12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Хлановская М.В.125 "Учитель года - 2011" Россия, Коми респ., инта |
План урока
1. Причины возникновения движения декабристов.
2. Цели участников тайных организаций.
3. Значение восстания на Сенатской площади.
Цель урока: формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов.
Задачи урока:
Образовательная: обеспечить усвоение понятий и фактов, связанных с восстанием декабристов; выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций; причины поражения и значение восстания на Сенатской площади.
Развивающая: формировать самостоятельное мышление учащихся; умение выделять главное, работать с историческими документами, анализировать, доказывать, рассуждать.
Воспитывающая: на примере подвигов декабристов способствовать воспитанию патриотизма, интереса и уважения к выдающимся личностям, чувство гордости за свою страну.
Методическая цель: активизация мыслительной деятельности учащихся на основе систематизации исторического материала и самостоятельной работы.
Методы обучения: использование электронных средств обучения; беседа; рассказ; демонстрация схем, таблиц, иллюстраций.
Вид урока: изучение нового материала.
Основные понятия: династический кризис, тайное общество, «Конституция», «Русская правда», самодержавие, революция, революционеры.
Оснащение урока: электронные средства обучения (ПК с мультимедийным проектором; программа Power Point), презентация к уроку, портреты декабристов, карточки с заданием, учебник, рабочая тетрадь.
Межпредметная связь: обществознание, география, русский язык, информатика.
ХОД УРОКА:
Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Средства обучения | |
1. Организационный момент урока. | |||
Приветствие учащихся. Заполняет журнал (отсутствующих). | Готовятся к уроку. | Слайд №1. | |
Целеполагание, мотивация. | |||
Формулирует общие компетенции, тему, цели, задачи урока. Мотивирует обучающихся к учебной деятельности. Разъясняет порядок проведения урока. Запись на доске: план урока. Причины возникновения движения декабристов. Цели участников тайных организаций. Значение восстания на Сенатской площади. | Знакомятся с темой, целью и задачами урока. Настраиваются для активной учебной работы. Записывают тему урока в тетрадь. Записывают план урока в тетрадь. | Слайд №2. Слайд №3. | |
2. Актуализация опорных знаний. | |||
Преподаватель: необходимо выяснить, что помнят учащиеся по этой теме из курса литературы. Игра «Синквейн» (устно): первая строчка, название темы – Декабристы. - Молодцы, отлично, я вижу, мне есть на что опереться. У вас есть знания этой теме. | Игра «Синквейн». Предполагаемые ответы учеников: 1. Декабристы. 2. Смелые, отважные, умные, справедливые, искренние, решительные, устремленные и т.д. 3. Восстали, организовали, враждуют, протестуют, разработали, готовились и т.д. 4. Жена декабриста, дважды повешены, безумные мятежники. 5. Сенатская площадь, каторга. | ||
3. Изучение нового материала (формирование новых понятий и способов действий). | |||
Первый пункт плана – причины восстания: - Какие настроения в российском обществе преобладали после отечественной войны 1812 года? Преподаватель: - Немалое значение имели и прогрессивные мысли западных философов-просветителей. Огромным авторитетом пользовались взгляды Руссо, являвшегося сторонником прямой демократии. На умы русских дворян имели также большое влияние взгляды Монтескье, который предлагал более прогрессивные формы правления, по-сравнению с монархией. Еще дополнения… Что же сам Александр I? Вывод учителя: - Власти почти всех городов и стран, где останавливались русские полки, проявляли к ним, в первую очередь к «офицерам-освободителям», повышенное внимание, окружали заботой, демонстрировали то лучшее, что есть в стране. Всё плохое на обозрение, естественно не выносили. Эту выставку жизни некоторые наши сооте-чественники восприняли как истинную картину. Почему же в России по-другому? Ответы были разные. Один из них приобрел популярность в офицерской среде – в России порядки плохи. Плохи потому, что нет «правильных» законов. А, значит, надо сменить власть, выработать «правильные» законы. Восхищавшиеся увиденным в Европе, офицеры не помышляли о том, чтобы, вернувшись в свое имение, построить в округе дорогу, организовать для сельчан школу или ветеринарную лечебницу, сделать свое хозяйство образ-цовым – и тем самым способ-ствовать общественному и экономическому прогрессу в стране. Такой путь казался им долгим и неинтересным. Воображение охватывала другая идея: насильственно свергнуть существующий строй и на его руинах, исходя из новейших политических теорий, создать государство справедливости. - После окончания наполеоновских войн в офицерской среде стали возникать тайные сообщества с политическими целями. - Так каковы же причины образования тайных обществ, которые и будут причинами выступления декабристов? - Запишите их самостоятельно в тетрадь. На эту работу 2 мин. (Проверяем вместе фронтальным опросом, кто что записал. Потом открываю слайд). Переходим ко второму пункту нашего плана. Тайные общества и их программы. По этим вопросам ребята готовили сообщения, у них было опережающее задание. Пока один человек выступает, все остальные заполняют таблицу (см. Приложение №2). У вас перед каждым лежат уже готовые таблицы, куда вы заносите услышанные сведения по каждой тайной организации. Открывается слайд с заполнен-ной таблицей. (см. Приложение № 1, 2). Третий пункт – декабристы на Сенатской площади. Преподаватель: - 1 сентября 1825 года Александр I покинул Петербург и отправился в Таганрог. Простудившись, 19 ноября он скончался. Неожиданная смерть царя вызвала большие волнения. Причиной тому стал вопрос о преемнике. У Александра I не было детей. Согласно законам о престолонаследии, в таком случае трон переходил к его брату-Константину. Поселившийся в Варшаве он еще ранее, в 1823 году, отказался от престола. Царь принял отречение и в особом манифесте назначил своим наследником другого брата — Николая. Однако, по непонятной причине, Александр I не захотел обнародовать этот документ и в запечатанном пакете переслал его для секретного хранения в Успенский собор Московского Кремля. Известие о смерти Александра I отправили и в Петербург, и в Варшаву. И получилось: в Петербурге новым царем считали Константина, а в Варшаве — Николая. Путаница продолжалась до 12 декабря, когда был вскрыт пакет с манифестом 1823 года. Члены тайных обществ, вынашивавшие планы захвата власти, решили, что сложившаяся обстановка благоприятствует им, и наметили выступить 14 декабря в Петербурге - в день принесения присяги новому императору. Руководителем заговорщиков был Трубецкой. Они планировали помешать присяге Николая, вывести верные им войска на Сенатскую площадь, захватить Зимний дворец, арестовать и уничтожить царскую семью и заставить Сенат выпустить манифест об учреждении Временного революционного правительства. Крепостное право должно было быть ликвидировано, все граждане уравнены перед законом, рекрутская повинность и военные поселения — отменены. После этого предполагалось собрать Учредительное собрание и вынести на его рассмотрение программу переустройства России. - Что же на самом деле произошло на Сенатской площади? - Об этом вы сейчас самостоятельно прочитаете в учебнике. Откройте свои учебники на странице 46, прочтите самостоятельно раздел под названием Восстание декабристов. После чего вы должны будете описать ход восстания. Запишите дату восстания. Четвертый пункт – поражение декабристов. - Почему выступление декабристов потерпело неудачу? Вывод учителя: - Между тем, шансы на совершение революции были очень велики. У Николая не было достаточно сил, чтобы активно противостоять восставшим. Даже когда привезли пушки, то не оказалось к ним снарядов! (порох и картечь привезли только под вечер). Причина неудачи революции была также в том, что большинство декабристов было не готово к ней. Декабристы хотели осуществить дворцовую революцию, но потерпели поражение, вследствие непродуманности и неорганизованности своих действий. - После подавления восстания была образована Следственная комиссия. Это был первый в истории России широкий политический процесс. Виновными были признаны 289 человек, из них 121 был предан Верховному уголовному суду. А пятеро – Пестель, Сергей Муравьев – Апостол, Бестужев-Рюмин, Рылеев и Каховский – были приговорены к смертной казни четвертованием. Николай I отменил приговор и назначил смертную казнь повешеньем. Этих декабристов называют «дважды повешенные», т.к. первый раз оборвались веревки. | Предполагаемые ответы: - После Отечественной войны 1812 года наблюдается патриотический подъём. На защиту отечества встали все слои населения. Крестьяне плечом к плечу с дворянами громили французов. Для высшего сословия это было полной неожиданностью, так как оно считало русский народ дремучим и невежественным, неспособным на высокие благородные порывы. Война показала обратное. Дворяне стали считать, что простые люди достойны лучшей доли. - Русские войска побывали в Европе. Солдаты и офицеры очень близко увидели жизнь французов, и убедились, что те живут лучше и обеспеченнее русского народа, а свобод у них больше. Вывод напрашивался сам собой: всему виной самодержавие и крепостное право. Именно эти две составляющие не дают великой стране развиваться как экономически, так и духовно. - Солдаты видели за границей свободных крестьян и сами мечтали о свободе, ожидая ее как награду за подвиги в Отечественной войне. Но их надежды не оправдались. - Русские офицеры знакомились с жизнью европейцев. И невольно сравнивали с тем, что видели у себя на Родине. Их впечатляли хорошие дороги, благоустройство городов, закон и общественные порядки. Русскую армию везде встречали с восторгом, она несла избавление от жестокого наполеоновского господства, насилия и бесконечных поборов. - Александр I пытался осуществлять реформы, но на практике ничего не было сделано для отмены крепостного права. Даже хуже – создавались военные поселения под руководством Аракчеева. Самостоятельная работа в тетрадях. Предполагаемые ответы: Причины образования тайных обществ Война 1812 года и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество; Заграничные походы русской армии 1813-1815 гг. и знакомство будущих декабристов с политическим устройством европейских государств; Чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения; Российская действительность (крепостное право, военные поселения, сословия) Революционные события в Западной Европе. Внимательно смотрят и слушают. Ответ «Союз спасения»: Тайное общество декабристов родилось 9 февраля 1816 г. в Петербурге. Его первым названием было Союз спасения. Россию надо было спасать, она стояла на краю пропасти - так думали члены возникшего общества. Инициатором создания его был 23-летний Александр Муравьев. Союз спасения был малочисленной, замкнутый, носившей заговорщический характер. Общество насчитывало не более 10 - 12 членов. Лишь в конце своего существования оно достигло 30 человек. Наиболее видными членами Союза были князь Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы и один из самых выдающихся декабристов - Павел Пестель. Программного документа, как такового не было. Пользовались Уставом. Основные цели борьбы были: ликвидировать крепостное право и самодержавие путем убийства царя, ввести конституцию, представительное правление. Задачей революционеров является не подготовка заговора, не захват и удержание власти, а воспитание прогрессивного общественного мнения, которое, овладев широкими массами, сметет старое правительство. Предложение Ответ «Союз благоденствия»: В январе В январе 1820 года состоялось Петербургское совещание, на котором был поставлен вопрос: «Какое правление лучше - конституционно-монархическое или республиканское?». «В заключении приняли все единогласно республиканское правление». Через год после Петербургского совещания 1820 г. состоялся Московский съезд. В связи с происходившими в мире, и в частности в России (восстание Семеновского полка в октябре 1820г.) событиями, надо было по-новому организовать тайное общество, разработать новую программу, в корне изменить тактику и критерий отбора членов, выработать общий план открытого выступления. Было решено убрать из движения как его колеблющуюся, нестойкую часть, так и наиболее радикальные его элементы. И в 1821 году Пестелю и его единомышленникам объявлялось, что общество распущено. Ответ «Южное общество»: В марте Ответ «Северное общество»: Северное общество образовалось в Петербурге в Сверяют со своей таблицей. Дописывают недостающее. Внимательно слушают. Самостоятельная работа с учебником. Предполагаемые ответы: - К 1825 властям стало известно о деятельности декабристов благодаря доносам членов Южного общества. 14 декабря была назначена присяга новому императору Николаю. Северное общество решило воспользоваться ситуацией междуцарствия, чтобы спровоцировать мятеж в гвардии и добиться дарования конституции. 13 декабря был разработан план действий: заговорщики намеревались увлечь за собой войска, вывести их на Сенатскую площадь, окружить здание Сената, заставить сенаторов отказаться от присяги Николаю I и от их имени обратиться к народу с Манифестом об «уничтожении бывшего правления» и создании временного правительства. Одновременно предусматривался захват Зимнего дворца и арест царской семьи, а также занятие Петропавловской крепости. Руководителем восстания был избран Трубецкой; Каховскому поручалось убить императора. Но в последний момент он отказался выполнить свою часть плана. Утром 14 декабря декабристы направились в гвардейские казармы и привели Московский полк к 11 часам на Сенатскую площадь. Тогда же выяснилось, что сенаторы уже присягнули Николаю I и разъехались. Около 13 часов к восставшим присоединились еще люди. Всего перед Сенатом собралось около 3 тыс. чел., но они оказались без руководителя – Трубецкой не явился на площадь; вместо него был избран Оболенский. Однако декабристы уже не смогли взять инициативу в свои руки. Попытки уговорить восставших разойтись не имели успеха; генерал-губернатор Милорадович был смертельно ранен выстрелом Каховского. Тогда Николай I стянул на площадь верные ему части и отдал приказ применить силу и разогнать собравшихся. Выстрелы рассеяли толпу. К вечеру многие зачинщики беспорядков были арестованы. Запись в тетради: 14 декабря 1825 г. Предполагаемые ответы: - Неорганизованность, разобщенность, неподготовленность и главное - они не заручились поддержкой населения. | Слайд № 4. Слайд № 5-6. Слайд № 7. Слайд № 8-12. Слайд № 14-17. Слайд № 17 Слайд № 18-22. | |
4. Формирование умений и навыков (закрепление изученного). | |||
Пятый пункт – значение восстания. - Какового же значение восстания декабристов? Вывод учителя: Восстание декабристов – трагическая и славная страница русской истории! Восстание декабристов вспыхнуло и погасло, как звезда. Оно имело большое значение в истории революционного движения в России. Это было первое открытое выступления против царизма с оружием в руках - до этого Россия знала лишь стихийное выступление крестьян. - В. И. Ленин считал восстание декабристов начальным этапам революционно-освободительной борьбы в России. | Предполагаемые ответы учащихся: - Вместе с декабристами осознали необходимость борьбы с самодержавием многие передовые люди того времени. - Выступление дворянских революционеров дало толчок дальнейшему развитию освободительной мысли в крепостной России. Внимательно слушают. | Слайд № 23. | |
6. Итоги и домашнее задание. | |||
- Какой вывод сделали из урока? Запишите домашнее задание (записано на доске). Творческое: доклад на тему: «Жены декабристов». Оценки за работу на уроке. | - Декабристы – яркая и важная страница в истории. Подготовить доклад. |
Приложение № 1.
Организация, годы существования | Руководители | Характер общества, методы | Программ-ный документ | Цели |
«Союз Спасения» | ||||
«Союз Благоденствия» | ||||
«Южное общество» | ||||
«Северное общество» |
Приложение № 2.
Организация, годы существования | Руководители | Характер общества, методы | Программный документ | Цели |
«Союз Спасения» 1816-1818 | Муравьевы, Трубецкой, братья Муравьевы-Апостолы, Пестель, Якушкин. | Заговорщический характер, конспирация, пропаганда. цареубийство | Устав «Союза Спасения» | Ликвидация крепостничества и |
«Союз Благоденствия» 1818-1821 | Участники «Союза спасения». | Более открытый характер, политический переворот | Устав «Зеленая книга» | Ликвидация крепостничества и самодержавия, равенство граждан перед законом, гласность, уменьшение армии, республиканское правление. |
«Южное общество» 1821-1825 | П.И.Пестель и др. | Тайное общество, цареубийство, военная революция | «Русская правда» | Установление республиканского строя, отмена крепостного права, уничтожение сословий |
«Северное общество» 1822-1825 | Н.М.Муравьев | Тайное общество, военный переворот | «Конституция» | Отмена крепостного права, установление конституционной монархии, равенство всех перед законом. Уничтожение сословий. |
13