Эссе «Педагог XXI века: роль учителя в цифровую эпоху»
Государственное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Молодогвардейская средняя школа № 21»
Эссе на тему
«Педагог XXI века:
роль учителя в цифровую эпоху»
Автор: учитель математики
Стяжкина Светлана Анатольевна
2023
Педагог XXI века…
Каким же должен он быть?
Чтобы смог воспитать Человека,
Которому в будущем жить.
Должен быть он веселым, серьезным,
Добрым, умным, суровым… Каким?
На вопрос тот ответить непросто,
Ведь о будущем мы говорим.
Действительно, каким должен быть педагог XXI века? И останется ли эта профессия необходимой и востребованной в цифровую эпоху, когда искусственный интеллект охватывает все больше сфер? Возможно, «Алиса», «Маруся» или нейросети заменят людей-преподавателей? Сможет ли искусственный интеллект составить достойную конкуренцию учителям? Так много острых вопросов с неоднозначными ответами…
Система образования трансформируется на наших глазах. В школах и вузах все больше используются цифровые сервисы. Интернет переполнен образовательным контентом по любому направлению. Достаточно ввести вопрос в поисковик – и тут же появится внушительный список сайтов с необходимой информацией. И не только статьи, но и видео, картинки, презентации. Яркие, доступные, наглядные, краткие или подробные – в Сети есть ответы практически на все запросы пользователей.
Так нужен ли в наше время учитель? Или достаточно компьютеризированной системы, в которой будет собрана вся необходимая информация и организована проверка знаний онлайн? Например, в виде тестов. Некоторым учащимся, родителям и другим представителям общественности такая идея кажется довольно привлекательной.
И всё же, даже в наш век технократии, когда дети «рождаются с гаджетом в руках», педагоги необходимы. Да, можно найти в интернете любую нужную информацию, но насколько она будет полной, актуальной и достоверной? Разобраться в этом поможет именно учитель. Увлеченные своим предметом, своим делом преподаватели зажигают искры познавательного интереса в детских глазах, ведут за собой по пути научного познания, служат примером ученикам.
Кроме того, именно педагоги, наряду с родителями, а зачастую даже в большей степени, занимаются великим делом Воспитания подрастающего поколения. Воспитатели и учителя продолжают «сеять разумное, доброе, вечное». Они дарят детям тепло своих душ и сердец, на практике учат следовать моральным и нравственным нормам, прививают чувства гуманизма и патриотизма.
Невозможно описать качества современного педагога в двух-трех словах или даже предложениях. Если попытаться «расшифровать» эту непростую, но благородную профессию, то можно сказать, что настоящему учителю свойственны:
П – призвание, профессионализм, поиск, преемственность, практикоориентированность;
Е – естественность, единение, единство требований;
Д – доброта, душевность, деятельность, демократичность, дальновидность;
А – авторитет, активность, артистичность;
Г – гражданская позиция, гибкость, гуманность;
О – ответственность, опыт, организаторские способности, остроумие, обаяние, обучаемость;
Г – генерация идей, гордость за свое дело, своих учеников.
В педагогику не приходят случайные люди. А если приходят, то надолго не задерживаются. Учитель – это не просто функция. Профессия педагога не терпит рутинного, будничного, поверхностного отношения к своим обязанностям. Это постоянный, ежедневный творческий труд, поиск, обучение новым техникам и методикам. Это призвание, стиль и образ жизни.
Так каким же должен быть педагог XXI века?
Должен быть он во лбу семи пядей,
Или видеть ребенка насквозь,
Проверять в полчаса сто тетрадей
Иль с ПК быть «на ты»? Вот вопрос!
Жизнь летит, мир меняется. Может,
И не нужен учитель в наш век?
Нет! Путь вперёд юным душам проложит
Друг, наставник, пример, Человек!
На обложке использовано изображение с сайта https://timeskz.kz/31031-novaya-kategoriya-uchiteley-poyavitsya-v-kazahstane.html