12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оксана35


ЧТЕНИЕ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ТРЕТЬЕКЛАССНИКА И ЕГО СЕМЬИ


С тех пор, как люди научились читать, книга стала сопровождать человека всю жизнь. На Руси человек грамотный, умеющий читать, вызывал большое уважение. И книгу берегли как бесценный дар.

Книга – это источник знаний. С помощью неё мы можем совершить любое путешествие, побывать даже в космосе. Книга – это верный друг и помощник. Она помогает нам избежать скуки, найти выход из трудной ситуации. Книга – это учитель. У героев книг мы учимся любить родную землю, людей, живущих на этой земле, учимся добру и правде. В Древнем Египте книгу называли лекарством, которое делает ум сильным, а душу благородной. «Всем хорошим я обязан книгам», - так говорит о себе писатель Максим Горький [4].

Есть дети, которые не могут жить без чтения. Но есть и те, для кого чтение – тяжёлая повинность. А ведь чтение помогает хорошо учиться, быть интересным в общении. Как говорил Константин Паустовский, «человек, любящий и умеющий читать – счастливый человек». Уходит в прошлое и традиция семейного чтения. Поэтому проблема снижения интереса к чтению сегодня актуальна.

Как же люди научились читать?

Считается, что населявшие в древности Месопотамию шумеры и изобрели первую письменность - клинопись, которая представляла собой знаки и рисунки (пиктограммы), нанесённые на глиняные таблички заострённой палочкой.

Об открытии шумеров узнали другие народы. Свои знаки для слов появились в Египте (иероглифы), Китае и других странах.

Первый алфавит был создан древними финикийцами во втором тысячелетии до нашей эры. Позже он достиг и Древней Греции.

Только через 200 лет греки переделали часть согласных на гласные и придумали название АЛФАВИТ - от первых букв АЛЬФА и БЕТА. Именно греческий алфавит послужил основой многим европейским языкам [1].

В Древней Руси братьями Кириллом и Мефодием была создана славянская азбука, которая называется кириллицей.

А когда же впервые появляются школы на Руси? Историки связывают появление первых школ с именем князя Владимира Красное Солнышко. Первоначально дети учили только алфавит, с помощью которого читали Святые книги [2].

На Руси, особенно в 19-начале 20 века была распространена традиция семейного чтения. Чтобы глаза видели, а сердце понимало: это родной тебе семейный круг, твоя отрада и опора. Когда читали книгу, не спешили, а старались как следует понять прочитанное, для чего дважды-трижды перечитывали одно и то же, вдумываясь в каждое слово [3].

Для того чтобы узнать, какое место занимает чтение в жизни школьников и их родителей, мы провели анкетирование среди учеников 3-х классов Тарской гимназии №1. В анкетировании участвовало 48 человек. Получены такие ответы:

26 человек любят читать книги, 22 - читают иногда. Ответ «не люблю читать» не встретился ни разу.

В число самых читаемых книг вошли: книги о животных, произведения А.С. Пушкина; сказки (в том числе «Каменный цветок», «Золушка», «Белоснежка», русские народные и зарубежные сказки); рассказы о школе и детях.

Только половина опрошенных любят читать книги, не относящиеся к школьной программе, и активно посещают библиотеку.

Изучая интерес родителей к чтению книг, мы узнали, что любят читать, читают почти каждый день родители у 27 школьников; читают редко родители 11 опрошенных, не читают – у 7 человек.

Захотев узнать, есть ли семьи, где поддерживается традиция семейного чтения, чтения вслух, мы задали вопрос «Часто ли в вашей семье вы читаете вместе, вслух?». Оказалось, что в 16-ти семьях вместе читают часто, в 14-ти семьях редко, в 18-ти семьях не читают вместе вообще.

В школе учителя говорят нам о том, что нужно читать больше, тогда и учёба будет удаваться, и оценки по предметам станут лучше. Мы решили узнать, связана ли успеваемость с интересом к чтению и скоростью чтения.

Для этого мы воспользовались данными анкетирования (вопрос 1) и сопоставили их с результатами проверки техники чтения учеников третьих классов. Выяснилось, что высокие результаты проверки техники чтения не всегда связаны с интересом детей к чтению.

В ходе исследования мы также сделали вывод: у школьника, который любит читать больше возможностей стать успешным в учёбе. Стоит прислушаться к советам учителей!

Зависит ли интерес к чтению у детей от интереса к чтению их родителей? Из 26-ти гимназистов, проявляющих интерес к чтению книг, на вопрос «Как ваши родители относятся к чтению книг?» ответили так: любят читать родители в 18-ти семьях. Читают редко в 6-ти семьях, не читают вообще родители в двух семьях. То есть, у большинства третьеклассников, которые интересуются чтением, и родители любят читать книги.

Известно, что семейное чтение объединяет семью, помогает сделать отношения между членами семьи эмоционально близкими.

Мы предположили, что, проведя тест «Рисунок семьи», сможем определить семьи, в которых есть эмоциональная близость. При интерпретации результатов обращали внимание на расположение фигур на листе. По результатам анкетирования мы узнали, что в 16 семьях читают вместе вслух, то есть поддерживается традиция семейного чтения. Проанализировав рисунки детей их этих семей, мы увидели, что на 11-ти рисунках члены семьи расположены близко друг к другу, то есть можно говорить об эмоциональной близости. На 5-ти рисунках наблюдается дистанция между членами семьи.

Затем мы посмотрели все рисунки, на которых члены семьи расположены близко, заняты общим делом. Таких рисунков было 28. Сопоставив эти рисунки с ответами детей на вопрос анкеты о совместном чтении в семье, выяснили, что часто читают вместе в 11 семьях, редко в 6-ти семьях, не читают в 11 семьях.

На 20-ти рисунках члены семьи расположены далеко друг от друга, разделены перегородками, есть стирания фигур. Сопоставив также эти рисунки с ответами на вопрос анкеты, получили данные о том, что часто читают совместно только 5 семей, редко 8 семей, не читают вообще 7 семей.

Мы можем сделать вывод о том, в большинстве семей, где есть традиция совместного чтения, поддерживаются близкие эмоциональные отношения. В большинстве семей, где присутствует психологическая дистанция между её членами, отсутствует традиция совместного семейного чтения. Поэтому семейное чтение объединяет семью, помогает членам семьи стать дружными и сплочёнными.


Литература

Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. М., 1995.

Худякова, С.Н. Семейные тайны. Как вырастить читающего ребе­нка. // Библиотечн. дело. - 2007. - № 7. - С. 33-35.

Чирова А. Книга в твоих руках. // М., Просвещение, 2005.

Что такое. Кто такой. Т.3. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.


Автор материала: Э. Шуктова (5 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.