Урок истории в 8 классе «Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов»
Пояснительная записка к презентации
ПАСПОРТ
проекта образовательного занятия, соответствующего требованиям ФГОС
Педагог/учитель |
Печенкина Виктория Андреевна |
Тема занятия |
Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов |
Цель занятия |
Деятельности педагога: На основании фактов истории сформировать представление о периоде междуцарствия, сложившееся после смерти Александра I; определить цели и последствия восстания декабристов. Дать возможность оценить гражданскую позицию декабристов, их выбор Деятельности обучающихся: усвоить знания о периоде междуцарствия и деятельности декабристов. Оценить деятельность декабристов и их роль в дальнейшем развитии страны. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: Знать, что собой представляло восстание декабристов 1825 года, какие последствия имело для дальнейшей истории страны. Умение систематизировать и анализировать информацию из различных исторических источников; делать выводы; формулировать и выделять причины событий и их последствия. Развитие познавательного интереса к истории России, расширение кругозора учащихся формирование умений давать сравнительную характеристику идей, деятельности и программных документов декабристов Личностные: осмысление ценностей современного общества в сравнении с декабристами. развитие умений работать с учебной информацией (анализировать, систематизировать, обобщать факты, составлять сложный план, таблицу); продолжить формирование умения работать в группе |
Тип занятия |
Комбинированный |
Технология |
Проблемного обучения |
Характеристика учебного материала |
Данный урок является девятым по теме «Россия в первой половине XIX века», рассчитан на один учебный час, в то же время он тесно связан с предыдущей темой «Отечественная война 1812 года» так как именно это событие стало одной из предпосылок восстания 14 декабря 1825 года. Поэтому неслучайно выбран тип урока комбинированный. Специфика урока заключается в том, что тема содержит материал нравственного содержания, имеющий значительный воспитательный потенциал, поэтому проведению урока предшествовала домашняя индивидуальная работа. Предлагаются изучение документов для формулирования проблемы урока, изучение исторических документов представленных в учебнике, после параграфа «из манифеста к русскому народу декабристов», «из воспоминаний декабриста И. И. Горбачевского о восстании черниговского полка» |
Основные понятия |
Династический кризис, декабристы |
Этапы занятия, методы, приемы, техники реализации технологий |
Урок состоял из 9 этапов, логически связанных между собой: 1. Самоопределение к деятельности. Активизирую познавательный интерес, на основании сравнения двух представленных документов, предлагается сформулировать проблему урока. 2. Организации и самоорганизации. После определения проблемы урока обучающимся предлагается ответить на вопросы: Каким способом нам предстоит решить эту проблему? Какие знания нам для этого потребуются? Составьте план изучения темы? 3. Организация учебной деятельности При актуализация знаний классу задаются вопросы по внутренней политике самодержавия после войны 1812 года, о причинах формирования взглядов декабристов. Заполняют таблицу «Конституция» Н.Муравьева «Русская правда» П. Пестеля по которой они должны дать общую оценку программным документам. Мини – лекция о династическом кризисе. Изучение текста о восстании декабристов в результате чего ученикам предлагается оценить действия происходящие на сенатской площади с трёх разных позиций, которые способствовали развитию качеств личности. Работа с картой 4. На этапе проверки понимания учащимися нового материала использовался приѐм – дискуссия по вопросам «Восстание декабристов – подвиг или преступление?», «чему учит нас граждан современной России восстание декабристов?». 5. Информирование о домашнем задании. На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки, мотивировано домашнее задание, проведен инструктаж по его выполнению. Задание на дом предложено основное и с творческим содержанием. Домашнее задание ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся 6. Рефлексия. На этом этапе обучающимся предлагалось ответить на вопросы, представленные в презентации: Сегодня я узнал…… Было трудно…… Я понял, что… Я научился…… Я смог……. Было интересно узнать что……. Меня удивило……. |
Форма образовательной деятельности обучающихся |
Коллективная при работе с раздаточным материалом, формулировании проблемы урока и поиск решения проблем, ученики учатся высказывать и аргументировать свои суждения, выслушивать других. Представление ситуации, где ученик примеряет на себя определённую роль. И решение проблемы урока. Фронтальная, при актуализации знаний. |
Форма контроля образовательной деятельности обучающихся |
Фронтальный опрос, решение ситуации с применением полученных знаний. |
Форма подведения итогов занятия |
Рефлексия: Сегодня я узнал…… Было трудно…… Я понял, что… Я научился…… Я смог……. Было интересно узнать что……. Меня удивило……. |
Содержание, объем и формы домашнего задания |
Параграф 9, читать, 4 вопрос письменно (Многие участники выступления были сосланы в Сибирь и лишены прав состояния. Кто из жён декабристов последовал вслед за мужьями и разделил с ними тяготы и лишения? Какими нравственными и духовными принципами руководствовались жёны декабристов, какие семейные ценности уважали) ответ оформите в виде эссе. |
Оборудование урока |
Основные: Рабочая программа; учебник Истории России, XIX века.8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М: Просвещение, 2014. – 303 с. Презентация, проектор, экран. |
Электронные образовательные ресурсы |
http://decemb.hobby.ru – виртуальный музей декабристов, http://www.arhivtime.ru – интернет-архив старинных фотографий, открыток, документов. |