Статья «Развитие познавательной активности младших школьников на уроках в начальной школе»
Е.А.Комаровских
Развитие познавательной активности младших школьников на уроках в начальной школе.
Основной задачей школы является не столько наполнение школьника каким – то объёмом знаний . сколько его личностное развитие. В данном контексте будем рассматривать личность как субъект отношений (к себе, другим людям, окружающему миру) и сознательной деятельности. Субъект - это особая категория, описывающая человека как источник познания и преобразования действительности. Эта категория отражает активное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Школьник в познании мира должен занимать активную позицию. Это даёт ему возможность полноценного развития, личностного роста. Но как ни странно, в век информационных технологий наблюдается тенденция к всё меньшему проявлению школьниками активности в познании мира.
Группа учёных (И.Я.Лернер, В.А.Петровский) считает, что активность – это определённое состояние, взаимодействие субъекта с объектом познания с целью получения адекватной информации о нём. Н.П.Аникеева характеризует познавательную активность как целеустремлённый поиск, результат которого – образование нового знания. Познавательная активность учащихся связана прежде всего с активностью мышления.
Проблему развития познавательной активности рассматривали многие учёные прошлого и современности. (Б.Г.Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.С.Выготский, В.А. Крутецкий, И.Я.Лернер, И.Т.Огородникова, В.А.Петровский, С.А.Рубинштейн). Однако этот вопрос остаётся открытым и в наше время. Задача учителя прежде всего состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка желание учиться, добывать и усваивать новый материал, научить работать с ним, то есть научить учиться. Из чего же состоит это умение? Оно включает в себя действия как общие, так и специфические. Действие является единицей деятельности. Первоначально эти действия входят в деятельность учения как предмет усвоения - ученик должен их усвоить. И только после того, когда эти действия войдут в состав познавательной деятельности учащихся, они могут быть использованы как средство усвоения новых действий, то есть входят в состав умение учиться. По мнению В.П.Иванова, деятельность и есть активность, которая по форме направлена вовне, но содержательно всегда обращена на субъект. К общим видам действий относят психологические действия и действия, составляющие приёмы логического мышления. К числу общих относятся и такие действия, как планирование, контроль, оценивание. Корректирование своей деятельности, моделирование, кодирование, декодирование. Эта группа действий является общей, так как необходима при усвоении любого учебного предмета. Специфические же действия важны для усвоения только каких – то определённых знаний и умений.
Наиболее эффективным в работе по развитию познавательной активности младших школьников является обучение их приёмам логического мышления как составляющей части познавательной деятельности. Овладение приёмами происходит через ознакомление учащихся с ними; упражнение-применение соответствующих приёмов логического мышления на различном материале, перенос – использование приёмов решения новых задач.
Так, на уроке окружающего мира в 1 классе после изучения темы «Что за листья?» детям даётся упражнение на классификацию. Необходимо разделить картинки с изображением деревьев на две группы. Основным признаком для классификации является внешний вид листа. Дети классифицируют и одновременно учатся доказывать принадлежность того или иного дерева к данной группе. При изучении темы «Кто такие птицы?» в 1 классе детям предлагается рассмотреть картинки животных (бабочка, белка – летяга, курица и т.д.), сравнить их на основе классификации, ответить на вопрос: кто такие птицы?( с указанием отличительных признаков). На обобщающем уроке «Разнообразие животных» - 3 класс – проводится игра «Кто есть кто?». Дети работают в группах. Каждая группа выбирает один из видов животных – птицы, звери, земноводные, насекомые, млекопитающие. На доске изображаются разнообразные животные. Ребята каждой из групп из общего числа отбирают животных выбранного вида. При этом выполняют задание: дать понятие данного вида животных и полную его характеристику. На уроках окружающего мира в 1 классе при изучении темы «Живая и неживая природа» используется игра «Найди лишний предмет». Детям необходимо из общего количества изображённых предметов вычленить лишний и обосновать свой выбор. При изучении темы «Дикие и домашние животные» используется игра «Угадай по описанию». Даётся описание животных так, чтобы существенные признаки животного назывались в самом конце описания. Это упражнение детям очень нравится, и они охотно составляют описания животных. Это развивает речь, учит выделять существенные признаки. В 4 классе на уроке по теме «Мир глазами географа» детям предлагаются упражнения, включающие знаково – символические действия - моделирование, кодирование, декодирование: сложить карту полушарий из фрагментов, прочитать названия материков (океанов) , используя код (порядок следования букв в алфавите), и соотнести их соответствующими материками (океанами). Австралия(1,3,19, 20, 18, 1,13, 10, 33), Евразия (6,3,18, 1,9, 10,33),Африка(1,23,18,10,12,1),Антарктида(1,15,20,1, 18,12, 20, 10,5,1) Северная Америка(19,6,3, 6, 18, 15,1, 33,1,14, 6, 18, 10, 12, 1)Южная Америка(32, 8, 15,1, 33,1,14, 6, 18, 10, 12, 1). В 4 классе на уроке обобщения по теме «Природные зоны» используются упражнения, включающие в себя действия вычленения из общего на основе существенных признаков. Работая в группах, дети получают задания:
-Определить одну из природных зон по предложенному описанию
-Из общего количества предложенных растений и животных выбрать относящихся к данной природной зоне.
-Перечислить виды деятельности людей, характерные для данной природной зоны
После выполнения задания дети выполняют самопроверку (см. таблицу).
Название природной зоны |
Географическое расположение |
Климатические условия |
Животный мир |
Растительный мир |
Виды деятельности людей |
|
|
|
|
|
|
В 4 классе на уроке по теме «Мир глазами историка»дети делятся на 2 группы : «историки», «археологи». «Историкам» предлагается узнать, используя разнообразные источники информации, какие исторические музеи, исторические места есть в их городе. Ребята собирают сведения, составляют фотовыставку. «Археологам» предлагается узнать, используя разнообразные источники, какие удивительные находки в их родном городе, какие вещи старины есть в их городе. Дети приносят найденные вещи, фотографии и оформляют выставку. Этот вид работы подразумевает планирование своей деятельности ,умение отобрать необходимый материал, зафиксировать его и представить.
Эти виды заданий кроме общих видов действий включают в себя и специфические действия: умение идентифицировать природоведческие понятия, умение пользоваться ими и т.д.данный вид работ повышает активность учащихся на уроках в начальной школе.