Автор публикации: З. Носков, ученик 8А класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карагайская средняя общеобразовательная школа №2»
Тип проекта: информационный |
ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
Главное о профессии:
«машинист локомотива»
Автор: Носков Захар, обучающийся 8 «А» класса | |
Руководитель: Носкова Елена Ивановна, учитель начальных классов |
с. Карагай, 2025
Содержание
| Введение | стр. 3 |
1 | Основная часть | стр. 4-5 |
1.1 | Рабочий план проекта | стр.4-5 |
1.2 | Отчёт о выполнении проекта | стр.6 |
1.2.1 | Об истории профессии | стр.6 |
1.2.2 | Описание деятельности | стр. 7 |
1.2.3 | Сильные и слабые стороны профессии
| стр. 7 |
1.2.4 | Трудовые обязанности и профессиональные качества | стр. 8-9 |
1.2.5 | Диагностические исследования личностных качеств | стр. 9-10 |
1.2.6 | Учебные заведения | стр. 10 |
1.3 | Практическая часть. Создание буклета | стр. 10 |
| Заключение | стр.11 |
| Список использованных источников | стр.11 |
| Приложение | стр.12-18 |
Введение
От родных и знакомых я часто слышу вопрос: «Кем ты хочешь стать?» Этот вопрос я часто стал задавать и сам себе. Ответить на него я затрудняюсь. Мне нравятся многие профессии, но какая из них мне ближе? Какая из них станет моим профессиональным выбором. Как понять? Столько вопросов!
Проблема возникла из-за того, что я мало знаю об особенностях профессий, потребностях рынка труда, своих способностях, финансовых возможностях семьи.
Свои исследования я начал с изучения некоторых профессий в интернете, затем пообщался с родителями, проанализировал собственные желания, умения и личностные качества. Меня заинтересовали многие профессии, но свой выбор остановил на профессии машинист поезда. Мне захотелось больше о ней узнать, познакомиться с её особенностями, провести наблюдения и исследования своих личностных качеств и понять, может ли этот выбор - стать моей будущей профессией? Изученный материал обобщить и представить в виде буклета – справочника. Подробное изучение специфики данной профессии позволит в будущем осознанно подойти к выбору профессиональной деятельности и избежать разочарований и неуверенности в завтрашнем дне.
Цель: изучение специфики профессии машинист локомотива, создание буклета-справочника.
Задачи:
Расширить знания о специфике профессии: машинист поезда, выяснить о перспективах её развития и востребованности на рынке труда в современное время.
Выявить сильные и слабые её стороны.
Узнать о требованиях к профессионально - индивидуальным особенностям и соотнести их со своими личностными качествами.
Изучить литературу и интернет ресурсы об учебных заведениях, в которых можно получить данную профессию.
Обобщить, систематизировать изученный материал и представить в виде буклета – справочника.
1. Основная часть
1.1. Рабочий план проекта
№ | Название | Время проведения | Ответственные |
1. Подготовительный этап (октябрь-ноябрь) | |||
1.1 | Выбрать тему проекта | октябрь | Носков З. |
1.2 | Выбрать руководителя | октябрь | Носков З. |
1.3 | Определить актуальность, цель задачи | ноябрь | Носков З. Носкова Е. И. |
1.4 | Выбрать предполагаемый продукт | ноябрь | Носков З. Носкова Е. И. |
2.Основной этап (декабрь-февраль) | |||
2.1 | Разработать «Рабочий план проекта» | декабрь | Носков З. Носкова Е. И. |
2.2 | Изучить историю возникновения профессии. | декабрь | Носков З. Носкова Е. И. |
2.3 | Расширить знания о специфике профессии: машинист локомотива, выяснить о перспективах её развития и востребованности на рынке труда в современное время. | декабрь | Носков З. Носкова Е. И. |
2.4 | Выявить сильные и слабые её стороны. | декабрь | Носков З. Носкова Е. И. |
2.5 | Узнать о требованиях к профессиональным особенностям и соотнести их со своими личными качествами. | февраль | Носков З. Носкова Е. И. |
2.6 | Диагностические исследования личностных качеств | февраль | Носков З. Носкова Е. И. |
2.7 | Изучить литературу и интернет ресурсы об учебных заведениях, в которых можно получить данную профессию. | февраль | Носков З. Носкова Е. И. |
2.8 | Обобщить, систематизировать изученный материал и представить в виде буклета – справочника | февраль | Носков З. Носкова Е. И. |
3. Заключительный этап (март-апрель) | |||
3.1 | Доделать письменную часть проектной работы | март | Носков З. Носкова Е. И. |
3.2 | Написать тезисы для защиты | март | Носков З. Носкова Е. И. |
3.3 | Рассказать в СМИ о своём проекте | март | Носков З. Носкова Е. И. |
3.4 | Защитить проект | апрель | Носков З. Носкова Е. И. |
1.2 Отчёт о выполнении проекта
1.2.1 Об истории профессии «Машинист локомотива»
Работу над проектом мы начали с того, что познакомились с историей профессии. Изучив материал в интернете, выяснили, что профессия «машинист» связана с появлением железных дорог.
Локомотив происходит от латинских слов «locus» — место и «moteo» — тяну, то есть дословно «двигающий по месту», по рельсам. Это название было придумано Дж. Стефенсоном.
Первый в мире паровоз изобрел и построил в 1803 году английский горный инженер Ричард Тревик.
В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктоном и Дарлингтоном в Англии. Эту дату можно считать датой появления профессии «машинист» [1].
Таким образом, можно утверждать, что профессия машинист локомотива появилась вместе с созданием первого поезда и с прокладкой железной дороги. В это же время возник вопрос о том, кто будет управлять такой сложной техникой. Чтобы поездка была безопасной, человек должен обладать определёнными знаниями, навыками, а также иметь высокую скорость реакции, но для этого сначала нужно было выучиться на эту профессию.
В Российской Империи в 1834 году появился первый машинист тепловоза. После этого уже многие люди шли учиться на профессию, чтобы иметь возможность водить составы из четырёх вагонов. Тогда же впервые была написана должностная инструкция. В то время поездов дальнего следования ещё не существовало, так как железнодорожная сеть была очень плохо развита. Средняя скорость паровоза достигала всего 33 км/ч, но уже к 1860 году она увеличилась на 10 км/ч. Основным маршрутом, как для пассажирских, так и для грузовых составов был путь Москва-Санкт-Петербург. Во времена СССР данная профессия стала очень востребованной, а работать машинистом было довольно престижно. Различные производства в государстве развивались большими темпами, из-за чего создавались новые типы грузовых поездов. Такая тенденция наблюдается и сейчас, хотя, чтобы устроиться на работу в РЖД, нужно соответствовать более высоким требованиям, чем раньше [2].
Вышеизложенный материал поражает тем, что эта профессия имеет глубокие исторические корни.
Затем мы узнали, что она представляет собой на современном этапе?
1.2.2 Описание деятельности
Машинист — железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения.
Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) – маршруты таких поездов ещё короче.
Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.
Каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки. Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине – всё это требует постоянного напряжённого внимания [3].
Эта работа предполагает длительные физические и психологические нагрузки.
Изучив специфику деятельности машиниста, пришли к убеждению, что профессия многогранна и сложна. При выборе нужно хорошо знать её сильные и слабые стороны.
1.2.3 Сильные и слабые стороны профессии
Исследуя данный вопрос, выяснили, что профессия машиниста имеет как сильные, так и слабые стороны.
Говоря о плюсах, стоит отметить ее значимость для общества. Без машинистов невозможно строительство, перемещение грузов или пассажирские перевозки. Это делает профессию востребованной.
Еще одно преимущество — доступное обучение и быстрое трудоустройство: молодой специалист сразу после окончания учебного заведения может работать по специальности.
Хотя профессия машинист является рабочей, она хорошо оплачивается. В зависимости от квалификации, уровень заработной платы может быть выше среднего.
У профессии машинист есть несколько основных недостатков: тяжелые условия труда, длительная физическая нагрузка и многочасовые рабочие смены. Во время работы машинисту нужно быть максимально собранным и сконцентрированным — со временем это вызывает сильное эмоциональное напряжение. Это негативно сказывается на общем состоянии человека, на его здоровье. Современные составы доведены до максимума в плане технических характеристик, но все равно сохраняется риск развития «вибрационной болезни».
Вместе с тем машинист сталкивается с огромными рисками: любая оплошность при работе с механизмами чревата травмами. А если транспорт пассажирский, на машиниста ложится ответственность за жизнь и здоровье людей.
Эта профессия не подойдет человеку, который плохо ладит с техникой – машинист должен уметь справляться с незначительными неполадками, оценивать качество работы устройств [4].
1.2.4 Трудовые обязанности и профессиональные качества
Следующим этапом работы над проектом стало то, что нам нужно было изучить основные обязанности, задачи машиниста, выяснить какими профессиональными качествами он должен обладать, соотнести их со своими личностными особенностями и сделать вывод о профессиональной пригодности.
Управление поездом на протяжении всего маршрута: контроль за движением поезда, соблюдение расписания и маршрута, а также реагирование на изменения в условиях движения. Для обеспечения безопасности пассажиров и грузов машинист должен тщательно следить за работой всех систем локомотива. Он отвечает за правильное функционирование тормозной системы, освещения, сигнализации и других важных элементов локомотива. Перед отправлением поезда машинист проводит предварительный осмотр локомотива, проверяя его техническое состояние.
В рабочие обязанности машиниста также входит взаимодействие с другими работниками железной дороги: диспетчерами, регулировщиками движения, техническим персоналом. Машинист должен точно и своевременно выполнять указания диспетчерской службы, сообщать о любых неполадках или нестандартных ситуациях во время движения поезда.
Кроме того, машинист локомотива обязан знать и соблюдать нормы и правила безопасности на железной дороге. Он должен быть готов к действиям в чрезвычайных ситуациях.[5]
Профессиональные качества
В первую очередь, это технические навыки управления локомотивом и понимание его устройства. Машинист должен уметь читать и понимать сигналы на железнодорожной линии, а также управлять различными системами и механизмами локомотива.
Очень важным является навык быстрого принятия решений в стрессовых ситуациях и способность к концентрации внимания на продолжительные периоды времени. Машинист должен быть готов к нестандартным и чрезвычайным ситуациям, уметь действовать быстро и эффективно.
Личностные качества машиниста включают ответственность, внимательность и дисциплинированность.
Также важны выносливость и хорошее здоровье, поскольку работа машиниста может включать нерегулярный график и длительное нахождение в статическом положении.[5]
1.2.5 Диагностические исследования личностных качеств
Изучив интернет ресурсы, узнали об индивидуальных особенностях, предъявляемых к специалисту данной профессии. Теперь предстояло самое трудное: с помощью диагностических методик исследовать свои личностные качества и сопоставить их с профессиональными особенностями. Самостоятельно это сделать очень сложно, поэтому мы обратились за помощью к психологу нашей школы. Она, используя комплекс компьютерных психологических и коррекционных методик: Эффектон Студио, провела диагностику по определению уровня развития сенсомоторной и скорости зрительно-моторной реакций, концентрации внимания. А также помогла определить мой стиль саморегуляции поведения.
Результаты диагностики следующие: скорость сложной сенсомоторной реакции у меня - низкая. Такой результат может проявляться у людей с ослабленным зрением, данный показатель соответствует моему состоянию здоровья. Но в перспективе данный показатель можно тренировать с помощью специальных компьютерных игр-упражнений, а также можно провести лечебную коррекцию зрения. Концентрация внимания составляет средний уровень, что является показателем в пределах нормы. Уровень саморегуляции – средний, что говорит о том, что люди с таким уровнем саморегуляции вполне самостоятельны, адекватно реагируют на изменения условий, у них наблюдается осознанное достижение цели (Приложение1)
В декабре я стал участником психологической диагностики ранней профориентации «Мои качества» в рамках всероссийского проекта «Билет в будущее». По её результатам было выявлено, что у меня высокий уровень стрессоустойчивости (Приложение2)
Результаты диагностик представлены в сводной таблице 1
(Приложение 3)
С большой уверенностью можно утверждать, что развитие личностных качеств, которые будут востребованы через несколько лет, нужно активно и ответственно развивать уже сегодня. Только при таком условии, я могу стать востребованным специалистом.
1.2.6 Учебные заведения
Следующий этап работы над проектом заключался в том, что нам необходимо было выяснить, в каких учебных заведениях можно приобрести данную профессию. Результаты мы занесли в сводную таблицу 2. (Приложение 4) При выборе учебного учреждения важными критериями для нас стали: наличие бюджетных мест, информация о вступительных испытаниях (учебные предметы), срок обучения, наличие общежития, стоимость проезда до места (цена билета).
Ознакомившись с данной информацией, пришли к выводу, что самый оптимальный вариант для меня является Верещагинский многопрофильный техникум.
1.3 Практическая часть
Заключительным этапом работы над проектом стало создание буклета «Главное о профессии: машинист локомотива». Всю полученную информацию нужно обобщить и систематизировать. Работа над буклетом предполагала несколько этапов. (Приложение 5) Первый - подготовительный. На этом этапе мы создали эскизы и определили темы рубрик (Приложение 6). Второй - основной этап работы: отбор нужной информации, иллюстраций, фотографий к ней. Третий этап – заключительный: создание информационного буклета – справочника (Приложение 7).
Заключение
В течение нескольких месяцев мы изучали особенности профессии машинист локомотива. Нами была проведена большая проектно-исследовательская работа. Мы изучили интернет ресурсы и пришли к следующим выводам:
Данная профессия имеет древние исторические корни.
Она востребована на современном рынке труда.
В этой профессии можно назвать как минусы, так и плюсы.
К специалисту предъявляются высокие требования, как должностного характера, так и личностного.
Для того, чтобы в будущем стать востребованным специалистом нужно работать над совершенствованием своих личностных качеств.
Для поступления в учебные заведения необходимо серьёзно изучать следующие дисциплины: математика, русский язык, физика, информатика.
Итоговым продуктом проекта может стать информационный буклет (Приложение 7).
Список использованных источников
https://урок.рф/library/istoriya_professii_mashinist_lokomotiva_053648.html(05.01.2025)
https://nauka.club/karera/mashinit-poezda.html(05.01.2025)
https://www.vologda.kp.ru/daily/26863/3906216/(05.012025)
https://www.kp.ru/edu/rabota/professiya-mashinist/(05.01.2025)
https://careerpath.pro/ru/professions/train-driver/ (06.01.2025)
Приложение
Приложение 1.
Результаты комплекса компьютерных психологических и коррекционных методик: Эффектон Студио
Приложение 2
Результаты компьютерной диагностики «Мои качества» по ранней профориентации в рамках Всероссийского проекта «Билет в будущее»
Приложение 3
Сводная таблица1.
Результаты диагностики личностных качеств
| Уровни определения | Шкалы | Интерпретация, уровень |
1. | Концентрация внимания | 4/9 | Средний |
2. | Скорость простой зрительно-моторной реакции | 1/4 | Низкий |
3. | Саморегуляция | 31/46 | Средний |
4. | Стрессоустойчивость | 9,2/10 | Высокий |
5. | Точность реакции на движущие объекты | 1/4 | Низкий |
Приложение 5.
Этапы создания буклета-справочника
Этапы | Вид деятельности |
I этап- подготовительный | - создание эскизов страниц буклета - определение тем рубрик |
II этап- основной | - анализ и отбор нужную информацию и иллюстраций, фотографий, схем |
III этап- заключительный | - создание информационного буклета– справочника. |
Приложение 6
Сводная таблица. 2. Учебные заведения Приложение 4.
Название учебного заведения | Специальность | Проходные балы на бюджет или платно | Что сдавать | Общежитие | Стоимость обучения | Сколько лет обучения | Стоимость пути от дома до учебного заведения |
Верещагинский многопрофильный техникум | Машинист локомотива | Бюджет От 3 40 мест Платных нет | Физика, информатика | Есть | - | 2г.10мес. | 92 руб. |
Пермский профессионально-педагогический колледж | Машинист локомотива | Бюджет 4,28 Платное 3,99 | Физика, информатика | Есть | От 15000 руб. в год | 2г. 10 мес. |
В среднем от 279 руб. |
Пермский институт железнодорожного транспорта — филиал Уральского государственного университета путей сообщения | Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог | Бюджет 4,4 Платно 3,7 | Физика информатика. | Есть | От 72000руб. в год | 3 г. | В среднем от 275 руб. |
Приложение 7.
Буклет – справочник «Главное о профессии: машинист локомотива»
16