12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Редреева Вера Павловна203
Учитель химии и биологии высшей категории, "Отличник образования" преподаю в 5-11 классах, занимаюсь исследовательской деятельностью.
Россия, Башкирская респ., с.Емаши
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»

Цель: Дать понятие о высшей нервной деятельности и раскрыть роль              И.М Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского в развитии учения о ВНД.

Задачи:  

Образовательные – показать вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности; познакомить с методикой выработки условных рефлексов; научить разбираться в схеме условного рефлекса; сформировать понятие о торможении рефлексов

Развивающие – развитие умения работать с информацией; развитие логического мышления (на основе вскрытия причинно-следственных связей)

Воспитательная – показать большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, создание и развитие учения о ВНД; убеждать учащихся в необходимости и возможности каждому на основе условных рефлексов сознательно вырабатывать у себя полезные привычки

Тип урока: Изучение нового материала

Методические приемы: Рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся с учебной литературой (индивидуальная работа)

Оборудование: Таблицы, изображающие безусловные и условные слюноотделительные рефлексы, безусловное и условное торможение; портреты И. П. Павлова, И. М. Сеченова, А. А. Ухтомского; презентация по теме.

 Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Повторение знаний.

3.Актуализация знаний и определение проблемы.

4.Изучение нового материала:

- понятие о высшей нервной деятельности

- методика выработки условного рефлекса

- торможение условного рефлекса. Виды торможения

- принцип доминанты А. А. Ухтомского

5.Закрепление изученного материала.

6.Рефлексия.

6. Задание на дом.

Организационный момент

(Слайд1)Здравствуйте ребята. Зовут меня Редреева Вера Павловна, приехала я с Белокатайского района, сегодня я проведу у вас урок биологии.

Уселись все поудобней, спинки выпрямили, приготовились к уроку, улыбнулись весеннему солнышку. Ну что, вы готовы!

Повторение пройденного материала

1.Что такое органы чувств и для чего они нужны человеку?

(начальное звено анализатора, для восприятия окружающего мира)

2.Правильно ли сказать «Окружающий мир мы познаем только с помощью органов чувств»?(нет, сюда еще относятся нервные клетки)

3.Что такое анализатор и из каких звеньев он состоит? (система, состоящая из рецепторов, проводящих путей и центров)Составить из карточек ( работа в парах)

Актуализация знаний и определение проблемы

(Слайд 2)Как вы думаете, почему в эволюции животного мира человек стоит на самой верхней ступени?(у него хорошо развит мозг, имеется речь, мышление, разум, то есть у него есть сознание, владеет речью, способен к трудовой деятельности, имеет познавательные процессы.

Одним словом человек обладает высшей нервной деятельностью.                

Давайте  вместе сформулируем тему нашего урока отгадав этот ребус.

(На доске)

(Слайд 3) Откройте тетради, запишите число(4.04.13), запишите тему урока «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности» Кто же изучил ВНД, как шло  развитие теории о ВНД –это нам предстоит выяснить на нашем уроке, с помощью следующих терминов(высшая нервная деятельность, рефлекс, безусловные рефлексы, условные рефлексы, временная связь, торможение, доминанта) и работ известных ученых(И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского).

На столах у вас листы самооценки, заполните первый пустой столбик. Чтобы понять, что обозначают эти термины, предлагаю вам провести небольшое исследование. Я попрошу вас в ходе урока самостоятельно записывать определения этих терминов.

Изучение нового материала

(Слайд 4)Высшая нервная деятельность человека представляет собой совокупность нервных процессов, лежащих в основе поведения человека, обеспечивающих его приспособление к изменяющимся условиям существования. (Картинка головного мозга) Материальной основой ВНД является головной мозг, который получая информацию от органов чувств – обеспечивает взаимодействие организма человека с окружающей средой и поддерживает постоянство его внутренней среды.

(Слайд 5) Изучение ВНД в России связано прежде всего с именами двух великих ученых Ивана Михайловича Сеченова и Ивана Петровича Павлова.

Термин « ВНД» был введен в науку  Иваном Петровичем Павловым.

 Мысль о том, что психическая деятельность осуществляется при участии нервной системы, возникла в глубокой древности, но каким образом это происходит, оставалось загадкой. Появились работы зарубежных ученых, но более высокий уровень развития  учения о рефлекторном принципе деятельности организм разработал  русский физиолог Иван Михайлович Сеченов.

(Слайд 6) Его главный труд – книга «Рефлексы головного мозга».

В ней он доказал, что рефлекс - это универсальная форма взаимодействия организма со средой т.е. рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные-сознательные движения.                                                                                       

Он впервые описал тормозные процессы, о которых мы поговорим позже.

Ученый обратил внимание на врожденные и приобретенные рефлексы.

(Слайд 7)Экспериментальное доказательство правильности  идей И.М.Сеченова было получено другим ученым  Иваном  Петровичем Павловым. Все рефлексы он разделил  на безусловные и условные.  

(Слайд8)Задание Из перечня предложенных выберите примеры безусловных рефлексов( чихание,  слюноотделение, отдергивание руки при болевом раздражении, питьевой, половой, забота о ребенке, ориентировочный)условных рефлексов (выключатель в комнате, определенное спальное место в комнате, режим питания, реакция на яркий свет, наркотическая зависимость)

Условные рефлексы устойчивы или они могут затухать?

Приведите примеры, доказывающие, что условный рефлекс может угаснуть (режим дня, режим питания, трудовые навыки, работа на компьютере)  

(Слайд9-12) Рассмотрим пример выработки условного рефлекса на примере опыта Павлова. Опыт с собакой(Рассмотреть рисунок 113) Под действием условного раздражителя света образуется очаг возбуждения. Под действием безусловного раздражителя(пищевого) образуется второй очаг. Между очагами возникает временная связь(замыкание), она может быть долгой или короткой. Сигнал передается до тех пор пока будут раздражители, но если удалить один из них, то процесс начнет угасать и возникнет торможение. И может возникнуть тормозная временная связь на отсутствие пищи при загорании лампочки.

(Слайд 13)Вернемся к опытам И.М.Сеченова. С помощью метода условных рефлексов он открывает закон взаимной индукции (торможение). Смысл его: очаг возбуждения наводит торможение на соседние с ним участки.

Сторожевая собака с условным пищевым рефлексом видит появление чужого человека. Наблюдается торможение пищевого рефлекса и возникает новый рефлекс (оборонительный).  

(Слайд 14) С этим законом связана смена образов  при восприятии двойственных изображений.  (Рис.114.)            

(Слайд 15)Известны разные виды торможения: Опыт с лягушкой(у лягушки с разрушенными большими полушариями при нанесении раствора кислоты на заднюю ногу, последняя сгибается, в ответ на болевой синдром. Но если предварительно приложить к поверхности среднего мозга кристаллик соли, промежуток времени до ответной реакции затормаживается)  значит в ЦНС возможно развитие центрального торможения.

Мозг- область непрерывной смены возбуждения и торможения. И.П.Павлов выяснил как они взаимодействуют друг с другом и показал, что бывает торможение врожденное и условное. К врожденному торможению относится внешнее(очаг торможения вне функционирующей рефлекторной дуги), к приобретенному -  внутреннее( в нейронах рефлекторной дуги)

Ребята представьте такую ситуацию: Вы сидите за компьютером и смотрите захватывающий фильм или играете. А мама вам сказала сходить в магазин, пришла из школы сестра, на улице уже стемнело. А вы ни чего не заметили, почему? У вас был доминантный очаг возбуждения, который затормозил все конкурирующие очаги. Алексей Алексеевич Ухтомский назвал такой механизм временного господства возбуждения доминантой.                                                   

Вы сможете привести еще примеры доминанты.(Пищевое раздражение) Рисунок головного мозга. Что вы видете?

Закрепление: Наше исследование подошло к концу, вернемся к нашим терминам(читают по очереди, что записали)

Рефлексия: Вернемся к нашим листам самооценки, заполним последний столбик, изменились ли ваши знаки. Сегодня на уроке отвечали…,оценки.                                                                                                               

Задание на дом: параграф 53, задания на стр.273

Урок окончен.Спасибо всем за урок!

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (2)

Надежда Алексеевна Паршукова, 07.02.16 в 18:22 1Ответить Пожаловаться
Не нашла презентацию, поэтому сложно объективно оценить урок.
Марина Александровна Акопян, 07.02.16 в 18:49 0Ответить Пожаловаться
Конспект написан грамотно. Соблюдены все этапы урока.Интересный материал, соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся.Хорошее техническое оснащение урока, жалко не приложена презентация. Материал урока интересен, задания направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.