12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Malahanova Valentina106
Говорят, что мастерство учителя во многом определяется его учениками. Поэтому я стараюсь побуждать жажду к знаниям и поддерживать моих учеников, воспитывать в них человечность и доброту.
Россия, Иркутская обл.
Материал размещён в группе «Метод проектов. Методика и опыт»
12

Исследовательская работа «Храм - история родного края»

Оглавление

1.     Введение……………………………………………………………………4

2.     Общие сведения……………………………………………………….5

3.     Казанская церковь………………………………….…………………6

4.     Иркутский женский монастырь…………………………………7

5.     Костел Успения Богородицы..……………………………………8

6.     Аларский и Усть-Ордынский дацаны…………………………8

7.     Иркутская Соборная мечеть………………………………………10

8.     Спасская церковь……………………………………………………….11

9.     Заключение…………………………………………………………….....11

10.   Список использованной литературы………………………...12

 

Введение

Сущность всякой веры состоит в том,

что она придает жизни такой смысл,

который не уничтожается смертью

Толстой Л. Н.

        Во все века и времена храмы были социальным институтом, выполняющим нравственную, мировоззренческую и воспитательную функции, стабилизировал и объединял общество. Человека нельзя заставить верить, любить, надеяться, но каждый из нас мечтает о чем-то большем и лучшем. Каждый из нас ищет дорогу к покою, уверенности в завтрашнем дне, материальному и душевному благополучию. Человек, идущий в храм, верит в несокрушимость добра и света, любви и тепла, надежды и мудрости. Мы - сегодняшние молодые люди верим, что возрождение наших храмов обязательно приведёт к возрождению духовности, добра, совести и справедливости.

         Изучение истории, культуры страны неразрывно связано с изучением храмов, как памятников архитектуры. Каждый храм несет свою судьбу, свой неповторимый характер. Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, вносят в нее гармонию, радуют глаз, умиротворяют душу. В своей проектной работе мы попытались показать особенности архитектуры храмов разных религий.

Объект исследования – храмы Иркутской области.

Цель проекта – рассмотреть разнообразие памятников архитектуры на примере храмов Иркутской области, показать их историческую значимость в жизни людей.

Задачи проекта:

·              изучить особенности архитектуры храмов;

·              ознакомиться с внешним и внутренним устройством храма;

·              показать значимость святых мест в истории и развитии Родины.

Тип проекта: исследовательский проект

 

 

Общие сведения

Храмы - это культовые постройки, воплощающие образ мироустройства в той или иной религии, ее основные ценности.

Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения. В католическом - не только с пением, но и со звучанием органа.

Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и затененный молитвенный зал.

Дацан - буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики.

После революции многие храмы были разрушены или переделаны до неузнаваемости, они стали рабочими общежитиями, клубами, музеями; лишь немногим храмам позволялось служить. Во время  Великой Отечественной войны советская власть возвратила некоторые храмы для поддержания народного духа.

На пожертвования верующих в 90-е годы началось массовое восстановление храмов, постройка новых. Вера снова стала опорой, источником сил и чистоты.

 

Казанская церковь

 

Казанская церковь

 

Казанская церковь   - православная церковь в городе Иркутске во имя Казанской иконы Божией Матери. Расположена в предместье Рабочее Правобережного административного округа. Закладка здания церкви прошла 27 июля 1885 года в Ремесленной слободе.  4 февраля 1975 Казанская церковь была включена в объекты государственной охраны.

Объемно-пространственная композиция постройки резко отличается от всех предшествующих ей культовых зданий города. Симметрию центрической структуры плана нарушает только пристрой колокольни с западной стороны. Объем церкви, в целом компактный, расчленен на ряд соподчиненных объемов, сгруппированных вокруг центрального столпа. Ядро храма завершается двенадцатигранным барабаном с граненным куполом. Более низкие приделы, апсиду и колокольню венчают одинаковые по форме восьмигранные барабаны в форме беседок под куполами.

В построении Казанской церкви внесены новые мотивы, которые усложняют прочтение функционального назначения частей. Огромную композицию усложняют ядра дополнительных завершенных шатрами башенок, которые расположены по диагоналям. Фасады выполнены в сложных формах "стилевой" архитектуры конца XIX в. Модульоны, спаренные колонки, лучковые кокошники, филенки различных очертаний образуют насыщенную ткань декора. Казанская церковь доминирует над малоэтажными застройками, в планировке города ее значение велико, она визуально связывает отдельные районы города.

Воссозданная в своем первоначальном виде Богородице-Казанская церковь представляет собой неповторимый в своей красоте памятник. Она является свидетельством огромного таланта безымянного архитектора и иркутских умельцев. Церковь отличается величавостью и колоссальностью форм.

Иркутский женский монастырь

 

Иркутский женский монастырь

 

 

Иркутский во имя Знамения Пресвятой Богородицы женский монастырь начал строиться по грамоте, данной в 1689 г. Знаменский женский монастырь в Иркутске — один из самых крупных и старых в Сибири.

Архитектура церкви близка древнерусскому зодчеству, это выражено в декоративном оформлении фасадов: двойные колоны по углам зданий, своеобразные «кудри», обрамляющие окна. Вместе с тем памятник несет элементы "сибирского барокко". Его особенности — орнаментальная обработка поверхностей стен. Использование рельефных композиций, состоящих из простейших фигур (квадратов, треугольников), придает экстерьеру неповторимый внешний вид. На сегодняшний день из монастырских строений сохранились церковь, святые ворота настоятельские кельи и ограда. Напротив главного входа недавно возведено здание, в котором размещено епархиальное управление.

В монастыре сохранились и многочисленные предметы убранства: резные иконостасы, образа в старинных окладах. Среди сокровищ обители — «Спас Вседержитель», облаченный в замечательный чеканный серебряный оклад, сделанный местными мастерами в 1791 г.

Костёл Успения Богородицы

 

Костел Успения Богородицы

 

С 8 декабря 1884 в костёле начались богослужения. Это уникальное сооружение, представляющее собой яркий образец готической архитектуры. С 1978 является органным залом Иркутской областной филармонии. Заходящий в храм прежде всего обращал внимание на главный алтарь "прекрасной ажурной работы из дерева", выполненный по рисункам Войцеха Коперского в 1888.

         Главный алтарь посвящен Успению Божией Матери. По обеим сторонам от главного располагались боковые алтари, построенные в 1892; правый — с изображением Св. Иосифа, левый — с распятием Иисуса Христа. Кафедра для проповедей (амвон) была установлена в 1895 г. Для молящихся в зале стояли скамейки — "10 желтых, лакированных, с опором для плечей и 4 скамейки простые". Органа, звуки которого обычно сопровождают католическое богослужение, в иркутском костёле не было. Вместо него на хорах стояла фисгармония, выписанная в 1896 из Варшавы, работы американской фирмы "Сторн и Кларк".

Аларский и Усть-Ордынский дацаны

 

Дацан

 

в 1815 году возник первый буддийский храм в бурятском селе Аларь Иркутской губернии. Это был очень красивый четырехярусный Цогчен-дуган, опоясанный колоннами. Тибетское название дацана - "Тубдэн Даржалин". Он расположен в  Иркутской области, в поселке Усть-Ордынский, в местности Абаганат. В 2010 году был построен деревянный трехэтажный главный храм Цогчен-дуган.

         Первые деревянные и каменные здания дацанов строились с участием русских каменщиков и плотников, с влиянием традиций русского церковного зодчества. Здания были крестообразными в плане. К основному, квадратному залу, пристраивалась алтарная часть с севера, вестибюль с юга, восточный и западный прирубы использовались для вспомогательных целей. Главный, наиболее богато украшенный, фасад здания — южный. Вестибюль — отличительная черта бурятских дацанов. Он предназначался для отсечения холодного воздуха. В Монголии и Тибете вход в помещение осуществляется прямо с улицы.

         Над каждым объёмом (пристроем) здания возводилась крыша. Края крыш в начале были прямыми. Впоследствии их начали делать с приподнятыми углами. Периметр здания зачастую опоясывала галерея на колоннах для ритуального обхода. Северная алтарная часть здания глухая — без окон.

         Во второй половине XIX века появился новый вид дугана, существенно отличающийся от первых образцов. Для архитектуры нового типа характерны: план, близкий к квадрату, здания строятся в виде ступенчатой пирамиды с галереями и колоннадами на верхних этажах, яркая полихромия, крыша китайского типа с поднятыми углами. Крыша с загнутыми вверх углами стала чертой, отличающей культовое сооружение от обычного здания. Интерьеры цокчен-дуганов — зал с рядом колонн. Применяется богатый декор, в основном тибетского типа.

         Главное здание дацана называлось Цокчен-дуган (цокчен-дацан) — «дом всеобщего собрания». В каждом дацане строились сумэ (иногда до двух десятков), посвященные отдельным божествам буддийской веры. Субурганы были связаны со значительными событиями дацана или в ознаменование каких-либо событий. На сооружение субургана не требовалось специального разрешения российского правительства. Здания ориентировались по сторонам света. Цокчен-дуган строился в центре двора, сумэ и дуганы располагались вокруг Цокчен-дугана.

         Главные ворота (богдойн-халга) дацана располагались на южной стороне ограды. В западной, восточной и северной стенах могли быть калитки. Главные ворота (священные ворота) открывались в особо торжественных случаях. В остальное время в ограду дацана входили через калитки. Мощёная дорожка от главных ворот до Цокчен-дугана называлась «священный путь».

 

         Архитектура дацана символизировала божественное тело Будды.

Иркутская Соборная мечеть

 

Иркутская Соборная мечеть

 

 

Духовный центр Байкальского муфтията.

         К 1905 году строительство нового здания мечети было окончено, и Иркутск украсился выразительной архитектурной постройкой с высоким минаретом. Иркутская мечеть признавалась одной из лучших в России.

         Это выразилось как в архитектурной деталировке, так и в общей композиции, со строгой симметрией и развитостью продольной оси, вдоль которой последовательно расположены основные ее элементы: высокое крыльцо, входной объем с минаретом, сунэт и, наконец, основной зал и михраб. Особую выразительность придает постройке то, что она выполнена из массивных каменных блоков природного камня, обработанных с особой тщательностью. Стилистика постройки заимствовала как образы древних культовых сооружений Поволжья, так и черты эпохи эклектики и модерна. В образе минарета прослеживается также влияние архитектуры мечетей Турции и Египта.

Иркутская соборная мечеть входит в список памятников культурного наследия федерального значения.

Спасская церковь

 

Спасская церковь

 

 

 

         Спасская церковь - православный храм в Иркутске, расположенный на территории утраченного Иркутского кремля в историческом центре города. Одно из первых каменных сооружений Иркутска. Это единственная в Сибири, на внешних стенах которой имеется живопись (начало XIX века.)

 

          По форме и орнаменту она представляет собою комбинацию московской архитектуры 17-го века - геометрически неопределенный наземный план, тяжелая, но визуально впечатляющая кирпичная кладка и "пламенеющих" декоративных мотивов.

    Заключение

В истории храмов таится история родного края. Знание истории своей малой родины помогает узнать историю страны. Святые места, которые повлияли на жизнь твоих предков, особенно дороги.

Храмы выполняют  духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции, имеют огромное значение в развитии страны. Храмы – духовная защита общества, которая объединяет людей, сеет мир, интеллектуально и культурно развивает человека. «Золотой святыни свет» несет веру, спасение, надежду.

Список использованной литературы:

1.     Альманах «Иркутская старина» № 1, 1993 год

2.     А. В. Дулов «Исторические памятники древнейшей части Иркутска». Восточно-Сибирское книжное издательство, Иркутск 1983 год

3.     Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII – начала XX века. Научно-справочное издание. — М., 2000. — С.104–164.

4.     Н. С. Романов «Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг.». Восточно-Сибирское книжное издательство, Иркутск 1994 год.

5.     Н. М. Полунина «Живая старина приангарья». Москва «Искусство» 1990 год

6.     Т. А. Крючкова «Памятники Иркутска». Иркутск 1989год.

7.     «Православные святыни Иркутска: Спасская церковь», Иркутск 2001 год.

 

Автор материала: С. Черкасова (10 класс)
Опубликовано в группе «Метод проектов. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.