Автор публикации: А. Курносова, ученица 11А класса
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Хронотоп в романе Евгения Водолазкина «Авиатор». Выполнила:Ученица10 А класса Курносова Алёна Аркадьевна Научный руководитель: учитель русского языка Никитина Эльмира Талгатовна
Оглавление. Введение. Проблематика времени. 1.1.Понятие хронотопа в современном литературоведении. 1.2.Хронотоп как литературный факт. 1.3. Что такое хронотоп? Хронотоп в романе Евгения Водолазкина «Авиатор». 2.1.Концепция времени в романе «Авиатор». 2.2.Концепция пространства в романе «Авиатор». Заключение.
Введение. Одной из центральных проблем в современном литературоведении является проблема хронотопа. Согласно основным научным теориям и концепциям, получившим распространение в литературоведении конца ХХ – начала XXI столетия, хронотоп выступает фундаментальным понятием исследования бытия. Актуальность исследования: заключается в том, что современное литературоведение направленно на комплексное изучение произведения, хронотоп является неотъемлемым компонентом в изучении произведения и в построении индивидульно-авторской картины мира писателя.
Гипотеза: я считаю, что сложный хронотоп в произведении Евгения Водолазкина «Авиатор» – важный способ выражения авторской позиции. Цель исследования: рассмотреть особенности хронотопа в романе Е. Водолазкина «Авиатор»; выявить роль времени и пространства в романе "Авиатор". Задачи исследования: 1) выяснить, что такое время и пространство с точки зрения современного литературоведения; 2)рассмотреть более подробно явление «хронотопа», его выражение в литературе, определить основные позиции ученых лингвистов по изучаемому вопросу. Методы исследования: 1) изучение и систематизация научных, научно-популярных статей; 2) анализ произведения Евгения Водолазкина «Авиатор». Объект исследования: особенности хронотопа в произведении Е.Водолазкина «Авиатор». Предмет исследования: произведение Евгения Водолазкина "Авиатор" Практическая значимость: результаты исследования можно будет использовать на уроках литературы, при подготовке к написанию итогового сочинения.
Проблематика времени. Проблема пространства и времени волнует человечество на протяжении многих столетий. Платон, рассматривая сущность искусства, подчеркивал, что оно является подражанием реальной жизни. Аристотель указывал, что искусство создает свой мир как возможный или вероятный и тем самым раскрывает существенные свойства действительного мира.
Время, по мнению Энштейна, является четвертым измерением. Время, по мнению Энштейна, является четвертым измерением. Огромную роль в формировании представлений о времени и пространства сыграла теория относительности, получившая широкое распространение в начале ХХ века.
Исследование категорий времени позволяет глубже проникнуть в «ткань» художественного произведения, выявить специфику его построения, определить концепцию мира писателя. Работа посвящена одной из актуальных проблем современного литературоведения – проблеме хронотопа.
Понятие хронотопа в современном литературоведении. Пространство являются основными характеристиками художественного мира. Основное значение хронотопа заключается в том, чтобы раскрыть сущность этого процесса. Хронотоп является способом отражения и постижения действительности. А потому на основе изучения категории времени-пространства можно выявить не только представления художника о мире, но и особенности литературы той эпохи, в период которой формировалось его творчество. Хронотоп является «культурно обработанной устойчивой позицией, из которой или сквозь которую человек осваивает нравственное пространство мира».
Хронотоп как литературный факт. Под хроното́пом (от греческих слов «время» и «место») М.М. Бахтин понимает «существенную взаимосвязь временны́х и пространственных отношений». Что такое хронотоп? Хронотоп является, во-первых, формально-содержательной категорией, выражающей неразрывное единство пространственно-временных характеристик в литературном произведении; во-вторых, способом отражения и постижения действительности.
Хронотоп в романе Евгения Водолазкина «Авиатор». Доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе, ученик академика Д.С. Лихачева, он стал ярким литературным открытием в России последних лет. В основе произведений писателя лежат исторические события и факты, но Е. Водолазкина интересует не столько конкретно-историческое, сколько то, что не подвержено влиянию времени.
Концепция времени в романе «Авиатор». Исследуя роман Евгения Водолазкина «Авиатор», я обратила внимание, что он написан в форме дневниковых записей. Одна из актуальных задач современного литературоведения - изучение творчества ярких представителей литературного процесса начала ХХI-го века, которое позволяет осмыслить основные тенденции его развития. К числу таких писателей можно отнести и Евгения Водолазкина Дневник становится одним из главных сюжетообразующих средств
Табула раса - означает, что человек рождается с совершенно чистым сознанием, а будущий ресурс знаний выстраивается на основе чувственного восприятия и опыта внешнего мира. Дневник, который ведет Платонов, отличается от традиционного дневника, нарушая один из принципов ведения дневника: герой дотирует воспоминаниями текущие события не датами, а именами дней недели.
Время в романе подчинено субъективному восприятию мира героем. Категория времени в романе предельно проблематизирована. Главный герой оказывается причастным жизни двух разных поколений, реальность в его восприятии радикально раздваивается. Главный модус существования героя – воспоминания. Ощущать жизнь, не «потеряться в лабиринте времени» для него значит «вспомнить все». Только так можно обеспечить реальность своей собственной жизни – жить, продолжая «воскрешать жизнь» памятью.
Сюжет романа авиатор строится на воспоминании главного героя, границы между фрагментами размыты. Для нас, читателей, дневник становится способом перемещения во времени. Дневник становится для героя чем-то вроде молитвы, ритуала.
Пространство в физике очень похоже на пространство в литературе. Только в физике это область, где протекают различные физические процессы, а в литературе это место, где происходят какие-либо действия героев. Концепция пространства в романе Евгения Водолазкина «Авиатор». Пространство, или способ протяженности, является тем прасимволом культуры, из которого можно вывести весь язык ее форм, отличающий ее от всякой иной культуры.
Концепция пространства в романе Евгения Водолазкина «Авиатор». В романе «Авиатор» есть несколько различных пространственно-временных измерений. Три хронотопа существуют параллельно друг другу, и главный герой может быть одновременно только в одном из них.