12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Трушина Светлана Юрьевна6508 Учитель музыки высшей квалификационной категории, педстаж работы 37 лет. 20 лет- музыкальный руководитель в ДОУ Россия, Забайкальский край, Село Знаменка, Нерчинский район Материал размещён в группе «Музыкальная копилка учителя » |
Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: «Хоровая музыка в храме»
Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: « Хоровая музыка в храме»
Цель урока: создание дидактических условий для исследования этапов становления и формирования хоровой музыки. | |||||
Задачи: 1.образовательные: (предметные) -формировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки; - показать этапы развития храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия до композиторской; 2. воспитательные: (личностные) -воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к таким музыкальным явлениям, как народная и храмовая хоровая музыка, - прививать навык вдумчивого слушания музыки, -воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре. 3. развивающие: (метапредметные) - развивать слушательскую музыкальную культуру учащихся через приобщение к образцам хоровой духовной музыки, - развивать познавательный интерес учащихся, | |||||
Тип урока - комбинированный | Формы урока - проектная деятельность с опорой на краеведческий материал. Коллективная форма работы: вовлечение в одно общее задание всех учащихся. Методы: рассказ, беседа, проектная деятельность, частично-поисковые методы. Методы музыкального воспитания: Найти информацию о способах хорового исполнения. развитии храмового хорового пения в творчестве русских и зарубежных композиторов | ||||
Опорные понятия, термины- жанр народной хоровой музыки, многоголосное и одноголосное исполнение, раннее русское многоголосие, праздничный колокольный звон, композиторская хоровая музыка, «Древо храмовой хоровой музыки» | Новые понятия – Тропарь. | ||||
Формы контроля- устный и письменный опрос, хоровое пение, | Домашнее задание: В словариках найти и вписать музыкальные термины и словосочетания по теме «Духовная музыка», которые не были использованы на уроке. | ||||
Этап урока\ время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ресурсы урока Музыкальный материал (все видно урока есть в Youtube) | Формируемые УУД на уроке | Полученный результат |
Организационное начало урока Актуализация знаний. Повторение изученного 3 мин | Настраивает учащихся на серьёзную тему урока, на новые слова и понятия, к которым нужно будет вернуться в конце урока. Предлагает по ходу урока заполнять «Карту самооценки по видам деятельности на уроке»
Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания. Слушание фрагмента песни, определение песенного жанра. | Эмоционально - образно настраиваются на урок Слушают, отвечают, определяют жанровую принадлежность ( жанр народной хоровой музыки) | Слушание: фрагмент песни «Есть на Волге утёс». | Личностные Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости Познавательные Учатся слушать и эмоционально откликаться на музыку | Готовность к уроку Закрепят понятия: хор, жанры народной музыки. |
Постановка проблемы. 3 мин | Подготавливает мышление детей к деятельности:; Вопрос: где вы можете слышать хоровое пение, как появилась музыка в храме? | Размышляют, анализируют, высказывают свое отношение к музыке | Фрагмент хоровой музыки, звучащей в храме | Регулятивные Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. | |
Введение в тему урока Усвоение новых знаний 3 мин. | Направляет на определение темы целей урока: - Где вы можете слышать хоровое пение? (Включается фрагмент хоровой музыки, звучащей в храме) Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Какие цели поставим перед собой? Над чем будем работать на уроке? | Отвечают- В школе, на концерте, в храме. Ответы: хоровая музыка в храме Озвучивают тему: (хоровая музыка в храме) Цели урока - узнать, как появилась музыка в храме, провести исследование этапов становления и формирования хоровой музыки. | Регулятивные: Развитие умений формулировать тему урока | Определены знания, умения которых недостает для решения исходной задачи. Поставлена цель, озвучена тема урока, выбран способ. | |
Совместное открытие и усвоение новых знаний 13 мин | Формулирует понятие «Хор» . Формулирует задания... 1.Как вы думаете, что такое хор? 2.Всякий коллектив можно назвать хором.? 3.Вас можно назвать хоровым коллективом? | Отвечают на вопросы учителя. 1 большой коллектив людей, исполняющий вокальную музыку. 2. нет 3. да , потому что нас много в классе. | Познавательные : учатся размышлять над содержанием музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности | Определены средства музыкальной выразительности, Высказывают суждения | |
Побуждает к высказыванию своего мнения. Предлагается вспомнить и назвать виды хоров, классификацию певческих голосов. Для чего в хоре участвуют разные голоса? | Рассуждают, размышляют и предполагают, что тембровое богатство голосов в хоре нужно как выразительное средство хорового исполнения. | Познавательные Учатся выделять специальную информацию из текста | Отмечают пение «a capella” Определена коллективная работа, зона актуального развития (опрос после работы с учебником) | ||
Настраивает на коллективную работу Предлагает найти информацию в учебнике: 1.Откуда произошла хоровая музыка? 2.Что слышится в хоровом церковном пении 3 Роль церкви в жизни людей. Сообщает новые знания. Одноголосие пришло на Русь из Византии и стало тем корнем, из которого впоследствии выросло и развилось «Древо храмовой хоровой музыки» Работа с учебником. Предлагает найти информацию 1.Что слышится в хоровом церковном пении? 2.Роль церкви в жизни людей | Определяют способы хорового исполнения. - многоголосное и одноголосное исполнение Высказывают свое мнение. Отвечают, аргументируя своё мнение. Предлагается расположить этапы становления храмовой музыки через «Древо храмовой хоровой музыки» Прикрепляют на доске надпись «Одноголосие» в корень дерева. Определяют многоголосный способ исполнения и располагают надпись «Раннее русское многоголосие» на ветке древа. Ищут ответы из текста учебника. Высказывают свое мнение. | Звучат отрывки храмовой музыки. Слушание: византийский распев «Достойно есть» | Коммуникативные Формирование умения грамотно строить речевые высказывания Личностные Развитие эмоционального восприятия духовной музыки | ||
Первичное закрепление новых знаний 7 мин Физкульминутка. 1 мин | Вопросы: -о чём эти произведения, -кто изображён на фресках и иконах, -какое из этих произведений должно звучать в храме? Сообщает, что развитие храмового хорового пения происходило от одноголосия к многоголосию. При этом исполнение становилось все более сложным и объемным. Организует физкультминутку Предлагается работа с текстом учебника. Цель этапа: узнать, какие композиторы 19 века внесли значительный вклад в развитие храмового хорового пения Объявляет, что оценивание результатов работы с музыкальными терминами будет на следующем уроке Включает аудиозапись «Аве Мария» Ф. Шуберт | Отвечают на вопросы . Записывают термин в тетради - Тропа́рь в православной церкви. Учащиеся имитируют действия звонаря- Праздничный звон. (исполняют- «бом- »бом») Учащиеся находят информацию о развитии храмового хорового пения в творчестве русских и зарубежных композиторов. Подчёркивают на карточках музыкальные термины, характеризующие это произведение. (приложение 1) | видео- «Тропарь Покрову Пресвятой Богородице» и фрагмент Видео церкви с. Знаменка, в котором звучит тропарь в исполнении отца Валерия и отца Дмитрия, который был войсковым священником 3 отдела . З. К. В., а сейчас он владыка Нерчинской и Краснокаменской епархии. Запись звона Ф.Шуберт «Ave Maria» | Формирование исполнительских навыков, Коммуникативные: Взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач Регулятивные: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения. | Закрепят умение воспринимать музыку и выражать своё отношение Предварительная распевка Выработают навыки умения работать с информацией |
Подведение итогов 2 мин | Организует беседу, связывая результаты урока с целями. Обобщает урок: Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью. Мы с вами молитву и песнопение исполнить не сможем, но у нас есть песня, которая соответствует теме нашего урока. | Делают вывод по теме урока из текста учебника: Русские и зарубежные композиторы внесли значительный вклад в развитие храмовой хоровой музыки, обогатили ее средствами музыкальной выразительности - Ученик прикрепляет к ветке древа надпись «Композиторская хоровая музыка» | Регулятивные: Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать | Осмыслена и проанализирована полученная информация Создание проекта- «Древо храмовой хоровой музыки» (Приложение 2 ) | |
Исполнение песни 4 мин | Исполнение песни : «А над ней парили ангелы» (Приложение 3) | Исполняют песню. Проводят сравнительный анализ стихотворного и музыкального текста. | Личностные Развитие эмоционального восприятия песни. Взаимопонима ние, коммуникация, которая объединяет весь коллектив поющих. | Участвуют в совместном исполнении выученной песни | |
Этап рефлексии. Самопроверка знаний. 3 мин | Предлагает выбрать и записать в музыкальные словарики из предложенных на слайде терминов и словосочетаний те, которые касаются темы «Духовная музыка и хоровая музыка в храме» Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить то, как плодотворно он работал. | Записывают все новые термины в словарь, выбирают словосочетания по теме «темы «Духовная музыка и хоровая музыка в храме» (Приложение 4 ) Участвуют в рефлексии (приложение 5) | Личностные : развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | Мини-проект- «Музыкальные словарики» Удовлетворённость, эмоциональный отклик | |
Определение домашнего задания 1 мин | В музыкальные словарики вписать другие музыкальные термины и словосочетания по теме «Духовная музыка» | Учащиеся записывают домашнее задание | |||
Определение эффективности урока 2 мин. | Акцентирует внимание на конечные результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Вспомнить и подвести итог: смогли ли решить задачи и достигли ли поставленных целей. | Осуществляют самооценку Заполняют карту самооценки по видам деятельности на уроке (Приложение 6) | Регулятивные Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке | Оценивали собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока. Определена эффективность урока | |
Выставление оценок 2 мин | Озвучивает оценки учащихся по карте самооценки + ответы и работа на уроке. |
Источники:
Искусство:
Трушина С.Ю. Урок музыки в 5 классе на тему "Хоровая музыка в храме"
3. Трушина С.Ю. Презентация к уроку музыки в 5 классе на тему "Хоровая музыка в храме"
Приложение 1
звонко горячо серьёзно
шаловливо яростно сердечно
ласково мощно молитвенно
светло благородно свирепо
грациозно загадочно напевно
мечтательно радушно резко
Приложение 2
Приложение 3
Текст песни: «А над ней парили ангелы»
1Вслед за летом осторожно осень в тихий парк вошла.
Золотятся листья клёна, как у церкви купола
в храме робко и несмело девочка в церковном хоре пела,
эхом отзывались купола.
Верила, что день наступит, горя на земле не будет,
верила, надеялась, ждала.
припев: А над ней парили ангелы,
Чтоб уберечь дитя.
Ангелы, парили ангелы,
От невзгод и бед её храня.
2. Сложный мир - добро и зло. Вера придавала сил.
Годы шли, она взрослела, и господь её хранил.
Год за годом, день за днём девочка мечтала о своём
Пела, отзывались купола
Верила, что день наступит, горя на земле не будет
Верила, надеялась, ждала.
Приложение 4
Ла́вра — мужской монастырь
-Песнопение- религиозная песня
-Тропа́рь — краткое молитвенное песнопение
-Элегия- вокальная или инструментальная пьеса печального характера
-Хорал- религиозное песнопение, исполняемой в католической церкви
-Фольклор- устное народное творчество
-Партесное пение- стиль русского многоголосного хорового искусства
Приложение 5
Приложение 6
Карта самооценки по видам деятельности на уроке
обучающегося______ класса______________________
№ п/п | Критерии оценки | Очень хорошо | Хорошо | Плохо |
1 | Слушание, анализ произведения | |||
2 | Вокально-хоровая работа на уроке | |||
5 | Пластическое интонирование | |||
6 | Выполнение творческого задания | |||
7 | Познавательная активность на уроке | |||
Поставьте знак «+» в нужной колонке |