Роль игры в развитии познавательной активности на уроках математики в начальной школе

6
0
Материал опубликован 28 May

Роль игры в развитии познавательной активности

на уроках математики в начальной школе


Игра – это жизненная лаборатория детства,

дающая тот аромат, ту атмосферу

молодой жизни, без которой

эта пора ее была бы бесполезна

для человечества. В игре, этой специальной

обработке жизненного материала, есть

самое здоровое ядро разумной школы детства.

С. Т. Шацкий

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения с соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно–познавательной направленностью.

Самая понятная и простая форма обучения детей это игра В процессе игры ребенок овладевает различными знаниями и умениями. Это особенно актуально на уроках в первых и вторых классах. Дети через игру познают окружающую их действительность, приобретают в процессе игры знания, умения, навыки. Повышается познавательная активность, формируется интерес к знаниям, развивается учебная мотивация у обучающихся во время игровой деятельности. Использование игровых форм обучения предупреждает утомление. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи. На таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Играя, ребята учатся работать в группах, парах, то есть сообща, прислушиваясь к мнению других, у них появляется желание и умение добиваться поставленной цели. Это и есть универсальные учебные действия, выдвигаемые стандартами. Игра позволяет вызвать интерес учащихся к новым знаниям в более простой и интересной форме.

На уроках математики можно использовать большое количество игровых ситуаций во время устного счета, направленных на обучение и повышение мотивации учащихся:

-Математическая эстафета,

-Головоломки;

-Ребусы;

-Задачи в стихах;

-Задачи – шутки;

В своем классе я провожу уроки – состязания, уроки – игры, уроки – путешествия, уроки-сказки и др. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют математические навыки.

Практическое применение игровых технологий на уроках математики может включать использование электронных игр, интерактивных заданий и программ, а также специализированных учебных приложений. Например, можно создать игровые задания на компьютере, где дети будут решать математические задачи в форме игры. Это способствует активному участию детей и повышает их мотивацию к изучению математики.

Игры, которые я часто использую на своих уроках

1. «Пропавшие часы»

     Напишите, сколько часов и минут вам необходимо в сутки: на сон, еду, учебу и все остальные дела. Сколько времени в сумме занимают все ваши дела? Посчитайте, сколько часов получится, если из двадцати четырех часов, которым равны сутки, вычесть полученное вами время. Проанализируйте, куда уходят оставшиеся часы. Сколько таких часов у вас получается в месяц и в год?

2. Игра «Магазин».

Разложить игрушки, написать цены. Дети по очереди приходят в магазин, покупают игрушки и считают сколько денег им необходимо заплатить. Игра развивает математическую и финансовую грамотность

3. «Составь круговые примеры.»

-составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.

Учитель пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера.

7-5=2      2+6=8     8+2=10                            10-8=2     2+5=7

Учащиеся составляют цепочку примеров по данному образцу.



4. Игра «Теремок»

Есть домик-теремок. Всем, кто просится пожить в домике, дается задание: составить примеры с ответом 3, 4, 5, 6. Дети должны помочь героям, чтобы все могли попасть в домик.


5. «Веселый счет»-физкультминутка


Детям показывает учитель карточки с примерами, а они числом движений дают ответ: «Столько раз ногою топнем (8-4),

столько раз руками хлопнем (5+4),

мы присядем столько раз (7-4),

мы наклонимся сейчас (6-4),

мы подпрыгнем ровно столько (10-4).

Ай да счет! Игра и только».

6. Игра «Кормушка».

Повесить на доску кормушку составлять различные варианты размещения птиц, вырезанных из бумаги на магнитной доске на данной кормушке, дети сами составляют и решают задачи

7. «Белка и грибы»  -усвоение состава чисел.


   Учитель рассказывает детям о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит свои запасы, а раскладывает их в 2-3 дупла. «Белочка (учитель показывает изображение белочки) каждый день сушила по 10 грибов (число можно менять) и раскладывала их в 2, 3, 4 дупла. Поскольку грибов может положить белочка в каждое дупло?

Вопросы. Кто хочет быть белочкой и разложить грибы в дупла? Как белочка могла бы разложить грибы в первый день? Во второй день? В третий день?


8. «Математическая рыбалка»

На столе размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание умножение, деление. Учитель поочередно вызывает детей к доске, дает им удочку, к которой прикреплен магнитик ( вместо крючка,) дети «ловят» рыбку, решают пример. Все ученики, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.

9. Сбежавшие числа”

Цель игры: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду; развивать внимание, наблюдательность.

Материал игры: таблички с числами.

1


3



6



9














11


13



16



19














2


6




10


14





Содержание игры:

Учитель вывешивает на доску готовые таблицы, в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.

10.“Поймай бабочку”

На доску вывешивается иллюстрация с изображением луга и макеты бабочек. На каждой бабочке написан разрядный состав чисел до 20. У каждого ребёнка бабочка из картона жёлтого цвета, на обратной стороне которой записаны числа. Один  из вызванных к доске учеников ловит бабочку, прикреплённую на ниточке, на которой указан разрядный состав числа, остальные ученики поднимают (ловят) тех бабочек, на которых написаны числа, соответствующие разрядному составу.

При использовании игровой деятельности на уроках должны соблюдаться определенные условия:

-Игра должна соответствовать теме и целям урока;

-Должна быть развивающей;

-Игра не должна быть скучной и надоедливой;

-Не должна сильно возбуждать детей;

-Инструкции к игре должны быть четкими;

-В конце игры должен быть подведен итог.

Математическая игра на уроке должна быть хорошо организована. Прежде всего ученикам надо осознать правила - единые по форме для всех игр, чтобы постепенно выработался стереотип. Такие правила обязывают детей действовать строго по очереди или коллективно; отвечать по вызову, внимательно слушать ответ товарища, чтобы исправить его по необходимости; не повторяться; не мешать другим; честно признавать свои ошибки и т.д.. В этом заключается организационная роль правил игры. Кроме того, они являются средством управления игрой: указывается способ действий и их последовательность, формируются требования к поведению, регулируются взаимоотношения детей в игре.

В. А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка.… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Педагог также отмечал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей