Глемпинг как новый вид экотуризма
Автор публикации: А. Ганиева, ученица 10А класса
Республиканская научно-практическая конференция «ЕсТеЛий»
МОУ «Лицей №43»
Экология
Глемпинг как новый вид экологического туризма
Автор работы: Ганиева Анна Тахировна
ученица 9А класса МАОУ «СОШ №10» г. Саранск
Руководитель работы: Юртаева Оксана Юрьевна,
учитель географии.
Саранск, 2024
Содержание
Введение………………………………………………………………….…..3
1 Что такое глемпинг….…………………………………………………….5
2 История возникновения глемпингов….………………………………….8
3 Глемпинг: это дорого или дешево?!.........................................................13
4 Песпективы развития глемпинга в мире, в России и в Республике
Мордовия……………………………………………………………………16
5 План-проект по строительству глемпинга…………………………...…21
6 Что жители Мордовии знают о глемпинге…………………..…………26
Заключение………………………………………………………..………..29
Список использованных источников…………………………………..…31
Приложение А……………………………………………………...………33
Приложение Б……………………………………………………………....34
Приложение В………………………………………………………..…….35
Введение
Сегодня, в век инноваций, открытий, робототехники и виртуального мира, всё чаще стал цениться эко-туризм, который хоть на несколько часов, освобождает голову от наплыва информации. Психологами доказано, что даже парочка часов на свежем воздухе, в окружении горного, степного, пустынного, морского пейзажа, поможет снизить уровень стресса у человека в разы. Дабы не лишать человека удобств и обойти стороной заморочки, существует глэмпинг! Современное решение, антистресс!
Многие из нас, смотря на фотографии красивых пейзажей нашей разнообразной природы, мечтают увидеть их вживую, но при этом не все готовы отказаться от привычного уюта городских квартир. Глемпинг позволяет туристам насладиться природой, не лишая их таких удобств, как: мягкая постель как дома, теплый душ, комфортные средства гигиены, блюда, как из ресторана. Данный вид отдыха идеально подойдет тем туристам, которые привыкли к современным условиям быта, а также тем, кто давно ищет что-то новенькое, максимальный контакт с природой.
Цель работы – изучить глемпинг как новое направление в экотуризме.
В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд взаимосвязанных задач:
Выяснить, что такое «глемпинг» и изучить историю его появления в мире и в России,
Изучить самые популярные виды глемпинга, выявить их очевидные плюсы и минусы,
Оценить ценовую составляющую глемпинга: это дешево или дорого,
Проанализировать перспективы развития глемпингов в мире, в России и в Мордовии,
Предложить свой план-проект по созданию глемпинга,
Провести социальный опрос населения о том, что оно знает о глемпинге.
Интерес к экологическому туризму растёт во всём мире, в том числе и в России. Актуальность темы заключается в популяризации туризма, без вреда природе в Республике Мордовия.
Гипотеза – вызывает ли интерес у жителей Республики Мордовия глемпинг как новый вид экотуризма.
Объект исследования – глемпинг как вид экотуризма.
Предмет исследования – особенности развития глемпинга в мире, в России и в Мордовии.
В работе были использованы следующие методы: литературный, статистического анализа, картографический, социального опроса и другие.
При написании данной работы были использованы труды следующих авторов: Воротникова А.М., Паньшиной В.А., Ивановой Е.А., Егоровой Е.В., Титова К.П. и других.
1 Что такое «глемпинг»
«Я бы назвала глемпинг симбиозом свободы, которую можно взять от кемпинга, и комфортом – который можно взять от отеля.Это может быть и уютный тет-а –тет в лесу,и тихая романтика на берегу озера или же активный отдых в горах с компанией друзей»
Ольга Беднова, основатель глемпинг-проекта
Узреть нетронутую красоту дикой природы хотят многие, но не каждый готов терпеть лишения, связанные с аскетичным бытом туриста. Большая часть жителей города лишь вздыхает, глядя на прекрасные фотографии из походов, картинки домика на дереве или вигвама на закате в предгорьях и мечтает отвлечься от шума и суеты. Но это же страшно неудобно, нельзя принять душ вечером, придётся умываться в холодном ручье, есть макароны с тушёнкой, сидя на бревне. В походе будут кусать комары и пугать дикие звери и конечно многим городским туристам захочется в гостиницу. Однако есть решение, при котором городской комфорт органично вписывается в формат дикого отдыха на природе. В мире стремительно набирает популярность новый вид отдыха - глэмпинг. Он даёт возможность человеку, никогда в жизни не бравшему в руки рюкзак, полюбоваться роскошным закатом сидя в дверях того самого дикого вигвама, но при этом есть комфортные условия для ночлега.
Кембриджский словарь определяет понятие «глэмпинг» как тип кемпинга, предоставляющего комфорт и роскошь туристу. Слово «глэмпинг» образовалось в результате объединения английских слов glamorous и camping, то есть это гламурный кемпинг. Активно использовать понятие «глэмпинг» начали в 2005 г. в Великобритании, а в 2016 г. его внесли в Оксфордский словарь (Oxford Advanced Learhers Dictionary). Среди особенностей глэмпинга следует выделить два основных фактора: отдых на природе с высоким уровнем комфорта; мобильность и органичное вписывание в окружающую среду. Проще говоря, глэмпинг - это средство размещения, расположенное на территории дикой природы, вблизи природных объектов или в сельской местности с широким ассортиментом услуг и повышенным комфортом. На сегодняшний день глэмпинги принято считать новым направлением в туризме [4].
Идея глемпинга была предложена в Великобритании, при проведении крупных музыкальных фестивалей. На сегодняшний день наибольший интерес к новому тренду проявляют в США, Великобритании и Австралии. По оценкам британского туристического бюро, ежегодный рост рынка глемпингов увеличивается на 21 % [1,9] .
Глемпинг представляет собой объект туристской индустрии, формат которого предполагает размещение туристов на уникальной природной территории, организованный с использованием некапитальных сооружений (преимущественно экологично легкие строения) для пребывания гостей, которым обеспечены условия проживания повышенной комфортности и расширенный спектр услуг. Гости глемпинга избавлены от необходимости обустраивать лагерь (стоянку), поэтому глемпинг часто сравнивают с отелем под открытым небом, где гостям, помимо проживания, могут предложить дополнительные услуги и развлечения. Глемпинг-парк - это комплекс сооружений (глемпингов), учитывающих особенности территории, что обеспечивает сохранность естественного ландшафта местности.
Рисунок 1 – Современные эко-домики[12]
У глэмпингов есть несколько характерных признаков:
1) Удалённость от цивилизации. Как показывает практический маркетинг глэмпинг располагается в безупречно красивом и труднодоступном месте, где невозможно построить отель. Редко бывает так, что к глэмпингу можно подъехать по асфальту. Чаще доставка продуктов в глэмпинг возможна только на вездеходах, вертолётах, специально подготовленных джипах или снегоходах.
2) Аутентичность. Многие организаторы глэмпингов стремятся передать колорит местной культуры. Если глэмпинг на берегу северного моря - в интерьере может быть моржовая кость, в меню присутствуют рыбные продукты и мясо северных народов - оленина. В кочевой степи туристов встречает стилизованная юрта, а в меню бешбармак и кумыс. Если глэмпинг расположился в глубинке Прованса - домики будут с маленьким садиком во французском стиле и гости напробуются редких сыров и соусов.
3) Экологичность интерьера и пищи. Следует особо отметить, что в глэмпингах стремятся сохранять природу максимально исконной, естественной, а предметы интерьера и утварь использовать из натуральных материалов. Если климат прохладный путников согреют красивые пледы из натуральной шерсти. Если тропический климат потребителю предложат сесть в плетёные кресла и воспользоваться салфетками из пальмовых листьев. Дизайнерская составляющая в данном формате отдыха также играет одну из главных ролей. Гостей стремятся удивить.
4) Практичность и продуманность отдыха. Такой организованный и продуманный отдых не только часть практического маркетинга, но стремительно развивающийся бизнес. Менеджеры предлагают целый набор нестандартных приключенческих активностей - от треккинга или снегоходных прогулок до скачек на страусах или полётов на крыле дракона [12](Приложение А).
2 История возникновения глемпингов
История появления глэмпингов приходится на период Х–ХI вв., когда исторически началось активное завоевание земель. Собираясь в поход, знатные вельможи не желали отказываться от роскоши и брали с собой обозы с провиантом для приготовления изысканных блюд, шатры, кухни, кровати, столы и кресла для гостей, поваров, музыкантов и шутов. Кроме того, параллельно развивающиеся прообразы кемпингов стали использоваться и обычными путешественниками, торговцами и исследователями, совершающими длинные путешествия вдали от городов и прочих населенных пунктов. Данный этап развития продолжался вплоть до середины XIX в., в этот период подобные средства размещения могли использоваться только богатыми и властными людьми того времени. С началом зарождения массового туризма возникала необходимость в создании новых средств размещения. Появлялось большое число гостиниц в городах, но дальнейшая популяризация отдыха массовыми группами и необходимость размещения на природе вынудила путешественников вновь вернуться к идеям кемпингов. Так, первое подобие современных палаток было создано одним из офицеров армии США в 1855 г. под вдохновением от жилья коренных индейцев. Согласно имеющимся историческим данным на конец XIX в. Великобритания отличалась ростом автомобильной промышленности, наличием у населения автомобилей и строительством качественной транспортной инфраструктуры, что способствовало стремительному развитию индустрии туризма. Первым палаточным городком, предназначенным для массового туризма, стал кемпинг на острове Мэн в Великобритании, который был создан в 1894 г. и мог принимать до 600 чел. Современное описание глэмпингов появилось в 1898 г. в работах французского исследователя Люсьена Бодри де Сонье. В одной из хроник он упоминал передвижные гужевые дома британских аристократов, путешествующих по землям Великобритании, где помимо кроватей были оборудованы и ванные комнаты. В 1920-х гг. появился архитектурный прообраз современного глэмпинга. В 20-е годы XX в. богатые путешественники, в основном из Британии и Северной Америки, приезжали на охоту в Африку, при этом требования к условиям проживания предъявлялись высокие. Все делалось для удобства требовательных туристов – на стоянках устанавливались генераторы, складные ванны, горячая вода и свет была доступны даже в пустыне, а лучшие повара готовили изысканное меню. Все это требовало больших первоначальных вложений от организаторов «сафари-туров», при этом приносило стабильную прибыль за экзотический вид отдыха богатых туристов. Тогда никто не говорил о сохранности природной среды размещения подобных площадок, но со временем формат стал более экологичным и начал завоевания популярности среди экотуристов по всему миру. Во время сафари в Африке богатые охотники из Великобритании и Северной Америки вблизи мест охоты устанавливали палатки на небольшом деревянном помосте, в центре устанавливали планку и накрывали ее тентом, затягивая по бокам. Так появился самый популярный на сегодняшний день тип некапитального сооружения глэмпингов – сафари-тент. Отдельным подвидом глэмпинга и составляющей единицей кемпинга являются автодома или дома на колесах. Изначально они изготавливались индивидуально, но впоследствии начали появляться готовые мобильные средства размещения. В середине XX в., в период активной автомобилизации в Европе, в Германии под маркой Volkswagen началось производство первого серийного автодома T1, главным нововведением и особенностью которого являлась возможность иметь внутри автомобиля полноценный дом с кухней, спальным местом и душевой. Некоторые модели имели дополнительные выдвигающиеся навесы для расширения площади вне авто. Инновационное решение соединить кемпинг с комфортом и удобствами и вложить это в новые конструкторские формы дало старт развитию направления глэмпинга [11].
Рисунок 2 - Первые глэмпинги в Великобритании [5]
Глэмпинг на сегодняшний день – молодой, развивающийся и инновационный вид размещения в туризме. Яркие репортажи в социальных сетях о новых объектах размещения быстро увеличили на них спрос. Особенно они популярны в Европе, а различные уровни комфорта и стиля способствовали его признанию. К 2014 г. глэмпинги существовали во Франции, Хорватии, Словении, Испании, Италии, Португалии и насчитывали около 1100 мест.
В нашей стране, благодаря разнообразным природным предпосылкам и вопреки политической ситуации в мире, оказавшей влияние на развитие внутреннего туризма, в последние годы также отмечается активное строительство глэмпингов. Проводятся различные мероприятия, направленные на развитие глэмпинг-туризма в России, среди которых выставки, ярмарки и бизнес-туры для нынешних и будущих основателей глэмпингов. В таких встречах принимают участие предприниматели и маркетологи, делящиеся опытом продвижения собственных проектов [6,8].
Со стороны клиента глэмпинга можно выделить следующие сильные стороны данного вида туризма:
1. Уединение с природой в комфорте и уюте благодаря необходимой для жизни комплектации объектов для проживания: душ, санузел, питание (зачастую в персонал входит повар), всевозможные досуговые площадки.
2. Разнообразие дополнительных предоставляемых услуг: баня, сауна, бассейн, мангальная зона; гамаки (шезлонги); проектор для просмотра фильмов, творческие кружки; спортивный инвентарь (лыжи, коньки, коврики для йоги, тренажеры и пр.), велосипеды, квадроциклы, снегокаты, снегоходы, лодки; услуги повара, горничной, экскурсовода.
3. Экономия времени и сил. Выбор самого простого глэмпинг-объекта (лакшери палатки) избавит туристов от лишних хлопот по установке палаток, разбивке лагеря, сборе дров и приготовлении пищи в естественных условиях.
4. Эмоциональное насыщение: погружение в эко-среду и удаленность от цивилизации. Многим людям необходимо брать перерыв от нахождения в информационно-цифровом мире. Человек, уединяясь с природой, восстанавливает свои силы и энергию.
5. Безопасное нахождение на природе. Прочные конструкции объектов глэмпинга укроют туристов от неблагоприятных условий.
6. Универсальный отдых для любой целевой аудитории: соло-туристы, пары и молодожены, семьи с детьми, компании друзей, рабочие коллективы, пожилые люди.
7. С наличием необходимой инфраструктуры есть возможность проведения выездных мероприятий и конференций на территории глэмпинга.
При наличии многочисленных положительных сторон у глэмпинга существуют и достаточное количество недостатков, которые сказываются на клиентах:
1. Стоимость услуги глэмпинга. Комфортабельное обустройство территории и возможность предоставить уникальные услуги клиентам требует от владельцев подобных площадок серьезных затрат (особенно когда глэмпинг строится с нуля). Для того, чтобы проект окупился, могут потребоваться годы. Поэтому стоимость размещения рассчитана в основном для людей с достатком выше среднего. Ценовые предложения – от 2000 руб. до 7300 руб. за ночь (по данным на конец 2022 года).
2. Узкие рамки выбора в России. На сегодняшний день глэмпинг еще не повсеместное явление в РФ, поэтому услугами такого типа отдыха пока могут воспользоваться туристы только нескольких регионов. Глэмпинг площадки не различаются большим разнообразием услуг и дизайнерским решением.
3. Высокая загруженность площадок. Данная проблема вытекает из предыдущей. Наличие небольшого количества глэмпинг-площадок становится причиной возникновения сложностей с бронированием объектов глэмпинга. Из-за высокого спроса возникает необходимость заблоговременного бронирования места (особенно в летний сезон и в выходные дни).
4. Отсутствие качественной дороги. Многие глэмпинги располагаются далеко от цивилизации, что по итогу может затруднить проезд туристов на транспорте.
5. Чрезмерная удаленность от цивилизации лишает возможности туристов доехать до магазина и приобрести необходимую продукцию; может стать причиной отсутствия связи и доступа к Wi-Fi.
6. Неприятное соседство. В связи с плотным бронирование глэмпингов, одновременно с простыми отдыхающими могут располагаться шумные компании, которые могут проводить различные конференции и мероприятия, отмечать важные события, сопровождаемые громкой музыкой. Поэтому уединение с природой может подвергнуться угрозе.
7. Непредвиденные климатические аномалии. Данный пункт касается тех видов объектов глэмпинга, которые располагаются в природном пространстве: объекты на воде, на дереве, в пещере, внутри гор и пр. Зачастую, самые красивые места, это локации для размещения глэмпинга с достаточным уровнем риска (сложно предсказать природные аномалии). Ярким примером являются домики над водой: сильное наводнение может подвергнуть домики затоплению [4].
3 Глемпинг: это дорого или дешево?!
В настоящее время количество и уровень услуг зависит от местоположения глэмпинга и ценового предложения. Средства размещения часто находятся на территории особых природных территорий, озер, лесов, поэтому возможности в предоставлении различных услуг практически безграничны. Причем надо сразу отметить, что глэмпинг удовольствие не дешевое, например, средняя стоимость размещения в теплом климате (США, Австралия, часть Европы) составляет от 200 до 500 $ в сутки. А средняя стоимость размещения за Полярным кругом в Европе начинается от 450 $ за сутки. Естественно, в России ситуация другая, и средняя стоимость размещения в России не зависит от локации и начинается от 3 тыс. руб. в сутки. На стоимость влияет уровень комфорта и разнообразия дополнительных сервисов, предлагаемых на площадке. В настоящее время глэмпинги в Арктической зоне расположены в Норвегии, Финляндии и Швеции. Однако, и в Карелии начали развивать данное направление. В основном глэмпинги в России расположены в западной части Арктической зоны и не представлены на востоке [7].
Стоимость проживания варьируется в зависимости от оснащенности и дизайна самого глэмпа, а также обустроенности прилегающей территории.
Мы проанализированы ценовой рынок глемпинг-индустрии в разных регионах России, включая Мордовию, и получили вот такие средние цифры.
Таблица 2 – Ценовая политика глемпинг-отелей
Регион | Цена за сутки | Особенности размещения |
Калужская область | 14 500 рублей за ночь на двоих | Современный вигвам с прозрачными стенами в лесу в загородном отеле Pine Village. С кондиционером, кроватью, холодильником, кофе-машиной, камином, душем, туалетом. |
П-в Камчатка | 13 тысяч рублей за ночь | 2-местный шатер с видом на океан или вулканы в глэмпинге GlampStory. С кроватями, постельным бельем, завтраком. Туалет персональный, душ — общий на территории. |
г.Сочи Краснодарский край | 12 тысяч рублей за ночь | 4-местный деревянный домик площадью 12 кв. метров «Эковилледж Сочи» с двумя кроватями, душем и туалетом, видом на море и горы, завтраком, феном, халатом-тапочками. |
Мурманская область | 11 250 рублей за ночь | 4-местное иглу с прозрачными куполом в глэмпинге Aurora Village, с душем, туалетом, кроватями на двух уровнях |
Тульская область | 6200 – 7500 рублей | шатер на 2 – 4 человек в глэмпинге «Зеленая тропа», в лесу на Оке. С кроватями, постельным бельем, душ и туалеты — общие на территории. Там же есть домики на дереве с панорамными окнами, своим душем и туалетом, кухней, холодильником, они стоят 10 тысяч рублей в сутки. |
Республика Карелия | 4500 – 6000 рублей в сутки | размещение в шатре на 3 человек в глэмпинге «Папортник», с тремя односпальными кроватями, постельным бельем, завтраком. Биотуалет персональный, душ общий на территории |
Республика Мордовия | 3700-6000 в сутки | База отдыха «Отрада».Однокомнатный двухместный номер с двумя раздельными кроватями/одной двуспальной кроватью. В номере: прихожая, спальная комната, ванная комната с душевой кабиной. Оснащение номера: фен, туалетные принадлежности, спутниковое ТV, бесплатный Wi-Fi в общественных местах. Основное размещение — 2 человека. |
Дорого или дешево? – решать вам. На наш вгзгяд, ценник немного завышен по сравнению со стандартным номером в гостинице. Но ведь все экологичное не бывает дешевым.
Можно выделить основные преимущества глэмпингов и предпочтения целевой аудитории. Во-первых, глэмпинги предлагают гостям огромный ассортимент услуг и максимальный уровень удобств, что при грамотной популяризации данного вида рекреации позволяет расширить возможную аудиторию. Во-вторых, это соотношение цены и качества по сравнению с гостиницами, привлекающее внимание потребителей, которые получили возможность кратковременного отдыха вдали от суеты городской жизни. В-третьих, глэмпинги подойдут для молодежи, благодаря своей новизне и инновационности. Они будут интересны для молодых семей с детьми, так как близость к природе и оснащенность средств размещения может создать необходимый уют. Глэмпинги могут использоваться студентами или молодыми людьми для организации и проведения студенческих лагерей, практик и отдыха на их базе. В-четвертых, это туристы, ценящие особенности экологического туризма, для которых идея отдыха в данных средствах размещения гораздо предпочтительнее, чем в загородных отелях в большем удалении от природы. В-пятых, глэмпинги могут быть популярны среди взрослых и обеспеченных людей, уставших от тяжелых рабочих будней в городских условиях, и, конечно же, среди пожилых людей, которые тяготеют к загородному образу жизни, вдали от городского шума. Таким образом, такой вид рекреации может быть приспособлен к очень широкой целевой аудитории, вплоть до размещения гостей с деловыми целями, а также спортсменов, студентов, участников событийного туризма и т. д., так как разнообразие и особенности данных средств размещения позволяют проводить на их территории большое количество мероприятий, выставок, ярмарок [5].
4 Перспективы развития глемпинга в мире, в России и в Республике Мордовия
Как вид отдыха для обеспеченных туристов, формат глэмпинга базируется на «сафари-турах» в Африке. Термин «глэмпинг»» соединяет в себе 2 слова «гламур» и «кэмпинг», что отражает саму суть формата. Отличительные особенности глэмпинга – роскошные условия проживания в природной среде. Туристам предлагаются максимальные варианты удобств, при этом владельцы глэмпинга строго следят за соблюдением режима природопользования. В США набирает обороты проект Glamping Hub – агрегатор предложений проживания в глэмпингах по всему миру. На текущий момент в проекте участвует 35 000 площадок, предлагающих супер-комфортное проживание на природе для туристов. На сегодняшний день существует большое количество вариантов проживания в глэмпинге.
В России активно развиваются разнообразные варианты активного экологичного отдыха. На волне интереса со стороны туристов в последние несколько лет начали развивать и формат глэмпинга [1,4].
Такой вид отдыха доступен круглый год – организаторы позаботятся о комфорте гостей независимо от погодных условий и времени года. Ведь время отдыхать от будней – не только в жаркие летние месяцы. Оформление глэмпинга может быть совершенно разным. Каждый глэмпинг – это отдельная концепция. Она может рассказывать о старинной жизни прежних лет, о национальных особенностях разных стран, о романтике путешествий. В зависимости от тематики глэмпинга меняется форма жилища. Это может быть: палатка, роскошный шатер, хижина или тнэко-боб, домик на дереве, плавучий дом на плоту, юрта, вигвам, иглу, типи, пещера, дом на колесах (в том числе, телеги), дом необычной формы и т.д. Помещения могут быть просторными и вместительными, для большой компании или семьи. А есть и маленькие формы жилья, в которых удобно находиться одному. Главное, что объединяет эти такие разные места для отдыха – неповторимость, оригинальность, возможность отдохнуть от будничных забот в небанальных условиях и насладиться живой природой.
Отличительной особенностью глэмпингов в России является наличие дополнительной инфраструктуры.
По нашему мнению, основные преимущества для развития глэмпинга:
• так как отдых комфортный и для клиента организованы все удобства, то и окупаемость бизнеса быстрая, а прибыль высокая;
• в России эта сфера бизнеса ещё не перегружена;
• экономическая и политическая ситуация дает шанс на быстрый рост за счет внутреннего туристического потока;
• дешевеющий рубль – отличный стимул привлекать иностранных туристов;
• местоположение – не главное. Важна концепция и сервис.
Таким образом, глэмпинг еще почти не распространен в России. Но примеры этого вида экотуризма все же есть. Более того, туристический портал Skyscanner включил в двадцатку лучших глэмпингов и российские -пять. Это «Гуляй-Город» в Тульской области, «Лес и Море» под Москвой, LeapRus в Кабардино-Балкарии, «Мишкина сказка» в Карелии и «Чепош парк» (Алтай). «Конкурентами» российских эко-мест стали глэмпинги Греции, Шотландии, Франции, Португалии, Ирландии, Италии, Чили,и Хорватии.
Интерес к глэмпингу, по прогнозам экспертов, среди потребителей будет расти и в ближайшие несколько лет, так как в этот период времени будет происходить активный процесс восстановления отрасли после Covid-19. Около 38% отдыхающих интересовались отдыхом в глэмпинге в мае 2021 г. и сентябре 2021 г. В целом с 2016 г. сегмент глэмпингов начал активно развиваться и в Российской Федерации, о чем говорят данные Ассоциации Глэмпингов России [2].
Рисунок 3- Развитие глемпингов в Российской Федерации[9]
Стоит отметить, что 69% глэмпингов из 230 объектов расположены на территории 13 регионов Российской Федерации. Данный сегмент средств размещения представлен лишь в 44 из 85 субъектов РФ, что свидетельствует о пока еще незначительном масштабе распространения их по территории страны, и достаточно мощной перспективе развития в регионах, где на данный момент отсутствуют такие локации.
Небольшая конкуренция в нашей стране поможет быстро развивать бизнес. Существует много регионов, в которых не работает ни одной компании, которая бы предлагала такие услуги, поэтому есть вполне реальный шанс стать монополистом в данной сфере. Примеров крупных глэмпингов в России не так много:
- глэмпинг «Старый Сиг» в Тверской области,
- глэмпинг «ЛесОк» в Ленинградской области,
- глэмпинг «Лагуна» Камчатский край,
- Купольный глэмпинг на Кольском полуострове,
- Polyana Glamping в Калининградской области [10].
Рисунок 4 – Регионы-лидеры размещения глемпингов в 2022 году[1]
Среди выделенных территорий Республика Мордовия занимает весьма скромное место по количеству глэмпингов. Однако, природные и социально-экономические факторы позволяют местным предпринимателям строить глэмпинги не только в живописных местах республики, но и в сельской местности, оказывая влияние на развитие сельского туризма. На период ноября 2022 г. насчитывается свыше 10 объектов размещения, представленных по типу сафари-тента с достаточно полным набором комфортных услуг, среди которых обогреватели, кондиционер, кухня, сауна или баня, открытая терраса, парковка, мангал. Однако на сегодняшний день только 3 из них осуществляют прием туристов с различными целями, другие находятся на стадии оформления или работают в частном режиме. В 2022 г. основателями первых глэмпингов в Мордовии (Вадим и Станислав Петряевы) был построен глэмп-лагерь «Просторы» с городскими удобствами: кровати, кондиционеры, холодильники, а для любителей терренкуров разработан маршрут из Саранска. В настоящее время осуществляется строительство подобной зоны отдыха в районе села Сабаево. С учетом ландшафта местности расположения глэмпингов туристам предоставляется дополнительный спектр услуг: велопрогулки, катание на квадроциклах, зимой на лыжах, охота и рыбалка, прогулки на свежем воздухе. А благодаря близости к водным объектам – занятия рафтингом, серфингом, катание на лодках и байдарках.
Рисунок 5 – Глемпинг в с.Сабаево (Кочкуровский район, РМ)
По словам президента Российского союза туристической индустрии Сергея Шпилько, подобное средство размещения, скорее, не гламурное, а демократичное - в том числе, с точки зрения инвестиций и стоимости для гостей. Для глэмпинга подойдет не только труднодоступное место на природе, но и ближайшее Подмосковье или даже городской парк. Сергей Шилько также подчеркивает, что глэмпинг будет востребован и на въездном рынке.
Генеральный директор компании «Дикий Дом», которая занимается активным развитием глэмпинга в России, Жанна Кира, отмечает, что большим спросом будут пользоваться тематические глэмпинг-лагеря: спортивные, музыкальные, танцевальные и др. Такой вариант интересен и для проведения оригинальных торжественных мероприятий: дня рождения, свадьбы, выпускного[13].
На наш взгляд, развитие данного направления в Республике Мордовия является перспективным, так как на территории нашей области данный вид туристического бизнеса ещё не представлен. У нас есть все необходимое для реализации данного вида туризма: красивый природный ландшафт, чистый воздух, наличие рек и озёр (Приложение Б).
5 План-проект по строительству глемпинга
При строительстве глемпинга вам, как основателю предстоит ответить на несколько вопросов:1) Как оптимально разместить сооружения на территории? 2) Какие сервисы и услуги вы сможете предложить своим посетителям? 3) Какой формат работы? 4) Какой тип отдыха предоставлен?
При составлении плана следует учитывать:
наличие подъездных путей, коммуникаций;
стоимость глэмпов — домиков;
сезонность бизнеса и другие факторы.
Мы попробовали разработать схематичный план-проект создания своего глемпинга в пригороде Саранска на территории с. Макаровка Октябрьского района РМ. Выбрали необходимый участок – он ровный, красивый, инстаграмный. Рядом Паломнический центр и дорога, что немаловажно.
Рисунок 6 – вид на с. Макаровка
Наш глемпинг мы назвали «Родные просторы». Он будет работать с мая по октябрь - лишь в теплое время года, поскольку российские зимы достаточно суровы и для обогрева помещений потребуются дополнительные расходы. Также мы пока не знаем, чем сможем привлечь туристов в зимнее время. Мы выбрали глемпинг, где дома будут просто сдаваться жителям в аренду, гости будут предоставлены сами себе и сами отвечают за свой досуг. В дальнейшем, при развитии нашего предприятия возможно строительство глемпинг-отеля с питанием, спа, активностями и прочее, так называемый глемпинг-парк «под ключ». В таком варианте стоимость проживания будет выше, но и большинство людей предпочитают отдых на «все включено», чтобы не заботиться о своем досуге. Самостоятельно оптимально разместить сооружения на территории мы, конечно, не сможем, поэтому нам придется обратиться к специалистам. Целевая аудитория нашего глемпинга - семейный уйкенд, чтобы могли приезжать на недолгий отдых семьи с детьми, чтобы отдохнуть от городской суеты, в то же время находясь в пригороде и не теряя связь с городом. На первое время в нашем глемпинге будет небольшое число домиков, дабы соблюсти необходимый баланс между прибылью и затратами на обслуживание.
Вид нашего глемпинга – сафари-тент.
Рисунок 7 – Варианты размещения в сафари-тентах[8]
Рисунок 8 - План-схема глемпинга «Родные просторы»
Зарегистрировать можно, как ИП, так и ООО. В налоговую необходимо подать:
СНИЛС;
ИНН;
заявление на установление выбранной организационно-правовой формы (2 шт.);
заявление на выбранную форму налогообложения;
ОКВЭД: 55.30
Нам также будет необходим кассовый аппарат и терминал оплаты безналичным расчётом. Для этого следует заполнить заявление на место установки кассы, её регистрационный номер и договор о передаче фискальных данных. После этого мы открываем расчётный счёт и заключаем договор эквайринга. Так как касса стоит в районе 45 000 рублей, любой предприниматель может сэкономить и взять её в аренду у банка. Например, в Сбербанке такая услуга (аренда терминала, кассы и обслуживание счёта) обойдётся в 2500 рублей в месяц.
Непосредственно строительство глэмпинга займёт по меньшей мере 4 недели. Запланировав открытие перед началом сезона – в марте/апреле, начинать работы лучше уже в феврале.
Порядок работ следующий:
Расчистить площадку от мусора, убрать сухостой, выкорчевать пни и вывезти отходы;
Подготовить основания по настилы. Высоту платформы стоит рассчитывать, как 50 – 80 см. К основанию она будет крепиться стальными болтами, что препятствует её расшатыванию;
Забить сваи и обустроить настилы;
Обустроить помещение под генератор, сделать разводку кабеля и провести монтаж уличного освещения;
Смонтировать каркасы глэмпингов, укрыть их, предусмотрев место под печь, поставить кровати и мебель;
Построить санблоки с печью, бойлерами, биотуалетами и водой. Санблок можно располагать на высоте 40 см и крепить на металлические стойки;
Простроить блоки для ресторана и кухни.
В этих местах требуется оборудование и специфическая мебель, поэтому на них остановимся подробнее:
стол из нержавейки – от 40 000 рублей;
посуда на кухню – от 35 000 рублей;
посуда в ресторан – от 25 000 рублей;
гриль – от 45 000 рублей.
плита кухонная – от 35 000 рублей;- микроволновка – от 3000 рублей; - шашлычницы (4 шт.) – 40 000 рублей;
бойлер на 40 л с подогревом – 15 000 рублей.
Значительно дороже выйдет насыпание дорожек и закупка уличного освещения – 300 000 рублей. А во сколько обойдутся сами глэмы?
Глэмпинг в диаметре 6 метров, по высоте 3,8 метра с подогревом пола, рассчитанный на 2 жильцов (3 шт.) – 750 000 рублей;
Деревянный настил, винтовые сваи, 30 кв.м (3 шт.) – 75 000 рублей;
Санблок, туалет + душ (2 шт.) – 400 000 рублей;
Глэмпинг на подиуме 50 кв. м на 4 посетителей – 700 000 рублей;- Патитент на подиуме + мебель – 200 000 рублей;
Ресторанный купол на подиуме + мебель – 150 000 рублей;
Площадка для отдыха + мебель – 75 000 рублей.
Штат может состоять из 4 – 10 сотрудников. В максимальном варианте это рабочие позиции управляющего (от 45 000 рублей), администраторов (от 40 000 рублей), охранников (от 30 000 рублей), поваров (от 30 000 рублей), официантов (от 20 000 рублей) и горничных (от 20 000 рублей). Бухучёт и маркетинг можно вести на аутсорсе (от 30 000 рублей).
Лучшим способом прорекламировать свой глэмпинг будет размещение его в каталоге glamping.com, который занимает верхние места в поисковой выдаче, а также настроить таргетированную рекламу на его сайт или странички в социальных сетях.
На страте адекватными вложениями в раскрутку проекта можно назвать сумму от 200 000 рублей (сайт + социальные сети + реклама).
Попробуем прикинуть, сколько на таком глэмпинге (максимальная посещаемость - 22 человека) можно заработать с марта по ноябрь.
Допустим, 60% прибыли обеспечит аренда жилья, 35% - кухня, а 5% - прочие платежи от партнёров и аренда площадок для пикника. Заполняемость глэмпинга на пике – 80%, средний чек на еду – 600 рублей. Площадки для пикника - 5200 рублей в сутки.
В сумме это принесёт около 900 000 рублей средней ежемесячной выручки или около 380 000 рублей чистой прибыли. В таком виде проект окупится через 8 лет, но не стоит забывать, что предприниматель может его развивать, а чем больше размер глэмпинга и удержание клиентов, тем быстрее наступит окупаемость. Для привлечения клиентов необходим сайт, хотя бы одностраничный. Главное, чтобы были красивые фотографии, карта, контакты, информация о возможности бронирования, дополнительные услуги. Обязательно стоит вести социальные сети, ставить геометки, чтобы гости могли отмечать глэмпинг, тем самым привлекая других клиентов и запуская сарафанное радио. Еще на этапе строительства стоит обеспокоиться бронированиями на ближайший сезон, к которому глэмпинг будет готов принимать отдыхающих. Следует зарегистрировать новый объект на различных онлайн-сервисах, оформить карточку на Яндекс.Путешествиях, других сервисах (Приложение В).
6 Что жители Мордовии знают о глемпинге (социальный опрос населения)
В ходе нашего исследования мы решили провести социальный опрос населения, чтобы выяснить, а что знают люди нашего города о глемпинге.
Нами было опрошено 106 человек в разных возрастных категориях. Для опроса мы использовали современный вид опроса – гугл форму.
Респондентам были заданы следующие вопросы:
Знаете ли вы, что такое «глемпинг»?
Отдыхали ли вы в глемпингах на территории Мордовии?
Хотели бы вы провести уйкенд в подобном месте?
Как вы думаете, отдыхать в таком месте – это дешево или дорого?
Как вы считаете, есть ли перспективы развития у данного вида отдыха в Мордовии?
Гугл-форма выдала нам следующие графики.
График 1 – Результаты анкетирования по 1 и 2 вопросу
График 2 – Результат анкетирования по 3 и 4 вопросам
График 3 –Результаты анкетирования по 5 вопросу
Анализируя ответы на первый вопрос, можно сделать вывод что большинство населения знает что такое глемпинг, но все же он не является очень популярным в нашей республике.
При ответе на второй вопрос лишь 8,% ответили что отдыхали. Можно сделать вывод, что глемпинг в Мордовии не является основным местом отдыха.
На вопрос «Хотели бы вы провести уйкенд в подобном месте?» большинство ответило «да». Можно сделать вывод, что людям стало интересно узнать, что такое глемпинг.
На вопрос « Как вы думаете, есть ли перспективы у данного вида туризма в Мордовии?» большинство так же ответило «да». Это говорит нам о том, что люди верят что глемпинг, в дальнейшем станет очень популярным.
Относительно стоимости отдыха, люди отвечали по разному, кто то считал что это дорого, кто - то, что дешево. Это и понятно, ведь каждый человек живет по своим средствам.
Общий вывод: в нашей республике знают о глемпинге, ведь на данный момент он является одним из популярнейших видов туризма, но не знают о ценовой политике. Мало кто из опрашиваемых был в глемпинге, но такие все же есть. Я считаю, что глемпинги - это супер, просто нужно погрузиться в этот вид туризма, и вы узнаете много нового для себя, а возможно даже и соберетесь в глемпинг.
Заключение
В результате проделанной работы был получен ряд следующих выводов:
- Глэмпинг (glamping) означает – гламурный кэмпинг, т.е. кэмпинг в условиях дикой природы с высоким уровнем комфорта и сервиса. Наиболее активно формат начал развиваться в США на базе кемпингов, находящихся в рекреационных зонах национальных парков. А сам термин появился в 2005 г.
- Среди разнообразия различных видов туризма глэмпинг можно отнести к экзотическому виду туризма. Хотя следует отметить, что человеческая цивилизация утратила самобытность и экзотичность благодаря стремительно развивающему техническому прогрессу. Туризм все больше приобретает черты повышенной комфортности.
- На сегодняшний день на территории Российской Федерации сложились условия для активного развития глэмпингов, как самостоятельного вида туризма, а данное направление является одним из наиболее перспективным на туристическом рынке. Наша страна богата природными локациями, имеет несколько поясов (теплообеспеченность климата), внутри которых выделяют природные зоны, что обуславливает возможность создания различных по своему оснащению и виду объектов глэмпинга.
- Глэмпинг – это долгосрочный туристический проект, который распространяется ежегодно по всему миру. По данным Grand View Research, до 2025 года средний рост рынка глэмпингов в мире составит 12,5% .Такой вид размещения позволяет сформировать состоятельную клиентскую базу туристов, без строительства гостиничных комплексов пятизвездочного уровня и соответствующей инфраструктуры. Поэтому существуют все предпосылки того, что глэмпинг в России будет формировать как новый вид отдыха для внутреннего туризма, так и создавать условия для развития бизнеса в туристической сфере, а при должной поддержке со стороны государства данный вид туризма может стать прорывным для внутреннего туристического потока.
- Глемпинг на территории Мордовии также имеет место быть, поскольку наш регион обладает всеми необходимыми для этого вида туризма ресурсами. Как вариант был предложен схематичный план-проект создания глемпинга «Родные просторы» на территории с.Макаровка.
- Большинство населения нашего города мало знают о глемпинге как о новом виде экотуризма, практически никто не отдыхает в глемпингах, но люди говорят, что им это интересно. А значит у глемпинга в Мордовии есть будущее.
Список использованных источников
Воротников А.М., Паньшина В.А. Государственно-частное партнерство – актуальный инструмент развития туристско-рекреационного потенциала Арктической зоны Российской Федерации // Журнал исследований по управлению . Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». – 2018. – Т. 4. – № 12. – С. 47–51.
Титов К.П. Перспективы развития глемпинга в России "Экономика и социум" No 9(40) 2017
Дедок В.М. Современное состояние и перспективы развития глэмпинга в мировой индустрии гостеприимства // Современные тенденции развития международного туризма в мире и Республике Беларусь в условиях глобализации: Мат. междунар. науч.-практ. конф. Мн.: Белорусский гос. ун-т, 2018. С. 32-38.
Иванова Е.А., Егорова Е.В. Особенности и условия развития глэмпинг индустрии в России // Молодежный туризм в России: ресурсы, тенденции, перспективы: Сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. СПб.: Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2019. С. 208-211.
Николенко П.Г. Проект туристического объекта глэмпинга // Московский экономический журнал. 2020. № 11. С. 74.
Солдаткина М.А., Шарипова Э.Р. Этнографический глэмпинг как элемент популяризации традиций гостеприимства народов Российской Федерации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2019. Т.13. №2. С. 182-188.
Титов К.П. Перспективы развития глэмпинга в России // Экономика и социум. 2017. №9(40). С. 357-359.
Глэмпинги как современный тренд в туризме (rrbusiness.ru)
ВИДЫ ГЛЭМПИНГА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ (sci-article.ru)
Глэмпинг как инновационный проект в сфере гостеприимства (urfu.ru)
Приложение А
Рисунок 1 – Особенности глемпингов [9]
Приложение Б
Рисунок 2 - База отдыха «Отрада»
расположена в поселке Ягодная Поляна в Старошайговском районе Мордовии. Территория комплекса окружена живописным сосновым лесом, неподалеку от базы протекает река Сивинь.
Рисунок 3 – Глемпинг в с.Сабаево (Кочкуровский район)
Приложение В
Типовой список документов для старта коммерческий эксплуатации объекта
Свидетельство о регистрации ИП или ООО.
Учредительная документация для юрлиц.
Бумаги на земельный участок.
Уведомление Роспотребнадзора о старте деятельности.
Заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности.
Договор на вывоз твердых бытовых отходов.
Сертификаты на постройки, оборудование.
Трудовые договоры с работниками, приказы, штатное расписание.
Реквизиты расчетного счета в банке.
Подтверждение соблюдения правил безопасности на воде.
Лицензия на добычу подземных вод для устройства скважины.
Правила поведения на местности.
Это примерный список документов. Полный связан с видом деятельности, спецификой конкретного лагеря и наличием на территории коммуникаций.
35
Кияйкина Наталья Федоровна