Дидактический потенциал анимации формировании познавательной активности обучающихся начальной школы на уроках математики

4
0
Материал опубликован 2 June

Автор публикации: Дарья Ничкова, студентка 4 курса

​​​​​​​

Оглавления

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития креативности младших школьников посредством приемов мультимедиа 7

1.1 Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе 7

1.2 Методы и приемы формирования познавательной активности обучающихся младших школьников на уроках математики 9

1.3 Теоретические подходы к разработке учебных материалов мультимедийной дидактики 12

1.4 Разработка учебных презентаций в программе Microsoft PowerPoint 14

Глава 2. Опытно-исследовательская работа по формированию познавательной активности обучающихся начальной школы на роках математики 31

2.1. Выявление уровня познавательной активности учащихся младшего школьного возраста (констатирующий этап) 31

2.2. Методика использования анимации для формирования познавательной активности у младшего школьного возраста (формирующий этап исследования) 34

2.3. Выявление уровня сформированности познавательной активности учащихся младшего школьного возраста (контрольный этап исследования) 37

Заключение 40

Список литературы 43

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 46

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 47

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 50

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 52


ВВЕДЕНИЕ


На современном этапе российские школы превращаются в высоко технологические организации, призванные и способные сформировать у обучающихся компетенции потребления и создания информации и знаний. Это техническое оснащение призвано активизировать преподавательский состав в освоении и внедрении информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Применение информационных технологий в начальной школе объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательной активности учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных технологий позволяют усиливать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения знаний.

ИКТ, как средство обучения, имеют определенные дидактические функции. Они незаменимы на стадии чувственного восприятия изучаемых объектов и явлений. При этом наглядные образы обеспечивают постоянную связь мышления c изучаемым объектом. Уже давно известен тот факт, что более 90 процентов всей информации об окружающем нас мире человек получает с помощью зрительного анализатора, т.е. зрения. В связи с этим значительное место в учебном процессе, безусловно, занимает использование наглядности, созданной с применением программы MS PowerPoint. [21].

В Федеральном законе № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в ст. 66 п.1. «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)» [1].

В профессиональном стандарте педагога начальной школы сказано «В начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную». Такая перемена нелегко переносится многими обучающимися. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, обучение становится интересным [3].

Во ФГОС НОО нового поколения сказано «…активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач…» [2] это значит, что учителя должны использовать в учебной и внеурочной деятельности ИКТ для развития кругозора, познавательной активности учащихся. Мультимедиа технологии широко используется в работе, и позволяют учителю представить учебную информацию в максимально эффективном виде. Однако потенциал программы MS PowerPoint заключен не только в мультимедийности, но и в интерактивности создаваемых в ней учебных ресурсов. Потенциалу же интерактивности уделяется меньше внимания.

Из данной проблемы вытекает ряд педагогических противоречий: между необходимостью использования приемов анимации в работе учителя и отсутствием методик применения компьютерных программ в работе по развитию познавательной активности учащихся, между доказанной оптимизаций и высокой эффективностью образовательного процесса на основе ИКТ и результатами исследований, доказывающими отрицательное влияние безграмотного применения мультимедийных продуктов на динамику развития обучающихся. Рассмотрение данных противоречий обнаруживает проблему, которая состоит в поиске эффективных средств анимации в целях развития познавательной активности учащихся. Таким образом, тема дипломной работы «Дидактический потенциал анимации в формировании познавательной активности обучающихся начальной школы на уроках математики» является актуальной.

Объект исследования – процесс формирования познавательной активности обучающихся начальной школы на уроках математики.

Предмет исследованияприемы анимации, созданные с помощью программы MS PowerPoint.

Цель работы: изучить возможность формирования познавательной активности учащихся младшего школьного возраста посредством анимации, созданные с помощью программы MS PowerPoint.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Изучить научную и методическую литературу по рассматриваемой проблеме;

Определить содержание базовых понятий работы: познавательная активность, интерактивные учебные материалы, приемы анимации, программа MS PowerPoint, технология триггеров;

Рассмотреть приемы анимации, созданные с помощью программы MS PowerPoint;

Рассмотреть проблему формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста на учебных занятиях в период преддипломной практики через использование приемов мультимедии;

Представить алгоритм разработки интерактивных учебных материалов с помощью триггеров и анимации в программе MS PowerPoint;

Составить и разработать учебные материалы для обучающихся 1 класса на уроках математики.

Гипотеза: эффективность развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста будет повышена, если строить образовательный процесс на основе ИКТ на уроке:

поддерживают предметное содержание дисциплины математики и одновременно позволяют организовать творческий процесс во взаимодействии обучающихся;

стимулируют у детей младшего школьного возраста вербальную и невербальную творческую активность, и способность к преобразованию и развитию продуктивной деятельности;

подобраны в соответствии с последовательно развивающимися этапами урока (мотивация; объявление темы и ожидаемых результатов; предоставление информации необходимой для продуктивной деятельности; интерактивные упражнения; подведение итогов и рефлексия деятельности на уроке).

Для реализации поставленных задач использован комплекс взаимодополняющих методов:

-теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования);

-эмпирические (наблюдение за ходом образовательного процесса); социальные (беседа с учителем);

-творческие (работа в сотрудничестве по созданию алгоритмов и рекомендаций);

-практические (составления и разработка учебных материалов).

Практическая значимость работы в описании приемов анимации, созданных с помощью программы MS PowerPoint, а также в разработке учебных материалов для младших школьников с применением программы MS PowerPoint».


Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития креативности младших школьников посредством приемов мультимедиа


Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе

Понятие «познавательная активность» является ключевым в психолого-педагогической литературе, поскольку оно описывает способность человека воспринимать, обрабатывать и использовать информацию для понимания окружающего мира.

Познавательная активность связана с процессом познания, который включает в себя восприятие, внимание, память, мышление, решение проблем, анализ и синтез информации. В современной психологии и педагогике понятие "познавательная активность" рассматривается как важный аспект развития личности. Она позволяет человеку не только усваивать новые знания, но и применять их на практике, развивать критическое мышление, самостоятельность и творческий потенциал.

Познавательная активность способствует формированию у человека умения анализировать информацию, делать выводы, принимать решения и решать проблемы. Важным аспектом познавательной активности является мотивация. Человек будет более активно и успешно познавать мир, если у него есть интерес к теме, мотивация к достижению целей и уверенность в своих способностях. Педагоги и психологи активно исследуют способы стимулирования познавательной активности учащихся, создания условий для развития их когнитивных способностей, а также повышения мотивации к обучению. [25]

В педагогических и психологических научных трудах предлагаются различные части, составляющие структуру познавательной активности. Можно выделить следующий набор компонентов:

-когнитивный (связан с осознанием и становлением в памяти полученных о познавательной активности знаний);

-ценностно-мотивационный (данный компонент состоит из интересов, потребностей, мотивов, а именно из тех элементов, с помощью которых обучающийся может подключиться к процессу активного познания, а затем держать данную активность на одном уровне в ходе всего учебного времени).

Познавательная активность также тесно связана с понятием метапознания – умения контролировать и регулировать свой познавательный процесс. Человек, обладающий метапознанием, способен осознанно управлять своими мыслями, вниманием, памятью и другими когнитивными процессами, что способствует более эффективному обучению и решению задач.

Тема становления и дальнейшего развития познавательной активности обучающихся никогда не теряла своей актуальности и значимости.

Познавательная активность характеризуется рядом черт, к которым можно отнести следующие аспекты:

-устойчивый положительный настрой учеников в эмоциональном плане на учебный процесс;

-проявление естественного стремления к получению новый знаний и умений;

-проявление волевых качеств в процессе познания;

-стремление к тому, чтобы достичь хороших результатов, а также учиться успешно. [19].

Понятие "познавательная активность" играет важную роль в психологии и педагогике, поскольку оно описывает способность человека воспринимать и обрабатывать информацию, развивать свои когнитивные способности и применять их на практике. Понимание этого понятия помогает педагогам и психологам создавать эффективные методики обучения, стимулировать учащихся к активному познанию и развитию их познавательных способностей.


1.2 Методы и приемы формирования познавательной активности обучающихся младших школьников на уроках математики


Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов и приемов, направленных на формирование познавательной активности. Ведущую роль в стимулирующих методах, как отмечает Ю.И. Турчанинова, играют межличностные отношения учителя с учащимися. Использование влияния межличностных отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обучения, к школе в целом. [4].

Группу методов стимулирования можно условно разделить на четыре подгруппы:

Методы эмоционального стимулирования;

Методы развития познавательного интереса;

Методы формирования ответственности и обязательности;

Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся.

Коротко остановимся на каждой подгруппе.

Методы эмоционального стимулирования.

Важнейшая задача учителя – обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Использование игр, игровых форм организации учебной, внеучебной деятельности.

Методы развития познавательного интереса.

Формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий, или упражнений дифференцированного или индивидуального характера, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока.

Выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета.

Использование занимательного материала. Подбор яркого, образного, занимательного учебного материала в сочетании с учебными заданиями создает в классе атмосферу заинтересованности.

Метод создания ситуаций творческого поиска. Для объяснения значения данного метода приведем высказывание К.Н. Боуви «Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления».

Методы формирования ответственности и обязательности. Процесс обучения опирается не только на эмоции, но и на целый ряд мотивов ответственности и обязательности.

Формирование понимания значимости учения.

Предъявления учебных требований. Содержание данного метода определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом общеобразовательного учреждения.

Надо иметь в виду, что стимулирование ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, т.к. отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в учебе, а соответственно и нарушение дисциплины.

Оперативный контроль. Чем чаще проверяется и оценивается работа, тем прочнее интерес к предмету. Для этого необходимо оценивать каждую работу учащегося.

Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся.

Использование творческих заданий. Это такие учебные задания, которые содержат творческий компонент, для решения которого учащимся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, ранее не применяемые. Это могут быть различные виды учебных заданий: рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок и т.д.

Постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися у учащихся знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Значение познавательной задачи состоит в том, что она вызывает у учащихся стремление к самостоятельным поискам ее решения путем анализа условий и мобилизации имеющихся у учащихся знаний.

Дискуссия. Организация обсуждения материала, основанная на обмене мнениями по определенной проблеме. Точка зрения, высказанная учащимся в ходе дискуссии, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнение других лиц [20].

Активизации познавательной деятельности детей на уроках.

Приведем примеры активизации познавательной деятельности детей на уроках, внеклассных занятиях с учетом вашей специальности по следующим направлениям:

Факты (историческая информация, пример из жизни, факты из жизни «замечательных» людей).

Иллюстрации и демонстрационные средства (документальное, художественное кино; натуральные объекты).

Создание проблемной ситуации на уроке.

Ситуация неожиданности на уроке.

Индивидуальная и групповая работа на уроке.

Организация соревнования на уроке.

Игра-путешествие.

Ролевая игра. Деловая игра.

Диспут.

КВН.

Круглый стол.

Аукцион знаний.

Выставка.

Пресс-конференция и т.д.

Таким образом, учителями и педагогическими работниками были разработаны, сформированы методы и приемы формирования познавательной активности и развивающей деятельности учащихся. От правильности использования методов зависит уровень отношения к учебному процессу и жизнедеятельности в целом. Каждый метод несет свою особенность во время обучения младших школьников. Для наиболее эффективного результата нужно применять и (или) чередовать методы и приемы формирования познавательной активности.


1.3 Теоретические подходы к разработке учебных материалов мультимедийной дидактики


Перед изучением нам необходимо ознакомиться с определением: дидактика, мультимедиа, мультимедийная дидактика, анимация.

Дидактика - часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения (цели, содержание, закономерности и принципы обучения), а также воспитания в процессе обучения [17].

Мультимедиа - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию) [16].

После рассмотрения определений дидактики и мультимедиа, можно сформулировать определение мультимедийной дидактики. Мудьтимедийная дидактика – это прием обучения с использованием информационных технологий, который способствует лучшему усвоению устного и (или) иного материала.

Е.В. Оспенникова дала своё определение мультимедийной дидактики. Мультимедийная дидактика – это теория обучения на основе использования полного комплекса средств и способов информационного обмена [6].

Сегодня более широкое распространение в образовательном процессе получили два вида ИКТ: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний. И именно при предъявлении учебной информации учителя широко используют презентации.

Это наиболее доступный и многофункциональный инструмент, позволяющий организовать сопровождение изучаемого материала визуальными и аудиальными формами, что активизирует кинетическое восприятие и делает информацию доступной учащимся с различными типами восприятия (визуалам, аудиалам и кинестетикам).

Самой распространенной программой для создания презентаций является MS PowerPoint. Но, как правило, учителя самостоятельно осваивают возможности этого программного продукта, что ведет к упрощенности его использования.

Потенциал программы MS PowerPoint заключен в мультимедийности и интерактивности создаваемых в ней учебных ресурсов. Мультимедиа технологии широко используется в работе, и позволяют учителю представить учебную информацию в максимально эффективном виде. Потенциалу же интерактивности уделяется меньше внимания.

Таким образом, самой распространенной программой для теоретического подхода к разработке учебных материалов мультимедийной дидактики является MS PowerPoint. Преимущества программы состоит в её мультимедийности и интерактивности. Для предания учебному материалу красочности, наглядности, пробуждения познавательного интереса учащихся необходимо использовать мультимедийную дидактику.

Мультимедийная дидактика является хорошим приемом формирования познавательной активности ребенка.


1.4 Разработка учебных презентаций в программе Microsoft PowerPoint


Современные учителя имеют, как правило, достаточно хорошую подготовку как пользователя компьютера, что позволяет им создавать большое количество разнообразных обучающих программ. Какими бы красочными интерактивными свойствами не обладали готовые мультимедийные продукты, они далеко не всегда соответствуют специфическим образовательным целям преподавателей. Современному педагогу необходим инструмент разработки и сбора из отдельных мультимедиа-компонентов единого законченного мультимедиа-приложения. Одной из перспективных моделей обучения является использование инструментальных программ для разработки собственных мультимедийных продуктов.

Одним из актуальных и распространенных направлений внедрения использования информационных технологий в образовательный процесс школы являются мультимедийные презентационные технологии [13].

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Презентация может быть отличным каркасом (опорным конспектом) урока. Учитель, работающий с мультимедийными презентационными технологиями, постоянно повышает свое методическое мастерство, а именно оно является одним из главных условий повышения качества знаний учащихся.

Таким образом, презентационный материал на уроках позволяет воспринять информацию намного лучше, если преподносить информацию на слух и иллюстрировать данный материал на слайде. Работая с презентационным материалом, учитель повышает свое методическое мастерство, а именно оно помогает ученикам повышать качество знаний.

Для создания презентации чаще всего используется программа MS PowerPoint, которая предлагает различные шаблоны оформления и упрощает процесс создания презентации до такой степени, что с этим справится даже начинающей пользователь программы.

Перед создание презентации необходимо, прежде всего, продумать ее сценарий.

Сценарий презентации состоит, как правило, из двух этапов: идея презентации и пошаговая разработка каждого слайда. Идея определяет общую направленность, стили и тему проекта. Создав идею презентации, нужно подготовить по ней блок-схемы, рисунки, фотографии, пояснительные тексты, музыкальное сопровождение, видеофрагменты, элементы анимации. Пошаговая разработка презентации – это разработка содержания и дизайна каждого слайда. [12].

Чаще всего презентации используют для визуализации представляемой информации. Поэтому условно можно разделить презентации на четыре типа:

Презентации с преобладанием текстового содержания;

Презентации с преобладанием изображений;

Комбинированные презентации, содержащие и текст, и изображения;

Сложные мультимедиа-проекты с видеороликами, аудиозаписями.

По степени интерактивности выделяют два типа презентаций:

1. Линейная презентация, характеризующаяся последовательной сменой слайдов. Это самый распространенный тип учебной презентации, создаваемой учителями для своих уроков. В них реализуются мультимедийные технологии.

2. Интерактивная презентация, предполагающая управленческую активность пользователя, способность влиять на процесс презентации, использование активных методов обучения [9].

Таким образом, для использования на уроках презентации имеют несколько достоинств:

1) презентация облегчает работу учителя, помогая соблюдать последовательность изложения, подсказывая, на каком элементе (или моменте) сделать акцент, предлагая в запланированный момент проблемные задания или иные виды практической работы;

2) презентация помогает сократить время для выведения на доску необходимой для работы учащихся информации (иллюстраций, элементов текста, математических примеров и т.п.);

3) с помощью фото, видео и аудио контента презентация помогает ликвидировать абстрагированность в обучении, приближая максимально возможно субъекта образования (учащегося, слушателя) к объекту исследования;

4) презентация мобильна, т.е. ее можно передавать коллегам при помощи носителей или сети Интернет. [12].

Рассмотрим принципы, предъявляемые к наглядности и технологии триггеры при создании интерактивных презентаций.


Принципы предъявления наглядности при использовании учебных материалов мультимедийной дидактики


Использование наглядности тем более актуально, когда в ряде школ, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций.

Используя мультимедийные технологии, проектор, интерактивную доску учитель может создавать многоуровневые, интерактивные наглядно-дидактические разработки.

Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных принципов предъявления наглядности:

узнаваемости предъявляемых объектов;

организации эффективной, дидактически выверенной динамики их демонстрации;

определения выверенного алгоритма, запланированной последовательности группы визуальных объектов, то есть видеоряд; оптимизации размера наглядных объектов;

оптимизации количества одновременно предъявляемых объектов.

Рассмотрим каждый из этих принципов в отдельности.

1. Узнаваемость наглядности.

Вполне очевидно, что предъявляемая наглядность должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации. Однако практика показывает, что учителя довольно часто нарушают этот принцип неумелым использованием иллюстраций, прежде всего заимствованных из Интернета.

Если вы скопировали из Интернета иллюстрацию, которая занимает всего 10-15 килобайт, какой бы привлекательной по содержанию она ни была, придётся от неё отказаться или, по крайней мере, не увеличивать. Любые операции увеличения приводят к искажениям, потере контрастности, размытости, то есть неузнаваемости изображения. [8].

Особенно часто такие огрехи в разработках учителей видны, когда используются gif-анимации. При всей их привлекательности, к сожалению, любое их увеличение даёт такую потерю в качестве, что перед учениками вместо привлекательного героя появляется настоящий «монстр».

Очень часто вместо фотографий учителем используются рисунки. Если данная наглядная информация предъявляется впервые, они должны быть максимально документальными, то есть полностью соответствовать тому объекту, о котором идёт речь.

Не должно быть утрированных, карикатурных рисунков, стилизованных изображений и т.д. Особенно это касается младшей школы, где складывается первичное представление ребёнка об изучаемом объекте.

И ещё одна рекомендация. Наглядная информация должна быть однотипной, то есть на одном слайде не должны присутствовать одновременно фотографии и рисунки [15].

Впрочем, совершенно другие принципы могут быть применены, если обучаемым уже знаком, предъявляемый наглядный объект. В таком случае возможен дидактический эффект от определённой недосказанности, построения некоего ассоциативного ряда, демонстрации фрагмента с постановкой проблемной ситуации, учебной задачи дорисовать, пофантазировать, угадать, что изображено.

Таким образом, мы можем это представить, как принцип угадываемости изображения. Принцип угадываемости мы можем использовать также при демонстрации небольшого фрагмента печатного текста. В данном случае мы представляем текст, прежде всего, в качестве зрительного образа.

Действительно, одно из важнейших условий использования учебного текста в мультимедийной разработке является его читабельность. Однако, если речь идёт о постановке определённой учебной задачи по трансформации, угадыванию, «расшифровке» печатного текста, его можно представить в виде сложного шрифта или текста с пропусками.

Таким образом, нет никакой разницы, как будет представлена информация: печатным текстом, видеорядом, изображениями и т.д. Главное, чтобы она была понятна всем участникам образовательного процесса.

Исходя из этого, мы можем использовать наглядность в качестве знаков-символов, выстраивать определённые цепочки ассоциаций. На этом основаны, к примеру, принципы технологии опорных конспектов, где единицей информации является опорный сигнал.

2. Динамика предъявления наглядности.

Время демонстрации наглядности должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации.

Очень важно не переусердствовать с эффектами анимации. Современные технологии могут представить нам целый букет таких возможностей. К примеру, в программе MS PowerPoint лишь для «входа» объекта предусматривается 60 различных эффектов. А если добавить эффекты при выделении, выходе, путях перемещения, то можно представить себе, какие у автора разработки предоставляются варианты проектирования учебной задачи.

Однако вводимые эффекты анимации при демонстрации наглядности должны быть дидактически оправданы, не отвлекать ученика, больше того, должны привлекать его внимание. На входе целесообразно использовать эффекты «появление», «растворение», «выцветание» и ещё несколько простых эффектов анимации.

Когда возникает необходимость обратить внимание ученика на какой-то объект на слайде. Тогда уместен эффект выделения «мигание», «мерцание», «изменение цвета заливки» и т.п.

3. Видеоряд, или запланированная последовательность группы визуальных объектов.

Помимо динамики, необходимо тщательно продумать видеоряд изображений, то есть последовательность и порядок их демонстрации.

Средства мультимедиа помогают учителю предъявить необходимое изображение с точностью до мгновения. Достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим, чтобы обеспечить не простую репродукцию знаний, а заложить развивающее начало в урок, побудить учащихся к активной мыслительной деятельности.

Варианты:

Учитель может показать наглядный объект, предварительно создав какую-то проблемную ситуацию. После определённой дискуссии объект появляется на экране.

Показом самого объекта учитель создаёт проблемную ситуацию.

Наглядный объект при необходимости может сопровождать текст.

Наглядный объект при постановке вопросов учащимся может выполнять роль подсказки для придания необходимого направления размышлений ребят.

4. Оптимальный размер наглядности.

Данная кажущаяся «мелочь» тоже играет немаловажную роль. Необходимо не забывать условия, при которых будет демонстрироваться тот или иной наглядный объект. Не всё, что прекрасно видно на экране монитора будет заметно на большом экране. Следует убедиться, что даже ученики на последней парте хорошо видят демонстрируемую наглядность.

Проблема размера касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников.

5. Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране.

Не следует увлекаться большим количеством слайдов, фото, рисунков и т.д., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном. Вряд ли будет уместно демонстрировать всё, что мы с вами найдём в Интернете, на дисках, сканируем сами, если это не будет оправдано содержанием, если наглядный объект не будет нести в себе какую-то дополнительную информацию по сравнению с предыдущим.

6. Место расположения наглядного объекта.

Не следует пренебрегать и этим существенным принципом. Если мы хотим, чтобы изучаемый объект был главным в учебном эпизоде, то он должен занимать место по центру или чуть выше центра.

Наконец, еще одна рекомендация, которая тоже может быть не лишней. При конструировании учебного эпизода не стоит «налегать» на красивости, которые носят сопутствующий характер.

Иначе они из помощников, оформительского фона могут превратиться в средства, снижающие результативность занятия. Дети с большим удовольствием будут рассматривать симпатичного котёнка, которого вы разместили на слайде, а не разбираться с условием задачи.

Любой символ, любая сопутствующая наглядность должна гармонично сочетаться с главным объектом изучения.


Использование технологии триггеров при создании интерактивных презентаций

Триггер – это интерактивный механизм анимации, позволяющий задать автономное действие для любого элемента презентации и управлять ими на слайде в любой последовательности.

Объектами-триггерами называют такие объекты, которые обладают способностью длительно находиться в одном из двух более устойчивых состояний и чередовать их под воздействием внешних сигналов.

В MS PowerPoint объект-триггер включает проигрывание анимации собственного объекта или других объектов слайда. При нажатии на один объект-триггер может проигрываться анимация нескольких объектов одновременно или цепочкой.

Сама кнопка может быть в форме любого объекта (графики, картинки, слова и пр.).

Можно выделить 4 варианта использования триггера:

1.Триггер-кнопка и анимированный объект в одном лице (например, двигающийся объект, изменяющая цвет кнопка, исчезание и пр.)

2.Триггер-кнопка анимированный объект.

3.Триггер-кнопка несколько анимированных объектов или несколько анимаций.

4. Триггер-кнопка и анимированный объект в одном лице анимированный объект [9].

На первый взгляд может показаться, что триггеры ничем не отличаются от обычной анимации. Однако при использовании простой анимации мы можем вызывать её только в той последовательности, в которой определили во время настройки, триггеры же позволяют нам использовать анимацию в любом порядке, что удобно для создания контрольных или проблемных заданий. Действие анимации на экране будет зависеть только от того, какой триггер активирует ученик.

Самый простой пример использования триггеров – это выбор правильного ответа. При щелчке по правильному ответу, которым может быть любой объект: картинка, кнопка, фигура, текст, включается выбранная вами анимация, например, «исчезновение» объекта, а в случае щелчка по неправильному ответу сработает другая анимация.

С помощью триггеров учитель может создавать в презентациях тесты, игры, задания для викторин и т.п. Буквально «триггер» означает «спусковой крючок», а внешне он является кнопкой, нажатие на которую вызывает запланированный эффект.

Благодаря триггерам можно добиться большей динамики при проведении занятий, организовать уникальные дидактические игры, тренажёры, тестеры, в том числе и для работы на интерактивной доске.

Какие технологические приёмы можно осуществить с помощью триггеров?

Перемещение отдельного объекта.

Изменение объекта (изменение цвета заливки, содержания текста, размера объекта, его исчезновение).

Появление нового объекта на экране не по общему щелчку мыши или нажатии клавиши «Пробел», а по щелчку на определённый объект нашего учебного эпизода.

Конечно, подготовка такого фрагмента урока требует более длительной подготовки, но затраты стоят этого. Хотелось бы указать ещё не некоторые рекомендации. Необходимо обратить внимание на некоторые «мелочи», которые могут повлиять на качество разработки.

К примеру, в случае случайного нажатия на любой другой участок (кроме запланированного) экрана произойдет не желаемый переход к другому слайду.

Чтобы этого не произошло необходимо так настроить презентацию, чтобы переход к следующему учебному эпизоду произошёл только по гиперссылке. Поэтому, на вкладке Анимация в группе Смена слайдов уберите флажок на элементе «По щелчку».

Кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Дети и взрослые любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды.

Триггеры помогут при разработке интересных тематических игр на закрепление или проверку пройденного материала [15].

Не все объекты могут быть «горячей зоной». Для таких объектов можно использовать прием прозрачных триггеров, т.е. присвоить триггер не к самому объекту, а к прозрачному прямоугольнику, наложенному на этот объект. Например,

надписи, сделанные с помощью объекта WordArt;

если объекты наложены друг на друга, и они должны появляться последовательно по щелчку;

можно увеличить отдельные фрагменты изображения, если поверх исходного изображения поместить увеличенный фрагмент и на нем создать прозрачный триггер.

Таким образом, в роле триггера может выступать любой объект на слайде. Триггеры помогают при разработке интересных дидактических игр, материалов, способствуют улучшению внимания детей на уроках. Создание презентаций к урокам в программе MS PowerPoint эффективны, но каковы преимущества программы? Этому мы узнает в следующем параграфе.

Возможности MS PowerPoint при контроле знаний и умений учащихся

Одним из основных принципов дидактики является принцип прочности усвоения знаний. Успех преподавания зависит не только от хорошего изложения материала учителем, умело проводимого эксперимента, достаточно полноценной самостоятельной работы учащихся, но и от правильной системы повторения и учета знаний. В настоящее время в системе образования происходят существенные изменения. Эти перемены повысили требования к качеству контроля, проверке и оценке результатов обучения. [23].

Для оперативного контроля знаний и умений учителя обычно используются специально подобранные и систематизированные упражнения. Однако традиционные формы контроля, такие как устный опрос и письменные работы, требуют значительных временных затрат, как на составление работы, так и на проверку и систематизацию ошибок.

Чаще всего к программе MS PowerPoint обращаются при необходимости продемонстрировать тот или иной наглядный материал, который представляется в виде графического изображения, таблицы, видеосюжета; и очень редко как к способу контроля знаний и умений учащихся.

Программа POWER POINT позволяет учителю самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку по любому предмету с небольшими затратами времени:

При отработке учебных умений и навыков по теме:

Фронтальный опрос (учитель проводит опрос, используя мультимедиа или мониторы ПК для демонстрации учебных материалов без звукового сопровождения, ученик их озвучивает).

Самостоятельная работа учащихся с компьютерными тестами и задачами.

Семинарские занятия, дискуссии, круглый стол с применением презентаций учащихся.

Для контроля знаний:

Фронтальный опрос с использованием мониторов ПК или мультимедиа проектора.

Контроль с использованием компьютерных тестов.

Защита исследовательской работы, проектов, доклады и т.п.

Фронтальный опрос. Через небольшой промежуток времени (учебной четверти, полугодия) ученики плохо помнят усвоенный ранее материал, даже основные вопросы. Объясняется это тем, что учитель не всегда находит время для регулярного повторения ранее пройденного учебного материала.

Фронтальный опрос учителя обычно используют лишь для проверки только, что пройденного материала и для подготовки к изучению нового материала. Однако при таком понимании роли фронтального опроса его возможности использованы далеко не полностью. Учебные функции фронтального опроса должны быть значительно расширены.

Методика организации фронтального опроса учащихся подразумевает выделение в учебном материале так называемых «базовых» знаний – тех знаний, которые должны ученики помнить и понимать, уметь воспроизводить в любое время учебного года.

Презентации, подготовленные в программе MS PowerPoint, помогают сделать фронтальный опрос более наглядным, ведь чаще визуальное восприятие у учащихся развито лучше, чем слуховое. Кроме того, программа MS PowerPoint позволяет использовать различные графики, схемы и изображения, что для преподавания математики имеет высокую ценность, ведь не всегда в учебниках есть вопросы подходящего содержания для повторения пройденного материала. Кроме того, в программе MS РowerРoint есть инструментарий для анимированного представления решения задач. Это повышает наглядность, способствует окончательному закреплению материала у учащихся. Большой экран и наглядность позволяют разрешить вечную проблему раздаточного материала [22].

Метод тестирования. Среди известных методов педагогической диагностики наиболее ценным для обучения информатике является метод тестирования.

Под тестированием мы будем понимать процедуру, состоящую из системы стандартизированных заданий, определенного способа проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов.

Средствами программы MS PowerPoint можно создать тест с заданиями закрытого типа, когда ученику предлагается вопрос и несколько ответов, среди которых один правильный. При выборе правильного ответа ученик переходит к следующему шагу, в противном случае получает разъяснения и еще одну попытку. Тесты организуются без оценки в баллах, подсчет потребует привлечения программирования.

При подготовке теста необходимо сформулировать вопросы, варианты ответов, определить количество вопросов. На каждый вопрос потребуется 3 слайда: слайд с вопросом и ответами, слайд с реакцией на правильный ответ и слайд с реакцией на неправильный ответ.

Для создания электронных тестов применяют специальные программные оболочки. Разрабатывать тесты можно в виде электронных страниц с использованием языков HTML и JavaScript. Особенно эффектно выглядят тесты, созданные в приложении MS PowerPoint с применением макросов VBA. Последний слайд презентации – слайд с результатами тестирования.

Подвести итоги такого тестирования можно гласно, если обеспечить визуализацию тестов. После работы ученика за партой весь класс приглашается к обсуждению итогов тестирования, когда тест демонстрируется на экране. [14].

Возможности программы MS PowerPoint помогают разнообразить тестовые задания:

использованием различные типы вопросов;

добавлением мультимедийные объекты;

автоматическим подсчетом баллов.

Данная форма позволит сделать электронное тестирование привлекательным для учащихся и удобным для преподавателей.

Вместе с тем имеется возможность подготовки презентаций, которые представляют собой тест с выбором ответов и подсчетом баллов, без использования указанных элементов и языка программирования VBA. Каждый вариант ответа оформляется на слайде в виде гиперссылки, и в зависимости от того, правильный или ошибочный вариант ответа выбрал ученик, осуществляется переход на разные слайды. Гиперссылка, соответствующая правильному ответу, реализует переход на один слайд, неправильному ответу — на другой (другие) слайд. Для слайда с первым вопросом в презентации будут присутствовать два совершенно одинаковых слайда (отличающихся только количеством “набранных учеником баллов”, которое держится, так сказать, “в уме”). Для третьего и следующих вопросов число одинаковых слайдов будет увеличиваться.

Таким образом, программу MS PowerPoint можно использовать для проверки знаний учащихся. Программу можно использовать для демонстрации наглядного материала при словесном описании, при проведении контроля знаний, при отработке учебных навыков.


Вывод по 1 главе

После изучения главы теоретическое обоснование проблемы развития познавательной активности учащихся младшего школьного возраста посредством приемов мультимедийной дидактики. Можно сделать вывод о том, что познавательная активность — это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. У детей младшего школьного возраста нет познавательной активности в изучении учебных предметов в виду психологических особенностей детей данной возрастной категории. Для формирования познавательной активности учителя прибегают к использованию различных приемов и методов его стимулирования.

Процесс организации обучения с использованием ИКТ позволяет:

сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях;

раскрепостить обучающихся при ответе на вопросы, так как компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (разработка презентаций), развивая тем самым у обучающихся творческую активность.

В настоящее время, из различных средств, используемых для создания электронных образовательных ресурсов, наиболее популярным становится программа MS PowerPoint, позволяющая создавать не только наглядные средства обучения, но и интерактивные материалы.

Применение ИКТ на уроках дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания обучающихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры. [7].




Глава 2. Опытно-исследовательская работа по формированию познавательной активности обучающихся начальной школы на роках математики


2.1. Выявление уровня познавательной активности учащихся младшего школьного возраста (констатирующий этап)


Исследование проводилось в г. Соликамск (на базе МАОУ «СОШ № 7» в 2023- 2024 учебном году.

В исследовании принимали участие 23 обучающихся в возрасте от 7 до 8 лет.

Исследование проводилось в 3 этапа:

Первый этап – констатирующая диагностика. Диагностика была проведена в марте 2024 года на всем классе.

Второй этап – формирующий эксперимент. На данном этапе был реализован цикл занятий по формированию познавательной активности посредством информационно-коммуникационных технологий. Данный цикл занятий реализовывался с февраля 2024 года по март 2024 года по программе «Школа России» в течение четырёх недель.

Третий этап – контрольная диагностика. Диагностика проводилась в марте 2024 года на всем классе.

Перед началом проведения диагностик, учителю МАОУ «СОШ №7» начальных классов (учитель начальных классов высшей квалификационной категории, стаж работы 10 лет) была предложена анкета (Приложение 1), которая состояла из 5 вопросов. В результате анкетирования было выявлено, что учитель на уроках использует презентации, а если быть точнее мультимедийную дидактику на простом уровне.

В исследовании были использованы следующая диагностика:

Диагностика на выявления познавательной активности младшего школьника по Б.К. Пашневой (Приложение 2);

Данные диагностики были выбраны из-за результативности, простоты и соответствия возрастных особенностей обучающихся.

Время, затраченное на прохождение диагностик, составляло от 10 до 20 минут. Для прохождения диагностики дети не были разделены на группы, учащимся была прочтена инструкция по выполнению диагностик. Данные методики используются для определения уровня креативности обучающихся младшего школьного возраста.

Цель проведения диагностик: выявить уровень сформированности познавательной активности младших школьников.

Диагностика №1. Диагностика на выявления познавательной активности младшего школьника по Б.К. Пашневой.

Цель: Оценка уровня познавательной активности младших школьников.

Общие результаты диагностики продемонстрированы на диаграмме (рис.1)

t1717315100aa.gif










Рис. 1. Результаты диагностики №1 выявления познавательной активности младших школьников по Б.К.Пашневой

Исходя из результатов, проведенной диагностики было выявлено, что высокий уровень познавательной активности выявлен у 43% (10 ученика). Исходя из наблюдений, дети на уроках работают активно, отвечают на поставленные вопросы, могут самостоятельно справиться с трудностями, которые у них возникают при выполнении заданий.

Умеренный уровень выявлен у 35% (8 учеников), это значит, что ученики выполняют задания не по собственной инициативе, а по указанию учителя. Если в процессе обучения у них возникают трудности, то некоторые ученики стараются самостоятельно найти ответ, но некоторые, большинство, обратятся за помощью учителя. Учащиеся могут быть на уроках активны, если они считают тему урока интересной, поэтому учителю необходимо продумывать разнообразные способы, приемы для привлечения детей к работе на уроке.

Слабый уровень выявлен у 22% (5 ученик). У данных учеников слабо выражена познавательная активность, так как ученики обладают не очень хорошими навыками чтения, не очень хороша развита мелкая моторика рук, учитель составляет задания для ученика, которые соответствуют уровню знаний, ученикам сложно дается новая получаемая информация.

Таким образом, большинство учеников в классе имеют умеренный уровень познавательной активности, это обозначает, что ученики готовы стремиться к активности, им интересен процесс обучения.

Таким образом, по итогам исследования можно сделать вывод, что ученики 1 класса МАОУ «СОШ №7» показали высокий, средний и низкий уровень формированности познавательной активности, отношения к школе, познавательного интереса. Ученики в процессе проведения диагностик показали себя внимательными. Для того чтобы подтвердить гипотезу (предположим, что использование приемов анимации, созданных с помощью программы MS PowerPoint, обеспечит разработку интерактивных учебных материалов по учебным дисциплинам для начальной школы, что повлияет и на развитие познавательной активности у обучающихся начальной школы).


2.2. Методика использования анимации для формирования познавательной активности у младшего школьного возраста (формирующий этап исследования)


На основании проведенных диагностик были разработаны презентации с использованием мультимедийной дидактики, презентации с триггерами, анимациями, которые способствовали формированию познавательной активности обучающихся начальной школах на уроках математики.

При создании презентаций, способствующих формированию познавательной активности обучающихся начальной школы, в рамках преддипломной практики были разработаны учебно-методический материал с презентационным сопровождением по математики, согласно комплексу «Школа России».

В ходе изучения теоретического материала было выявлено, что уроки с использованием ИКТ (презентаций с триггерами, анимациями) способствуют решению следующих задач:

внедрить информационные педагогические технологии в образовательную деятельность.

изучать потребности и индивидуальные особенности интеллектуального развития ребенка.

обеспечить развитие информационной культуры у младших школьников.

развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.

развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь.

развивать воображение и творческие способности.

Все презентации были разработаны согласно требованиям по оформлению презентации. И в соответствии с требованиями, которые предъявляются к техническим средствам обучения (Приложение 3).

Задания в презентации даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом, поэтому при проведении не нарушалась их последовательность. Задания, которые использовались в презентациях, соответствуют уровню знаний младших школьников. Все задания подбирались на развитие логики, мышления, сравнения, обобщения и на развитие познавательного интереса.

Презентации с триггерами являются отличным помощником в проверке знаний детей (во время подведения итогов и (или) творческих заданий), на этапе актуализации знаний (решение логической цепочки, вставить пропущенные буквы и т.д.), на этапе СТИЦ (создание проблемной ситуации, например, вставьте пропущенные буквы, и т.д.).

Для того чтобы учителям начальных было проще создавать презентации с триггерами нами был разработан пример алгоритма по созданию презентаций с триггерами и анимациями (Приложение 4). Данным примером могут воспользоваться учителя начальной школы, которые работают с презентацией, но не используют триггер.

Таким образом, использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Наглядность ИКТ, простота в их использовании, безусловно, способствуют развитию познавательного интереса младших школьников. Современных информационных компьютерных технологий является эффективным средством обогащения интеллектуальной сферы, стимулирования интереса к познанию, развития творческих способностей, формирования личности младших школьников.

В ходе реализации, мною были разработаны презентации с использованием мультимедийной дидактики, презентации с триггерами, анимациями, которые способствовали формированию познавательной активности обучающихся начальной школах на уроках математики.


Тема урока

1.

Геометрические фигуры: прямоугольник. Квадрат.

2.

Обобщение. Числа от 1 до 20

3.

Десяток. Счет десятками

4.

Единицы длины

5.

Измерение длины отрезка. Сантиметр

6.

Дециметр

7.

Килограмм

8.

Литр

9.

Что узнали чему научились

10.

Нумерация от 11 до 20

11.

Порядок следования чисел от 11 до 20.Сравнения и упорядочение чисел.

12.

Однозначные и двузначные числа

13.

Сравнение геометрических фигур: общее, различное. Многоугольник. Круг.

14.

Обобщения «Геометрические фигуры»

15.

Дидактическая игра « В мире математики»


В ходе проведения учебных занятий по математики мною было проведено 15 учебных занятий по математики с применением ИКТ. Обучающиеся в течение всех уроках были заинтересованы и в уроке, и в теме. Использования ИКТ показало, что обучающиеся смогли справиться с учебной задачей. В ходе всех уроков планируемые предметные результаты были достигнуты.


2.3. Выявление уровня сформированности познавательной активности учащихся младшего школьного возраста (контрольный этап исследования)


Контрольный этап исследования проводился в г. Соликамске на базе МАОУ «СОЩ №7» в 1 классе. Для проведения диагностик ученики не были разделены по группам. Перед началом диагностирования ученикам была прочитана инструкция. Время, затраченное для прохождения диагностик от 10-30 минут.

Диагностики были использованы те же, что и на констатирующем этапе исследования.

Общие результаты диагностики продемонстрированы на диаграмме. (рис.2)

t1717315100ab.gif

Рис. 2. Результаты диагностики №2 уровень сформированности познавательной активности младших школьников по Б.К.Пашневой.

Исходя из результатов, проведенной диагностики было выявлено, что сильный уровень познавательной активности выявлен у 69% (13 учеников), из этого следует, что 8 учеников смогли повысить уровень познавательной активности. Исходя из наблюдений, дети на уроках стали работать более активно, с активностью отвечают на поставленные вопросы, могут самостоятельно справиться с трудностями, которые у них возникают при выполнении заданий.

Умеренный уровень выявлен у 26% (5 учеников). Исходя из результатов диагностики, мы можем наблюдать уменьшение количества учеников, имеющих умеренный уровень. Эти ученики смогли повысить уровень познавательной активности. Ученики, обладающие умеренным уровнем познавательной активности, выполняют задания не по собственной инициативе, а по указанию учителя. В процессе обучения ученики стараются самостоятельно справиться с трудностями или позвать на помощь учителя, на уроках стараются работать активно, если им интересна тема урока.

Слабый уровень выявлен у 5% (1 ученик). Данный ученик не смог повысить свой уровень познавательной активности. На уроках ученик не проявляет активности в учебном плане, отвлекает своих одноклассников. На переменах общителен, активен.

t1717315100ac.png















Таким образом, после проведения уроков математики с использованием ИКТ можно сделать вывод о том, что ученики смогли повысить свой уровень сформированности познавательной активности.

В каждом ребенке горит огонек любопытства, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется своими новыми знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремления. Уроки должны быть яркими, эффектными, эмоциональными, а главное-продуктивными. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой фундамента, на которой будет опираться все его дальнейшее образования. Помочь учителю в решении этой задачи может сочетания традиционных методов обучения и современные ИКТ технологии.

Заключение


Познавательная активность - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Школа как важнейший социальный институт должна способствовать формированию всесторонне развитой личности. Учителя всеми известными способами и методами должны способствовать развитию креативности у каждого ребенка. В век современных технологий использование компьютерных программ в образовательном процессе является основным фактором развития познавательной активности школьников.

Особенностью познавательной активности является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Важной особенностью познавательной активности является также и то, что центром его бывает такая, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Формирование и развитие познавательной активности и интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательной активности и в начальной школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

Мультимедийная дидактика является отличным наглядным приемом в образовательном процессе. Давно доказано, что использование наглядности способствует лучшему запоминанию и усвоению материала. Использование мультимедийной дидактики способствует наглядному сопровождению учебного материала. Мультимедийная дидактика позволяет использовать аудио, видео файлы, которые позволяют лучше воспринимать темы уроков. Мультимедийная дидактика делает информацию доступной для детей любых типов восприятия (визуалам, аудиалам и кинестетикам).

Самой распространенной программой для создания презентаций является Microsoft PowerPoint. Основной прием мультимейдиной дидактики — это триггер. Триггер - это интерактивный механизм анимации, позволяющий задать автономное действие для любого элемента презентации и управлять ими на слайде в любой последовательности. Презентации с использованием триггеров можно использовать на различных этапах урока.

Для того чтобы познавательная активность учащихся не оставалась на одном уровне и не уменьшался необходимо использовать приемы мультимедийной дидактики. Делать их красочными и полезными для детей. Не стоит злоупотреблять ИКТ, так как ученики могут быстро привыкнуть к данным приемам, и тогда придется искать новые приемы развития познавательной активности. Презентации с триггерами являются самым распространенным приемом мультимедийной дидактики. Простота, доступность и универсальность программы Microsoft PowerPoint поможет создать качественный и полезный интерактивный материал к урокам.

Не стоит отказываться от приемов ИКТ из-за больших временных затрат. Намного лучше подготовить качественный, содержательный и полезный интерактивный материал к уроку, нежели использовать ИКТ, которые не только не принесут пользу, но и смогут отрицательно повлиять на образовательный процесс и развитие познавательного интереса.

Дидактический потенциал анимации на уроках математики для формирования познавательной активности учащихся начальной школы весьма значителен и может быть успешно использован для достижения результатов. Исследования показывают, что анимация способствует более глубокому пониманию математических концепций, развивает мышление и фантазию, а также мотивирует детей к активной учебной деятельности.

Результаты практического использования анимации на уроках математики в начальной школе позволяют сделать ряд рекомендаций. Во-первых, следует активно включать анимационные ролики в уроки, чтобы демонстрировать абстрактные математические концепции визуально. Это поможет детям лучше усваивать и запоминать материал.

Во-вторых, рекомендуется использовать анимацию для решения проблемных ситуаций, где дети могут проявить свою познавательную активность и находить нетрадиционные способы решения задач. Это развитие мышления будет полезно не только в математике, но и в других областях жизни.

Таким образом, с помощью исследования мы смогли доказать, что использование в системе мультимедийной дидактики, если быть более точным, то презентаций с триггерами и анимациями способствует развитию познавательной активности у обучающихся начальной школы.
















Список литературы


Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российский Федерации» [Текст]. - М., 2021. – 191 с.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Текст]. – М.: 2019. – 99 с.

Профессиональный стандарт педагога начальной школы [Текст]. – М., 2019.-. 47 c.

А.А.Быкова Педагогические условия организации межличностного взаимодействия учителя с учащимися [Электронный ресурс]. – URL: https://golnk.ru/yJ2JO

Активизация познавательной деятельности учащихся [Электронный ресурс]. – URL: https://golnk.ru/xgMgn

Е-дидактика мультимедиа: проблемы и направления исследования [Электронный ресурс]. – URL: https://golnk.ru/n1d1L

Информационно коммуникационные технологии. Методика использования на уроках [Электронный ресурс]. – URL: https://golnk.ru/bx1xD

Использование иллюстративного материала из Интернет [Электронный ресурс]. – URL: http://iteach.vspu.ru/05-2022/50745/

Использование ИКТ на примере интерактивных презентаций". Обобщение педагогического опыта [Электронный ресурс]. – URL: https://golnk.ru/1Avw0

Ондар А.В. Применение ИКТ на уроках [Электронный ресурс]. – URL: https://golnk.ru/5vDv7

Методическая разработка [Электронный ресурс]. – URL: https://golnk.ru/OW5Wz

Методические рекомендации по созданию учебно-образовательных презентаций Microsoft PowerPoint [Электронный ресурс]. – URL: https://golnk.ru/9K3Kz

Методические рекомендации по использованию мультимедийных технологий в образовательном процессе для учителей [Электронный ресурс]. – URL: https://golnk.ru/qRrRQ

Тестирования как форма контроля учащихся на уроках [Электронный ресурс]. – URL: https://golnk.ru/3gOg4

Создания интерактивных презентаций с помощью программы MS PowerPoint [Электронный ресурс]. – URL: https://golnk.ru/vDVDY

Основные понятие мультимедиа [Электронный ресурс]. – URL: https://znanio.ru/pub/434

Определения дидактика [Электронный ресурс]. – URL: https://golnk.ru/Waxa9\

Приемы создания эффективной мультимедийной презентации (проект урока) [Электронный ресурс]. – URL: https://golnk.ru/01917

Познавательная активность младшего школьника [Электронный ресурс]. – URL: https://golnk.ru/K0kWW

Планирование познавательной деятельности на уроках [Электронный ресурс]. – URL: https://golnk.ru/zp2Vd

Познавательная активность младших школьников [Электронный ресурс]. – URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/poznavatelnaya-aktivnost-mladshih-shkoln.19794551940/

Сокина Л.А. Анимации и триггеры в презентациях [Электронный ресурс]. – URL: https://golnk.ru/N0M0B

Фронтальный опрос [Электронный ресурс]. – URL: https://golnk.ru/rAvAZ


Шарапова С.В. Дидактические принципы, их характеристики и применение в учебном процессе [Электронный ресурс]. – URL: https://golnk.ru/G5X35

Шихова А.Б. «Формирование компетенций обучающихся в области ИКТ технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности» [Электронный ресурс]. – URL: https://kopilkaurokov.ru/zavuchu/prochee/piedsoviet_formirovaniie_kompietientsii_obuchaiushchikhsia_v_oblasti_ikt_tiekhno




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для определения степени использования презентации как инструмента современных компьютерных технологий обучения


1. Используете ли вы презентации как источник получения информации при подготовке к занятиям:

1) Для каждого занятия:

2) 1 раз в неделю

3) 1-2 раза в месяц

4) Другое (укажите)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Считаете ли вы, что использование презентаций существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего вы используете?

1) PowerPoint

2) ПромоШОУ

3) Google Презентации

4) Другое (указать)

____________________________________________________________________


4. Какие проблемы возникают при использовании информационно-компьютерных технологий?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Ваши достижения в области использования информационно-компьютерных технологий?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Диагностика «Изучения познавательной активности обучающихся»

Инструкция

Прочитайте приведенные ниже вопросы. Обведите в кружок букву варианта ответа, который наиболее Вам подходит. Будьте внимательны, не пропустите ни одного вопроса.

1. Тебе нравится выполнять

а) легкие учебные задания б) трудные

2. Ты возражаешь, когда кто-либо подсказывает тебе ход выполнения трудного задания?

а) да; б) нет.

3. По-твоему, перемены в школе должны быть длиннее?

а) да; б) нет.

4. Ты когда-нибудь опаздывал на занятия?

а) да; б) нет.

5. Тебе хотелось бы, чтобы после объяснения нового материала учитель сразу вызвал тебя к доске для выполнения упражнения?

а) да; б) нет.

6. Тебе больше нравится выполнять учебное задание

а) одним способом? б) искать разные способы решения?

7. Тебе хочется обычно учиться после болезни?

а) да; б) нет.

8. Тебе нравятся трудные контрольные работы?

а) да; б) нет.

9. Ты всегда ведешь себя таким образом, что у учителей не возникает повода сделать тебе замечание?

а) да; б) нет.

10. Ты предпочитаешь на уроке

а) самостоятельно выполнять задания? б) слушать объяснения учителя?

11. Ты предпочел бы заниматься

а) несколькими небольшими заданиями? б) одним большим и трудным — весь урок?

12. У тебя возникают вопросы к учителю по ходу его объяснения учебного материала?

а) да; б) нет.

13. Если бы вообще не ставили отметок, по-твоему, дети в вашем классе учились бы хуже, чем теперь?

а) да; б) нет.

14. Было ли так, что ты пришел в школу, не выучив всех уроков?

а) да; б) нет.

15. Хотел бы ты, чтобы было меньше уроков в школе по основным предметам?

а) да; б) нет.

16. Тебе нравится выполнять трудное задание

а) вместе со всем классом? б) одному?

17. Ты вспоминаешь дома во время занятия другим делом о том новом, что узнал на уроках?

а) да; б) нет.

18. Ты считаешь, что учебники слишком толстые и их лучше сделать тоньше?

а) да; б) нет.

19. Ты всегда выполняешь то, о чем просит тебя учитель?

а) да; б) нет.

20. Заглядываешь ли ты иногда в толковые словари, чтобы уточнить какой-то вопрос?

а) да; б) нет.

Обработка результатов тестирования

Опросник состоит из двух групп вопросов:

10 вопроса, которые направлены на изучение познавательной активности;

10 вопросов, с помощью которых исследуется показатель неискренности или социальной желательности ответа.

Варианты индивидуальных ответов сравниваются с «ключом».

За каждое совпадение ответа с «ключом» насчитывается 1 балл.

Общая сумма полученных баллов сравнивается с имеющимися нормами для соответствующих возрастных групп.

«Ключ»

Познавательная активность:

1б

2а

3б

5а

7а

8а

10а

11б

12б

15б



Шкала неискренности:

4б

9а

14б

6б

20а

13б

16б

17а

18б

19а













Интерпретация результатов:

18 – 20 – сильный уровень 17 – 10 – умеренный уровень 0 – 9– слабый уровень

Уровни познавательной активности

Психолого-педагогические особенности учащихся

Сильный уровень

Характеризуется интересом и стремлением проникнуть в сущность явлений и их взаимосвязей, овладеть способами применения знаний в измененных условиях, возможно, найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств обучающегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

Умеренный уровень

Обучающийся стремится к выявлению смысла изучаемого материала, стремится познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в большей степени в неизмененных условиях.

Характерный показатель: относительная устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что обучающийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а принимает помощь или ищет пути решения.

Слабый уровень

Обучающийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе.

Данный уровень отличается неустойчивостью волевых усилий, отсутствием у обучающегося интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?».











ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Основные требования к мультимедийной презентации:

Соблюдение единого стиля оформления.

Все слайды презентации должны быть выполнены в программе Microsoft Power Point любой версии в едином стиле.

Размер файла должен быть не более 2Мб, количество слайдов 15-20шт.

Должны быть титульный, информационный и закрепляющий слайды.

Титульный слайд должен отражать тему презентации

Параметры страницы:

размер слайдов - экран;

ориентация - альбомная;

ширина - 24 см.;

высота - 18см.;

нумерация слайдов с «1».

Формат выдачи слайдов - «Презентация на экране».

Оформление слайдов:

шрифты для использования: Arial, Arial Narrow (без засечек). Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации

написание: нормальный, курсив, полужирный;

цвет и размер шрифта должен быть подобран так, чтобы все надписи четко читались на выбранном поле слайда.

В титульном и завершающем слайде использование анимационных объектов не допускается.

Не следует заполнять один слайд большим объемом информации.

Нужно использовать короткие слова и предложения.

Наиболее важная информация должна находиться в центре экрана.

Требования к информации: достоверность, полнота, использование современных источников информации, достаточность.

Требования к тексту: научность, логичность, доступность, однозначность, лаконичность, законченность.

Отсутствие грамматических и других ошибок.

На одном слайде рекомендуется использовать не более 3 цветов: один для фона, другой для заголовка, третий для текста.

Для фона следует использовать более холодные оттенки (синий, зеленый).

В мультимедийной презентации необходимо подобрать такое соотношение: фон - цвет шрифта, которое не утомляет глаза и позволяет легко читать текст.

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

Следует использовать эффекты анимации в середине слайда и при изменении слайда.

Анимация объектов должна проходить автоматически. Анимация объектов «по щелчку» не допускается.

Табличная информация вставляется в материал, как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel.

Не следует использовать таблицы с большим количеством данных.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel.

Надписи к иллюстрированному материалу должны способствовать правильному восприятию предлагаемого материала.

Желательно добавлять в мультимедийную презентацию звуковые фрагменты, мультипликацию, фрагменты фильмов для обеспечения эмоционального воздействия.




ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Пошаговая инструкция по созданию интерактивной презентации с использованием функции «триггер»

Открыть программу MS PowerPoint

t1717315100ad.png

















На первом слайде в поле Заголовок слайда написать тему презентации, в поле Подзаголовок слайда 

В верхнем меню выбрать Вставка – надпись, разместить в нижней части слайда – написать год

Вt1717315100ae.png ернуться во вкладку Главная в верхней панели управления

Найти создать слайд – развернуть меню – выбрать пустой слайд















Зайти в браузер, например, яндекс, или googlechrome, opera, в поиске задать – фон скачать понравившуюся картинку.

Перейти обратно в созданную презентацию

Чтобы ничего не потерялось – нажать сохранить и озаглавить.

На появившемся пустом слайде в любом месте нажать правой кнопкой мышки, чтобы открылось контекстное меню – выбрать формат фона

t1717315100af.png

В открывшемся окне выбрать – рисунок или текстура – файл

t1717315100ag.png

Выбрать на компьютере нужный фон нажать вставить

t1717315100ah.png

В верхней панели выбрать вкладку анимация, включить область анимации, выделить нужный объект

t1717315100ai.png

Раскрыть меню анимации, выбрать пути перемещения

t1717315100aj.png

Нарисовать путь перемещения картинки

t1717315100ak.png

Выбрать – добавить анимацию – выход – выцветание

t1717315100al.png

Раскрыть меню настройки – запускать после предыдущего

t1717315100am.png

Выбрать триггер – по щелчку – номер соответствующего объекта (например, рисунок 15)

t1717315100an.png

Выбрать нужный объект, нажать правой кнопкой мыши, выбрать гиперссылка, предварительно создать слайд, на который будет осуществляться переход

t1717315100ao.png

Выбрать – местом в документе – слайд – нужный слайд, на который будет осуществляться переход

t1717315100ap.png

На слайде с вопросом, заданием в верхней панели выбрать вставка – фигуры – управляющие кнопки – настраиваемая управляющая кнопка

t1717315100aq.png

Разместить кнопку в нижней части слайда – нажать правой кнопкой на мышке – гиперссылка – перейти по гиперссылке – слайд – выбрать слайд, на который будет осуществляться возврат

t1717315100ar.png




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей