Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему «Хоровая музыка в храме»

6
0
Материал опубликован 9 May 2018 в группе

 

Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: « Хоровая музыка в храме»

 

Цель урока: создание дидактических условий для исследования этапов становления и формирования хоровой музыки.

Задачи:

1.образовательные: (предметные)

-формировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки;

- показать этапы развития храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия до композиторской;

2. воспитательные: (личностные)

-воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к таким музыкальным явлениям, как народная и храмовая хоровая музыка,

- прививать навык вдумчивого слушания музыки,

-воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре.

3. развивающие: (метапредметные)

- развивать слушательскую музыкальную культуру учащихся через приобщение к образцам хоровой духовной музыки,

- развивать познавательный интерес учащихся,

Тип урока - комбинированный

Формы урока - проектная деятельность с опорой на краеведческий материал.

Коллективная форма работы: вовлечение в одно общее задание всех учащихся.

Методы: рассказ, беседа, проектная деятельность, частично-поисковые методы.

Методы музыкального воспитания:

Найти информацию о способах хорового исполнения. развитии храмового хорового пения в творчестве русских и зарубежных композиторов

Опорные понятия, термины- жанр народной хоровой музыки, многоголосное и одноголосное исполнение, раннее русское многоголосие, праздничный колокольный звон, композиторская хоровая музыка, «Древо храмовой хоровой музыки»

Новые понятия – Тропарь.

Формы контроля- устный и письменный опрос, хоровое пение,

Домашнее задание: В словариках найти и вписать музыкальные термины и словосочетания по теме «Духовная музыка», которые не были использованы на уроке.

Этап урока\ время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы урока

Музыкальный материал

(все видно урока есть в Youtube)

Формируемые УУД на уроке

Полученный результат

Организационное начало урока

Актуализация знаний.

Повторение изученного

3 мин

Настраивает учащихся на серьёзную тему урока, на новые слова и понятия, к которым нужно будет вернуться в конце урока.

Предлагает по ходу урока заполнять «Карту самооценки по видам деятельности на уроке»

 

Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

Слушание фрагмента песни, определение песенного жанра.

Эмоционально - образно настраиваются на урок

Слушают, отвечают, определяют жанровую принадлежность

( жанр народной хоровой музыки)

Слушание: фрагмент песни «Есть на Волге утёс».

Личностные

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Познавательные

Учатся слушать и эмоционально откликаться на музыку

Готовность к уроку

Закрепят понятия: хор, жанры народной музыки.

Постановка проблемы.

3 мин

Подготавливает мышление детей к деятельности:;

Вопрос: где вы можете слышать хоровое пение, как появилась музыка в храме?

Размышляют, анализируют, высказывают свое отношение к музыке

Фрагмент хоровой музыки, звучащей в храме

Регулятивные

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

 

Введение в тему урока

Усвоение новых знаний

3 мин.

Направляет на определение темы целей урока:

- Где вы можете слышать хоровое пение?

(Включается фрагмент хоровой музыки, звучащей в храме)

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Какие цели поставим перед собой? Над чем будем работать на уроке?

Отвечают- В школе, на концерте, в храме.

Ответы: хоровая музыка в храме

Озвучивают тему: (хоровая музыка в храме)

Цели урока

- узнать, как появилась музыка в храме, провести исследование этапов становления и формирования хоровой музыки.

 

Регулятивные:

Развитие умений формулировать тему урока

Определены знания, умения которых недостает для решения исходной задачи. Поставлена цель, озвучена тема урока, выбран способ.

Совместное открытие и усвоение новых знаний

13 мин

Формулирует понятие «Хор» .

Формулирует задания...

1.Как вы думаете, что такое хор?

2.Всякий коллектив можно назвать хором.?

3.Вас можно назвать хоровым коллективом?

Отвечают на вопросы учителя.

1 большой коллектив людей, исполняющий вокальную музыку.

2. нет

3. да , потому что нас много в классе.

 

Познавательные : учатся размышлять над содержанием музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности

Определены средства музыкальной выразительности, Высказывают суждения

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Предлагается вспомнить и назвать виды хоров, классификацию певческих голосов.

Для чего в хоре участвуют разные голоса?

Рассуждают, размышляют и предполагают, что тембровое богатство голосов в хоре нужно как выразительное средство хорового исполнения.

 

Познавательные

Учатся выделять специальную информацию из текста

Отмечают пение «a capella”

Определена коллективная работа, зона актуального развития (опрос после работы с учебником)

Настраивает на коллективную работу

Предлагает найти информацию в учебнике:

1.Откуда произошла хоровая музыка?

2.Что слышится в хоровом церковном пении

3 Роль церкви в жизни людей.

Сообщает новые знания.

Одноголосие пришло на Русь из Византии и стало тем корнем, из которого впоследствии выросло и развилось «Древо храмовой хоровой музыки»

Работа с учебником.

Предлагает найти информацию

1.Что слышится в хоровом церковном пении?

2.Роль церкви в жизни людей

Определяют способы хорового исполнения.

- многоголосное и одноголосное исполнение

Высказывают свое мнение. Отвечают, аргументируя своё мнение.

Предлагается расположить этапы становления храмовой музыки через «Древо храмовой хоровой музыки»

Прикрепляют на доске надпись «Одноголосие» в корень дерева.

Определяют многоголосный способ исполнения и располагают надпись

«Раннее русское многоголосие» на ветке древа.

Ищут ответы из текста учебника. Высказывают свое мнение.

Звучат отрывки храмовой музыки.

Слушание: византийский распев «Достойно есть»

Коммуникативные

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания

Личностные

Развитие эмоционального восприятия духовной музыки

Первичное закрепление новых знаний

7 мин

Физкульминутка.

1 мин

Вопросы:

-о чём эти произведения,

-кто изображён на фресках и иконах,

-какое из этих произведений должно звучать в храме?

Сообщает, что развитие храмового хорового пения происходило от одноголосия к многоголосию. При этом исполнение становилось все более сложным и объемным.

Организует физкультминутку

Предлагается работа с текстом учебника.

Цель этапа:

узнать, какие композиторы 19 века внесли значительный вклад в развитие храмового хорового пения

Объявляет, что оценивание результатов работы с музыкальными терминами будет на следующем уроке

Включает аудиозапись «Аве Мария» Ф. Шуберт

Отвечают на вопросы .

Записывают термин в тетради - Тропа́рь  в православной церкви.

Учащиеся имитируют действия звонаря- Праздничный звон. (исполняют- «бом- »бом»)

Учащиеся находят информацию о развитии храмового хорового пения в творчестве русских и зарубежных композиторов.

Подчёркивают на карточках музыкальные термины, характеризующие это произведение.

(приложение 1)

видео- «Тропарь Покрову Пресвятой Богородице»

и фрагмент Видео церкви с. Знаменка, в котором звучит тропарь в исполнении отца Валерия и отца Дмитрия, который был войсковым священником 3 отдела . З. К. В., а сейчас он владыка Нерчинской и Краснокаменской епархии.

Запись звона

Ф.Шуберт «Ave Maria»

Формирование исполнительских навыков,

Коммуникативные:

Взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач

Регулятивные: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Закрепят умение воспринимать музыку и выражать своё отношение

Предварительная распевка

Выработают навыки умения работать с информацией

Подведение итогов

2 мин

Организует беседу, связывая результаты урока с целями.

Обобщает урок:

Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью.

Мы с вами молитву и песнопение исполнить не сможем, но у нас есть песня, которая соответствует теме нашего урока.

Делают вывод по теме урока из текста учебника:

Русские и зарубежные композиторы внесли значительный вклад в развитие храмовой хоровой музыки, обогатили ее средствами музыкальной выразительности -

Ученик прикрепляет к ветке древа надпись «Композиторская хоровая музыка»

 

Регулятивные:

Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать

Осмыслена и проанализирована полученная информация

Создание проекта- «Древо храмовой хоровой музыки»

(Приложение 2 )

Исполнение песни

4 мин

Исполнение песни : «А над ней парили ангелы»

(Приложение 3)

Исполняют песню. Проводят сравнительный анализ стихотворного и музыкального текста.

 

Личностные

Развитие эмоционального восприятия песни.

Взаимопонима ние, коммуникация, которая объединяет весь коллектив поющих.

Участвуют в совместном исполнении выученной песни

Этап рефлексии. Самопроверка знаний.

3 мин

Предлагает выбрать и записать в музыкальные словарики из предложенных на слайде терминов и словосочетаний те, которые касаются темы «Духовная музыка и хоровая музыка в храме»

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить то, как плодотворно он работал.

Записывают все новые термины в словарь, выбирают словосочетания по теме «темы «Духовная музыка и хоровая музыка в храме»

(Приложение 4 )

Участвуют в рефлексии

(приложение 5)

 

Личностные : развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Мини-проект- «Музыкальные словарики»

Удовлетворённость, эмоциональный отклик

Определение домашнего задания

1 мин

В музыкальные словарики вписать другие музыкальные термины и словосочетания по теме «Духовная музыка»

Учащиеся записывают домашнее задание

     

Определение эффективности урока

2 мин.

Акцентирует внимание на конечные результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Вспомнить и подвести итог: смогли ли решить задачи и достигли ли поставленных целей.

Осуществляют самооценку

Заполняют карту самооценки по видам деятельности на уроке

(Приложение 6)

 

Регулятивные

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке

Оценивали собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока.

Определена эффективность урока

Выставление оценок

2 мин

Озвучивает оценки учащихся

по карте самооценки + ответы и работа на уроке.

       

Источники:

Искусство: Музыка. 5  класс. учебник / Т.И Науменко ,  В. .В. Алеев .- 4 -е изд., стереотип.- М. Дрофа. 2015 г

Трушина С.Ю. Урок музыки в 5 классе на тему "Хоровая музыка в храме"

http://uchportfolio.ru/materials/show/78060

3. Трушина С.Ю. Презентация к уроку музыки в 5 классе на тему "Хоровая музыка в храме"

http://uchportfolio.ru/materials/show/78059

Приложение 1

звонко горячо серьёзно

шаловливо яростно сердечно

ласково мощно молитвенно

светло благородно свирепо

грациозно загадочно напевно

мечтательно радушно резко

Приложение 2

Приложение 3

Текст песни: «А над ней парили ангелы»

1Вслед за летом осторожно осень в тихий парк вошла.

Золотятся листья клёна, как у церкви купола

в храме робко и несмело девочка в церковном хоре пела,

эхом отзывались купола.

Верила, что день наступит, горя на земле не будет,

верила, надеялась, ждала.

припев: А над ней парили ангелы,

Чтоб уберечь дитя.

Ангелы, парили ангелы,

От невзгод и бед её храня.

2. Сложный мир - добро и зло. Вера придавала сил.

Годы шли, она взрослела, и господь её хранил.

Год за годом, день за днём девочка мечтала о своём

Пела, отзывались купола

Верила, что день наступит, горя на земле не будет

Верила, надеялась, ждала.

 

Приложение 4

Ла́вра — мужской монастырь

-Песнопение- религиозная песня

-Тропа́рь   — краткое молитвенное песнопение

-Элегия- вокальная или инструментальная пьеса печального характера

-Хорал- религиозное песнопение, исполняемой в католической церкви

-Фольклор- устное народное творчество

-Партесное пение- стиль русского многоголосного хорового искусства

Приложение 5

Приложение 6

Карта самооценки по видам деятельности на уроке

обучающегося______ класса______________________

п/п

Критерии оценки

Очень хорошо

Хорошо

Плохо

1

Слушание, анализ произведения

     

2

Вокально-хоровая работа на уроке

     

5

Пластическое интонирование

     

6

Выполнение творческого задания

     

7

Познавательная активность на уроке

     

Поставьте знак «+» в нужной колонке

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.