Технологическая карта урока по литературе «Средства создания персонажей в сказке А.С. Ольхона «Бобровая речка» (5 класс)
Технологическая карта урока по литературе Вологодской области для 5 класса по теме
«Средства создания персонажей в сказке А.С. Ольхона «Бобровая речка».
Цель урока: применение предметных знаний в условиях решения учебной задачи: определить средства создания персонажей.
Задачи урока:
формировать навык анализа эпического произведения, характеристики образа персонажа, лексической работы;
развивать коммуникативные умения учеников;
создавать условия для формирования правильной оценочной деятельности негативных жизненных явлений с точки зрения общепринятых нравственных норм.
Ход урока:
Этап урока. |
Деятельность учителя. |
Деятельность обучающихся. |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Этап мотивации к учебной деятельности и актуализации знаний |
Слово учителя. - Добрый день, ребята! Я сегодня предлагаю Вам начать наш урок с просмотра небольшого фильма «Как живут бобры в природе». - Что произвело на Вас, зрителей, при просмотре данного фильма наибольшее впечатление? (яркость красок, зрительность образов) - Какие возможности есть у автора произведения, чтобы Вы, читатели, смогли получить такие же яркие впечатления при прочтении художественного текста? (предположения учеников) - При создании различных образов авторы используют, конечно, гораздо больше художественных средств, чем вы назвали. Можете ли Вы предположить, о чем сегодня у нас на уроке пойдет речь? |
Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя, смотрят фильм. Участвуют в диалоге. Планируют деятельность. |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для операции анализа, сравнения, Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); развернуто обосновывают суждение; преобразовывают информацию из одного вида в другой. |
Этап целеполагания |
Организует диалог с учениками для определния цели изадач урока: - Тема нашего урока сегодня звучит так: «Средства создания персонажей в сказке А.С. Ольхона «Бобровая речка». Назовите вопрос, на который мы должны будем найти ответ к концу урока? (цель) (Какие средства создания персонажей использует А.С. Ольхон в сказке «Бобровая речка»?) (Слайд 2) - Каким было домашнее задание к уроку? (составить связный рассказ по кластеру «Биография А.С. Ольхона, прочитать сказку А.С. Ольхона «Бобровая речка»). (Слайд 3) - Предположите, что мы сегодня на уроке будем делать, чтобы получить ответ на вопрос урока? - Проверить знание биографии А.С. Ольхона, поработать над содержанием сказки (задачи). |
Определяют цель урока (формулируют вопрос, на который необходимо найти ответ). Планируют деятельность на урок, определяя задачи, которые необходимо решить в рамках урока |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, выслушивают чужое мнение. |
Практическая деятельность учеников |
Учитель организует проверку домашнего задания. 1 этап. Проверка домашнего задания (знание биографии А.С. Ольхона). Работа в парах - 1 вариант: соседу по парте рассказать биографию А.С. Ольхона по заданной схеме (слайд 4) - 2 вариант: оценить ответ соседа, прокомментировать данную оценку. Комментарий ответа 1 ученика заслушать в классе. - Найти ошибку на слайде (слайд 5), обосновать свой ответ |
Обсуждают вопрос в парах, находят аргументы для оценивания работы соседа, анализируют предлагаемую информацию, аргументируют ответ |
Познавательные: анализируют необходимую информацию из прослушанного, систематизируют знания. Регулятивные: оценивают работу одноклассника. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, оценочные суждения. |
Учитель задает вопрос для работы в парах. 2 этап. Работа в парах - Определите сюжет произведения. Напомните его классу. (слайд 6) |
Совместно работают, обсуждая место того или иного события в цепочке эпизодов. |
Познавательные: используют полученные ранее знания в практической деятельности для решения учебной задачи. Коммуникативные: выслушивают чужое мнение, аргументируют свою точку зрения |
|
Учитель проводит эври стическую беседу.3 этап. - Докажите, что данное произведение является сказкой. (слайды 6,7) - Каких персонажей вы отнесли к положительным, каких к отрицательным? (перечислить) - На основании чего Вы сделали вывод о том, какие персонажи являются положительными, какие отрицательными? - Вы сказали, что речь и поступки помогли Вам определить, положительным или отрицательным является персонаж. Это, бесспорно, правильный ответ. Но далеко не полный. Для того чтобы ответить на вопрос урока, я предлагаю поработать в группах. |
Участвуют в беседе, отвечая на поставленные вопросы. |
Личностные: оценивают усваиваемое содержание, обеспечивающее личностный моральный выбор. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; управление поведением партнёра Познавательные: умение на основе анализа и сравнения делать выводы |
|
Учитель выдает задания для групповой работы, комментирует оформление результатов работы группы. 4 этап. Работа в группах. Задания группам: ответить на вопрос, результат работы зафиксировать в таблице за каждым выступающим представителем от группы: 1 группа Зачитайте ключевые слова в описании бобров, выдры. На какие качества персонажей обращает наше внимание автор при первом знакомстве с персонажами? 2 группа Какова речь бобров, выдры, как она характеризует персонажей? 3 группа Какие поступки и как характеризуют выдру, бобров? 4 группа Как бобры, выдра относятся к другим персонажам? Как это их характеризует? 5 группа Как относятся другие персонажи к бобру, к выдре? 6 группа Каково авторское отношение к персонажам? 7 группа (работа пары) Какова основная мысль сказки? |
Ученики планируют сотрудничество: определить цели, функции каждого участника и способы взаимодействия, принимают участие в обсуждении вопросов задания. |
Личностные: осуществляют выбор на основе предыдущих знаний Регулятивные: самоконтроль, самопроверка Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Познавательные: Анализ текста, отбор лексического материала |
|
Этап контроля |
Учитель инициирует проверку результатов работы групп. Результат работы группы после выступления группы выводит на слайд. При проверке результата работы группы обращается к слайдам 10-16, на которые выносится не только промежуточный результат, но и, по мере необходимости, подборка фотографий для создания эмоционального фона. |
Выступающий от группы комментирует, как группа ответила на вопрос, а также озвучивает, какую информацию необходимо внести в таблицу. |
Познавательные: используют полученные знания в практической деятельности, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения,синтеза,классификации, делают выводы. Личностные: оценивают усваиваемое содержание, обеспечивающее личностный моральный выбор. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают точку зрения группы. |
Рефлексия и оценивания |
Фронтальная беседа: - Посмотрите еще раз на заполненную Вами таблицу (слайд 16).Перечислите средства, которые использует автор для создания образа того или иного персонажа. - Достиг ли цели урок (да, так как нами получен ответ на поставленный в начале урока вопрос) (слайды 17,18) - Почему средства создания персонажей одинаковые, а отношение у нас, читателей, к ним разное? (создание положительных, отрицательных персонажей) - С какой целью автор противопоставляет персонажей? (так автору удается провести основную мысль сказки о наказуемости эгоизма, об уважении людей, трудолюбивых, отзывчивых, готовых всегда прийти на помощь)(слайд 19) - Посовещайтесь в группах, оцените деятельность не более 3 учеников, прокомментируйте выставленные отметки. |
Осуществляют рефлексию, анализируя проделанную на уроке работу. |
Регулятивные: оценивают работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. Личностные: стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этических позиций |
Домашнее задание |
Устный ответ на выбор на один из вопросов: (слайд 20) Какие средства использует автор для создания образа выдры (привести примеры из текста)? Какие средства использует автор для создания образа бобра (привести примеры из текста)? «С какой целью автор противопоставляет выдру и бобра?» |
Определяют варианты домашнего задания, которые хотели бы выполнить |
Личностные: потребность в самовыражении и самореализации Регулятивные: Саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: познавательная инициативность Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
Легоцкая Вера Сергеевна
Зазулина Юлия Ивановна
Валентина