Доклад на тему «Технологическая карта урока как новый вид методической продукции педагога»

1
0
Материал опубликован 19 June 2019 в группе

Технологическая карта урока как новый вид методической продукции педагога

 

Т.В. Матыгулина,

учитель начальных классов, высшая категория,

 ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»,

Иркутской области

email: matygulinat@mail.ru

 

Аннотация: в статье рассматривается опыт  применения и использования технологической карты урока как нового вида методической продукции педагога.

Ключевые слова: технологическая карта, универсальные учебные действия, планируемые результаты, межпредметные связи

«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне

действовать самому – я научусь» (Древняя китайская мудрость)

     За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

       В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

      Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.

   Основополагающим в цепочке компонентов профессиональной деятельности педагога становится проектировочный компонент, который предполагает: анализ планируемых результатов обучения, целей и задач  учебного процесса, выстраивание содержательных линий изучения предмета, разработку педагогического сценария, проектирование новых видов учебной деятельности, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, разработку учебных задач, а также определение средств ИКТ для осуществления планируемой учебной деятельности. Таким образом, становится очевидным создание  технологической карты урока.

    Технологическая карта урока это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.   Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся.                    

     Форма записи урока в виде технологической карты даёт возможность максимально детализировать его ещё на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений.

    Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
 Обучение с использованием технологической карты позволяет:

·        реализовать планируемые результаты ФГОС;

·        системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

·        проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

·        на практике реализовать межпредметные связи;

·        выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты:

·        интерактивность,

·        структурированность,

·        алгоритмичность при работе с информацией,

·        технологичность,

·        обобщённость.

Структура технологической карты включает:

1.     Название темы.

2.     Число часов, отведенное на ее изучение.

3.     Цель освоения учебного содержания.

4.     Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные).

5.     Основные понятия темы.

6.     Межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы).

7.     технологию изучения указанной темы.

8.     Систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения.

9.     Контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов в рамах изучения заявленной темы.

     Раздел «Технология изучения» разбит на этапы обучения. На каждом  этапе  работы  определяется цель и  прогнозируемый  результат,  даются практические  задания  по  отработке  материала  и диагностические задания на  проверку  его  понимания  и  усвоения, в конце темы - контрольное задание, проверяющее достижение планируемых результатов.  В описании каждого этапа указываются цель учебной деятельности и учебные задания.

    На первом  этапе обучения «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством  ситуативного задания. Этап предполагает следующие шаги:

·        мотивацию как стимулирование интереса;

·        определение потребностей как личностно значимого компонента изучения данной темы;

·        выявление того, что отсутствует в знании и умении для решения ситуативного задания и определение цели учебной деятельности на следующем этапе.

    На этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоении содержательных блоков темы. Для освоения учебного содержания предлагаются учебные задания на «знание», «понимание», «умение».

    На этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» учащимся предлагается выполнить практические задания:

·        информативное, где учащиеся работают, используя образец на доске;

·        импровизационное, где учащиеся используют задание, которые отличаются от образца по содержанию или форме;

·        эвристическое, где учащиеся выполняют свой вариант задания.

     Выполнение задания предполагает самоорганизацию школьников, которая содержит: подготовку  к выполнению (планирование) деятельности, выполнение и представление работы.

      Результатом этого этапа является:

·        ориентация школьника в разных видах задания (познавательное действие);

·        самоорганизация учащегося при выполнении  задания (регулятивное действие);

·        использование учеником адекватных речевых высказываний для представления результата (познавательное,    коммуникативное действие);

·        проявление своего отношения (благодарности) к героям учебника и учителю (личностное действие);

·        умение школьника решать поставленную задачу (познавательное, регулятивное действие), т.е. использовать приобретенные знания и  умения в конкретной практической деятельности.

      На этапе рефлексивной деятельности учащихся соотносят полученный результат с поставленной целью (самоанализ – регулятивное действие) и оценивают  деятельность (самооценка – личностное действие) по освоению темы.

Шаблон технологической карты

Тема урока, номер урока в теме

 

Тип урока

 

Цель урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Планируемые результаты урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать:

Уметь:

Применять:

познавательные УУД:

регулятивные УУД:

коммуникативные УУД:

 

Основные понятия темы

 

Применяемые современные технологии

 

Организация пространства (формы организации учебной деятельности)

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Межпредметные связи

 

           

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

 

 

 

2

Актуализация знаний/ Целеполагание

 

 

 

3

Организация познавательной деятельности

 

 

 

4

Физминутка

 

 

 

5

Решение практических задач

 

 

 

6

Подведение итогов /рефлексия

 

 

 

 

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

 

 

Формируемые УУД

 

 

Планируемые результаты

 

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

Основные этапы организации учебной деятельности

 

 

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

 

     Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

индивидуальный контроль;

выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

комментарий к домашнему заданию;

задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

взаимопроверку;

коллективную проверку;

проверку выполнения упражнения;

беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

оценочные высказывания обучающихся;

обсуждение способов решения;

поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);

самостоятельную работу с учебником;

беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений).

Проводят морфемный анализ слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают текст.

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют…

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

самооценку;

самопроверку;

взаимопроверку;

предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

 

Опорная  таблица для конструирования учебного занятия

Образовательные задачи

Возможные методы и приёмы выполнения

Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Эпиграф  к  уроку,  стихотворный настрой и др.

Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом 

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

Работа с определением

Использование обыденных аналогий

Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения

Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия

Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Построение «дерева»  «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы:  уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем»

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и  контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

 Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений

Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками

Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

Стандартный минимум

Повышенный

Творческий

Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты

 

    Таким образом, представленная технология - современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Ее использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника на уроке.

 

Используемые ресурсы

1.     http://www.proshkolu.ru/

2.     http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/

3.     http://nachalka1.ucoz.ru/

Комментарии
Комментариев пока нет.