Экологические тропы в окрестностях с. Новый Бурец Вятскополянского района Кировской области

7
1
Материал опубликован 28 November 2021 в группе

Автор публикации: Ю. Абрамочкина, ученица 9 класса

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа дер. Средняя Тойма

Вятскополянского района Кировской области



Экологические тропы

в окрестностях с. Новый Бурец Вятскополянского района

Кировской области



Автор работы:

ученица 9 класса

МКОУ ООШ с. Новый Бурец

Абрамочкина Юлия Леонидовна


Руководитель:

учитель географии и биологии

МКОУ ООШ дер. Средняя Тойма

Стрельникова

Валентина Викторовна



Содержание

Стр.

Введение………………………………………………………………………...................................................... 3

1. Литературный обзор……………………………………………………...............................................  5

1.1. Понятийный аппарат работы……………………………………………...........................................  5

1.2. Назначение и классификация экологических троп……………….................................…… 5


2. Проектно-исследовательская работа………………………………......................................… 6

2.1. План комплексного проекта экологической тропы……………................................………. 6

2.2. Характеристика объектов экологической тропы…………………..................................…… 7

Практическое применение материалов об экологической тропе…........................ 20


Выводы……………………………………………………………………….....................................................…21

Заключение…………………………………………………………………..................................................….. 21

Библиографический список ……….…………………………………...........................................………. 22

Приложение 


Введение

Пусть мне твердят, что есть края иные, 
Что в мире есть иная красота, 
А я люблю свои места родные - 
Свои родные милые места! 
Юрий Антонов

Актуальность. Проживая в больших промышленных городах, люди все меньше и меньше времени проводят на природе, дышат свежим чистым воздухом и порой не замечают уникальности окружающих их объектов. Проходят мимо родников, не обращая на них внимания, не знают виды редких растений своей области, не задумываются об уникальных свойствах привычных для них природных объектов.

Экологическая тропа – специально разработанный экскурсионный пешеходный маршрут, созданный для ознакомления с особенностями природного ландшафта, учитывающий задачи экологического образования и природоохранной пропаганды, а также духовного обогащения людей. Поэтому разработка троп актуальна сегодня, так как это способствует повышению экологического образования людей, их просвещению и воспитанию экологической культуры.

Гипотеза исследования – если разработать интересный маршрут экологической тропы, провести оценку экологического состояния её остановок и включить их в содержание экскурсии, то это будет способствовать расширению кругозора посетителей, повышению их экологической грамотности и совершенствованию экологического сознания до восстановительного уровня.

Цель исследования – разработать маршрут экологической тропы и предложить проект ее обустройства и использования.

Задачи исследования:

1. Скорректировать маршрут экологической тропы в окрестностях с. Новый Бурец Вятскополянского района Кировской области.

2. Провести полевые исследования на остановках экологической тропы.

3. Разработать эмблему тропы и информационный буклет.

4. Разработать универсальную экскурсию для учащихся 3-9 классов.

Объект исследования – экологическая тропа и ее остановки.

Предмет исследования – экологическое состояние остановок тропы.


Методы:

- теоретический: анализ и обобщение изученной литературы по данной теме;

- эмпирический: наблюдение, анкетирование;

- статистический;

- измерение;

- картирование.

Новизна: оборудование новой удобной экологической тропы для прогулок, проведения экскурсий, а также практическое применение полученных результатов исследования для мониторинга природной среды.

Практическая значимость. Работа над данным проектом дает возможность оценить разнообразие природных объектов, степень антропогенной нагрузки на территории Новобурецкого сельского поселения и его окрестностей, рекомендовать использование материалов исследований на уроках биологии и географии, при подготовке к олимпиадам, конкурсам, проводить уроки-экскурсии в природе на специально оборудованной экологической тропе для разных возрастных категорий обучающихся.

Оборудование: планшет, мерный нож, линейка, компас, мерная лента (30 метров), рулетка, бумага.

Сроки проведения полевых исследований –проектно-исследовательская работа выполнялась три года (2016-2018), полевые исследования занимали каждое лето по 15 дней, в целом камеральные работы заняли 75 дней.


Литературный обзор

Понятийный аппарат работы

Экологическая тропа  – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, где туристы получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах (14).

Маршрутный коридор – комбинация всех элементов, которые посетитель может видеть на маршруте и которые влияют на его восприятие в целом (т. е. сама тропа, полоса отчуждения и вся территория, которая просматривается с тропы (4).

Экосистема – природный комплекс, образованный живыми организмами (биоценоз) и средой их обитания (косной, например, атмосфера, или биокосной — почва, водоём и т. п.), связанными между собой обменом веществ и энергии (2).

Назначение и классификация экологических троп

Назначение экологической тропы в том, что совершенствуется условия для осуществления экологического образования и воспитания непосредственно в природе.

Экологические тропы классифицируют по следующим критериям:

- длине маршрута или его продолжительности: тропа, имеющая длину 4-5 км будет считаться длинной, а 1-2 км – короткой. Как и туристские маршруты, экологические тропы могут быть линейными, полукольцевыми, кольцевыми и радиальными.

- назначению: выделяют познавательно-прогулочные, познавательно-туристские и собственно учебные экологические тропы.

Выделяемая рядом с тропами защитная зона призвана не допустить преобразования прилежащей к тропе территории хозяйственной деятельностью человека (4).

Для создания системы экологических троп на любой охраняемой природной территории, необходимо:

изучить природные условия, примечательные объекты, характер существующего рекреационного использования (периоды наиболее активного посещения, виды деятельности отдыхающих и т. п.).

составить предварительную схему тропы с учетом основных критериев выбора маршрутов: привлекательность, доступность и информативность (4).

Ведущей формой учебной работы на экологической тропе являются экскурсии. Изучая природные объекты и природные комплексы, выявляя взаимосвязи, учащиеся смогут глубже усвоить материал и в дальнейшем использовать знания в своей практической деятельности, получат навыки оценки экологической ситуации.


Проектно-исследовательская работа

  Первоначально был разработан план комплексного проекта экотропы [Приложение 1]. Первая экологическая тропа была создана группой учащихся Новобурецкой школы под руководством учителя географии Стрельниковой Валентины Викторовны в 2002 году. Этот район был выбран не случайно, так как Красный ключ - это особо охраняемая территория, которая имеет статус памятника природы. В 2006 году маршрут экологической тропы пополнился ещё одним объектом: было выявлено и описано место произрастания синеголовника плоского, растения, занесенного в Красную книгу Кировской области. В 2013 году найден ещё один краснокнижный вид – гвоздика Фишера.

В настоящее время экологическая тропа №1 имеет протяженность 4,5км и состоит из 8 объектов риложение 3, рис. 1-8 и 14]:

Красный ключ.

Участок пойменного луга – место произрастания пальчатокоренника Фукса.

Малая река Бурец.

Озеро Круглое.

Балка – место произрастания синеголовника плоского.

Остепненный участок суходольного луга – место произрастания ковыля перистого.

Антропогенный объект – свалка ТБО.

Бирженский ключ.

Экологическая тропа №2 включает 5 объектов [ Приложение 3, рис. 9-13]:

Плачущая стенка

Речка Рафтиха

Муравейник, расположенный в зарослях можжевельника.

Геологическое обнажение.

Обзорная точка.

2.2. Характеристика объектов экологической тропы

Красный ключ

Источник располагается в 300 метрах к западу от школы в нижней части коренного берега реки Бурец, имеющего северную экспозицию. Склон, заросший травой, сложен осадочными глинистыми породами.

Высотная отметка – 4 метра над уровнем реки Бурец.

Дебит воды составляет 38,4 л за 1 мин, 2304 л за час, 138 куб. м за сутки.

Свойства воды: бесцветная, прозрачная, без запаха, без вкуса.

Температура воды +9 градусов С.

Местное население считает источник святым потому, что когда-то здесь была найдена икона с изображением Владимирской Божьей Матери. Раз в году во Владимирскую (5 июля) ко ключу совершается крестный ход от церкви, расположенной в соседней деревне Старый Бурец Малмыжского района. Служитель церкви освящает воду, люди умываются святой водой, набирают воду для освящения дома. Такая вода долго храниться, не меняя своих качеств. Прихожане бросают в ключ монетки, чтобы вернуться сюда еще раз.

К ключу есть хорошие подходы. Здесь была сооружена часовенка с крестом и скамейкой вблизи. Школьники провели паспортизацию Красного ключа, как памятника природы, и ежегодно проводят мониторинговые исследования состояния природной среды вблизи данного объекта.


Участок пойменного луга –

место произрастания пальчатокоренника Фукса

Расположен в 300 метрах к западу от Новобурецкой средней школы, по соседству с Красным ключом. Растения встречаются вдоль тропинки, ведущей в деревню Мамаширово, у подножия надпойменной террасы реки Бурец, имеющей северную экспозицию. Почва луга плодородная, сильно увлажненная. Площадь территории, на которой произрастает пальчатокорник, 500 кв. м, но обилие незначительное. На момент исследования (конец июня) фенологическое состояние – бутонизация и цветение. Состояние популяции достаточно благополучно, хотя отменены случаи сбора цветов на букеты и выкашивание луга. Пик антропогенного воздействия приходится на начало июля и заключается в вытаптывании растений. Так как в это время, а именно5 июля празднуется день Владимирской Божьей Матери и к Красному ключу совершается крестный ход всех жителей окрестных деревень.

Пальчатокорник Фукса (Dactylorhīza fūchsii) – наша северная орхидея. В умеренных областях орхидные – многолетние наземные травы с подземными корневищами или клубнями, большинство из которых являются автотрофными растениями с зелеными листьями, осуществляющими фотосинтез. Но существует немалое число видов, полностью утративших способность к фотосинтезу и ставших микотрофными.

Необычайно мелкие семена орхидных не содержат питательных запасов, необходимых зародышу для роста, и не способны прорастать без дополнительного источника питания. Гифы гриба проникают в зародыш и обеспечивают его органическим питанием. Между ними возникает особый, характерный для орхидных, способ роста, приводящий к образованию клубней. Явление это есть ни что иное, как скрытое грибковое заболевание, которое стало необходимым для их развития. Словно тончайшая пыль, семена орхидных уносятся ветром на большие расстояния. Почти все они гибнут, та как необходимая для произрастания встреча с грибом-симбионтом происходит не очень часто.

Наши орхидеи, безусловно, не так экзотичны, как их тропические родственники. Они скромнее и по размерам, и по величине цветков, соцветий, и по богатству оттенков окраски. И все же встреча с ними – всегда праздник!

Орхидные очень чувствительны ко всякого рода нарушениям экологических условий: загрязнению, внесению удобрений, рубке леса, уплотнению почвы, изменению водного режима и т.д. Именно поэтому эта группа растений первой реагирует на различные изменения среды их обитания, вызываемые, главным образом, деятельностью людей, не говоря уже об истреблении их на букеты, что совершенно недопустимо. В это отчасти и заключаются трудности их сохранения. Вот почему треть всех орхидных в мире находиться под угрозой исчезновения. Почти все из них занесены в Красную книгу России.

Орхидные представляют собой вершину эволюционного развития, выраженную в очень высокой специализации как и в отношении перекрестного опыления. У орхидных цветки долгое время не увядают, что, по-видимому, связано с очень большим периодом времени от опыления до оплодотворения.

Цветки высокоспециализированного строения – приспособление к перекрестному опылению при помощи насекомых. Плод – коробочка, семена очень мелкие.

Если растение осторожно выкопать, то можно увидеть его корни, которые не так уж обыкновенны. Они представляют собой довольно мясистые клубни, снизу как бы разделенные на три части пальчато, так, что каждый палец продолжается в длинный корень. Но самое интересное то, что рядом с крупным, но уже морщинистым, старым клубнем мы увидим совсем свежий, белый, тугой. Морщинистый – это старый, прошлогодний клубень, а свежий – это новый, вырастающий на смену. Именно поэтому ботаники относят пальчатокорник к разряду вегетативно-однолетних растений. Ведь и правда: у них нет однолетних частей, как у деревьев или многолетних трав с толстыми стержневыми корнями. Все их части за один год заменятся новыми.


Малая река Бурец

Река Бурец – правый нижний приток реки Вятки, относится к бассейну реки Волги (Каспийского моря). Начинается на западе Кукморского района республики Татарстан в 8-9 км к северу от Шемордана. Течет сначала на север, затем на юго-восток и впадает в реку Вятку между селами Старый Бурец и Новый Бурец. Длина реки около 50 км. Характер течения равнинный, меандрирующий. Скорость течения на перекатах – 0,8 м/с, на лесах – 0,2 м/с. Ширина реки в районе исследования 10-12 м.

Правый берег реки Бурец отличается особой овражностью. Глубина реки колеблется от 0,5 до 2 м. Максимальная глубина 3 м. Ледостав на реке Бурец приходится на конец ноября, а вскрытие ото льда – на середину апреля.

Несмотря на то, что воды реки мутны, в ней обитает множество живых организмов. Из рыб, например, судак, плотва, густера, окунь, ерш, щука, налим, язь, чехонь, синец, вьюн, голавль, подуст, карп и другие; из насекомых: личинки поденок, веснянок, вискрылок, стрекоз и ручейников; здесь также встречаются раки и многочисленные беззубки.

Санитарное состояние воды в водоеме может быть определено по видовому составу и численности гидробионтов. Все водоемы могут быть разделены на 4 группы: чистые, умеренно чистые, загрязненные и чрезмерно загрязненные. Личинки поденок, веснянок, високрылок и ручейников указывают на то, что река Бурец относится к чистым водоемам.


Озеро Круглое

Это крохотное озерцо, расположенное на правобережной пойме реки Бурец. Используется для отдыха детей.

Озеро круглой формы, за что и получило своё название. Берега пологие. Дно илистое. Глубина 1,5 метра. Диаметр озера колеблется от 30 до 20 метров. Площадь его водного зеркала около 200 м2. По происхождению это пойменное озеро. Растительный мир: нитчатые водоросли, водокрас лягушачий, стрелолист обыкновенный. Рдесты и другие. Животный мир: клопы-водомерки, жуки-плавунцы, прудовики, катушки малые и рыбы.

После половодья здесь остаётся много рыбы. Сюда устремляются браконьеры из соседних деревень. Поэтому нынешней весной были вызваны представители рыбнадзора. Они прорыли траншею, соединяющую озеро с рекой Бурец. Таким образом, часть рыбы была спасена. Ребята из экологического лагеря делали предупреждения рыбакам-браконьерам, заставляли снимать снасти.



Балка – место произрастания синеголовника плоского

Балка расположена на расстоянии 1 км к юго-западу от села Новый Бурец. Здесь раньше находилась деревня Мамаково. Балка протянулась с юга на север. Синеголовник произрастает на дне этой балки.

Синеголовник плоский (Eryngium planum) – это многолетнее растение семейства Зонтичные высотой 20-80 см. Стебель сизый, как и листья. Листья кожистые, колючие. Прикорневые и нижние стеблевые листья овальные или яйцевидно-овальные на черешках. Голубые цветки сидячие или почти сидячие, собраны в плотные головки, окруженные 5-8 жесткими, колючими линейными листочками обертки; зубцы чашечки крупные, колючие. Плод продолговатый, с пленчатыми щетинками. Время цветения с июня по август.

Площадь популяции составляет 1600 м2. Юными экологами было зафиксировано 147 экземпляров этого растения. Состояние популяции достаточно благополучное. Несмотря на то, что она расположена на территории пастбища.

Здесь же обнаружено несколько экземпляров другого краснокнижного растения – гвоздики Фишера (Dianthus  fischeri) высотой 25-45 см.


Остепненный участок суходольного луга –

место произрастания ковыля перистого

Такие участки еще называют северными степями.

Почему же северные степи все-таки не относят к лугам? Их считают степями прежде всего по той причине, что они имеют в своем составе такие типично степные растения, как ковыли, хотя и в меньшем количестве. Наличие ковылей – характерный признак настоящей степи. Именно это самое главное.

Роль ковылей в северной степи невелика: они встречаются рассеяно в общем пестром ковре. Здесь распространен только самый влаголюбивый из них – ковыль перистый.

Соцветие ковыля – рыхлые метелки с довольно крупными колосками, содержащими только один цветок. Как и у многих других злаков, цветок одет снаружи двумя чешуйками. В цветке есть пестик с двумя перистыми рыльцами и три тычинки. Однако в одном ковыль не похож на другие злаки – у него совершенно особая нижняя цветковая чешуя. Эта плотная пленка переходит на верхушке в тонкий и чрезвычайно длинный нитевидный придаток-ость. Длина ости может достичь 40 см.

Плод ковыля – зерновка. После созревания зерновка отделяется от материнского растения с одевающими её жесткими цветковыми чешуями, одна из которых снабжена остью. Ость способствует распространению плодов ветром. Плод ковыля очень узкий, а та его часть, которая противоположна ости, острая, колючая. Близ острия имеется венец обращенных назад волосков, которые играют важную роль. Когда плод своим концом вонзается в землю, эти волоски закрепляют его, не давая выйти назад. Затем благодаря особому приспособлению зерновка словно ввинчивается в почву. Так обеспечивается лучшее прорастание семян (они сразу же оказываются в почве, а не остаются на ее поверхности).

Ковыль – достаточно засухоустойчивое растение, хорошо переносящее недостаток влаги в почве (такие растения называются ксерофитами). Из ксерофитов здесь встречаются также кошачья лапка обыкновенная и очиток едкий.

Место произрастания ковыля перистого – окрестности бывшей деревни Мамаково, на склоне и верхней части лога, имеющего юго-западную экспозицию. Почва данной местности отличается низки плодородием и дефицитом влаги. Площадь популяции более 20 соток. Растений в данной популяции много. На момент изучения ковыль находился в фазе цветения.

Присутствие степных видов в нашей флоре объясняется разными причинами. Одни из них являются заносными, проникая к северу за пределы своей зоны вдоль транспортных путей, по насыпям железных дорог. Другие являются реликтами эпохи оледенения. Есть разные мнения ученых относительно конкретного времени и условий появления «степняков» на территории нашей лесной области. Одни связывают их происхождение и возраст с приледниковыми сухими и холодными тундр – степями. В другом случае продвижение степей к северу объясняется воздействием сухого и жаркого климата суббореальной послеледниковой эпохи. В последнее время появились другие данные о климате этой эпохи, а также предположения о максимальном сближении степной и лесной зоны в более влажную атлантическую эпоху. Очевидно, именно в этот теплый и влажный послеледниковый период степняки внедрились в лесную зону и закрепились здесь на дренированных участках южной экспозиции с карбонатными почвами. Имеется также гипотеза о более древнем (третичном) возрасте всего комплекса растений остепненных боров. Они могли быть обедненными производными средиземноморской ксерофильной растительности, произраставшей в то время по известковым возвышенностям юга Европы.


Свалка твердых бытовых отходов (ТБО)

Свалка твердых бытовых отходов – антропогенный объект экологической тропы.

Свалка находится в 800 метрах к югу от деревни. Ее площадь достигает 600 м2 и увеличивается с каждым годом.

На свалке много отходов из синтетических и полимерных материалов, а также стекла. Мы знаем время, которое требуется для разложения этих материалов: бумага – 2-10 лет, консервные банки – 90 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, пластмасса – 500 лет, стекло – 1000 лет.

Твердые бытовые отходы являются серьезным фактором воздействия на окружающую среду. Места размещения отходов часто являются источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха. В данном случае воздух загрязняется при сжигании отходов на свалке, которая проводится время от времени.

Раз в год жители села организуют субботник по уборке территории вокруг свалки, не давая ей разрастаться, школьники осуществляют рейды по выборке из свалки металлолома.


Бирженский ключ

Источник находится в 30 метрах к востоку от первого дома при въезде в село со стороны Вятских Полян, в нижней части оврага. Название этому ключу дали жители улицы, которая называлась Биржа. Вся улица ходила за водой к этому источнику. Да и сейчас ключ выручает людей, когда водопровод оказывается пустым.

Дебит воды составляет 17 л за 1 мин, 1020 л за 1 час, 24 м3 за сутки. Вода бесцветная, прозрачна, без вкуса, без запаха. Температура воды +8° С.

Этот ключ вытекает из песчаного горизонта, но примеси песка в воде не обнаруживается.

Жители бережно относятся к этому источнику. Прилежащая территория находится в хорошем состоянии. Подход к источнику доступный. Около него нет заболоченной площади. Источник впадает в текущий по дну оврага ручей, являющийся притоком реки Бурец.

Недалеко от ключа теплым сентябрьским днем 2015 г. мы встретили крупного (больше 20 мм) необычного паука. Этот паук имеет одновременно паучью внешность и при этом осиный окрас. Его брюшко покрывают чередующиеся волоски желтого, черного и белого цветов.Ноги украшены чередующимися светлыми и темными кольцами, поэтому создается впечатление, что на паука надеты чулки.

Из интернета мы узнали, что этот вид паука назван Аргиопа Брюнниха в честь датского зоолога Мортена Тране Брюнниха, но поскольку паук имеет характерную яркую окраску в черно-желтую полоску, за ним закрепилось и второе название – паук-оса. А в некоторых странах из-за этой расцветки его называют пауком-тигром. Раньше пауки-осы жили только на юге России, но сегодня они все чаще встречаются в более северных районах, что говорит об изменении климата, то есть значительном повышении среднегодовой температуры.

Экологическая тропа №2 включает пять объектов:

1. Плачущая стенка в Глубоком логу

2. Речушка Рафтик

3. Муравейник, расположенный в зарослях можжевельника.

4. Геологическое обнажение.

5. Обзорная точка.


«Плачущая стенка» в Глубоком логу

Если пойти от бывшей деревни Барановки по полевой дороге на восток в сторону Слудки к реке Вятке, выйдем к логу. У вершины лога располагалась бывшая деревня Глубокий Лог, отсюда название урочища.

Здесь вы увидите «плачущую стенку»: множество родничков сочатся и стекают по живописному отвесному склону, образуя маленькие водопадики на площади примерно 20 м2. По дну лога журчит ручей, вода в котором собирается на большой площади из "плачущих" родников, сочащихся из глинистых пород со слабой водопроницаемостью. Широкая песчано-гравийная отмель, протянувшаяся у подножия лога, искрится на солнце всеми цветами радуги от россыпей кварца, кремня и халцедонов. Благодаря своим красивейшим пейзажам Глубокий лог стал своего рода местом паломничества местных художников и туристов (9).

Лог примечателен значительной площадью (более 2 га) зарослей можжевельника. Среди пород произрастающего здесь можжевельника встречаются и древовидные формы. Фитонциды, выделяемые этим кустарником, обладают настолько мощным обеззараживающим действием, что данные заросли можно считать "лёгкими" Вятскополянского района. Считается, что одного гектара можжевеловых зарослей достаточно, чтобы очистить от вредных микробов воздух целого города.

Речка Рафтиха

Речка Рафтиха – небольшой правый приток р. Вятки. Её бассейн целиком расположен на территории землепользования сельхозпредприятия ООО «Русь» Вятскополянского района. Речка образуется от слияния двух ручьев. Течёт Рафтиха с юга на север. Ещё совсем недавно она была притоком Бурца, но несколько лет назад устье Рафтихи сместилось и теперь оно расположено рядом с устьем р. Бурец. Длина этой речки 9 км. Она имеет два безымянных притока – ручья. Ширина реки в нижнем течении 5,5м. Глубина колеблется от 0,2 до 1,5м. Скорость течения – 0,5 м/с. Характер грунта меняется: в верховьях и среднем течении – щебень, в нижнем течении – глина, ил. Слоистые известняки, покрывающие дно, придают пейзажу видимость горной речки. В низовьях по берегам появляется кустарниковая растительность. В реке Рафтихе водятся такие виды рыб, как пескарь, краснопёрка, гольян, усач, вьюн. Речка используется для водопоя скота.

3.Муравейник, расположенный в зарослях можжевельника

Наш край лишен девственных лесов. Имеются только лесные посадки. В зарослях можжевельника по соседству с сосновыми посадками встречаются большие конусообразные гнезда малых лесных муравьев.Муравейник может служить примером элементарной природной экосистемы и абиотической среды вместе с занимаемым или участком земной поверхности. Биогеоценоз – составная часть природного ландшафта и элементарная биотерриториальная единица биосферы.

Высота нашего муравейника 48 см, диаметр 55см. Муравьи относятся к перепончатокрылым насекомым. Для них характерен общественный образ жизни и забота о потомстве. Муравьиная семья обязательно включает три группы: цариц, выполняющих функции размножения и расселения; самцов, участвующих только в размножении трутней; рабочих, на долю которых приходится выполнение всех работ по уходу за самцами и самками, а также за потомством. Рабочие строят и охраняют гнезда, снабжают всех членов семьи пищей. Матки и самцы имеют крылья, а рабочие – нет.

Члены биоценоза-муравейника, связанные прямыми или косвенными пищевыми отношениями, создают среду обитания друг для друга и взаимно ограничивают численность.

Муравьи привлекают наше внимание. Сложное и даже казалось бы, осмысленное поведение этих насекомых вызывает изумление и восхищение человека уже сотни лет. Только муравьи живут семьями в несколько миллионов особей, прокладывают дороги, строят тоннели и многоэтажные жилища, разводят грибы, и только среди них существует "профессиональное" разделение: есть строители и няньки, охотники и сторожа, носильщики и пастухи… Да разве можно перечислить все, что выделяет муравьев из много миллиардного царства насекомых! Наконец, польза, которую приносят эти насекомые лесам, не ограничивается уничтожением вредителей, они разносят семена растений, улучшают качество почвы, насыщают ее питательными веществами. Таким образом, изучение жизни муравьев - полезное и необычайно интересное дело. Их можно назвать идеальным исследовательским объектом.

4. Геологическое обнажение

Обнажение - это выход коренных горных пород на дневную поверхность. 

Обнажение находится в 240 метрах к востоку от сосновых посадок, расположенных между рекой Вяткой и её малым притоком – речкой Рафтиха.

Описание геологического обнажения проведено в овраге. Высота обнажения 2,6 метра. Северная стенка. В обнажении отчётливо видны слои. Залегание пород строго горизонтальное. Сверху вниз обнажаются:

Почвенный слой, мощность – 26 см.

Известняк серый, плотный с однонаправленной слоистостью, мощность -56 см.

Глинистые сланцы серо-зеленые, плотные, мощность – 9см.

Красная глина мелкозернистая, плотная, мощность – 16 см.

Красная глина с прослойками белой, мелкозернистая, более рыхлая, мощность – 53 см.

Темно-зеленые сланцы, плотные с однонаправленной горизонтальной слоистостью, мощность – 11 см.

Глинистый сланец, плотный, мощность 42 см, при камеральной обработке не нем определены отпечатки мшанок и криноидей.

Песчаник черный, крупнозернистый, мощность 44 см.

У подножия стенки осыпь

Обнажение представляет интерес в геологическом и экологическом отношении, благодаря ему можно узнать много о прошлых эпохах формирования и становления территории правобережья реки Вятки. Именно обнажения позволяют познавать природу и историю давно прошедших и ныне проходящих процессов на Земле.

5. Обзорная точка

Обзорная точка – высокий правый берег реки Вятки. Здесь открывается прекрасный многокилометровый вид на вятские ландшафты. С этого места хорошо видны устье реки Бурец и село Старый Бурец Малмыжского района, в котором расположена действующая церковь Владимирской Божьей Матери – памятник архитектуры второй половины XVII века.

Здесь можно встретить представителя охраняемых насекомых Кировской области – бабочку махаон (Красная книга Кировской области 2001 года издания).

Махаон – одна из самых больших (55-85 мм) и самых красивых бабочек.

Когда эта бабочка летит, кажется, что она хвостатая. Поэтому её называют «ласточкин хвост» на самом деле, это концы крыльев бабочки, вытянутые в две длинные ленты. Мы видели не только саму бабочку, но и её гусеницу. Гусеница крупная, зеленого цвета, с черными поперечными полосками и красными точками. Если гусеницу побеспокоить, то она выделяет резкий неприятный запах. Позади головы выпячиваются два ярких выроста, словно рога. Гусеница угрожает врагу этой «вилкой». Гусеницы развиваются на зонтичных растениях и кормятся на них: укропе, моркови, петрушке, на крупных «дудках» дягиля, на морковнике и поречнике и на многих других зонтичных.

Маршрут и остановки тропы были нанесены на карту. (Приложение 2). На остановках были проведены исследования: оценка состояния зеленых насаждений и определение степени уплотненности почвенного покрова. Анализируя результаты исследования зелёных насаждений, можно сделать вывод, что состояние всех остановок удовлетворительное, но показатели степени уплотненности почвенного покрова повышены в начальной и центральной части экологической тропы, которые больше подвергаются антропогенной нагрузке. Также разработаны эмблема, буклет, правила поведение на тропе (Приложение 6,7).

Практическое применение материалов об экологической тропе

К учителю географии нашей школы иногда обращаются педагоги других образовательных учреждений района с просьбой о проведении экскурсии по экологической тропе. Например, была проведена экскурсия для обучающихся лицея г. Вятские Поляны. Экскурсия проходила в рамках работы летнего оздоровительного лагеря (Приложение 3). Для анализа экскурсии была разработана анкета, которую ребята заполнили после посещения экологической тропы (Приложение 4,5).

Основные результаты обработки анкет:

В опросе принимали участие 25 человек (обучающиеся, а так же 2 педагога).

1. Экскурсия понравилась 92% респондентов.

2. Наиболее запоминающейся остановкой 48% респондентов считают «Красный ключ».

3. 60% респондентов непонравившихся им остановок не выделили.

4. 56% экскурсантов заинтересовала информация о Красном ключе и его истории, 20% познакомились с понятием «экосистема».

5. У 88% опрошенных экскурсия вызвала чувство радости.

6. Среди пожеланий по благоустройству тропы 32% предложили расширить её пешеходную часть.

7. 92% опрошенных считают полезным посещение данной тропы.

8. 92% экскурсантов хотели бы снова посетить экологическую тропу (Более полные результаты обработки анкет представлены в приложении 20).

По результатам обработки анкет, можно сделать вывод, что экскурсии на экологической тропе полезны и интересны для обучающихся. Они позволяют узнать много нового и пообщаться с природой. Тропа представляет интерес в биологическом и экологическом отношении благодаря разнообразию экосистем и ландшафтов.


Выводы

1. В окрестностях с. Новый Бурец проложены две учебно-экологические тропы. Общая протяженность тропы первой 3,3 км, второй 6 км. Время прохождения первой – 2ч (с учетом пребывания на каждой остановке по 7-8 мин), второй – 3ч. На экологической тропе №1 запланированы 8 остановок, на экологической тропе №2 – пять остановок, составлено описание маршрутов.

2. Для рекламы экологической тропы были разработаны: эмблема (Приложение 7), буклет, составлены правила поведения на экологической тропе (Приложение 6), которыми руководствовались участники экскурсий. Посетители тропы получили буклеты, содержащие информацию об остановках тропы, их расположении, расстоянии между ними, о правилах поведения во время экскурсии.

3. Результатом проекта экологической тропы является разработанная и проведённая экскурсия для учащихся нашей школы и обучающихся лицея г. Вятские Поляны. Тропу посетили 25 человек; из них 23 обучающихся и 2 педагога. Результатом экскурсии являются данные анкет, согласно которым, можно сделать вывод, что экскурсия прошла успешно.

Заключение

В начале исследования была выдвинута гипотеза: если разработать интересный маршрут экологической тропы, провести оценку экологического состояния её остановок и включить их в содержание экскурсии, то это будет способствовать расширению кругозора посетителей, повышению их экологической грамотности и совершенствованию экологического сознания. Для ее подтверждения был скорректирован маршрут №1 и выбраны объекты для маршрута экологической тропы №2, проведены полевые исследования, а также разработана экскурсия, в результате чего можно сказать, что гипотеза нашла своё подтверждение. В дальнейшем данный проект можно продолжить путем проведения мониторинговых исследований мест произрастания краснокнижных растений. Необходимо также зарегистрировать паспорт экологической тропы №2 «Высокое правобережье Вятки».

Библиографический список

1. Ашихмина Т. Я., Сюткин В. М. Комплексный экологический мониторинг региона. – Киров: Изд-во ВГПУ, 1997.

2. Биоиндикация загрязнения наземных экосистем / Под ред. Шуберта. – М.: Мир, 1998.

3. Биологический энциклопедический словарь/гл. ред. М. С.Гиляров. – М.: Советская Энциклопедия, 1989.

4. Видягина Л. В., Румянцева А. В., Демичева Л. Ю. Методические рекомендации по созданию и использованию экологической тропы. – Череповец, 2003.

5. Володина Г. В., Думина И. В., Любушкина С. Г. и др./под ред. Пашканга К. В. Физическая география. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1995.

6. Губанов И.Я. и др. Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.

7. Злобин Б.Д., Носкова Т.С. Редкие животные и растения Кировской области. 1988.

8. Край родной, неповторимый. Вятскополянский район. 70 лет. Г. Вятские Поляны, 1999.

9. Красная книга Кировской области: Животные, растения, грибы / Отв. ред. Л.Н. Добринский, Н.С. Корытин.- Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2001

10. По страницам Красной книги Кировской области: Учебное пособие по экологии для дополнительного чтения учащихся (6-11 кл.). – Киров, 2004.

11. Природа Кировской области./ Под ред. М.М. Пахомова, А.Г. Шурыгиной.- Киров. 1999

12. Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг.- М.: Новая школа, 1996.

13. Экологическая безопасность региона (Кировская область на рубеже веков). Под ред. Т.Я. Ашихминой. – Киров: Вятка, 2001.

14. Чижова В. П. Как себя вести наедине с природой // Заповедные территории и люди. Формы и методы работы. Вып. III. – М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 2001.

15. Экология родного края./ Под ред. Т.Я. Ашихминой. – Киров: Вятка, 1996.


Приложение 1. Циклограмма проекта экологической тропы

Этапы деятельности

Характеристика деятельности

Сроки

Постановка проблемы

По данным диагностики экологической культуры обучающихся МКОУ ООШ с.Новый Бурец, проведенной по методике к.п.н. Ногтевой Е. Ю., доцента ВИРО по курсам повышения квалификации, выявляется проблема, что в их сознании преобладает деятельность потребительского и сберегающего типа и практически отсутствует - восстановительного. Это говорит о недостаточно высоком уровне экологической грамотности и необходимости повышения экологического образования и формирования экоцентрического сознания.

Апрель 2016

Выдвижение гипотезы

Если разработать интересный маршрут экологической тропы, провести оценку состояния ее остановок, то это будет способствовать расширению кругозора посетителей, повышению их экологической грамотности и совершенствованию их экологического сознания.

Апрель 2016

Планирование деятельности по реализации проекта

Составление плана работы:

1.Описание экологической тропы (составить краткое описание линии маршрута, определить протяженность, среднюю продолжительность маршрута, разработать правила посещения).

2. Оценка современного экологического состояния остановок тропы (провести исследование состояния зеленых насаждений: определение видового состава растительных сообществ, определение степени уплотненности почвенного покрова).

3.Разработка рабочего проекта обустройства маршрута (разработать название, эмблему, буклет, правила поведения на экологической тропе; организовать группу добровольцев для участия в субботнике; разработать и провести экскурсию для обучающихся школы).

Июль 2016-2018

Сбор и структурирование информации

Обработка результатов исследований, составление карт, формулировка выводов.

Июль 2016-2018

Изготовление и оформление продукта

Разработка и оформление эмблемы, буклета, правил поведения на экологической тропе. Разработка экскурсии.

Сентябрь 2016

Применение продукта

Проведение пробной экскурсии.

Сентябрь2016

Рефлексия

Обработка результатов анкет экскурсантов.

Сентябрь 2016

Подготовка выступления на конференции, создание презентации

Подготовка текста доклада и презентации

2018

Взаимодействие со СМИ и органами власти Новобурецкого с/п

Представление информации об экологической тропе и презентация проекта для органов власти села с целью его реализации.

Апрель-май 2019


Приложение 2. Карта объектов экологической тропы

t1638097305aa.jpg


Объекты экологической тропы №1:

Красный ключ.

Участок пойменного луга – место произрастания пальчатокорника Фукса.

Малая река Бурец.

Озеро Круглое.

Балка – место произрастания синеголовника плоского и гвоздики Фишера.

Остепненный участок суходольного луга – место произрастания ковыля перистого.

Антропогенный объект – свалка ТБО.

Бирженский ключ.


Объекты экологическая тропа №2:

Плачущая стенка

Речка Рафтиха

Муравейник, расположенный в зарослях можжевельника.

Геологическое обнажение.

Обзорная точка.

Приложение 3. Фотографии объектов экологических троп


t1638097305ab.jpg

t1638097305ac.jpg

t1638097305ad.jpg

Рис.1 Красный ключ

Рис.2 Колокольчик персиколистный

t1638097305ae.jpg

t1638097305af.jpg

Рис. 3 Малая река Бурец

Рис. 4 Гвоздика Фишера

t1638097305ag.jpg

t1638097305ah.jpg

Рис. 5 Синеголовник плоский

Рис.6. Наша северная степь с ковылем

t1638097305ai.gif

t1638097305aj.gif

Рис. 7 Бирженский ключ

Рис. 8 Паук-оса

t1638097305ak.jpg

t1638097305al.jpg

Рис. 9 «Плачущая стенка»

Рис. 10 Речка Рафтиха

t1638097305am.jpgt1638097305an.jpg


t1638097305ao.jpg

Рис. 11 Муравейник в зарослях можжевельника

Рис. 12 Геологическое обнажение

t1638097305ap.jpg

Рис.13 Обзорная точка (вид на устье реки Бурец и село Старый Бурец Малмыжского района)


t1638097305aq.jpg


Рис. 14 Экскурсанты на экологической тропе (нашли гвоздику Фишера)



Приложение 4


Анкета для посетителей экологической тропы

1. Понравилась ли Вам экскурсия? Да Нет

2. Какой из объектов тропы Вам понравился больше всего и почему?

3. Какой объект не понравился и почему?

4. Что нового Вы узнали? А что запомнилось больше всего?

5. Какие эмоции вызвала у Вас экскурсия? Нарисуйте смайлик.

6. Ваши пожелания и предложения по благоустройству тропы.

7. Полезно ли посещение экологической тропы? Да Нет

8. Составьте, пожалуйста, синквейн об экологической тропе:

1. название -

2. два прилагательных –

3. три глагола –

4. фраза (словосочетание) –

5. одно существительное –

9. Хотелось бы Вам посетить экологическую тропу ещё раз? Да Нет



Большое спасибо за сотрудничество.


Приложение 5

Результаты обработки анкет экскурсантов:


Всего в опросе принимали участие 25 человек (из них 23 - школьника и 2 педагога).


1. Понравилась ли Вам экскурсия?

Да – 23 человека (92%) Нет – 2 человека (8%)


2. Какой объект тропы понравился больше?

Красный ключ – 12 человек (48%), суходольный луг (место произрастания ковыля и синеголовника ) – 5 человек (20%), берег р. Бурец – 3 человека (12%), все объекты – 4 человека (16%), Круглое озеро – 1 человек (4%).

3. Какой объект не понравился?

Нет таких объектов, все понравилось – 18 человек (72%), свалка ТБО – 7 человек (28%).

4. Что нового вы узнали?

О северных орхидеях – 16 человек (64%), понятие «экосистема» - 5 человек (20%), общая информация об экологической тропе – 4 человека (16.

5. Какие эмоции вызвала экскурсия?

Радость – 22 человека (88%), удивление – 1 человек (4%), усталость – 2 человека (8%).

6. Ваши пожелания и предложения по благоустройству тропы.

Расширение пешеходной части тропы – 8 человек (32%), все и так хорошо – 7 человек (28%), установить баки для мусора – 4 человека (16%), установить скамейки для отдыха – 4 человека (16%), добавить ещё объекты – 2 человека (8%).

7. Полезно ли посещение экологической тропы?

Да – 23 человека (92%) Нет – 2 человека (8%)

8. Наиболее удачные синквейны:

Экологическая тропа

Интересная, веселая

Рассказывает, вдохновляет, помогает

Это очень интересно

Экскурсия

Тропа

Классная, веселая

Показывает, рассказывает, обобщает

Посещайте экологическую тропу

Здоровье

9. Хотелось бы вам посетить экологическую тропу ещё раз?

Да – 23 человека (92%)

Нет – 2 человека (8%)


Приложение 6

Правила поведения на экологической тропе

Во время пребывания на экологической тропе, пожалуйста:

- Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет Вам спасибо.

- Ничего не выливайте и не бросайте в природные водоемы.

- Не ломайте деревья и кустарники. Их стволы и корни являются важным компонентом любой экосистемы.

- С уважением относитесь ко всем животным. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните, что это не Ваша, а их заповедная территория.

- Продвигаясь по тропе или находясь на остановке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите. Будете вести себя тихо – увидите и услышите больше.

- По возможности не сходите с тропы: Вы можете нечаянно спугнуть птицу с гнезда или наступить на какого-нибудь жука.

- Не срывайте понравившиеся Вам растения, даже самые невзрачные, даже для гербария. Пусть они растут и радуют не только Вас, но и тех, кто придет сюда после.

- Берите на память о природе тех мест, что Вы посетили, только фотографии и Ваши воспоминания. Это самое ценное, что природа может Вам подарить.

- Категорически запрещается курить и разводить костры на экологической тропе.


Приложение 7. Эмблема экологической тропы №1

t1638097305ar.png








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная работа!Спасибо ученице и учителю!

28 November 2021