Интегрированный урок русского языка и истории «Исторический репортаж: восстание декабристов»

3
0
Материал опубликован 5 June 2019

Пояснительная записка к презентации

Тема: Исторический репортаж: восстание декабристов 

Образовательная цель: закрепить знания обучающихся о репортаже как о жанре публицистического стиля; показать виды репортажей; показать, как строится репортаж.

Развивающаяся цель: развитие творческих способностей и познавательного интереса школьников, развитие умений применять теоретические знания на практике.

Воспитательная цель: чувство патриотизма, активная жизненная позиция.

Тип урока: комбинированный, интегрированный, урок применения теоретических знаний

Основные понятия: репортаж, жанры публицистического стиля, приметы репортажа

Термины: репортаж, завязка, основная часть, заключение репортажа

Оборудование урока: проектор, экран, презентация, учебник

Литература: 1. Русский язык: 8 класс/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006

2. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – Урок № 31 

3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век. Учебник для 8 класса. – М.: 2009

 

Ход урока

 

I.                   Организационный момент

II.                Актуализация опорных знаний о публицистическом стиле речи (слайд 2).

Этот этап урока проводит учитель русского языка.

В ходе повторения учащиеся вспоминают жанр публицистического стиля - репортаж.

Проходит диалог,  побуждающий к новой теме.

Знакомство с репортажем как с жанром.

Словарно-семантическая работа (на слайде 3).

Учитель русского языка: С каким словом и из какого языка созвучно слово «репортаж»?

Репортаж (англ.  Report,  лат. Reporto) – рапорт,  доклад, сообщение;  передавать; сообщать.  Репортаж сообщает о новостях и позволяет создать движущуюся панораму действий, передать ощущение динамики жизни.

Учитель русского языка: А какое понятие, журналист или репортер, более широкое, а какое – узкое? (ответы детей).

Учитель русского языка: Репортажи печатаются в особом разделе газеты, журнала – хронике.  Итак, тема урока «Репортаж». Попробуйте самостоятельно поставить цели сегодняшнего урока.

Цели урока: Узнать, что такое репортаж и как его писать.

Учитель истории: Однако сегодня мы усложним цели этого урока. Вы не только узнаете о репортаже, но и попробуете сами его написать на историческую тему. Вы побудете в роли журналиста XIX века.

Слайд 4: 14 декабря, Николай I, князь Трубецкой, Петербург.

Учитель истории: Так, какое же событие ВЫ будете освещать в сегодняшнем репортаже? (слайд 5) (восстание декабристов)

Дополним цели.

Цель: Узнать, что такое репортаж и как его писать и составить репортаж о восстании декабристов глазами очевидца.

III.             Изучение нового материала.

1.      Работа с учебником, беседа.

Учитель русского языка: Репортаж – жанр публицистический. Кто ведет рассказ: посторонний человек или участник?

Учитель истории: Вы будете свидетелями восстания декабристов.

Учитель русского языка: С какой целью пишется репортаж?

Учитель истории: Какова будет цель Вашего репортажа о восстании? 

Учитель русского языка: репортаж – это событие, процесс.

Учитель истории: О восстании декабристов вы будете писать как о только что свершившимся событии или же, как о событии давно минувших дней?

Итак, вы репортеры эпохи XIX века. Прогуливаясь по Петербургу в морозный день 14 декабря, вы услышали гул толпы со стороны Сенатской площади и как человек причастный к новостям заинтересовались данным событием.

2.      Структура репортажа. Зачин.

Учитель русского языка:: Как вы считаете, есть ли единые требования к написанию репортажа?

Учебник с. 214 упражнение 364, примеры зачина. Беседа о зачине.

Учитель истории: Переходим к практике. Когда произошло восстание? (слайд 6 – 14 декабря 1825)

 Место происшествия? (слайд 6 - Петербург, Сенатская площадь)

 Возможно ли обращение автора к кому-либо? (слайд 6 – граждане, товарищи, господа).

Что наиболее подходит к тому времени?

Учитель истории: Вспомните, кратко об этом событии и напишите 2-3 предложения для зачина, используя опорные слова.

Слайд 6: Зачин. 14 12 1825, Сенатская площадь, Петербург, Николай 1, переприсяга, толпа «черни», морозный день, выстрелы, Александр 1, генерал-губернатор Милорадович М.

Заслушать 1-2 примера.

 Учитель истории: Послушайте пример зачина (выводится на слайд 7).

Господа! Позавчера 14 декабря сего года на Сенатской площади нашей столицы были слышны возгласы: «Конституцию!» В центре Петербурга гремели выстрелы. Генерал-губернатор Милорадович, герой Отечественной войны, был смертельно ранен  пулей дворянина. 

3.      Центральная часть репортажа.

Учитель русского языкаПовествование. Используются глаголы настоящего времени.

Учитель историиС нас описание действий, произошедших в тот день. Итак, мы с вами сейчас на Сенатской площади и наблюдаем за событиями. Что мы видим? (слайд 8)

Слайд 9: Для чего люди пришли на площадь? Что такого знаменательно было назначено на этот день?

Попробуйте с элементом обращения сообщить об этом читателю (те же опорные слова).

Слайд 9 (пример основной части): Как Вы знаете, скончался государь император Александр Павлович, и на 14 декабря была назначена переприсяга Николаю Павловичу. 

Учитель истории: Вспомните имена участников, организаторов восстания. Чего они хотели? Не просто так же пришли.

Они пришли одни вчетвером-впятером?

Слайд 9: С. Трубецкой, братья А. И М. Бестужевы, П. Каховский, Московский полк, Гренадерский полк, матросы Гвардейского экипажа. Цели восставших. Требования толпы. Реакция со стороны властей. Ранение М.  Милорадовича, П. Каховский.

Попробуйте начать описание событий, используя опорные слова и знакомый вам материал.

Слайд 10: Дворяне  С. Трубецкой, братья А. И М. Бестужевы, П. Каховский, наверно предварительно проведя агитацию среди солдат, пришли на Сенатскую площадь с Московским, Гренадерским полками и Гвардейским морским экипажем, с целью помешать переприсяге императора, а возможно и его свержения с престола. Толпа кричала: «Конституцию». Полиция пыталась разогнать солдат и «чернь».

Учитель историиНа уроках истории вы подробно рассматривали события 14 декабря, поэтому останавливаться сейчас мы на этом не будем.

4.      Концовка.

Учитель русского языка: Концовка должна подводить читателя к размышлению. В ней необязательна оценка событий, ведь они только что произошли. Упражнение 368.

Учитель истории: Зачитывает материал (слайд 11). Учащиеся должны выбрать то, что, по их мнению, можно включить в концовку их репортажа.

В 3 часа стало темнеть. Николай I отдал приказ стрелять картечью по «черни», которая усеяла крышу Сената и соседних домов. На первый залп картечью восставшие отвечали ружейным огнём, но потом под градом картечи ряды дрогнули, заколебались - началось бегство, падали раненые и убитые. Царские пушки стреляли по толпе, бегущей вдоль Английской набережной и Галерной. Толпы восставших солдат бросились на невский лёд, чтобы перебраться на Васильевский остров. Михаил Бестужев попытался на льду Невы вновь построить солдат в боевой порядок и идти в наступление. Войска построились. Но ядра ударялись о лёд - лёд раскалывался, многие тонули. Попытка Бестужева не удалась.

К ночи всё было кончено.

Это событие привело меня в глубочайшее изумление. Дворяне – опора государства и Его императорского величества государя Российского посмело предпринять попытку бунта. Они не только задумали, но и организовали выступление против самодержавия с оружием в руках.

Учитель истории: Возможно, ли наш репортаж завершить вопросом? Ваши примеры.

Слайд 12: Чего нам ждать дальше? Было ли это выступление единичным или у него будут последователи и последствия?

IV.             Рефлексия.

Учитель русского языка: Приметы жанра? Структура?

Учитель историиЭто полная и достаточно достоверная информация. Никаких выдумываний. Только факты.

Учитель русского языка: Чего не хватает у нашего репортажа? (заголовок)

Хотелось бы закончить анекдотом, возникшим после этого события. Мужики, солдаты, матросы на площади кричали вместе со всеми слово «конституцию», но спросив у них о значении этого слова они отвечали, что наверно это имя жены Константина (сына Павла и брата Николая).

 

Домашнее задание (слайд 13): Написать репортаж, параграф 41.


презентация "Исторический репортаж"
PPT / 2.43 Мб

Предварительный просмотр презентации

Интегрированный урок русского языка и истории Тема: Исторический репортаж Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 19 Назарова Е.А., г. Димитровград Учитель истории Ульяновский колледж культуры и искусства Ерофеева Е.А., г. Ульяновск,

Жанры публицистического стиля Заметка Фельетон Рецензия Очерк Интервью

Словарно-семантическая работа Репортаж англ.report рапорт, сообщение; сообщать, передавать

14 декабря Петербург князь Трубецкой Николай I

Восстание Декабристов

Зачин репортажа 14 декабря 1825 год Петербург, Сенатская площадь, Николай I, Переприсяга, толпа «черни», морозный день, выстрелы, событие, смерть Александра I, император, М. Милорадович

Пример зачина Господа! Позавчера 14 декабря сего года на Сенатской площади нашей столицы были слышны возгласы: «Конституцию!» В центре Петербурга гремели выстрелы. Генерал-губернатор Милорадович, герой Отечественной войны, был смертельно ранен пулей дворянина.

Центральная часть репортажа

Опорные слова для написания центральной части репортажа: Смерть Александра, 14 декабря 1825 год Петербург, Сенатская площадь, Переприсяга Николаю I Толпа «черни», морозный день, выстрелы С. Трубецкой, братья А. И М. Бестужевы, П. Каховский Московский полк, Гренадерский полк, матросы Гвардейского экипажа Цели восставших, Требования толпы Реакция со стороны властей, полиция, Ранение М. Милорадовича, П. Каховский.

Пример фрагмента центральной части репортажа Дворяне С. Трубецкой, братья А. И М. Бестужевы, П. Каховский, наверно предварительно проведя агитацию среди солдат, пришли на Сенатскую площадь с Московским, Гренадерским полками и Гвардейским морским экипажем , с целью помешать переприсяге императора, а возможно и его свержения с престола. Толпа кричала: «Конституцию». Полиция пыталась разогнать солдат и «чернь».

Концовка репортажа В 3 часа стало темнеть. Николай I отдал приказ стрелять картечью по «черни», которая усеяла крышу Сената и соседних домов. На первый залп картечью восставшие отвечали ружейным огнём, но потом под градом картечи ряды дрогнули, заколебались - началось бегство, падали раненые и убитые. Царские пушки стреляли по толпе. Толпы восставших солдат бросились на невский лёд. Михаил Бестужев попытался на льду Невы вновь построить солдат в боевой порядок и идти в наступление. Войска построились. Но ядра ударялись о лёд - лёд раскалывался, многие тонули. Попытка Бестужева не удалась. К ночи всё было кончено. Это событие привело меня в глубочайшее изумление. Дворяне – опора государства и Его императорского величества государя Российского посмело предпринять попытку бунта. Они не только задумали, но и организовали выступление против самодержавия с оружием в руках.

Вопросы для окончания репортажа Чего нам ждать дальше? Было ли это выступление единичным или у него будут последователи и последствия?

Домашнее задание Параграф 41 Написать репортаж о восстании декабристов Выполнить упражнение 366

Использованные материалы 1. Русский язык: 8 класс/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006 2. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – Урок № 31 3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век. Учебник для 8 класса. – М.: 2009 Картинки 1. http://familyfriendlycommunity.ca/node/2282 2. http://www.rulex.ru/portret/31-134.jpg 3. http://anvictory.org/wp-content/uploads/2012/11/николай-1.jpg

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.