12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Халикова Римма Зякярьевна43
Россия, Ульяновская обл., р.п.Старая Кулатка

Класс: 7

Тема урока: Плотность вещества

Форма организации учебного занятия: урок

Тип и вид урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала, комбинированный, носит исследовательский характер

Цели урока:

Образовательные:

  • Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе.
  • Повторить понятие массы тела.
  • Ввести новое понятие – плотность.
  • Рассмотреть характеристики плотности (определение, формула, единицы измерения, способы измерения, применение).

Воспитательные:

Продолжить:

  • воспитывать у учащихся умение слушать ответ товарища;
  • формировать у учащихся аккуратность, при работе с записями в тетради, личным примером у доски и работой с физическими приборами.

Развивающие:

Продолжить:

  • формирование умения высказывать умозаключения;
  • вырабатывать умение воспроизводить полученные знания по плану; работать с табличным материалом;
  • развитие логического мышления, памяти, внимания;
  • формировать умение решать качественные задачи.

Оснащение урока: мультимедийный проектор; компьютер; презентация, составленная с помощью программы PowerPoint; тела разного объема, но равной массы; весы; разновесы; тела равного объема, но разной массы; мензурка с водой.

 

Ход урока.

Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, садитесь. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Посмотрите на меня, давайте друг другу улыбнемся и начнем работу.

Послушайте следующее стихотворение:

Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на земле,

Телевизору, голосу рации,

Вентилятору на столе.

Ток по проволоке струится,

Спутник мчится по небесам.

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам…

Как вы думаете, почему на уроке физики я читаю вам стихотворение?

- Потому что здесь говорится про открытия, а все открытия связаны с физикой.

-Потому что человек, который удивляется может совершать открытия.

Молодцы ребята.

Да это стихотворение об открытиях, а любой урок физики тоже является открытием. Причем к этому открытию вы придете сегодня сами.

Постановка проблемы

А теперь послушайте историю, которая произошла с великим мудрецом. Однажды грозный царь поручил ему узнать массу серебряных кубиков в своей сокровищнице. Но вот беда: весов у мудреца не оказалось. (слайд 2)

Поможем мудрецу решить задачу? Как вы думаете он должен определить массу серебряных кубиков? Ваши предложения.

Что для этого нужно знать? Мы подошли к изучению новой темы, то есть мы должны сегодня на уроке узнать еще об одной физической величине.

Актуализация опорных знаний

– Ребята, для того чтобы приступить к изучению новой темы нам необходимо повторить изученный материал. Сейчас я вам раздам карточки с экспериментальными заданиями, которую вы должны выполнить в течении 3-4 минут. Полученные результаты выйти и записать на доске.

1задание : Измерить массу и объем бруска.

2. задание: Сравнить массы двух тел разного объема.

3. задание: Сравнить массы двух тел одинакового обьема.

Подведем итоги работы: Что называется массой тела? Единицы измерения массы.(слайд 3)

Как правильно измерить массу с помощью рычажных весов? (слайд 4)

Как определить объем тела с помощью мензурки? ( слайд 5)
 

Изучение нового материала.

Гулия, а у тебя какое задание было? Сможешь показать всем нам.

_-Мне нужно было сравнить массы двух тел одинакового объема. Я кладу их на чашки уравновешенных весов, оказалось что массы разные.

Ребята, какой вывод можно сделать из этого опыта?

- что у тел с одинаковым объемом масса может быть разной.(Слайд 6)

Айрат, а ты какую работу сделал?

- Сравнил массы двух тел разного объема, оказалось что их массы одинаковые. Какой вывод можно сделать?

- У тел с одинаковой массой, объем может быть разным (слайд 7)

Ребята как вы думаете, а почему так?

- Тела состоят из разных веществ.

В наших опытах получаются такие результаты, потому что масса распределяется по объёму по-разному. Для одного вещества на единицу объёма приходится большая масса, а для другого вещества на единицу объёма приходится меньшая масса. Следовательно, массу единицы объёма вещества можно использовать в качестве характеристики данного вещества. Физики так и сделали: ввели физическую величину, которая показывает, чему равна масса единицы объёма.

Эту физическую величину называют ПЛОТНОСТЬЮ. Итак, тема урока: “Плотность вещества”. Запишите пожалуйста в тетрадях. (слайд8)

Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность. В этом состоит физический смысл величины – плотность. ( слайд 9)

В словаре Даля плотность –это (слайд 10)

Итак, мы познакомились с тем, что такое плотность. А теперь нам нужно выполнить очень сложное задание: мы попытаемся получить формулу для вычисления плотности.

Для этого воспользуемся результатами опытов, которые вы провели в начале урока.

Посмотрите на доску и найдите отношение масс к объемам.

- Ребята вычисляют.

Проверим, что у вас получилось. Отношение масс к объемам хоть и отличаются, но ненамного.

Вывод: Для одного вещества отношение массы тела к его объему есть величина постоянная.

Эту величину, равную отношению массы тела к его объему и называют плотностью ( слайд 11)

Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к ее объему.

Обозначим величины, входящие в это выражение, буквами: Плотность обозначается буквой ρ (греческая буква читается “ро”) , m – масса тела, V – его объём, мы получим формулу для вычисления плотности:

( слайд 12)

По этой формуле можно рассчитать плотность вещества.

Из нее можно выразить массу и объем тела. ( слайд13)


 

Так как плотность – это физическая величина, то у неё есть единица измерения. Давайте её определим.

В чем измеряется масса?

В чем измеряется объем?

Тогда единица измерения плотности в системе СИ будет: кг/ (слайд 14)

Записали в тетрадь

А еще ребята единицей измерения плотности будет 1 г/см3. ( слайд 15)

А что значит плотность 1 кг/м3?

- Это когда в одном кубическом метре один кг вещества.

Плотности различных веществ уже определены, их значения вы найдете в учебнике. Откройте учебник стр 58 и найдите таблицу плотностей . Найдите в таблице вещество с наибольшей и наименьшей плотностью (наиб. – осмий; наимен. - водород). Что означает это число? (Осмий – 22600 кг/м3, 1м3 осмия имеет массу 22600 кг). Найдите массу 1м3 железа (7800 кг).

Очень важно заметить, что одно и тоже вещество в различных состояниях имеет различную плотность. Например, плотность воды равна 1000 кг/м3, льда – 900 кг/м3, а водяной пар (при 0°С и нормальном давлении) - 0,59 кг/м3. (слайд 16) Как вы думаете: “С чем это связано?” Это связано со строением вещества. Но подробнее об этом вы узнаете на последующих уроках, когда мы познакомимся со строением вещества.

А сейчас внимание на экран. Перед вами план изучения физической величины. Посмотрите внимательно и скажите , что еще о плотности мы должны узнать. ( слайд 17)

А какможно измерить плотность вещества?

- Один из способов : Измерить объем, массу тела и вычислить плотность вещества. Так можно найти плотность твердых тел, жидкостей и газов.( слайд 18)

Еще ребята существуют приборы, с помощью которых определяют плотность жидкостей. Один из таких приборов – ареометр (Слайд 19).

 

Применение плотности

Знания о плотности понадобятся вам в жизни, потому что эта величина очень важна и для промышленности, и для строительства, и для сельского хозяйства. Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении очень выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолётов делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу.

Плотность важна и для сельского хозяйства: от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы.

 

Это интересно (куриное яйцо) ( слайд 20)

 

Решение задач. (слайд21, 22, 23,24)

 

Закрепление изученного материала.

Сейчас проведем небольшую тестовую работу с целью проверки ваших знаний по изученной теме. Садитесь за компьютеры. На рабочем столе находится документ с названием «Тест» Откройте и выполните ее.

Далее проверяем себя по ключу. ( слайд 25) Поставьте себе оценку по результатам теста. Если у вас нет ошибок – 5, если 1 ошибка - 4. Если ошибок больше, то пока ничего не ставьте.

Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы.

 

Подведение итогов урока.

Итак, что мы нового узнали на уроке?

С какой новой характеристикой вещества вы познакомились?

- Как определить плотность вещества?

- Какой буквой обозначают плотность?

- Какова единица измерения плотности?

- Как можно определить массу тела, зная объем тела и плотность вещества, из которого оно сделано?

Ну что сможем теперь помочь мудрецу ?

- Да нужно измерить объем кубиков, и зная плотность серебра по формуле m=р*v найти массы кубиков.

Молодцы.

 

Рефлекция. (слайд 27)

А сейчас подведем итоги работы на уроке.

Ребята мы ведь гордимся спортивными достижениями учащихся нашей школы. А сейчас Вам необходимо оценить свои достижения на этом уроке:

На доске изображен пьедестал почета (1 место, 2 место, 3 место). Определите себе место на этом пьедестале по уровню удовлетворенности итогами урока и когда будете уходить достаточно прикрепить медаль, лежащую у вас на столе).

 

Домашнее задание. (Слайд 26)

А в дневниках запишите домашнее задание: параграф 19, задание 13 ( 2,3) – всем и подготовиться к лабораторной работе №6

Выполнить домашнюю экспериментальную работу:

Определить плотность мыла

Взять кусок мыла, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда. С помощью линейки измерить его объём. Масса мыла указана на упаковке.

Опубликовано


Комментарии (1)

Дзюрич Елена Алексеевна, 28.04.16 в 20:26 1Ответить Пожаловаться
Хотелось бы посмотреть презентацию.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.