12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пименов Александр Николаевич761
Учитель истории и обществознания, преподаватель основ православной культуры
Россия, Тульская обл., Тула
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »
1

Конспект урока по обществознанию в 6 классе «Общество людей»



КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ «ОБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ»


Общество людей
PPT / 488.5 Кб

Целевая установка урока

Образовательная:

·        раскрывают определение  понятия «общество»;

·        раскрывают сущность общества как формы совместной деятельности людей;

·        сравнивают различные группы людей, умеют определять вид группы.

Воспитательная:

·        оценивают поведение людей с точки зрения социальных норм.

Развивающая:

·        продолжение формирования у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников.

Основные понятия урока: общество, группы временные и постоянные, групп большие и маленькие, историческая судьба и историческая память в группе.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: устный опрос, рассказ-объяснение, беседа.

Межпредметные связи: литература, история.

 

Оборудование: Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Е.С.Корольковой, Н.Г.Суворовой  2-е изд.— М., 2012; презентация «Общество людей».

 

Конспект урока

Структурный элемент урока

Содержание, приёмы и средства учебной работы учителя

Содержание, приёмы и средства учебной работы учеников

Затр.вр., мин.

1.Орга-низационный момент

Здравствуйте! Давайте проверим, все ли сегодня присутствуют на уроке. Проверяет по журналу присутствующих

Приветствуют учителя

2

2. Проверка дом. задания

Прежде, чем перейти к изучению новой темы, давайте проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.

Задаёт вопросы по теме «Зачем человеку люди»:

1. Какие чувства вызывает у человека общение с другими людьми?

2. Каким образом человек получает информацию о мире?

3. Почему жить среди людей не только естественно, но и необходимо?

4. Что такое общество?

4. Всегда ли объединение людей происходит по их воле?

5. Мы выяснили, что самая большая радость на Земле – это радость человеческого общения. Приведите примеры того, как общение с другими людьми помогает вам в жизни.

Отвечают на вопросы.

1. Благодаря общению с людьми человек познал такие чувства, как любовь и ненависть, счастье и горе, веселье и скука, страдание и сочувствие.

2. Информацию о мире человек получает, общаясь с людьми.

3. Жить среди людей не только естественно, но и необходимо потому, что только среди людей мы становимся людьми. Пример из сказки Редьярда Киплинга – Маугли.

4. Общество – это люди, объединившиеся для какой –либо совместной деятельности.

5. Нет, люди не всегда объединяются в общество. Общая цель объединяет людей в общество, независимо от того, стремились они к этому или нет.

5. Приводят свои примеры из жизни.

10

3.Переход к изучению нового материала

Таким образом, мы с вами выяснили, что люди друг другу необходимы, что люди делают нашу жизнь разнообразной. Кроме того, вы узнали новое понятие «общество» и рассмотрели, как люди объединяются в общество.

Внимательно слушают учителя.

3

4.Изучение нового материала

Сегодня вы узнаете о том, что общество состоит из различных групп. Узнаете, какие бывают группы, чем они отличаются друг от друга, какую роль в воспитании человека играют постоянные группы.

Итак, откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока «Общество людей»

Общество-группа.

(Слайд 1) Мир людей огромен. Мы отличаемся друг от друга цветом кожи, волос, глаз, походкой, вкусами, характерами и так далее. Однако это далеко не всё, чем один человек отличается от другого. Дело в том, что многие наши отличия связаны с обществом, в котором мы живём, ведь каждое общество вырабатывает свои правила поведения, имеет свой язык, свои представления о добре и зле. Всё это есть даже в очень небольшом человеческом обществе.

У каждого человека есть такие общества, в которых он является активным участником. Эти общества ещё называют группами.

Запишите определение понятия «группа».

(Слайд 2) Группа – это совокупность людей, обязательно общающихся между собой и имеющих общие интересы, ценности, нормы поведения. Группа – это семья, класс, друзья по дому, спортивная секция, музыкальная школа и так далее.

В скобках после определения понятия «группа» укажите эти примеры.

Впрочем, вот что интересно: ваш класс можно назвать обществом, а можно – группой, но всё общество россиян группой назвать никак нельзя, потому что большинство людей этого огромного общества друг с другом не общаются. Как и членам общества, участникам группы совсем необязательно находится рядом, они могут даже не знать друг друга в лицо. Но они непременно общаются, они ощущают деятельность друг друга.

Например, люди, играющие в шахматы по Интернету. У них есть общий интерес – любовь к шахматам, а их объединяет общение в ходе игры.

Итак, мир людей – это мир больших и маленьких обществ. Они напоминают звёздное небо: звёзды вроде бы все вместе освещают Вселенную, но в то же время каждая звезда – это особый мир. Так и человеческие общества. Все они создают мир людей, но каждое отдельное человеческое общество – это свой мир, мир своеобразный и не похожий на другие.

Группы временные и постоянные.

Теперь давайте разберёмся, какие бывают группы.

Группы бывают временные и постоянные.

В тетради на новой строке, в центре, напишите группы. И вниз нарисуйте 4 стрелки. По первыми двумя – напишите временные и постоянные.

Проходит и смотрит, как учащиеся выполняют поставленные задачи.

Теперь дадим определения этим понятиям и запишем их в тетрадях.

Постоянные группы – это люди, которые объединены общим интересом и длительное время общаются между собой. Например, футбольная команда – это постоянная группа, даже если в неё вливаются новые члены.

В скобках запишите пример.

Постоянными группами являются семья, ученический коллектив, сослуживцы на работе, жильцы одного дома, жильцы одной деревни.

Такие группы, как и общества, образуются по-разному: одни – по взаимному согласию, другие – совершенно случайно. Так, семья возникает по взаимному согласию двух человек – мужчины и женщины. А вот группа сослуживцев по работе может сложиться независимо от желания людей общаться именно друг с другом.

Временные группы обычно быстро возникают и так же быстро распадаются. Представьте, что совершенно неожиданно возникла такая ситуация, которая заставила раннее незнакомых людей общаться друг с другом. Например, три пожилые дамы пришли на приём к врачу, сидят себе в коридоре поликлиники на стульях и с волнениям ждут вызова. Но вот одна из пациенток решила спросить у другой, какие лекарства, мази, примочки помогают лучше всего. К их разговору присоединилась третья – образовалась группа. Через некоторое время врач вызвал одну пациентку, потом другую – группа распалась.

Попробуйте привести примеры временных групп.

Однако может случится и так, что временная группа станет постоянной. Например, разговорились пациентки не только о болезнях, но и о лете, о даче, и тут неожиданно выяснилось, что одна из них варит прекрасное варенье по какому-то старинному рецепту. Они обменялись телефонами, позвонили друг другу раз, второй, затем стали ходить вместе в парк, на прогулку, в бассейн, в гости. Так мимолётное знакомство переросло в дружбу.

(Слайд 4) Группы маленькие и большие.

Запишите под третьей и четвёртой стрелками маленькие и большие группы.

Итак, большое человеческое общество состоит из множества маленьких групп, которых значительно больше, чем людей на Земле. Всё дело в том, что один человек одновременно состоит сразу в нескольких постоянных группах: он член семьи, член коллектива, член футбольной команды, ученик музыкальной школы и так далее.

Кроме того, внутри некоторых групп выделяют более мелкие группы и группки. Например, внутри группы «школьный коллектив» есть группы младших, средних и старших школьников. В каждом классе имеются группы друзей-приятелей. Таким образом, группа «школьный коллектив» напоминает матрёшку: в ней «сидят» другие группы – от больших до маленьких.

Человек и общество

Итак, любое общество создаёт различные правила, по которым люди общаются друг с другом. Эти правила необходимы для того, чтобы вместе достигнуть поставленных целей.

Назовите, какие правила вы знаете?

Хорошо.

Но группы отличаются друг от друга. Не может не быть отличий между группой школьников и, например, группой студентов, а раз есть отличия, то, естественно, появляются и другие правила. Может что-то измениться и в моральных представлениях. Так, очень часто школьники считают нормальным, то есть добром, списывать домашнее задание, а среди студентов, которые сознательно избрали сознательно свою будущую профессию, тех, кто списывает, совсем немного. Студенты понимают: чтобы достичь успехов, надо заниматься самостоятельно.

Постоянная группа оказывает очень большое влияние на человека. Именно в постоянной группе он приобретает первые представления о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Даже манера говорить, одеваться, манера поведения формируется в постоянной группе. Так, например, в одной семье все проблемы решаются на повышенных тонах, а в другой, наоборот, люди говорят между собой тихо, спокойным тоном, внимательно выслушивая мнение другого. Подрастающий малыш невольно воспринимает принятую манеру общения, и она становится для него естественной, привычной.

Также в постоянной группе есть свои представления о справедливости. Например, ученики одного класса считают справедливым, что только дежурные несут ответственность за чистоту, тогда как другие могут позволить себе оставить на парте огрызок от яблока или исписать доску на перемене. В другом же классе подобное рассматривается как недопустимое.

У постоянных групп, как и у большого общества, есть своя историческая судьба, состоящая из событий, происходивших внутри этих групп. И членов группы объединяет память об этих событиях. Например, к классе сохранилось прекрасное воспоминание о совместной поездке на экскурсию в другой город. Появляется в группе и свой особый язык. Что это за язык? Это слова, словечки, выражения, жесты, взгляды, которые понятны только членам этой группы. Есть такой язык и в семье: наверное, иногда вы обмениваетесь с родителями многозначительными взглядами и без слов понимаете друг друга. Или, увидев какой-то предмет, услышав какую-то фразу, один из членов из членов семьи может сказать: а помните? И все остальные кивнут головой в знак согласия.

Какие события вошли в историю вашего класса?

Манера поведения тоже рождается в группе. Воспитываются в группе и вкусы, привычки, отношение к модной одежде, музыке и так далее.

Внимательно слушают учителя.

Записывают в тетрадях число и тему урока.

Внимательно слушают.

Записывают определение в тетрадях.

Записывают в скобках семья, класс, друзья по дому, спортивная секция, музыкальная школа и так далее.

Внимательно слушают.

В тетрадях пишут группы и рисуют вниз 4 стрелки. Под первыми двумя пишут временные и постоянные.

Слушают и записывают определения.

Записывают пример.

Приводят примеры.

Внимательно слушают.

Записывают под стрелками виды групп.

Обычаи, мораль, законы.

Называют события (поездки, экскурсии).

20

5.Закрепление нового материала

1. Каково главное условие объединения людей в группы?

2. Что называют группой?

(Слайд 7) 3. Назовите, какое из перечисленных ниже обществ можно считать группой:

Коллектив пятитысячного завода;

Пассажиры рейсового автобуса;

Пассажиры туристического автобуса;

Члены спортивной секции;

Отдыхающие на пляже;

Друзья на пикнике;

Сотрудники булочной;

Посетители музея;

Толпа людей, митингующих на улице.

1. Общение – главное условие объединения людей в группы.

2. Группа – это совокупность людей, обязательно общающихся между собой и имеющих общие интересы, ценности, нормы поведения.

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Да

Да

Нет

нет

8

6.Дом. задание

(Слайд 8) Параграф 10, записи в тетради выучить

.

Записывают задание в дневники

2

Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.