Честность залог психологического здоровья

3
0
Материал опубликован 28 February 2023

Автор публикации: А. Мордовская, ученица 9Ж класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №7 г. Якутска







ДОКЛАД


НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ:


«ЧЕСТНОСТЬ – ЗАЛОГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»


Работу выполнила:

ученица 9 ‘Ж’ класса

Мордовская Айта

Руководитель:

педагог – психолог

Лиханова

Марина Викторовна




Якутск, 2022 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:


Введение……………………………………………………..…………..……..…….3

Глава 1. Теоретическая часть. Честность с самим собой залог психологического здоровья ……………………..…………………………………….…………...…….6

1.1. Что такое честность? ………………………………..………………..…...…..6

1.2. Честность с самим собой залог психологического здоровья.......................................................................................................................11

1.3. Как воспитать в себе честность с самим собой.…………………..….…...…16

Глава 2. Практическая часть………………………………………….…….…....…23

Описание исследования………………………………………………..…….23

Полученный результат и анализ исследования……………...............…… 25

Вывод……………………………………………………………….…...……32

Заключение…………………………………………………….……….……….…..33

Список использованных источников……………………………………………....34

Приложение…………………………………………………………………………35













Введение


 Актуальность.

Проблема психологического здоровья особо актуальна в современном нестабильном и быстро меняющемся мире.

Сегодня люди начали заниматься своими ментальным здоровьем, стремятся жить осознанно, заботятся о себе. Профессия психолога стало актуальной на сегодняшний день. Эту картину мы видим в публикациях, в интервью знаменитых личностей, замечать при беседе с людьми, знакомыми. Многие психологи начали выдвигать свои законы, правила.

Прочитав много литератур, статей, просмотра роликов известных практических психологов я пришла к выводу, что все психологические проблемы человека можно свести к отсутствию честности с самим собой. Самые главные отношения в жизни каждого человека — отношения с самим собой.

Правила современного на сегодняшний день психолога Михаила Лабковского об этом четко говорят:

Делать только то, что хочется.

Не делать того, что делать не хочется.

Сразу говорить о том, что не нравится.

Не отвечать, когда не спрашивают.

Отвечать только на вопрос.

Выясняя отношения, говорить только о себе.

В своих правилах он вызывает и учит людей быть честными, а именно перед самими собой.

Наверняка многие и не задумывались о том, какую роль играет честность в жизни человека и как честность влияет на здоровье и счастье человека?

Быть честным с самим собой – это внутренняя сила, обладая которой человек становится смелым, эффективным, ответственным, и способным противостоять любым препятствиям на своем пути. Честность – это когда ты несешь ответственность за свои поступки, за свою жизнь сам, а не перекладываешь вину на других. Честность – это когда ты надеешься только на себя, а не ждешь манны небесной. Честность – это когда ты увольняешься с ненавистной работы, и находишь свое любимое дело. Честность – это когда ты ставишь точку в отношениях, которые не приносили тебе удовлетворения. Честность – это откровенно выражать свои чувства. Честность – это жить своей собственной жизнью, а не так, как от тебя этого ждали другие. Честность – это когда ты говоришь то, что хочешь сказать, а не то чего от тебя хотят услышать.

Проблема.

К сожалению, в современном мире люди считают, что быть честным не выгодно. Добрыми, мягкими, честными, значит, быть “беспомощными белыми воронами среди ястребов, которые обладают крепкой хваткой и деловым коварством”, но они и не задумываются о честности перед самими собой.

Многие думают, да что тут такого, солгал и забыл об этом, и думают, что на этом все. Многим кажется, что нечестность не дает каких-то явных негативных последствий. Когда человек лжет у него повышается уровень стресса, поскольку ложь приводит к чрезмерному физическому и эмоциональному напряжению. Ведь когда человек лжет, он испытывает такие чувства как вина, стыд, чувство страха. А как мы знаем длительное воздействие стресса приводит к проблемам со здоровьем. Ученные пришли к выводу, что ложь повышает риск развития рака, ожирения, депрессии, сахарного диабета, гипертонии, и многих других заболеваний.

Ложь приводит к неудовлетворенности с собой и портит отношения с другими, создают иллюзорный мир, который в один прекрасный момент может рассыпаться как карточный домик. Либо человек настолько заблудится в своем иллюзорном мире, что ему будет уже трудно отличить где иллюзия, а где реальность. И здесь человек рискует потерять самого себя, свой истинный путь.

И в своей исследовательской работе я хочу изучить залог психологического здоровья в честности с самим собой.

Объект: психологическое здоровье учащихся 9-11 классов.

Предмет: взаимосвязь честности с самим собой и психологического здоровья учащихся.

Цель проекта: изучить взаимосвязь честности с самим собой и психологического здоровья человека.

          Задачи проекта:

1. Изучить теоретический материал. Рассмотреть проблему.

2. Выявить уровень психологического здоровья учащихся.

3. Выявить взаимосвязь честности с самим собой и психологического здоровья учащихся.

4. С помощью эксперимента утвердить эффективность разработанных практических рекомендаций.

5. Сформулировать полученные результаты и сделать вывод.

Гипотеза: честность с самим собой - один из основных аспектов психологического здоровья.

Методологической основой исследования выступают следующие

принципы: системности, комплексности, детерминизма; принцип субъекта

развития, единства сознания и деятельности.

Методы:

- теоретические: анализ литературы, моделирование общей и частных гипотез исследования и проектирование процессов и результатов их достижения на различных этапах поисковой работы.

- эмпирические: опросно-диагностические методы, выполнения тестовых заданий, эксперимент.

База исследования: МОБУ СОШ №7


Глава 1. Теоретическая часть. Честность с самим собой залог психологического здоровья.


Что такое честность?

Понятие честность включает в себя разные аспекты деятельности человека. Это морально-психическое качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правотерпимости дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав людей на то, что им законно принадлежит (определение из словаря терминов по общей и социальной педагогике).

Многие авторы и известные люди истории завещали предложения, связанные с честностью. Давайте рассмотрим несколько примеров ниже: «Честность несовместима с накоплением состояния» Махатма Ганди, «Драгоценные заключенные делают честных мужчин ворами» Уильям Шекспир, «Быть честным человеком восемь дней труднее, чем героем четверть часа» Жюль Ренар, «Честность останавливается у двери и стучит; взяточничество" Бердетт А. Рич, «Одним словом: чтобы выглядеть честным человеком, нужно быть» Николя Буало.[17]

В мире, где изображение так важно, а его цена оплачивается деньгами, честность обычно не очень присутствует в повседневной жизни нашего вида. Но случаи, когда власть и амбиции соблазняют человека и ведут его по пути нечестности, не соответствуют настоящему; Независимо от того, как далеко мы путешествуем во времени, мы всегда найдем примеры манипулирования правдой, лишения чужой свободы и неизбирательного насилия для достижения цели, которая для тех, кто преследовал его, оправдывала средства.

Но каким образом нужно воспитывать человека, чтобы стать честным существом? Достаточно ли этого с учениями, которые вы получаете в первые годы жизни, с примерами от своих старших? Есть действительно люди, которые никогда не будут воровать, которые никогда не причинят вреда другому живому существу только потому, что; те люди, которым доверяют вслепую, потому что он знает, что они прозрачны, что они не несут в себе зла. Почему мы все не такие?

Когда дается определение такого термина, как честность, честность или искренность, животные, не являющиеся людьми, никогда не упоминаются; Тем не менее, многие люди, которые живут или жили с собаками, например, имеют бесчисленные истории, которые содержат истинные примеры всех этих и других достоинств, и никогда не имеют дело со злоупотреблениями, эксплуатацией или мошенничеством. Возможно, нам следует уделять больше внимания нашим соседям по планете, чтобы извлечь ценные уроки честности и сострадания, в которых так нуждается наша учебная программа.

Честность – это качество, которое по направленности можно разделить на внешнее и внутреннее.

Внешняя честность направлена на коммуникации, на мир, на окружающих людей. Такая честность подразумевает верность своему слову, выполнение обещаний, способность в нелегкой ситуации прийти на помощь. Обычно такой человек очень сдержан, не выкрикивает правду, если его не спрашивают, а если требуется сказать ложь, то предпочтет просто промолчать.

Внутренняя – это способность человека быть искренним с самим собой. Это качество свойственно только осознанным, зрелым и развитым людям. Многие, к сожалению, зачастую оказываются в ловушке иллюзий, которые случились из-за неумения быть честными с самими собой.

Важно быть честным человеком, в первую очередь, для самого себя, своего личного благополучия и здоровья.

Если понаблюдать за собой, то можно понять, что ложь разрушает, заставляет находиться в постоянном стрессе, удерживать в голове много информации, бояться быть пойманным и рассекреченным. Даже физиологически тело и мозг сопротивляются лжи, как следствие человек начинает болеть, поэтому стоит вырабатывать в себе привычку говорить правду, тогда и скрывать ничего не нужно будет.

Что заставляет человека врать? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Современная жизнь часто сама провоцирует на ложь. Сказав правду, можно усложнить себе жизнь. Приукрасив свои достоинства, легче устроиться на работу или получить необходимый кредит.

Психологи различают пять основных целей, достижения которых пытаются добиться с помощью лжи:

- Контроль. Примером такого поведения часто служат отношения свекрови и невестки. Борьба за внимание и любовь приводит к постоянному искажению информации в свою пользу и попыткам контролировать поступки сына/мужа.

- Выгода. Многие люди не говорят всей правды, пытаясь улучшить свое благосостояние. В семье такая ложь нередко проявляется в приукрашивании результатов учебы детьми для получения денег на карманные расходы.

- Самозащита. В некоторых случаях правда провоцирует всплеск негативных эмоций, и люди стараются этого избежать, изложив неполную или недостоверную информацию. Чем защищают себя от гнева окружающих.

- Спокойствие. Так называемая ложь во благо может служить успокаивающим обманом. Например, родители часто недоговаривают о проблемах со здоровьем для того, чтобы дети не волновались.

- Внимание. Это самая опасная категория. Ложь, необходимая для того, чтобы поднять свою значимость в глазах других людей, становится патологической и приводит к серьезным последствиям.[18]

Честность – редкое явление. Считается, что этим качеством обладают люди, уверенные в собственных силах. Специалисты отмечают: человек, принимающий себя таким, какой он есть, не имеет потребности в приукрашивании достоинств или достижений. А это положительно сказывается на отношениях с окружающими.

Польза от честного и открытого общения:

1. Помогает бороться с манипуляторами. Многие неприятные ситуации возникают по причине нежелания говорить собеседнику правду. И этим часто пользуются люди для достижения своих целей.

Например, если честно сказать коллеге, что его проект не имеет смысла, то не придется помогать в его доработке. Конечно, важно не обидеть собеседника излишней резкостью, но постоянно преувеличивать его успехи во вред себе тоже не стоит.

2. Делает жизнь проще. Особенно актуально это для скромных или неуверенных в себе. Нежелание выразить свои истинные чувства может привести к появлению ненужных заблуждений. Честное признание в симпатии или неприязни избавляет от недопонимания или неприятного общения.

3. Сохраняет здоровье. Каждый раз, когда человек врет, он испытывает неловкость и смущение, а это негативно отражается на здоровье. Сильные эмоциональные переживания могут привести к появлению опасных заболеваний.

4.Избавляет от угрызений совести. В любом человеке искренность заложена природой с рождения, поэтому вынужденная ложь провоцирует неприятные ощущения. Причем они возникают даже тогда, когда лгут другие люди.

5. Экономит время. Вспомните, сколько сил потрачено на придумывание различных отговорок. Вовремя сказанная правда смогла бы защитить вас от большого числа тревожных минут. Например, честный ответ о том, что вы не любите отдых в селе, освободил бы от необходимости поездок на дачу к родственникам, а не заставлял выдумывать болезни или неотложные дела несколько раз в год.

Конечно, прожить жизнь без участия в «социальном договоре» вряд ли получится. Общество требует соблюдения определенных рамок. Мы не можем честно отвечать на все вопросы, так как правда приводит к обидам. Компромисс необходим, но истина тоже приносит пользу.

Любой человек, практикующий честность, замечает, как из его окружения отсеиваются люди, не желающие слышать о себе нелестные отзывы. Но нужно помнить, что такой тип поведения обязательно приведет к тому, что и вы будете слышать горькую правду. Поэтому задумайтесь, насколько важна абсолютная откровенность и не легче ли будет жить как все.




















1.2. Честность самим собой как залог психологического здоровья.

    Честность перед самим собой как качество личности – способность не лгать себе, то есть не поддаваться губительному влиянию самоуговаривания, самооправданий и самообмана, быть ответственным за всё, что происходит в своей жизни.

     В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» показано, что человеком, честным с самим собой, является Андрей Болконский. Являясь представителем светского общества, князь Андрей не пытается обмануть самого себя, он признается себе в том, что его тяготит та жизнь, которой ему приходится жить. Желая обрести «свой Тулон», Андрей Болконский отправляется на войну, однако небо Аустерлица, на которое герой смотрел после ранения, помогает князю Андрею понять ошибочность своего мировоззрения. Андрей Болконский честно признается самому себе в том, что мысли о том, что слава, которую можно было получить с помощью участия в войне, – главное в жизни, ошибочны. Л.Н. Толстой показывает, что Андрей Болконский с легкостью признает свои ошибки, не пытаясь сделать виноватыми в собственных трудностях других людей, не пытаясь оправдать самого себя. В переломные моменты жизни князь Андрей ведет честный разговор с самим собой: признавая ошибочность своих взглядов относительно смысла собственной жизни, Андрей Болконский отказывался от прежних мечтаний и пытался найти собственный путь. Именно честность с самим собой помогла князю Андрею отказываться от чуждых ему образов жизни, именно честность с самим собой помогла ему найти собственное предназначение. Если бы Андрей Болконский не умел признавать свои ошибки, он бы так и не смог обрести счастье.[18]  

       Честность – это верность самому себе. Шекспир в «Гамлете» писал: «Но главное: будь верен сам себе; Тогда, как вслед за днем бывает ночь, Ты не изменишь и другим».

       Честность перед самим собой куётся посредством самопризнаний и самоотчёта.

       Если будешь бояться признаться самому себе в своих чувствах и намерениях, значит, обречёшь себя ходить по тропам лжи и самообмана и о честности к самому себе можно забыть.

Итак, почему личность выдает за истину некую ложь:

Тревога и трусливость – это первая причина самообмана в жизни. Это страх признаться себе в чем-то, признать свои проступки, грехи. Или же боязнь взять ответственность за что-либо. Чтобы освободиться от них, необходимо сделать первый важный мужественный шаг – признать их.

Низкая самооценка. Как правило, у таких людей нет внутреннего жизненного стрежня, самоуважения, отсутствует достоинство. И им приходится врать о себе, достижениях, приумножать их, придумывать хорошие качества, причем они сами начинают верить в эту ложь. Человек, знающий себе цену, не нуждается в самообмане.

Страх испытать боль и страдание. Именно поэтому индивид попросту решает, что проблемы не существует. Но она никуда не исчезает, и это нужно понимать. Если проблемы не решать, они будут накапливаться и рано или поздно взорвутся. Необходимо набраться сил, найти пути решения, а не делать вид, что все хорошо.

Ложные знания и вера. Человек верит в то, чего нет в реальности. И на основе этого делает жизненные выводы. А то, что происходит в действительности, не замечает. Индивид воспринимает исключительно то, что обучен воспринимать. Неосознанный самообман будет основываться на незнании и невежестве.

В чистосердечном признании самому себе человек, наконец, находит  пути выхода из затруднительных положений. Если упрямо избегать самопризнания, никогда не узнать правду о самом себе. Самопризнание приносит ясность ума, дарит спокойствие, определённость и силу к действию.  Ум человека становится ясным лишь тогда, когда он, собрав силы для самопризнания, сумеет заглянуть в собственную душу, собственное сердце.

      Посредством самопризнания находится правильный путь к познанию самого себя. Признаться себе в своих ошибках порой также трудно, как раскрошить алмаз. Своё истинное Я, своё эго нельзя познать без самопризнаний и самооткровений.

      Честность перед самим собой во многом формируется через самоотчёт. Отчитываться перед самим собой – значит, проверять себя на благородство, порядочность и разумность.

    Римский писатель Тит Макций Плавт говорил: «Истинно честен тот, кто всегда спрашивает себя, достаточно ли он честен».[16]

       Если человек чурается самоотчёта, он рискует прописать в себе нечестность перед самим собой.     Самоотчёт – сверка своих поступков с совестью. Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Отчитываться перед своей совестью несравненно труднее, чем перед другим человеком. Если ты наедине с самим собой делаешь что-то плохое и полагаешь, что об этом никто не узнает,— ты ошибаешься. Прятаться от людей — низость, прятаться от себя — низость, помноженная на подлость и лицемерие. Будь предельно честен наедине с самим собой».

Доказанным фактом является то, что такая черта способствует улучшению самочувствия. Рассмотрим способы такого улучшения:

Способ 1 – повышение самооценки.

Многочисленные эксперименты психологу Массачусетского университета Фельдману дали возможность выяснить, что люди не могут жить без лжи. Им приходится врать через каждые 10 минут. И главная причина – желание приукрасить, выглядеть компетентнее, дружелюбнее. Человек хочет вызывать восхищение у окружающих. И объяснение этому явлению банально простое – желание таким образом вызвать интерес к своей персоне со стороны других людей. Ведь, по мнению многих, то, как они живут в реальности, их поступки никому не интересно. Но парадокс в том, что собственно честность помогает повысить самооценку человека. Ответное принятие и симпатию вызывает именно искренность, что оказывает содействие повышению такого качества, как самодостаточность.

Способ 2 – снижение степени тревоги.

Постоянная ложь входит в привычку человека. Но в то же время он страшно боится, что его уличат в обмане. Огромные умственные и энергетические усилия провоцируют постоянное пребывание обманщика в стрессе и тревожности. Человек все время на страже своей репутации. Он боится ошибки, конфуза, при этом уровень тревоги растет с каждым днем.

Честному человеку нет необходимости так напрягать свою психику. Нет нужды изощряться в выдумках, разных объяснениях. Он тратит свое время и внутренние ресурсы на более приятные вещи, чем придумывание историй, деталей для правдоподобия. Такие люди чувствуют себя естественно в любой ситуации. Они обладают энергией и эмоциональным здоровьем для другого, лучшего и более благородного.

Способ 3 – улучшение общего самочувствия.

Исследования профессора психологии Келли в двух группах добровольцев показало, что у тех, кто врал постоянно, периодически наблюдались проблемы со здоровьем, а честные участники эксперимента чувствовали себя превосходно. У людей, которые говорили правду, прекратились головные и горловые боли, перестали мучить приступы тошноты и головокружения т.д. А до участия в исследовании все это было довольно часто. Что касается группы «обманщиков», то у них в состоянии здоровья не происходило никаких изменений. Им все также приходилось справляться с разными недомоганиями.

Получив такие результаты, Келли приняла решение самой стать объектом исследования. А именно перестать лгать по любому, даже незначительному поводу в течение трех зимних месяцев. И ее поразило то, что за всю зиму она не заболела ни разу. Ведь до этого простуда была постоянной ее спутницей в холодное время года. Ее энергии и жизнерадостности в тот период можно было позавидовать. Но и это не все. Раньше она постоянно не высыпалась и чувствовала себя разбитой. После прекращения лжи, даже в мелочах, ночной непродолжительный сон дарил бодрость и хорошее самочувствие. Как видим, честность может творить чудеса.[2]





















Как воспитать в себе честность с самим собой.


Стать честным может любой человек, ведь эта черта не является врожденной, а воспитывается в процессе жизни.

Уважение к другим людям

Следить за своим поведением в общественных местах, за стилем общения с людьми. Обычно любезность, учтивость и тактичность вызывают ответную позитивную реакцию от окружающих.

Держать данное слово

Не стоит давать пустых обещаний. Прежде, чем дать слово, стоит спросить себя: «А я точно смогу сделать это?». Не нужно соглашаться помочь, сделать что-то или взять на себя часть чужой работы без четкой уверенности, что это точно получится. Лучше сразу сказать «нет», чем пообещать человеку и подвести его.

Важно соглашаться помочь, когда внутри нет противоречий. Нельзя соглашаться, когда хотите отказаться. Это уже про нечестность с собой.

Помнить о чувствах и потребностях других людей

По-настоящему честный и порядочный человек не станет выставлять напоказ себя, забывая, что живет в социуме.

Его стремление думать о других – это нечто само собой разумеющееся. Но забывать о своих желаниях тоже не стоит.

Говорить правду

Честного человека даже не тянет обманывать, вводить других в заблуждение, скрывать, использовать обман и ложь. Есть ситуации, когда стоит утаить правду, но они случаются не слишком часто.

Признавать свои ошибки

Никто не идеален, честный человек понимает это и умеет признавать свои ошибки. Он достаточно смел и решителен, чтобы взять на себя ответственность за свои же оплошности, не искать отговорок и оправданий. Естественно, честный человек никогда не будет сваливать свою вину на других людей.[1]

Вот только стать открытым, искренним и честным не так просто, как кажется на первый взгляд. Для многих это и вовсе становится непреодолимой преградой. Почему? Давайте разберемся.

Психологи выделяют 4 этапа честности:

Этап 1. Будьте честны перед самим собой

Прежде всего, обратитесь к собственным чувствам. Когда вы начнете признаваться самому себе, что завидуете коллеге, занявшему руководящую должность, или злитесь на ребенка за плохую оценку, вам станет проще понимать причины возникающих у вас чувств. Но что еще важнее, данное осознание позволит вам избавиться от возникающих в сердце негативных эмоций.

Этап 2. Честно воспринимайте окружающих

Этот ответ на известную поговорку «В чужом глазу соринку видишь, а в своем – бревна не замечаешь!». Попробуйте честно оценивать окружающих вас людей и видеть отражение их поступков в себе. Например, когда вы видите, что один человек завидует другому, задумайтесь, как вы реагируете на подобные ситуации.

Или же, наблюдая жадность в глазах знакомого, поставьте себя на его место и подумайте, что происходит в этот момент с вами? Точно также следует поступать с безответственностью, пренебрежением, страхами и прочими чувствами, которые мешают вам быть счастливыми. Подобная аналитика помогает нам раскрыть глаза на проблемы, которые таятся в нас самих.

А видя проблему, у нас появляется реальный шанс решить ее.

Этап 3. Честно говорите окружающим о них самих

Одно дело оценивать истинное поведение и настоящие чувства других людей, и совсем другое говорить им в лицо эту правду. Но если вы желаете выйти на новый уровень развития, следует быть честными даже в таких непростых ситуациях.

Вы не желаете портить отношения, не хотите конфликта, и поэтому скрываете правду, говоря человеку то, что он хочет услышать. Но на деле вы обманываете этого человека, подпитывая его самолюбие и пытаясь угодить ему.

Что характерно, начав обманывать один раз, вы будете вынуждены заниматься этим постоянно! И счастья ни вам, ни обманываемому человеку это не принесет!

Этап 4. Честно говорите окружающим о себе

Дав себе установку искренне говорить окружающим о том, что вы видите в них, вы должны решиться говорить искренне и о самом себе. Такой подход позволит вашим близким, друзьям и знакомым, взглянуть на вас по-новому, раскрыть в вас черты, который ранее были скрыты. Безусловно, это совсем непросто.

Но вы обязательно должны попытаться. Отныне постарайтесь не превышать свою значимость перед другими людьми, откровенно говорите окружающим, что у вас тоже есть проблемы, что вы чего-то не знаете или от чего-то зависите.

Не стесняйтесь просить помощи и поддержки у окружающих. Пройдет совсем немного времени, и вы заметите, что вам стало гораздо проще общаться с людьми, а ваши отношения с окружающими удивительным образом потеплели.

Освоив эти простые, но чрезвычайно важные уроки, необходимо постоянно следовать им, не отступая и не возвращаясь к вранью, обману и недоговоркам. Со временем это станет для вас нормой, и вы уже не захотите возвращаться к своему прежнему состоянию. Вы выйдете на новый уровень.[9]

Честность – это способность личности выражать свою истинную позицию (мысли), говорить истину при любых обстоятельствах. Человек, обладающий честностью, умеет признавать свою вину, способный избегать лжи, недомолвки в суждениях в момент общения с другими.

Остановимся по подробнее первому этапу – быть честным перед самим собой.

В чем может проявляться ложь самому себе?

- Уход в иллюзии, мечты. При этом человек не принимает действия для того, чтобы мечты стали целями и достигнуть результата.

- В обещаниях начать что-то делать, без последующих действий.

- В самооправдании.

- В перекладывании ответственности за свой выбор на внешние обстоятельства.

- Непризнание своих ошибок.[15]

Как развить честность перед самим собой?

Чтобы быть честным перед самим собой, нужно уметь понимать и принимать собственные недостатки и признавать свои ошибки. Это непросто, так как всегда есть желание себя оправдать. Но именно принятие себя таким, какой есть, верный шаг на пути к сильной личности.

Но как это все в себе сформировать самостоятельно? Психологи предлагают следующие техники, практики:

1.Письменные практики.

Предлагают завести тетрадку или электронный дневник, в которой честно писать всё, что вы чувствуете.

Необязательно писать каждый день, но когда хочется поделиться или понять ситуацию, можно излить её на бумагу.

Письменный текст помогает высветить те точки, которые вы можете не заметить, когда гоняете мысли в голове. Да и освободиться от мыслей этот метод тоже помогает.

2.Общение с близкими по духу людьми.

Заведите закрытую группу в соцсети и пригласите только тех людей, которым вы доверяете на сто процентов, которые точно поддержат вас в любых начинаниях и проявлениях, примут любые ваши выверты и откровения и не будут в будущем попрекать и вспоминать то, чем вы поделились с ними.

Можно писать ваши вопросы и откровения в закрытых клубах-страницах, где собираются люди, которые близки вам по духу.

3.Практика медитации.

Медитация – полезная техника, которая позволяет вести более осознанную жизнь. Медитация помогает чувствовать, принять, выбирать, любить себя.

Есть много практик и способов медитации. Чтобы ощутить на себе пользу медитации, возьмите на себя обязательство делать упражнения каждый день. Если вы не знакомы с медитацией, начните с занятий по пять минут ежедневно. Постепенно доводите их продолжительность до 20 минут. Не беспокойтесь, если на это потребуется несколько недель, а может, и месяцев.

Правильно выберите место для медитаций. Выберите место, которое способствует достижению спокойного и ясного состояния духа. Это может быть открытое пространство вроде парка, тихая комната или уголок в доме. Можно заниматься даже на пляже. Место не так важно. Главное — чтобы вам ничто не мешало находиться в сидячем положении, желательно 20 минут. Постарайтесь, чтобы шума было как можно меньше. Некоторые при медитации слушают музыку. Но это должна быть очень спокойная ритмичная музыка без большого количества слов или громких звуков, которые могут вас отвлекать.

Правильно выберите время для медитации. Выберите в своем расписании такое время, когда вас с меньшей вероятностью смогут отвлечь от занятий или побеспокоить. Для многих это раннее утро или поздний вечер. Желательно засекать продолжительность сеанса по часам или при помощи других устройств.

Примите правильную позу. При медитации очень важно, чтобы телу было комфортно. Одежда и сама поза должны создавать максимально благоприятные условия. Избегайте тесной и сковывающей одежды, в которой вам жарко или, наоборот, холодно. При традиционном медитировании обычно используется так называемая индийская поза: руки покоятся на коленях, тело выпрямлено, шея прямая. Использовать подголовники не рекомендуется. Такая поза устраняет сонливость. Некоторые сидят на подушках на полу или в кресле с прямой спинкой. Во время медитации глаза человека обычно закрыты. Можно держать их открытыми, но при этом могут помешать отвлекающие факторы.

Важное условие успешной медитации — предельная сосредоточенность. Нужно избегать мыслей о вашей жизни и проблемах.

Сосредоточьтесь на своем дыхании. Это один из самых распространенных способов медитации. Для начинающих это удобно еще и потому, что дыхание — естественная функция организма. Вдох должен начинаться глубоко в животе, подниматься до диафрагмы и чуть-чуть поднимать вашу грудь. Живот должен подниматься с каждым вдохом и опускаться с каждым выдохом. Сосредоточьтесь на своих ощущениях, прислушивайтесь к своим вдохам и выдохам. Следите, как воздух проходит через ваши нос, горло и легкие. Когда вы выдыхаете, осознавайте, как он покидает эти органы.

Мысленно сканируйте разные части своего тела. Проводите мысленное сканирование своего тела, сосредоточиваясь на отдельных органах. Тщательно следите за своими ощущениями: болью, расслаблением, напряженностью, повышением или понижением температуры и чувством онемения. Вы можете учиться напрягать, а затем полностью расслаблять разные части тела. Начните с пальцев. Постепенно переходите к кистям, предплечьям, плечам и т. д. При этом продолжайте глубоко дышать.

Рассредоточение мыслей. Иногда во время медитации вы можете почувствовать, что к вам приходят посторонние мысли. Не пугайтесь. Отметьте про себя эти мысли, а затем постарайтесь сосредоточиться на своем дыхании, мантрах или чем-то другом, на чем вы обычно сосредоточиваетесь при медитации. Не критикуйте и не осуждайте себя за случайное рассредоточение мыслей. Во время сеанса думайте о себе с любовью и открытостью.

Правильно планируйте продолжительность сеансов. В начале занятий медитацией поставьте перед собой цель продолжать пять минут. Повторяйте так в течение семи дней, затем увеличьте время медитации до 10 минут. Если вы добьетесь 10-минутной продолжительности занятий с восьмого по 14-й день, увеличьте время до 15 минут. Если вам удастся придерживаться этой продолжительности в течение третьей недели, переходите к 20 минутам.

Изучайте практики медитации. Та техника, о которой рассказано здесь, очень проста и используется на начальном этапе занятий. [14]

4.Практика благодарности

Вибрации безусловной любви ко всему и ко всем почувствовать нелегко. Намного легче использовать практику благодарения. Начните не с публичного выражения благодарности, а с очень простого.

Поблагодарите чашку кофе за аромат и вкус, сына – за то, что целых двадцать минут играл самостоятельно, каплю дождя – за красоту, водителя впереди едущей машины – за заранее включенный поворотник, собственные руки – за прекрасно сделанную работу и т.п.

Когда практика благодарности прочно входит в жизнь, начинаешь благодарить и болезнь, которая приносит с собой еще больше осознаний, и неприятные новости, которые помогают подготовиться к новым условиям жизни, и вообще всё, что встречаешь на пути, а главное – себя, за всё, и даже за то, за что другие люди могли бы осудить.[7]








Глава 2. Практическая часть.

Описание исследования.

Исследование проводилось среди учащихся 9-11 классов МОБУ СОШ №7. Количество респондентов - 27 человек. Данное исследование проводилось с помощью школьного психолога, анонимно. В исследовании использованы метод тестирования, эксперимента.

Исследование проводилось в 2 этапа:

1 этап – сравнение эмоционального состояния честных и нечестных учащихся.

Цель: выявить влияние уровня честности на эмоциональное состояние.

Всего респондентов: 22 учащихся.

Дата: октябрь 2022 г.

Метод исследование: тестирование, сравнение.

Были использованы следующие методики:

Методику «Дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.Зунге» (приложение 1) - на изучение психоэмоционального состояния учащихся.

Опросник «Честность» (приложение 2) - выявление уровень честности, открытости.

Описание 1 этапа исследования:

Для изучения эмоциональных состояний учащихся и уровень их честности проведены 2 теста. Полученные результаты соотнесли между собой, проанализировали.

2 этап – провести эксперимент среди учащихся «Три недели честности перед самим собой» и сравнить психоэмоциональное состояние учащихся до и после с помощью проективной методики.

Цель: выявить влияние разработанных рекомендаций по формированию честности с самим собой на эмоциональное состояние.

Всего респондентов: 5 учащихся.

Дата: октябрь, ноябрь 2022 г.

Метод исследование: тестирование, эксперимент, сравнение.

Использована следующая методика:

Цветовой тест Люшера (приложение 3) — проективная методика, позволяющая измерить внутреннее состояния человека с помощью цветового теста. В нашем исследовании методика как измерительный тест выбран из-за того что ответ испытуемых оценивается через неосознанный выбор цвета, что дает нам естественный показатель психоэмоциональных состояний.

Описание 2 этапа исследование:

Нами выбраны 5 добровольцев, готовых участвовать нашем эксперименте. Эксперимент заключается в следовании определенных правил в течении 3-х недель в работе над собой «Три недели честности перед самим собой» (приложение 4).

До и после эксперимента испытуемые прошли диагностику на выявления психоэмоциональных проблем с помощью методики «Цветовой тест Люшера».














Полученный результат и анализ исследования.


Результат 1 этапа исследования - сравнение эмоционального состояния честных и нечестных учащихся.

Таким образом, полученные результаты соотнесли по трем группам:

1 группа – показатель уровень честности по высокому уровню эмоционального неблагополучия (ЭН).

t1677548505aa.gif

2 группа – показатель уровень честности по низкому уровню эмоционального неблагополучия.

t1677548505ab.gif


3 группа – показатель уровень честности по среднему уровню эмоционального неблагополучия.

t1677548505ac.gif


Анализ и интерпретация полученных результатов

Анализ 1 группы: у учащихся с высоким уровнем ЭН не выявились учащиеся с высоким уровнем честности. Низкий и средний уровень честности по 9%.

Учащиеся с низким и средним уровнем честности в анкете написали, что врут постоянно, из-за оценки окружающих, из-за удобства в общении.

Написали, что чувствуют все время чувство стыда, вины и страха. Отмечают, что в основном врут друзьям и учителям.

Анализ 2 группы: у учащихся с низким уровнем ЭН не выявились учащиеся с низким уровнем честности. Высокий уровень честности у 18%, средний уровень – у 9%.

Учащиеся отмечают, что чувствуют обычно себя спокойно, радостно.

Анализ 3 группы: у учащихся средним уровнем ЭН не выявились учащиеся с низким уровнем честности. Учащихся средним уровнем ЭН – 50%, из них высокий уровень честности у 9 %, средний уровень – у 40 %.

Учащиеся отметили, что врут иногда, по случаю, но не постоянно.

Исходя из анализа всех групп, выявили, что эмоциональное состояние учащихся зависит от уровня честности. В диаграммах мы отчетливо видим, что учащиеся с высоким и средним уровнем ЭН бывают нечестны самим собой и с окружающими. А учащиеся с низким уровнем ЭН показывают высокий уровень честности.


Результат 2 этапа исследования - сравнение эмоциональных состояний учащихся до и после рекомендованных предложений «Три недели честности перед самим собой».

По цветовому тесту Люшера считается, что при нормальном психофизиологическом состоянии испытуемого основные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные на последних. Таким образом, уровень психоэмоциональной проблемы (ПЭП) отразим в % - выбранный дополнительный цвет/5*100%:

- от 0% до 33% - низкий уровень психоэмоциональных проблем.

- от 33% до 66% - средний уровень.

- от 66% до 100% - высокий уровень.

Основные цвета и их символическое значение:

Синий – спокойствие, удовлетворенность.

Зеленый – самоуважение, настойчивость.

Красный – сила-воли, активность.

Желтый – веселость, жизнерадостность, честолюбие.

Дополнительные цвета и их символическое значение:

5- Фиолетовый - сочетание синего и красного – импульсивность, самоотверженность.

6 – Коричневый - не хватка активной жизненной силы

7 – Черный – противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание.

0 – Серый - нейтральность как субъекта, так и объекта, как внутри, так и снаружи, это ни напряжение, ни расслабленность.

Показатель эмоциональных состояний учащихся до и после эксперимента:

Испытуемый №1: 17 лет, женский пол.

До эксперимента:

Из основных цветов выбран – красный в 1 позиции, желтый цвет в пятой позиции, дополнительным цветам – черный в во второй позиции, фиолетовый в третей позиции, серый в четвертой позиции.

Данный результат говорит о наличии какого-либо психологического конфликта, так как дополнительные цвета находятся в первых трех позициях. В целом степень психоэмоциональной проблемы – на среднем уровне -60%.




ЭКСПЕРИМЕНТ – СЛЕДОВАТЬ РЕКОМЕНДАЦИЯМ В ТЕЧЕНИИ 3-Х НЕДЕЛЬ

После эксперимента:

Из основных цветов выбран – зеленый, желтый, красный, цвет выбраны в первых трех позициях, дополнительным цветам – коричневый и фиолетовый в четвертых и пятых позициях.

Данный результат говорит о благополучной тенденции т.к. в первых трех позициях не выбраны дополнительные цвета, в целом степень психоэмоциональной проблемы – на среднем уровне -40%.

Показатель динамики уровня психоэмоциональных проблем (ПЭП) до и после эксперимента:

t1677548505ad.gif


Если анализировать полученный после эксперимента результат, видим, что после эксперимента испытуемая показала положительную динамику в процентном показателе и дала предпочтение к 3-м основным цветам, по сравнению с первым разом добавился зеленый цвет – цвет самоуважения. Со слов испытуемой ей легко давалось 3-х недельный эксперимент. По своим ощущениям говорит, что стала более свободной, спокойной.

Испытуемый №2: 17 лет, мужской пол.

До эксперимента:

Из основных цветов выбран – зеленый выбран в 1 позиции, желтый во 2, красный в 3, синий в 5, дополнительным цветам – коричневый в 4.

Данный результат говорит о благополучном эмоциональном состоянии, степень психоэмоциональной проблемы – на низком уровне -20%.




ЭКСПЕРИМЕНТ – СЛЕДОВАТЬ РЕКОМЕНДАЦИЯМ В ТЕЧЕНИИ 3-Х НЕДЕЛЬ

После эксперимента:

Из основных цветов выбран – зеленый выбран в 2 позиции, желтый во 1, красный в 4, синий в 3, дополнительным цветам – коричневый в 5.

Данный результат говорит о благополучном эмоциональном состоянии, степень психоэмоциональной проблемы – на низком уровне -20%.

Показатель динамики уровня психоэмоциональных проблем (ПЭП) до и после эксперимента:

t1677548505ae.gif

В целом, сам испытуемый показал до эксперимента благополучное эмоциональное состояние, после эксперимента состояние не поменялось. По цветам после эксперимента выбрал фиолетовый цвет (сочетание основных цветов синего и красного) – сочетание силы-воли и удовлетворенности. С его слов следовать рекомендациям ему было легко, а именно быть открытым, искренним. Трудности заключалось ведении дневника.

Испытуемый №3: 15 лет, женский пол.

До эксперимента:

Из основных цветов выбран – зеленый в 5 позиции, синий цвет во 2, дополнительным цветам – коричневый в 1, серый в 3, фиолетовый цвет в 4.

Данный результат говорит о наличии какого-либо психологического конфликта, негативном отношении к жизни – т.к. коричневый и серый цвет в первых трех позициях, в целом степень психоэмоциональной проблемы – на среднем уровне -60%.




ЭКСПЕРИМЕНТ – СЛЕДОВАТЬ РЕКОМЕНДАЦИЯМ В ТЕЧЕНИИ 3-Х НЕДЕЛЬ

После эксперимента:

Из основных цветов выбран – зеленый, синий, желтый, красный цвет с 1 по 4 позиции, дополнительным цветам – серый цвет в 4 позиции.

Данный результат говорит о благополучном эмоциональном состоянии, негативной отношении к жизни нет, степень психоэмоциональной проблемы – на низком уровне -20%.

Показатель динамики уровня психоэмоциональных проблем (ПЭП) до и после эксперимента:

t1677548505af.gif


Со слов испытуемой четко следовала требованиям эксперимента, выполняла все рекомендации, если до эксперимента чувствовала себя тревожно, в конце стала более спокойной, решительной. По итогам видим положительную динамику психоэмоциональных состояний.

Испытуемый №4: 15 лет, женский пол.

До эксперимента:

Из основных цветов выбран – красный в 5, синий цвет в 3, дополнительным цветам – коричневый во 2, серый в 1, черный цвет в 4.

Данный результат говорит о наличии какого-либо психологического конфликта, негативном отношении к жизни, тревоги, в целом степень психоэмоциональной проблемы – на среднем уровне -60%.




ЭКСПЕРИМЕНТ – СЛЕДОВАТЬ РЕКОМЕНДАЦИЯМ В ТЕЧЕНИИ 3-Х НЕДЕЛЬ

После эксперимента:

Из основных цветов выбран – желтый в 1, зеленый цвет в 3, дополнительным цветам – фиолетовый во 2 позиции, серый, коричневый цвет в 4,5 позициях.

Данный результат говорит о наличии какого-либо психологического конфликта, в целом степень психоэмоциональной проблемы снизилась в связи с тем, что в 1-х трех позициях отсутствуют черный, коричневый, серый цвет – негативной отношении к жизни нет. По процентным показателем на среднем уровне -60%.

Показатель динамики уровня психоэмоциональных проблем (ПЭП) до и после эксперимента:

t1677548505ag.gif


Показатели в % не поменялись, но выборе цветов видим отличие, если до эксперимента испытуемая выбирала в первых трех позициях дополнительные цвета, что говорят о негативном отношении к жизни, то после экс перимента в первых трех позициях из дополнительных цветов выбрала фиолетовый цвет, который не отвечает за негатив. В целом динамика есть. Со слов испытуемой ей сложно было проходить эксперимент, писать дневник, находиться одной, говорить и быть искренней. Признается что не все время была честной с собой.




Испытуемый №5: 17 лет, женский пол.

До эксперимента:

Из основных цветов выбран – зеленый в 1, синий во 2, желтый цвет в 3, дополнительным цветам – серый в 4 позиции, черный цвет в 5 позиции.

Данный результат говорит о наличии какого-либо психологического конфликта, но нет негатива к жизни, в целом степень психоэмоциональной проблемы – на среднем уровне -40%.




ЭКСПЕРИМЕНТ – СЛЕДОВАТЬ РЕКОМЕНДАЦИЯМ В ТЕЧЕНИИ 3-Х НЕДЕЛЬ

После эксперимента:

Из основных цветов выбран – красный в 4, зеленый во 2, синий в 3, желтый цвет в 1, дополнительным цветам – серый в в 5 позиции.

Данный результат говорит о благополучном эмоциональном состоянии, негативной отношении к жизни нет, степень психоэмоциональной проблемы – на низком уровне -20%.

Показатель динамики уровня психоэмоциональных проблем (ПЭП) до и после эксперимента:

t1677548505ah.gif

Данная испытуемая показывает четкую положительную динамику, в целом она и до эксперимента показывала не плохие результаты, после эксперимента эмоциональное состояние стало еще более благополучной. Со слов она сама с прошлого года занимается своим психологическим здоровьем. Эксперимент ей далось легко, выполняла все рекомендации. Говорит, что после участия в эксперимента стало относиться ко всему более осознанно, спокойно.

Таким образом, эксперимент «Три недели честности перед самим собой» прошел успешно. По результатом мы видим положительные динамики у тех испытуемых, которые отнеслись к эксперименте более серьезно и усердно, которые выполняли все рекомендации в течение трех недель. Испытуемые. которые не качественно прошли эксперимент не показывают в процентном показателе динамику, но они в выборе цвета, предпочтение дали основным цветом, что говорит о положительных изменениях в сфере эмоций.

В связи с этим следует прийти к выводу, что наработанные рекомендации по формированию честности с собой при усердном использовании могут положительно повлиять на психоэмоциональное состояние человека.



Вывод


Таким образом, изучив теоретический материал и проводя практическую часть, можно сделать следующие выводы:

- что честность с людьми и с самим собой напрямую влияет на психологическое здоровье.

- что нечестность с самим собой развивает психоэмоциональные проблемы.

- что честность с самим собой благоприятно воздействует на внутреннее состояние человека.

- что людям нужно уделять внимание к своему психологическому здоровью развивая в себе честность, а именно с самим собой.

Таким образом, гипотеза подтвердилась, что честность является одним из основных аспектов психологического здоровья.














Заключение


Состояние психологического здоровья играет значительную, если не решающую роль в жизни человека. Поэтому очень важно для каждого человека позаботиться о своем ментальном здоровье особенно в нашем современном нестабильном и быстро меняющемся мире.

В своей работе исследую проблему психологического здоровья, я пришла к выводу, что на психологическое здоровье человека большую роль играет честность с самим собой.

Самые главные отношения в жизни каждого человека — отношения с самим собой. Все наши отношения на протяжении всей нашей жизни — отношения с друзьями, семьей, единомышленниками и обществом в целом в конечном итоге зависят от одного. От нас. Честность с собой – фундамент нашей жизни, здоровья.

Таким образом, сформированная гипотеза подтвердилась, что честность является одним из основных аспектов психологического здоровья.

Моя исследовательская работа позволяет мне распространить мною разработанный буклет рекомендаций "Честность с собой залог психологического здоровья".











Список использованных источников:


https://psiholoog.ru/ponyatiya/chestnost

https://www.arcanum.ru/blog/psixologiya/iskrennost-i-chestnost/

https://progressman.ru

https://organicwoman.ru/chestnost

https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.8ca61fdc-637f56bb-bdc0936e-74722d776562/https/www.huffpost.com/entry/honesty-and-good-health_b_8016820

https://kluchimasterstva.ru/put-k-sebe-byit-chestnyim-s-soboy

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2020/07/29/diagnostika-lzhi-i-neiskrennosti-cheloveka

https://psohodoct.ru/chestnost.html

https://ayfaar.ru/articles/evolyucionnaya_rol_chestnosti_v_jizni_cheloveka

https://www.beloveshkin.com/2015/04/chestnost-pered-samim-soboj-i-zdorove.html

https://litfest.ru/writings/chestnost.html

https://wiolife.ru/psihologiya/duhovnaya-sila-chestnosti

https://psyfactor.org/lib/meditation12.htm

https://www.b17.ru/article/108408/

https://prometei.ucoz.ru › publ › plavt_tit_makcij

https://infourok.ru/prezentaciya-po-vneurochnoy-deyatelnosti-na-temuchestnost-3997711.html

https://ru.tax-definition.org

https://www.sochinyashka.ru/russkiy_jazik/chto-znachit-byt-chesnym-s-samim-soboy-2021.html

https://medbooking.com/blog/post/otkrovennosty-v-obshhenii-prinosit-li-polyzu-chestnosty

Ильин Е. П. Психология совести. Вина, стыд, раскаяние. СПб.: Питер, 2016. 370с.





Приложение 1


Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний

В. Зунга (адаптация Т. И. Балашовой).

Цель методики: дифференциальная диагностика депрессивных состоянии и состояний, близких к депрессии (или измерение степени выраженности сниженного настроения -- субдепрессии).

Описание: тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева - Т. И. Балашовой. Основан на опроснике В.Зунга (TheZungself-ratingdepressionscale). Шкала Зунга (Цунга) для самооценки депрессии была опубликована в 1965 г. в Великобритании и в последующем получила международное признание (переведена на 30 языков). Методика разработана для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Тест адаптирован Т.И. Балашовой .

Обработка результатов:

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле: Сумма прямых и обратных высказываний, где прямые –сумма зачеркнутых цифр к "прямым" высказываниям № 1,3,4,7,8,9,10,13,15,19; обратные – сумма цифр, "обратных" зачеркнутым, к высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12,14,16,17, 18,20.

В результате подсчета результатов получается УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.

Если УД более 50 и менее 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза.

Показатель УД от 60 до 69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия.

Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В.ЗУНГА

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время».

ФИО__________________________________________ Класс________ Дата ________________

УТВЕРЖДЕНИЕ

Никогда или изредка

Иногда

Часто

Почти всегда или постоянно

1

Я чувствую подавленность, тоску





2

Утром я чувствую себя лучше всего.





3

У меня бывают периоды плача или близости к слезам





4

У меня плохой ночной сон.





5

Аппетит у меня не хуже обычного





6

Мне приятно смотреть на привлекательных людей, разговаривать с ними, находиться рядом





7

Я замечаю, что теряю вес.





8

Меня беспокоят боли в животе





9

Сердце бьется быстрее, чем обычно.





10

Я устаю без всяких причин





11

Я мыслю так же ясно, как всегда.





12

Мне легко делать то, что я умею





13

Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте.





14

У меня есть, надежды на будущее





15

Я более раздражителен, чем обычно





16

Мне легко принимать решения





17

Я чувствую, что полезен и необходим.





18

Я живу достаточно полной жизнью





19

Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру





20

Меня до сих пор радует то, что радовало всегда





Приложение 2

 Опросник "Честность».

Цель данного опросника: выявить уровень честности, открытости испытуемого. Опросник "Честность" хорошо сочетается с теми опросниками, в которых не заложена шкала лжи: при низких показателях по шкале честности результаты диагностики по другим методикам, входящим в батарею методик, можно признавать недостоверными.

Опросник "Честность" может применяться и как самостоятельная методика, предназначенная для выявления уровня честности, открытости испытуемого.

Обработка результатов

   Необходимо посчитать количество ответов "да" на вопросы: 1, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, и количество ответов "нет" на вопросы: 2, 4, 7, 13, 26, 27.

0 - 5 баллов. Очень низкий показатель по шкале "Честность". Свидетельствует о ярко выраженной склонности ко лжи, приукрашиванию себя. Также может свидетельствовать о низких показателях социального интеллекта. Если данный опросник применялся в составе батареи методик, то результаты по личностным опросникам следует признать недостоверными.

6 - 13 баллов. Низкий показатель по шкале "Честность". Свидетельствует о значительной склонности ко лжи. Любит приукрашивать себя, своё поведение. Если опросник применялся в составе батареи методик, то результаты по личностным опросникам не обязательнос следует признавать недостоверными. Однако следует отнестить к их результатам вполне критично.

14 - 29 баллов. Нормальный результат. Склонность ко лжи не выявлена. Может быть, изредка склонен приукрашивать себя, своё поведение, но в пределах нормы.

30 - 34 баллов. Высокий результат по шкале "Честность". Такой высокий результат может быть связан не только с высокой личностной честностью, но и следствием других причин: преднамеренного искажения ответов, очень неверной самооценки. Следует осторожно отнестись к данному результату. 

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

ОПРОСНИК «ЧЕСТНОСТЬ»

Инструкция: внимательно прочитайте следующие утверждения. В зависимости от того, согласны Вы или нет с утверждением, напишите в бланке ответов "да" или "нет". Не стоит слишком долго размышлять над ответом. Как правило, первый пришедший в голову ответ и является верным.

ФИО____________________________ Класс________ Дата ________________

1. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом_____

2. Если ко мне обращаются вежливо, то я тоже всегда отвечаю вежливо_____

3. У меня бывают денежные затруднения_____

4. Мне всегда приятно, когда человек, который мне не нравится, добивается заслуженного успеха_____

5. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно_____

6. В компании я веду себя не так, как дома_________

7. Я полностью свободен от всяких предрассудков______

8. Я не всегда говорю правду_________

9. Когда я с кем-нибудь играю, мне всегда хочется победить______

10. Иногда я сержусь______

11. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал______

12. Бывает, что я выхожу из себя______

13. В детстве я сразу и без пререканий делал всё, что от меня требовалось_____

14. Иногда я раздражен чем-нибудь____

15. Бывает, что я смехом реагирую на неприличную шутку____

16. Бывало, я опаздывал к назначенному времени_____

17. Я люблю иногда посплетничать____

18. Среди тех, кого я знаю, есть такие лица, которые мне очень не нравятся_____

19. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть____

20. Мне случалось опаздывать____

21. Мне свойственно иногда прихвастнуть____

22. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться_____

23. У меня бывают иногда мысли, о которых стыдно рассказывать другим_____

24. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих______

25. Бывало, что я говорил неправду______

26. Все мои привычки положительны______

27. Если я что-то обещал, то всегда сдерживаю слово несмотря ни на что_____

28. Иногда могу похвастаться_____

29. Подростком я проявлял интерес к запретным темам______

30. Я откладываю иногда на завтра то, что необходимо сделать сегодня_____

31. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться_____

32. Я иногда спорю о вещах, о которых слишком мало знаю_______

33. Я люблю не всех своих знакомых______

34. Я могу про кого-нибудь сказать плохо________


Приложение 3

Цветовой тест Люшера

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Описание: характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой(0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Обработка результатов: Как отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние. Рассматривается взаимное положение основных цветов.

Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;

3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;

4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1-й — 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й — 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов Макс Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.

Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Отсюда следуют следующие выводы:

1. Если хотя бы один из основных цветов стоит на последних трех местах, то он и последующие цвета говорят о состоянии тревоги. Способ компенсации тревоги определяется характеристикой цвета, стоящего на первой позиции.

2. Если при наличии тревоги на первом месте находится один из основных цветов, то компенсация считается более успешной, чем в случае с дополнительным цветом, который указывает на неадекватность, безуспешность компенсаторного поведения.

3. Присутствие серого, коричневого или черного в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни. Если один из этих цветов стоит на втором или третьем месте, то он сам и все цвета левее его рассматриваются как компенсации.

4. Если серый, коричневый или черный занимают одну из трех первых позиций и в то же время ни в одной из последних трех позиций нет основных цветов, то какой бы цвет ни занимал последнюю позицию, его следует рассматривать как указатель на источник тревоги.















Приложение 4

Экспериментальная памятка с рекомендациями «Три недели честности перед самим собой».

Инструкция: «В течении 3-х недель следовать всем рекомендациям».

Рекомендация «Вести ежедневно дневник».

Как начать писать дневник? Как сделать первые шаги?

1. Начинайте с одного предложения.

2. Выделите 5-10 минут.

3. Записывайте дату.

4. Будьте честными с собой.

5. Перечитывайте записи.

В дневнике откровенно писать о своих чувствах, переживаниях, признаться о тайнах которых держите в себе. Честно не боясь, напишите свои истинные чувства, ощущения, мысли, признайте их и примите.

В течении ведения дневника ответьте на эти вопросы:

Если бы вы могли достичь чего угодно в своей жизни, что бы это было и почему?

Каковы ваши три самых сильных страха?

Какие три вещи вы можете сделать, чтобы улучшить своё здоровье?

Напишите о трудностях в вашей жизни. Как вы их преодолели?

Напишите письмо человеку, который больше всех вас поддерживает (вы можете не отдавать письмо, если не хотите).

Что сделало вас счастливым сегодня?

Куда бы вы поехали, если бы могли поехать куда угодно?

Опишите ваш самый главный провал и то, чему он вас научил.

Какие три урока вы извлекли из состояния гнева или депрессии?

Чтобы вы в себе изменили, если могли бы?

Как выглядит ваша идеальная жизнь?

Каким вы себя видите через 5, 10, 20 лет?

Что бы вы рассказали о себе незнакомцу?

Назовите ваши пять главнейших жизненных принципов.

Что никто не знает о вас? Почему вы храните это в секрете?

Рекомендация «Честно говорите окружающим о них самих».

Если окружающие спрашивают советов, вопросов отвечайте честно, если ваш ответ может ранить их, или своим правдивым ответом вы можете ранить себя, молчите, нечестно не отвечайте.

Рекомендация «Работа с телом».

Ежедневно выполняйте эти техники:

А) Ходите спокойно, чувствуя, пол, плотно соприкасаясь, будто этот пол дает вам энергию. Если дома тепло, ходите босиком. Данная техника помогает чувствовать себя, находить опору и силу в себе.

Б) Ходите с уверенной осанкой, распрямляя плечи — как политики.

Самая красивая осанка — у людей, привыкших показывать себя миру, решительных и сильных: это политики, спортсмены, актеры. Часто уверенную и спокойную осанку имеют священнослужители, считают эксперты.

Работая над осанкой, мы влияем на свой характер. Если вы будете стараться выглядеть увереннее и займетесь укреплением своих мышц, это повлияет не только на внешний вид, но и на характер. В конечном итоге — вы станете увереннее.

В) Утром, просыпаясь, вечером, ложась, минут 10-15 лежать просто так самим собой, ощущая свое тело, при этом не смотреть телефон, без ничего. Такая техника помогает принять, слышать, выбирать себя.

Г) Когда что –то делаете, говорите, дайте себе перед действием 2-3 секунды времени, замедлите себя, дайте себе миг паузы, не суетитесь, не спешите. Данная техника снижает тревожность, развивает самоконтроль, стрессоустойчивость.


4. Рекомендация «Честный выбор».

При выборе сделать всегда честный выбор в пользу себя (в мелочах, при выборе одежды, еды, времени, фильма, музыки и т.п.).

Рекомендация «Выбирай окружение».

Побольше общайтесь с людьми которые вас понимают, поддерживают, делитесь с ними своими впечатлениями, чувствами.






















46


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.