Конспект обобщающего урока-игры по физике для 7 класса: «Восхождение»
Урок-игра Физика 7-класс
Тема: «Восхождение»
Оспанов Акылбек Ануарбекович учитель физики и информатики
«И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя!»
В. Высоцкий
Цели урока:
Образовательная – в игровой форме повторить и закрепить знания, проверить усвоение основных понятий, физических законов и формул, изученных в 1-3 четверти.
Развивающая – используя разнообразные задания, выявить способности учащихся, проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях,
Воспитательная – создать возможность проявить способности работы в команде в условиях соревнования.
Подготовка к игре:
Формирование команд (в зависимости от количества учащихся в классе или команд параллельных классов)
Выбор капитана.
Подготовка приветствия, представления команды: название, эмблема, девиз.
Повторение материала по рекомендациям учителя.
Создание макета маршрута к «Вершине Знаний»
Подготовка маршрутных листов.
Формирование жюри из числа старшеклассников. Инструктаж жюри.
Правила игры:
Каждая команда проходит этапы маршрута в соответствии с маршрутным листом.
За прохождение каждого этапа начисляются очки. Жюри отмечает это в маршрутном листе.
Задача команды пройти маршрут быстрее и набрать наибольшее количество очков.
Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество очков.
Этапы игры и задания
1. Вступительное слово учителя. Приветствия команд.
2. «Физика в литературе»
Назовите физическое явление, описанное в литературном отрывке.
I. М.М. Пришвин. «Кладовая Солнца»
«В это время заяц, большой, старый, матерый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние лапы, послушать, далеко ли тявкает лисица.
Так вот одновременно и сошлось – собака бросилась, а заяц остановился. И собаку перенесло через зайца.
Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками уже летел по тропе…»
II. Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»
«Стоило коню остановиться, как Рыцарь тут же летел вперед. А когда Конь снова трогался с места, Рыцарь тотчас падал назад»
III.Ф. Искандер «Святое озеро»
Герой рассказа поскользнулся и полетел по крутому склону ледника вниз. «Поперек его пути была глубокая траншея, где клокотала и неслась талая вода. Он подумал, что сейчас погибнет, попав в эту траншею, но перелетел через нее и на пологом склоне затормозился»
3. «Россыпь анаграмм»
Анаграмма – слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово. Например: резал – лазер.
Какие физические термины «зашифрованы» в следующих анаграммах:
Лиса
Кот
Линда
Вяление
Карета
Антон
Упал
Алкаш
Сев
Тома
4. «Формула, я тебя знаю!»
Заполните пропуски в формулах:
t = S : ?
P = m ∙ ?
p = g ? h
? = p S
F упр = k ?
? = ρgжV.
5. «Лови ошибку!»
Найдите ошибки в решении задачи.
Задача
Дано: m = 200 г g = 10 H ------------- Fт - ? |
|
Решение. Fт = mg Fт = 200 г ∙ 10 Н = 2000 Ответ: сила тяжести равна 2000 г. |
6. «Самые независимые и неподкупные законы»
Сформулируйте указанные законы:
Закон инерции.
Закон Паскаля.
Закон Архимеда.
7. «Парад приборов»
Назовите находящие перед вами приборы, их назначение и единицы измерения определяемых величин.
Динамометр.
Барометр-анероид.
Ареометр.
Жидкостный манометр.
Манометр металлический.
Мензурка.
8. «Отгадай загадку!»
(Можно подобрать и другие загадки с физическим содержанием)
Туча скрыла солнца свет – рухнул мост, а щепок нет.
Тянусь я тонким столбиком по трубке из стекла, сжимаюсь я от холода, расту я от тепла.
На стене висит, а часами не назовешь, потому, что погоду предсказывает.
Я вода, да в воде же и плаваю.
Кто на всех языках разговаривает?
Что идет, не трогаясь с места?
9. «Это же элементарно, Ватсон!..»
Решите задачу. (Можно подобрать и другие задачи)
Что больше: масса директора 70 кг или масса воздуха в его кабинете размером 4 м х 6 м х 3м? Объем, занимаемый мебелью и самим директором, считайте равным 3 м3.
Разъяренный бык бежит со скоростью 36 км/ч, а сильно испуганный человек со скоростью 600 м/мин. Кто из них победит в забеге на стометровку?
Герой рассказа «Архимед» Вовки Грушина» писателя Ю. Сотника, Вовка соорудил из бочки (V = 2 м3) подводную лодку. В «лодке» находился груз массой 100 кг (еда и прочее), сама бочка имела массу около 50 кг. В рассказе лодка с Вовкой легла на дно, после чего были проведены спасательные работы. Правдоподобно ли это? Докажите.
10. «И опыт, сын ошибок трудных…»
Определите экспериментально, подобрав необходимые приборы и материалы из числа предложенных (заранее подготовленное необходимое оборудование выставлено на столах в произвольном порядке):
Плотность твердого тела.
Величину выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Силу атмосферного давления на поверхность ученического стола.
11. Завершение игры
Пока жюри подводит итоги, проводится подготовленная заранее музыкальная пауза из выступлений участников команд. За особенно хорошие выступления можно добавить команде баллы по усмотрению жюри.
Примечание:
Задания каждого этапа можно разделить на группы по количеству команд и предлагать их по жребию. Можно командам предлагать одинаковые задания, с учетом трудоемкости их выполнения и времени проведения мероприятия.
Шкалу оценок разрабатывает учитель.
Оценочный лист.
Номер задания |
Команда 1 |
Команда 2 |
Команда 3 |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
|
10 |
|
|
|
Итог |
|
|
|
Абдыкеева Кульжиян Ануарбековна
Елена Сергеевна
Рагулина Любовь Давыдовна