Н.В.Гоголь и А.А.Иванов в Италии»; «Литературоведы» занимались поиском материала по темам «Гоголь и Данте» ( общее в композиции Божественной комедии» и «Мертвых душ») и «Персонажи I тома «Мертвых душ»; «Искусствовед» готовил анализ картины А.А.Иванова «Явление Христа народу»; каждый из учащихся готовил несколько слайдов для общей презентации.
Конспект урока.
1-й слайд (титульный): «Диалог о человеке и вере»
Вступительное слово учителя.
Диалог – это всегда разговор 2-х или нескольких людей. Почти 2 столетия назад в русской культуре диалог о человеке и вере вели два великих человека: писатель Н.В.Гоголь и художник А.А.Иванов .У каждого из них была своя тема в искусстве, своя позиция. Довольно часто их диалог становился похожим на спор. Назвав этот урок «Диалогом о человеке и вере» я предлагаю вам активно включиться в спор двух художников, высказать свои мысли – ведь в споре, как известно, рождается истина…
2-й слайд: работа с 2 эпиграфами.
«Исследуй, изучай всё, но во всем умей находить мысль и старайся постигнуть высокую тайну Создателя».
Н.В.Гоголь.
«Отцу моему я обязан жизнью и искусством, которое внушено мне как ремесло, Вам я обязан понятием о жизни и об отношении искусства моего к источнику его – душе».
Из письма А.А.Иванова.
Вопросы:
1.Найдите ключевые слова в 2-х высказываниях и по ним отыщите точки соприкосновения.
2.Что объединяет Гоголя и Иванова в жизни, искусстве, философских воззрениях?
Примерные ответы учащихся:
- В высказываниях Гоголя и Иванова звучит общая мысль о духовной миссии искусства.
-Гоголя и Иванова объединяет очень многое: время, принадлежность к творческой интеллигенции, годы в Италии, когда они дружили, спорили об искусстве, о смысле человеческого бытия, о пути России.
- Искусство обоих художников было направлено на поиски истины.
Учитель:
Действительно, двух российских художников объединяло многое: они познакомились в Италии, сразу почувствовали духовное родство, подружились. Гоголь был одним из немногих, кому был открыт доступ в «святая святых» художника Иванова – в его мастерскую, где тот в течение 20 лет писал картину о том, как вера преображает человеческую душу, меняет жизнь. Глядя на наброски, Гоголь думает о тех, кого изобразил художник:
О неверующих, сомневающихся, нищих духом. И великая идея зарождается в нем: показать, что душа даже самого большого грешника не может окончательно омертветь, что каждый способен к возрождению, и путь к нему лежит через веру.
Для Гоголя кроткий и набожный Иванов был духовным наставником.
Для Иванова Гоголь был вождем русской интеллигенции, ее духовным лидером.
И все же они не всегда соглашались друг с другом, и к истине они шли разными путями . Их диалог был спором. О чем? Попробуем разобраться. Для этого потребуется углубиться в эпоху, в судьбы художников, в их философию и историю творческих поисков.
Сейчас я предоставляю слово исследователю-биографу, приготовившему рассказ об итальянском периоде жизни А.Иванова иН.В.Гоголя.
Слайды №3, 4, 5.
«Хронология итальянского периода жизни и творчества двух художников».
Картина А.Иванова «Явление Христа Марии Магдалине».
Эскизы к картине «Явление Мессии».
Сообщение учащегося-биографа.
Вопросы к классу:
-Почему А.Иванов, пользовавшийся большой популярностью у заказчиков,
не любил писать «на заказ» портреты и картины для украшения интерьера
и не умел зарабатывать деньги?
-Почему над картиной «Явление Мессии» художник работал в течение 20 лет?
Примерный ответ:
-Художник считал, что материальная заинтересованность ставит крест на
свободе выбора темы.
-А.Иванов считал главным в деятельности художника подвижническое, жертвенное служение искусству.
-Тема картины «Явление Мессии» волновала художника, заставляла размышлять о судьбе всего человечества, вот почему работа затянулась на долгие годы.
Слайд№6.
Картина «Явление Христа народу».
Слово для анализа картины предоставляется учащемуся-искусствоведу.
Анализ картины.
Замысел композиции «Явления Христа народу» возник у А.Иванова в середине 30-х годов, работа над эскизами началась в 1837г., а завершил свой труд художник лишь в 1857г.
На картине несколько групп людей. Центром композиции является фигура Иоанна Крестителя с воздетыми руками, с крестом. Слева от него – апостолы, ученики Христа. Здесь же выходящие из воды люди, готовые последовать за Христом. Они спешат увидеть Мессию. На переднем плане – юноша, уже принявший крещение и смотрящий на Христа.
Справа располагается группа левитов и фарисеев. Чуть выше – конные и пешие воины и «кающийся», или «ближайший к Христу» - человек в хламиде кирпичного цвета со спутанными волосами и опущенной головой. Он входит в толпу со стороны Христа, оглядываясь на Него. Зритель читает на лице этого персонажа острое переживание собственного несовершенства и неудовлетворенность окружающим миром.
Если внимательно приглядеться, то в чертах его лица можно уловить сходство с портретом Гоголя. Это не удивительно: эскизы для этого образа были написаны с Н.В.Гоголя. На картине есть портрет и самого А.Иванова .
В левом углу полотна есть фигура странника с посохом . Это и есть автопортрет художника. Эти две фигуры, расположенные в противоположных углах полотна, словно ведут немой диалог. О чем? Наверное, о человеке, о вере, о смысле бытия.
Вопреки академическим правилам, ключевой образ картины – фигура Христа – располагается не на переднем плане, а в глубине композиции. «Иисус должен быть один совершенно»,- так решил художник. Фигура Мессии вырисовывается на фоне голубого неба в отдалении от всех групп людей. Христос облачен в одежды тех цветов, которые в православной иконописной традиции символизируют мученичество и смерть. Он идет к людям, зная о том, какая участь ему уготована. Он готов крестными муками искупить все грехи человечества.
Фигуры на картине объединены в пары. Юный апостол Иоанн и рыжеволосый юноша в центре картины оба устремлены к Христу. Выходящие из воды старик и юноша в левом углу картины противопоставлены друг другу: это образы начала и конца человеческой жизни, прошлого и будущего.
Художник не стал изображать на картине Святого Духа в виде голубя или сияющего нимба над головой Христа, как другие художники в подобных сценах. В его произведении чудо Богоявления совершается в умах и душах людей, поэтому здесь нет действия, персонажи замерли в красноречивых позах.
Картина заставляет размышлять , она пробуждает духовность , учит философски осмысливать жизнь.
Вопросы к классу:
-Чем привлекла А.Иванова эта тема?
Примерный ответ:
-Пришествие Христа художник считал важнейшим событием в истории человечества.
О судьбах мира размышляет и другой великий художник – Н.В.Гоголь.
О чем хотел поведать миру гениальный писатель, начиная создавать «Мертвые души»? Послушаем литературоведа, работавшего над темой «Гоголь и Данте, или особенности композиции «Мёртвых душ».
Демонстрируются слайды №7,8,9.
«Гоголь и Данте»
«Страшный суд» Микеланджело
«Данте и Вергилий» Делакруа.
Сообщение учащегося- литературоведа.
О влиянии «Божественной комедии» Данте на «Мертвые души» Гоголя пишут уже 2 столетия. Сам Гоголь писал о намерении построить свою поэму по той же композиционной схеме, что и бессмертное творение великого итальянца. «Ад», «Чистилище» и «Рай» Данте должны соответствовать I , II и III томам «Мертвых душ» : в 1-й книге должен изображаться «ад» крепостнической России, во 2-й – «чистилище» - появление порядочных людей, в 3-й части – «рай», то есть возрождение России.
В 3-й книге Гоголь собирался возродить к новой жизни таких персонажей 1-го тома, как Чичиков и Плюшкин, в судьбах которых, по словам Гоголя, «заключено то, что потом повергнет в прах на колени человека пред мудростью небес»…
Давая оценку своему творению, Гоголь писал: «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, …не похожа ни на повесть, ни на роман… Если Бог поможет выполнить мою поэму так, как должно, то это будет первое моё порядочное творение».
Для героев Гоголя, как и для героев Данте, спасительным и очищающим началом должна была стать любовь. Данте в путешествии по кругам ада сопровождает Вергилий (демонстрируется слайд «Данте и Вергилий» Делакруа), в раю он встречается с Беатриче. Чичиков же встречается с Уленькой Бетрищевой (обратите внимание на созвучность имен!)
Отдельные главы 1-го тома «Мертвых душ» представляют собой «круги ада»: 1-й круг – Лимб – поместье Манилова, где находятся безгрешные язычники – Манилов с женой и их дети. Сладострастники Коробочка и Ноздрев населяют 2-й круг ада. Далее следует Собакевич, одержимый Плутосом. И, наконец, на самом дне, подобно предателям у Данте, помещен Плюшкин.
Композиционные т текстовые аналогии с комедией Данте указывают на всеобъемлющий и всеуничтожающий характер гоголевского произведения. Одним сравнением России с адом в 1-м томе «Мёртвых душ» Гоголь помогает нам понять, что Россия должна воспрянуть и из ада пройти в чистилище, а затем в рай.
Вопросы к классу:
Как вы думаете, почему первым произведением искусства, которое пожелал увидеть Гоголь, приехав в Италию, стал « Страшный суд» Микеланджело?
Почему в книге Гоголя всего один поэтичный женский образ? Что он воплощает?
Примерные ответы:
-Гоголь намеревался изобразить свой «Страшный суд» над русской действительностью. И неудивительно, что источником вдохновения для него стала фреска Микеланджело.
- Гоголевская Беатриче – Бетрищева стала воплощением божественной Любви, способной возвысить и спасти даже падшую душу . И предполагаемое «воскрешение» мертвой души Чичикова говорит о вере Гоголя в бессмертие души.
Демонстрируется слайд №10.
Сообщение 2-го учащегося-литературоведа.
Персонажи Гоголя.
Художественное пространство поэмы Гоголя составляют два мира: «реальный» и «идеальный» «Реальный» мир автор строит, воссоздавая современную ему русскую действительность. Писатель начинает свою галерею русских типов с изображения помещиков. Их образы похожи на карикатуры. Мир их уродлив. Мир их страшен. Это мир, где ценности перевернуты, духовные ориентиры извращены, законы аморальны.
В названии поэмы заключен глубочайший философский смысл. Само сочетание слов «мёртвые» и «души» бессмысленно: ведь душа бессмертна!
Понятие души – основополагающее в философии. Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она – воплощение Божественного начала в человеке. А в мире «реальном вполне могут существовать «мёртвые души», и степень «омертвения» может быть разной.
Гоголевские помещики – это, без сомнения, «мёртвыё души». Возьмем Манилова. Он первый, кого Чичиков посещает во время поездки по губернии. « Прекраснодушный» , «сладчайший» Манилов – воплощение русского либерализма , бесхозяйственности, прожектёрства. Академик Д.С.Лихачев проводит параллель между Маниловым и императором Николаем I. Мечта Манилова «построить огромный дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и пить там вечером чай на открытом воздухе» воплотилась в строительстве в старом Петергофе «бельведера для чаепития с видом на Петербург»! Ну не маниловщина ли?
В «мёртвом» мире русских помещиков даже любовь бездуховна: у Маниловых она выражается в сюсюкании, в поцелуйчиках «на публику»; у Коробочки проявление любви- -«пятки почесать».
Отношение к хозяйству, к своему долгу помещика у них тоже разное. У Ноздрева – полная бесхозяйственность .Он может за день проиграит всё, что за год произвели его крестьяне. Не заботится он даже о собственных детях!
У Собакевича, напротив, во всем мертвая хватка. Это «кулак», накопитель, девиз которого – «не продешевить бы». Всё в его хозяйстве основательно, во всем добротность и… бездуховность . У Лермонтова символ России – «с резными ставнями окно». Никакие резные ставни или другие проявления души в мире Собакевича существовать не могут!
«Девятый круг ада» показан в поэме Гоголя в 7-й, «плюшкинской» главе, где русский дворянин, богатый помещик превращается в «прореху на человечестве». Скопидомство довело его до крайней степени омертвения души. Существование Плюшкина бессмысленно, так как подчинено одной навязчивой идее: копить, собирать и складывать в огромную кучу все нужные и ненужные вещи, старый хлам. Эта куча- -символ его мира. Мира, где нет места теплоте и любви. Где ослабли даже родственные связи . Образ Плюшкина являет последнюю пропасть нравственного падения, к которой может подойти человек: некая «черная дыра», путь в антимир, в ад.
Вопросы к классу:
Какова композиция 7-й главы «Мёртвых душ»?
Для чего Гоголю понадобилось противопоставление юности и зрелости?
У Данте в последнем круге ада помещаются самые страшные грешники – те, кто совершил предательство. Какое предательство совершил гоголевский Плюшкин, помещенный писателем на дно «ада русской жизни»?
Примерные ответы:
- 7-я глава начинается и заканчивается лирическими отступлениями . Восклицание»О моя юность! О моя свежесть! Завершает отступление о дорогах, предваряющее встречу читателя с Плюшкиным. Это необходимо автору поэмы для того, чтобы показать разительный контраст между тем, чем каждый человек бывает в юности, когда он полон надежд и планов, и тем, во что он может превратиться, если позволит омертветь своей душе.
-Плюшкин совершает несколько предательств. Он предает свою семью – дочь и внука, нуждающихся в поддержке. Он предает свой долг помещика, который обязан заботиться о крестьянах, о поддержании хозяйства. И, наконец, он предает свою душу, идеалы юности, он забывает о Боге и о высоком предназначении человека.
Демонстрируется 11-й слайд со словами Гоголя, завершающими 7-ю главу:
«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, - забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымете потом!»
Демонстрация и выразительное чтение цитаты сопровождается звучанием музыки из 1-й части «Реквиема» Моцарта.
Вопросы к классу:
(они помещены на 12-м слайде)
Что общего в произведениях Гоголя и Иванова?
Почему писатель и художник считали, что их произведения должны изменить судьбу России?
Какой путь каждый из них указывал?
Примерные ответы:
-И Гоголь , и Иванов создали произведения о спасении и преображении человеческой души.
-Оба художника считали, что их произведения изменят судьбу России, так как в них звучит призыв к духовному обновлению.
-У Гоголя и Иванова были разные подходы к творчеству. Иванов прямо указывал путь к возрождению России – это христианство. Гоголь использовал «доказательство от противного»: показывал негативные стороны русской жизни, чтобы вызвать неприятие духовного убожества и нравственного падения. Но и он указывал единственный путь возрождения высших ценностей в любви к ближнему, в соблюдении заповедей, в служении России.
Заключительное слово учителя.
А.Иванов на своем полотне, в верхней его части, показал светлый мир, показал Богочеловека как носителя истины, готового к подвигу во имя спасения человечества.
В каждой церкви есть восточная, алтарная стена, на которой помещены иконы . Там есть изображения Христа, Богоматери, Св. Иоанна Крестителя, апостолов. Картина А.Иванова сродни этой восточной стене.
И в каждой церкви есть западная стена, где изображается ад, грешники, страшный суд. Поэма Гоголя сродни этой западной стене. Это противоположный полюс нравственной жизни человека.
А оба художника вместе в спорах, в постоянном диалоге о человеке и вере строили один общий храм: храм веры, храм чистой, светлой, живой души.
Их призыв к читателю и зрителю один: не дайте погибнуть своей душе, сохраняйте в чистоте идеалы своей юности, будьте тем, чем должны быть по замыслу Творца: людьми, созданными по образу и подобию Божию.
Иванов создал на своем полотне идеальный мир. Гоголь «проповедовал любовь враждебным словом отрицанья». Оба художника искали истину и нашли ее. А Иванов нашел ее в образе Мессии. Для Гоголя светлая душа явилась в образе птицы-тройки, олицетворяющей Россию. Ту Россию, в бессмертную душу которой верили оба художника.
Домашнее задание:
Написать сочинение на тему «Ад и рай русской жизни в творчестве Гоголя и Иванова».