12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Нина Лисенкова1194
Россия, Нижегородская обл., Перевоз

Драма незаурядной личности в эпоху «Железного века»


…Зачем я жил? для какой цели я
родился?..
А верно, она существовала, и, верно,
было мне назначение высокое, потому
что я чувствую в душе моей силы необъятные…
М.Ю. Лермонтов

План

Проблема соотношения личности и эпохи в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Образ Печорина.

Почему Печорин не находит места в своей жизни?



«Герой нашего времени» - гениальный роман Михаила Юрьевича Лермонтова, созданный на стыке двух литературных направлений: романтизма и реализма. Сущность образа главного героя - Григория Александровича Печорина до сих пор остаётся предметом споров в литературных кругах.
Проблема соотношения личности и эпохи не случайно выделена Лермонтовым в названии произведения. Перед нами роман о «герое», т.е. незаурядной личности, и о «времени», которое сейчас принято называть «железным веком» в русской истории.
Судьба даровала Печорину многое: «он богат, умен, любим женщинами», перед ним открыть путь к любой блестящей карьере. Но вместо карьеры или, хотя бы, спокойной обеспеченной жизни, он выбирает путь, который ведёт к неизбежному конфликту с обществом. Подобные ему не могут жить так, как живут люди высшего общества, он остро чувствует поверхностность и бездуховность светской жизни, отсутствие в обществе стремления ответить на вопрос «Зачем я живу?». Напряженные внутренние монологи, самооценка героя в «Дневнике Печорина» дают пищу для размышлений о противоречивости его характера. Образ персонажа – это образ уникального, романтического героя, но в чем же состоит реализм повествования?
По ходу повествования Лермонтов решает две главные проблемы своей эпохи: проблему бездеятельности молодого поколения и проблему нравственной состоятельности личности, вступившей в конфликт с обществом. Почему люди умные и энергичные не находят применения своим способностям? Могут ли талант, ум, сила воли оправдать поступки, несущие страдания окружающим людям? А поскольку Печорин, при всей своей индивидуальности, представлен в романе как типичный представитель целого поколения, речь идет о «взаимоотношениях» человека с эпохой.
Григорий Александрович отражал думы и настроения многих блестяще образованных и одаренных дворян. Он мог сделать многое, но не совершил ничего достойного. Лучшие силы и чувства потрачены впустую, на достижение целей, не слишком нужных ему и приносящих страдания другим. Полный необъятных сил, он ищет им применение: похищает Бэлу, для которой он был единственным мужчиной, имеющим право «владеть» её сердцем, сбивает с пути Азамата, лишает любимого коня Казбича.
Почему же молодой, здоровый, богатый аристократ, способный иметь верных друзей и настоящую любовь, возможности для службы и самореализации в творчестве, не находит себе места в жизни? Печорин признается Максиму Максимычу, своему давнему сослуживцу, что его «душа испорчена светом», и мы догадываемся, что эгоизм героя – результат влияния светского общества. Ведь даже любит он от скуки, тщетно надеясь, что очередное увлечение продлится дольше предыдущего. У героя нет определенной цели в жизни, поэтому он мечется, не зная, чем себя занять. Судьба даровала ему сотни дорог: он мог бы жить в поместье, обогащая Отчизну и заботясь о благосостоянии крестьян, мог приносить пользу на государственной службе, заняться наукой или искусством или же, наконец, жить в семье и воспитывать детей. Но он не выбирает ни одну.
Печорин – герой промежуточной эпохи, «своего времени», для которого старое не имеет цены, а новое еще не способно удивить. Не принимая идеалов светского общества, он замкнулся в себе и погиб в одиночестве. Просыпается не то чтобы жалость, а скорее обида за то, что сильная натура, подобная персонажу Лермонтова, оказывается сломленной под натиском жизненных обстоятельств, собственных мыслей.





Автор материала: Д. Шимина (11 класс)
Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские дистанционные конкурсы для учащихся»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.