«Интерактивная игра как средство развития учебной мотивации у обучающихся на уроках математики в 5 классе»
Автор публикации: А. Иванова, ученица 6Б класса
Автор публикации: Б. Степанов, ученик 6Б класса
МБОУ «Малыкайская СОШ им. М.В. Мегежекского»
Проектная работа на тему:
«Интерактивная игра как средство развития учебной мотивации у обучающихся на уроках математики в 5 классе»
Выполнили: ученики 6 «Б»» класса
Степанов Байдам,
Иванова Алексия
Руководитель: Можукова С.А.,
учитель математики
МБОУ «Малыкайская СОШ им. М.В. Мегежекского»
г. Нюрба, 2022 г.
Содержание
Y
1.1 Сущность понятия учебной мотивации у обучающихся на уроках математики 10
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным».
Б. Паскаль.
Успешное обучение в школе невозможно без формирования у школьников мотивации учебной деятельности. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
Математика не является исключением. За последнее десятилетие школа переживает новый период совершенствования математического образования. За это время в содержание математики вошли новые разделы, изменилось взаимное расположение некоторых тем. Однако в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но, происходящее в ходе учения, развитие личности учащегося.
Формирование мотивации — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в обществе, в сочетании с их активным поведением и активной жизненной позицией. По мнению А.К. Марковой, формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося. Формировать мотивацию – это значит поставить ученика в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности.
Учение является одним из основных видов деятельности школьников, поэтому многими психологами исследовались мотивы учебной деятельности как значимые в этот период психического развития. Мотив – причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремиться человек, выполняя эту деятельность. Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее познания) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми). Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. Всё, что делается в школе, связано с этой позицией, поддерживается ею, придаёт новой деятельности личный, значимый и важный смысл. Такая широкая мотивация, как новая социальная позиция, как показывает практика, не может поддерживать учёбу в течение длительного времени, постепенно теряя свое значение. Содержательные мотивы учения подменяются мотивами принуждения или соперничества. Мотивы соперничества - внешние по отношению к учению, также и мотивы принуждения.
Учебная мотивация – это создание таких условий, при которых стремление к учебной деятельности становится сильнее всех остальных.
Следовательно, задача учителя – выработать положительную мотивацию у учащихся к учебной деятельности.
В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. Отсюда возникает необходимость учить детей думать, упражнять в сравнении, в обобщении.
Мотивация учения выполняет три функции: побуждающую, направляющую (организующую), смыслообразующую.
Побуждающая функция неустойчива, действия должны быть рассчитаны на создание организующей и смыслообразующей функции мотивации.
Низкий уровень развития учебной мотивации у обучающихся в школе затрудняет усвоение разделов математики, создает дополнительные трудности при выполнении работ практического характера. Следовательно, для успешного качественного усвоения предметов школьного цикла каждый ученик должен иметь достаточный уровень сформированности учебной мотивации, которые закладываются при изучении основного курса математики.
Проблема развития учебной мотивации у школьников является предметом исследования ученых и педагогов на протяжении многих столетий. Еще с древних времен мотивации придавалось огромное значение. В трудах Аристотеля, Платона и Демокрита можно найти попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Они изучали потребность к деятельности как основу получения знаний, приобретения опыта, рассматривали ее как основную движущую силу. Переводя это на современный язык, уже в те времена философы пытались выяснить структуру мотивации, условия ее формирования и механизмы действия.
В своей работе «Психология игры» Д. Б. Эльконин пишет, что «…Игра влияет на развитие психических процессов, значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов…»
Игровой мотив является действенным подкреплением познавательному мотиву, способствует созданию дополнительных условий для активной мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Отсюда вытекает тема исследования «Интерактивная игра как средство развития учебной мотивации у обучающихся на уроке математики в 5 классе».
Анализ информационных источников и нормативных документов позволил выявить следующее противоречие: с одной стороны, во ФГОС ООО заложено, что у выпускника основной школы должна формироваться мотивация к обучению и познанию, а с другой стороны представлено недостаточно методического материала для развития учебной мотивации.
На основании выделенного противоречия, анализа психолого-педагогической литературы была сформулирована проблема исследования: каким образом интерактивные игры повлияют на развитие учебной мотивации обучающихся 5 класса на уроках математики.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Сборник интерактивных игр как средство развития учебной мотивации у обучающихся на уроке математики в 5 классе».
Объект – процесс развития учебной мотивации у обучающихся на уроках математики в 5 классе.
Предмет - интерактивные игры, способствующие развитию учебной мотивации обучающихся на уроках математики в 5 классе.
Цель нашего проекта: Проектирование сборника интерактивных игр по математике на основе теоретико-методического анализа информационных источников
Чтобы достичь цели, поставили ряд задач:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
Определить результаты диагностического исследования по выявлению уровня развития учебной мотивации у обучающихся
Разработать электронный сборник интерактивных игр по математике
Проанализировать частичную апробацию сборника интерактивных игр по развитию учебной мотивации обучающихся на уроках математики.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический (анализ научно-методической литературы, классификации, аналогии и обобщения тематического материала); методы эмпирического исследования (психодиагностические методики, наблюдение, отслеживание объекта, исследование объекта, изучение литературы).
Тип проекта: практический
Целевая группа проекта: обучающиеся 5 классов;
Понятия
Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Методика - это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.
Интерактивная игра – это активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью изменения индивидуальной модели поведения. То есть, это такие методы, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса, либо явившееся его результатом.
Мотив учения — это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы. Выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные (направленность на содержание учебного предмета) и социальные (направленность на другого человека в ходе учения).
Сущность понятия учебной мотивации у обучающихся на уроках математики
Мотивация — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотив — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
В настоящее время существуют трудности с определением таких понятий как «мотивация» и «мотив». Рассматривая мотивацию, как психологический феномен, ученые столкнулись с определением понятий. Часто термины «мотивация» и «мотив» используются как синонимы, вследствие чего возникает терминологическая неточность. Как правило, термин «мотивация» используют чаще, понимая под ним процессы определения активности человека и формирования побуждения к действию или какой-либо деятельности.
Педагогика - наука о воспитании. Главной ее задачей является накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Педагогика познает законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывает педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.
В образовательной деятельности существует ряд проблем, относящихся к традиционным. Мотивация относится к их числу. Одной из главных задач педагогов является вопрос в развитии личности обучающегося с помощью психолого-педагогических методик. Такие методики применяются для повышения у обучающихся положительной мотивации к обучению. Мотив обучающегося определяет активное участие в образовательной деятельности и понимание того, что обучение является личностно-значимым для него. Отсутствие мотивации к обучению ведет к неуспеваемости и интеллектуальной пассивности, что в дальнейшем может привести к отклонениям в поведении. Практическая деятельность педагогов и различные исследования указывают на то, что успеха в учебе добиваются те, чья мотивация сильнее и устойчивее. Также большую роль играют потребности в самореализации через включение в различные виды деятельности. В настоящее время проблема отсутствия мотивации к обучению крайне распространена.
Проблема формирования мотивации у обучающихся привлекала многих исследователей. Среди них Л.И. Божович, Г.Г. Зайцев, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Л.С. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Е.И. Савонько, Э.А. Уткин, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон. Ими выявлены основные источники формирования и развития мотивации обучающихся во время образовательной деятельности и освещены психологические аспекты этой проблемы.
Понятие «мотивация», рассматриваемое с точки зрения ученых в своих исследованиях
Л. И. Божович. «Мотив учебной деятельности - это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой».
Г. Г. Зайцев. «Мотивация - это побуждение к интенсивной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить конкретные потребности».
Е.П. Ильин. «Мотив - это объективная ценность (продукта деятельности, знания). Мотивация - динамический процесс формирования мотива».
А.Н. Леонтьев. «Мотив - это опредмеченная потребность». Мотив - побуждение к достижению цели. Цель - это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком».
А. К. Маркова. «Мотив - это направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность».
М.В. Матюхина. «Мотив - это внутреннее побуждение к деятельности, то, ради чего человек совершает ту или иную деятельность. Мотивация - это система мотивов, сложная их иерархия. Цель - представляемый и осознаваемый результат деятельности. Цели, как правило, ясны и педагогу, и ученику. Мотивы же не всегда ясны учителю и ученику».
С.Л. Рубинштейн. «Мотивация - это субъективная детерминация поведения человека миром, опосредованная процессом его отображения».
Э. А. Уткин. «Мотивация - это состояние личности, определяющее уровень активности и направленности действий человека в определенной ситуации»
Мотивационные процессы управляемы. Ими можно управлять через процесс мотивирования. Мотивирование может создаваться через ряд условий для развития собственных мотивов обучающихся, и как внешнее стимулирование с использованием системы поощрений и наказаний. Поощрение основано на вознаграждении - положительных чувствах и эмоциях. Наказание основано на страхе - отрицательных чувствах и эмоциях. Использование поощрений и наказаний является средством педагогического воспитания и коррекции. Адекватное использование такой системы приводит к устойчивому проявлению положительных качеств обучающегося: ответственность, дисциплинированность, организованность, положительная мотивация к обучению.
У человека, достигшего успеха, с достижением связаны два мотива: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Мотив достижения успеха — это потребность добиваться успеха в деятельности, особенно ярко у школьников это проявляется в ситуациях соревнования или конкуренции с одноклассниками. Мотив избегания неудачи возникает под влиянием страха потерпеть неудачу и как следствие пережить чувство стыда. Именно эти мотивы формируются в самом начале школьного обучения.
Если обратиться к мотивам учебно-познавательным, связанным с содержанием и процессом получения образования, то здесь можно выделить две группы мотивов:
1. Высказывания детей: «хочу все знать», «хочу уметь». Эти мотивы связаны с рассуждениями взрослых: «будешь учиться, будешь все знать».
2. Стремление брать трудные задания, мыслить и рассуждать на уроке, узнавать новое. Это мотивы побуждающие, непосредственно связанные с повседневной учебной деятельностью ребенка.
Большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив - это побуждение, цель, намерение, потребность, свойство личности, либо её состояние. Отсутствие побуждающих к обучению мотивов и снижение мотивации, может быть вызвано различными факторами. Например, злоупотреблением педагога плохой оценкой, отсутствием дружной обстановки в классе, снижением у школьника стремления учиться, определенными физическими и психофизиологическими особенностями, отсутствием психолого-педагогической подготовки педагога, отсутствием индивидуального подхода и мотивационных методик во время обучения и воспитания школьников.
Для развития мотивации к обучению у школьников педагогам необходимо использовать совокупность факторов: оптимизировать требования деятельности, использовать индивидуальный подход к обучающимся, учитывать физические и психофизиологические возрастные особенности, применять в педагогике психолого-педагогические знания и методы, проводить тренинги, любить свою деятельность и транслировать это ученикам (далеко не все педагоги удовлетворены своей работой, школьники это понимают, и у них возникает отсутствие интереса к предмету). Также к вышеперечисленным факторам следует отнести ситуацию свободного выбора. Выбор, совершаемый самими учащимися, дает возможность почувствовать свободу в учебе. Такой подход стимулирует учеников на внутреннюю мотивацию и положительно сказывается на улучшении качества обучения.
Таким образом, мотивация в современной психологии - это:
- система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и мн. др.);
- характеристика процессов, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мы, в свою очередь, опираясь на точку зрения, Л.И. Божович определяем мотивацию, как - процесс, который объединяет личные и ситуационные параметры на пути к регулированию деятельности, направленной на трансформацию предметной ситуации, на реализацию конкретного предметного отношения индивидуума к окружающей ситуации.
В настоящее время внимание к школьному математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение математики становится всё более существенным элементом общеобразовательной подготовки молодого поколения, так как математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом.
Математика многим детям даётся нелегко, и, если у обучающихся нет мотивов её изучения или эти мотивы слабые, обучение превращается в муку. В этом состоит одна из важнейших причин отставания многих учащихся в обучении математики. Устранить эту причину можно только одним способом – своевременно формировать настоящие мотивы обучения.
Есть древняя мудрость, которая, на наш взгляд, соответствует теме выступления: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».
Да, можно детей усадить за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без побуждения интереса к обучению, без внутренней мотивации, учебный процесс не будет иметь успех.
Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у обучающихся мотивации к получению знаний?
Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного и психического развития. Как отмечает Сухомлинский В. А. «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Она начинается вовсе не со счёта, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Для развития у школьника творческого мышления, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества. Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребёнка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребёнок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Можно выделить несколько основных целей, побуждающих учителя к использованию игры как одного из основных методов развития математических навыков:
− обучающие (знания, умения и навыки, приобретенные в процессе объяснения нового материала);
− развивающие (побуждение к познавательному интересу, развитие способности сравнивать, сопоставлять, отождествлять, обобщать, делать выводы);
− воспитывающие (воспитание чувства ответственности, сознательного коллективизма в процессе игры).
Каждая игра имеет структуру:
1) Цель — что проверяем, что закрепляем, что изучаем.
2) Правила — условие игры и как выполнять.
3) Игровые действия.
Применение игр происходит на разных этапах урока. При объяснении нового материала, при частично — поисковых заданиях, при обобщении и закреплении. Важно также отметить, что существенную роль играют виды развивающих игр на уроках математики — это наглядные (раздаточный материал, демонстрационные схемы, любой иллюстрационный материал) и словесные материалы. К подвидам развивающих игр можно отнести индивидуальные, групповые и коллективные игры.
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Формирование внутренних мотивов веду через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах:
• Мотивация учебной деятельности путем создания проблемной ситуации.
В сущности, не только каждая текстовая задача, но и добрая половина других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнение в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу.
Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемной ситуации в классе. Например, ученик получил задание: «К 2 прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, помноженное на 3». Можно записать оба равенства следующим образом:
2+5*3=21
2+5*3=17
Такая запись вызывает удивление у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильными и зависят от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ.
Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок, равенство принимает правильный вид:
(2+5)*3=21
2+5*3=17
Проблемная ситуация активизирует мыслительную деятельность обучающихся, помогая им глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений, понять их взаимосвязь.
• Мотивация учебной деятельности путем использования творческих заданий.
Имеет цель учить видеть интересное, стимулируя творческий поиск, развивая представление. В этом помогут интересные факты, которые можно сообщать, как на этапе мотивации обучения, так и во время закрепления материала, чтобы показать практическую значимость того, чему обучаются. Например, можно учащимся предложить вопрос: «Что произойдет если…?»
• Мотивация учебной деятельности в процессе интерактивных игр.
Интерактивные игры по развитию учебной мотивации используются посредством интерактивного оборудования.
Представление презентаций на уроках привлекает своей новизной всех учеников, создается обстановка реального общения между учащимися, которые стремятся выразить свои мысли и чувства по увиденному. Использование мультимедийных презентаций позволяет проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения, привлекает большое количество дидактического материала, и самое главное повышает объем выполняемой работы на уроке. Работа с мультимедийными презентациями может осуществляться на разных этапах урока: мотивационном; актуализация знаний и умений; создание проблемной ситуации, при объяснение нового материала; закрепление изученного; проверка знаний в процессе урока.
Таким образом, применение мультимедийных презентаций на уроках математики позволяет внести разнообразие в методы и приемы обучения, развить учебную мотивацию, интерес школьников к учебному процессу, сделать его привлекательным, интересным, а соответственно повысить его эффективность и результативность.
2.1. Обоснование выбора диагностического инструментария по определению уровня учебной мотивации обучающихся
На основании анализа психолого-педагогической литературы мы выявили следующие показатели уровня развития учебной мотивации:
- отношение к учебной деятельности;
- интерес к учебной деятельности;
- эмоции в ходе учебно-соревновательной деятельности;
- направленность на достижение высокого результата в соревновательной деятельности.
В данном пункте предполагается определение методов и подбор диагностического инструментария на выявление уровня сформированности учебной мотивации у пятиклассников на уроках математики, описание результатов их применения с целью необходимости разработки сборника интерактивных игр, направленного на развитие учебной мотивации.
Исследование осуществляется посредством методик, включающих анкетирование, которое выдается каждому школьнику.
Методика «Оценка школьной мотивации» (по Лускановой Н.Г.)
Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Предлагаемая анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
1. Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.
2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и учитель просит их отметить все подходящие ответы.
Уровни учебной мотивации определяются следующим образом:
25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе. (Приложение 1)
В 5 классе обучаются всего 20 детей. Анкетирование прошли все 20 обучающихся. На основании результатов диагностики исходного уровня учебной мотивации можно сделать вывод, что в классе преобладают обучающиеся с низким уровнем учебной мотивации (55%) и обучающиеся, у которых положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (25%). Хорошая школьная мотивация наблюдается лишь у троих - 15% от общего числа класса. Так же в классе есть один обучающийся с негативным отношением к школе (5%). Обучающихся с высоким уровнем школьной мотивации в классе не наблюдается. (Рис. 2.1)
Рис. 2.1 Исходный уровень учебной мотивации (в %)
Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М)
Цель: Выявить уровень развития учебной мотивации учащегося, как составляющей одного из показателей личностных УУД.
В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диагностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обучения; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или внутренние мотивы; тенденция на достижение успеха или неудачи при обучении; реализация мотивов обучения в поведении. Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.
В методике для детей переходящих из начальных классов в средние акцент ставится на выявление общего (итогового) уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов.
В форме анкеты учащемуся предлагаются неоконченные предложения и варианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты - 20 минут. Следует выбрать для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов.
Инструкция для учащегося: Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.
41-49 - очень высокий уровень мотивации учения;
33-40- высокий уровень мотивации учения;
25-32- нормальный (средний) уровень мотивации учения;
15-24- сниженный уровень мотивации учения;
5-14- низкий уровень мотивации учения. (Приложение 2)
На основании результатов диагностики итогового уровня учебной мотивации можно сделать вывод, что в классе преобладают обучающиеся с нормальным (средним) уровнем учебной мотивации (50%) и обучающиеся с высоким уровнем мотивации учения (35%). Так же в классе есть обучающиеся с очень высокой мотивацией учения (10%). Сниженный уровень мотивации учения наблюдается лишь у 5% обучающихся, то есть у одного ученика класса. Обучающихся с низким уровнем школьной мотивации в классе не наблюдается. (Рис. 2.2)
Рис.2.2 Итоговый уровень учебной мотивации (в %)
Результаты проведенного исследования подтверждают необходимость разработки сборника интерактивных игр для развития учебной мотивации у обучающихся на уроках математике в 5 классе.
В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. Отсюда возникает необходимость учить детей думать, упражнять в сравнении, в обобщении.
Мотивация учения выполняет три функции: побуждающую, направляющую (организующую), смыслообразующую.
Интерактивные игры можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса.
На этапах повторения и закрепления материала можно использовать интерактивные игры на интерактивном оборудовании. Преимущество интерактивных игр в высокой степени интерактивности они контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают отрабатывать навыки и систематизировать знания.
Интерактивные игры можно использовать и для работы вне урока индивидуально: например, для подготовки к проверочным работам, во время болезни ребенка, при дистанционном обучении дома, а также для работы с детьми, испытывающими трудности в освоении какого-либо материала.
Цель сборника - развитие учебной мотивации у обучающихся 5 класса посредством интерактивных игр на уроках математики.
Каждая интерактивная игра соответствует темам из рабочей программы по математике для 5 класса УМК «Мнемозина», «Математика»/Н.Я. Виленкин и др.
Интерактивные игры, представленные в сборнике, составлены с помощью сайтов LearningApps.org., WordWall, Etreniki. Кроме этих сайтов еще и существуют и другие сайты: Joyteka, Мерсибо, Quizlet, Umaigra.
Рис.2.3 Сайты-констукторы
Эти сайт-конструкторы позволяют создавать собственные упражнения, задания, приложения, сохранять их в различных форматах, использовать готовые модули из библиотеки, создавать классы и записывать туда учеников, организовывать работу обучающихся.
В сборнике представлены интерактивные игры по темам:
Натуральные числа
Сложение и вычитание натуральных чисел
Умножение и деление натуральных чисел
Степень
Площадь
Объем
Доли
Обыкновенная дробь
Десятичная дробь
В процессе прохождения заданий есть возможность многократного выполнения.
Регулярное использование заданий подобного типа в учебной деятельности будут способствовать развитию учебной мотивации, воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях действительности.
В соответствии с планом работы учителя математики нами было апробировано 3 плана-конспекта по математике по развитию учебной мотивации по темам:
Сложение и вычитание натуральных чисел
Степень числа
Объем прямоугольного параллелепипеда
Рис.2.4 Апробация по использованию интерактивных игр на уроках математики по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»
Рис.2.5 Апробация по использованию интерактивных игр на уроках математики по теме «Степень числа»
Рис.2.6 Апробация по использованию интерактивных игр на уроках математики по теме «Степень числа»
Рис.2.7 Апробация по использованию интерактивных игр на уроках математики по теме «Объем параллелепипеда»
Рис.2.8 Апробация по использованию интерактивных игр на уроках математики по теме «Объем параллелепипеда»
Подготовка и проведение интерактивных игр имеет свои особенности. Педагогу необходимо помнить о правилах техники безопасности на каждом этапе проведения игр, а также напоминать о них детям.
Правила подготовки к проведению интерактивных игр:
1. Убедиться в исправности интерактивного экрана, ноутбуков внешним осмотром.
2. Обращаться с кабелем осторожно, не допускать его перегиба.
3. Не оставлять кабелей и проводов на полу, чтобы их не задевали ногами. Если кабель должен проходить по полу, закрепить его креплением, цвет которого заметно отличается от цвета пола.
Правила техники безопасности при работе с интерактивным оборудованием для обучающихся:
1. Не подключать комплектующие части интерактивного экрана к электрической сети влажными руками.
2. При подключении к сети убедиться в нормальной их работоспособности.
3. Избегать попадания брызг (воды) на чувствительные электронные компоненты во избежание их повреждения.
4. Не оставлять интерактивную доску в работающем состоянии без присмотра.
5. Работать только с теми устройствами и оборудованием ЭВМ, на которые они имеют разрешение;
6. Не допустимо, сильно давить пальцами на монитор интерактивного экрана.
7. Соблюдать правила личной гигиены.
Анализируя уроки, на которых использовались интерактивные игры, можно сделать вывод, что их применение положительно сказалось на уровне учебной мотивации. Яркость и красочность интерактивных игр вызывала у обучающихся повышенный интерес к учебному процессу.
Возможность делать рисунки, копировать объекты в необходимых количествах, вращать, перемещать фигуры по полю доски все это придает уроку игровую форму. Интерактивная игра повышает заинтересованность учащихся в активной деятельности на уроке. Дети, которые раньше не проявляли особого интереса к предмету, теперь с радостью принимают участие в учебном процессе.
Интерактивная игра активно помогает учителю в подготовке и проведении урока, повышает самооценку учащихся, их заинтересованность в усвоении материала.
Мы пришли к выводу, что разработанный нами комплекс уроков по математике с применением интерактивных игр ведёт к развитию познавательных мотивов у пятиклассников. Данные уроки повышают учебную мотивацию, познавательный интерес, мобилизируют возможности и способности учащихся для решения учебных задач, способствуют налаживанию взаимоотношений в классе, а также создают благоприятный эмоциональный фон. Использование интерактивных игр оказалось, как одно из достаточно эффективных средств развития учебной мотивации. Это не только вносит разнообразие в учебную деятельность, но и способствует формированию многих полезных личностных качеств учеников, а также навыков и способов деятельности, которые будут необходимы им в дальнейшем. С целью повышения уровня учебной мотивации использовались дидактические игры, приём самостоятельного поиска, элементы творчества, ребусы, викторины. Каждый урок направлен на повышение интереса, познавательной активности, внимательности, за счёт создания благоприятного климата, интриги и проблемной ситуации на уроках.
Таким образом, применяя на уроках по математике интерактивные игры, можно целенаправленно развивать учебную мотивацию у младших школьников.
Мотивация учебной деятельности - сложное, системное образование, состоящее из познавательных и социальных мотивов учения; представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности. Мотивация является не только одним из основных компонентов структурной организации учебной деятельности, но и существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности.
Необходимо отметить, что интерактивные игры позволяют разнообразить процесс обучения новыми формами работы, позволяют превратить процесс заучивания и контроля в захватывающие приключения, поиск сокровищ, подарков и, конечно же, знаний.
Несмотря на огромное количество преимуществ применения интерактивных игр в образовательном процессе не стоит забывать о главной и обучения. Элементы игры должны лишь сделать учебную деятельность более насыщенной, захватывающей и привлекательной. Стремление к победе должно быть сопряжено со стремлением к развитию, получению новых знаний и качественному образовательному результату. Лишь в таком случае интерактивные игры станут надежным союзником и помощником учителю.
В ходе исследования по теме «Интерактивная игра как средство развития учебной мотивации у обучающихся на уроках математики» были поставлены следующие задачи:
• Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
• Определить результаты диагностического исследования по выявлению уровня развития учебной мотивации у обучающихся
• Разработать сборник интерактивных игр по развитию учебной мотивации обучающихся на уроках математики
• Проанализировать частичную апробацию сборника интерактивных игр по развитию учебной мотивации обучающихся на уроках математики.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «1.1 Сущность понятия учебной мотивации у обучающихся на уроках математике в начальной школе» дано понятие Г. Г. Зайцев. «Мотивация - это побуждение к интенсивной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить конкретные потребности».
В параграфе «1.2. Роль интерактивных игр и их влияние на развитие учебной мотивации у обучающихся на уроках математике у младших школьников» раскрыто, что имеется несколько основных целей, побуждающих учителя к использованию игры как одного из основных методов развития математических навыков:
− обучающие (знания, умения и навыки, приобретенные в процессе объяснения нового материала);
− развивающие (побуждение к познавательному интересу, развитие способности сравнивать, сопоставлять, отождествлять, обобщать, делать выводы);
− воспитывающие (воспитание чувства ответственности, сознательного коллективизма в процессе игры).
Для исследования уровня развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста были выделены следующие показатели:
- отношение к учебной деятельности;
- интерес к учебной деятельности;
- эмоции в ходе учебно-соревновательной деятельности;
- направленность на достижение высокого результата в соревновательной деятельности.
Во время опытно-поисковой работы практической части исследования, были проведены два тестирования:
1. «Оценка школьной мотивации» (по Лускановой Н.Г.)
2. «Изучение мотивации обучения у школьников» М.Р. Гинзбурга.
На основании результатов тестирования и других наблюдений, были разработаны уроки с использованием интерактивных игр.
Интерактивные игры вызвали интерес у детей, что положительно сказалось на уровне их учебной мотивации.
Анализ вышеуказанного показал нам, что интерактивные игры необходимы для повышения учебной мотивации младших школьников.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2016. - . 222 с.
Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. -М.,2019.- 7-44 с.
Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: АльфаМ, 2018. - 448 с.
Загвязинский В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2017. - 160 с.
Ил Кравченко А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 с.
Кроль В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2018. - 290 с.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы — СПб.: Питер, 2017. — 512 с.
Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). -- Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2018. - 66 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2018. - 256 с.
Методика «Оценка школьной мотивации» (по Лускановой Н.Г.)
Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Предлагаемая анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
1. Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.
2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и учитель просит их отметить все подходящие ответы.
Инструкция для ребёнка: я буду задавать тебе вопросы, а ты на листе в пустых клетках отмечай подходящие тебе ответы.
Вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не нравится
- нравится
-не очень
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- иду с радостью
- бывает по-разному
- чаще хочется остаться дома
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в школу или остался (осталась) бы дома?
- пошёл (пошла) бы в школу
- остался (осталась) бы дома
- не знаю
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- нравится
- бывает по-разному
- не нравится
5. Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- не знаю
- не хотел (а) бы
- хотел (а) бы
6. Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- хотел (а) бы
- не хотел (а) бы
- не знаю
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- не рассказываю
- редко
- часто
8. Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- не хотел (а) бы
- хотел (а) бы
- точно не знаю
9. У тебя в классе много друзей?
- нет друзей
- много
- мало
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- не нравятся
- не очень
- нравятся
Обработка результатов:
Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации.
Ключ
№ вопроса | Оценка | ||
За первый ответ | За второй ответ | За третий ответ | |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Уровни школьной мотивации:
25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.
20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Результаты учащихся могут быть представлены по уровням:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | ||
Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
Цель: Выявить уровень развития учебной мотивации учащегося, как составляющей одного из показателей личностных УУД.
Ход проведения. В форме анкеты учащемуся предлагаются неоконченные предложения и варианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты - 20 минут. Следует выбрать для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов.
Инструкция для учащегося.
Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.
Анкета для учащегося
Дата Ф.И.
1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получать впоследствии много денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали;
к) я больше знал и умел.
2. Я не могу учиться лучше, так как...
а) у меня есть более интересные дела;
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают дома;
г) в школе меня часто ругают;
д) мне просто не хочется учиться;
е) не могу заставить себя делать это;
ж) мне трудно усвоить учебный материал;
з) я не успеваю работать вместе со всеми.
3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) мои товарищи будут мной довольны;
в) я буду считаться хорошим учеником;
г) мама будет довольна;
д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь;
ж) меня не будут наказывать;
з) я не буду тянуть класс назад.
4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...
а) я плохо знаю учебный материал;
б) это получилось;
в) я буду считаться плохим учеником;
г) товарищи будут смеяться надо мной;
д) мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) я весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
и) мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы!
Обработка данных. Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает
Обработка результатов:
Варианты Ответов | Количество баллов по номерам предложений | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
А) | 2 | 3 | 5 | 5 |
Б) | 3 | 3 | 3 | 2 |
В) | 4 | 0 | 3 | 3 |
Г) | 4 | 4 | 3 | 3 |
Д) | 3 | 1 | 3 | 3 |
Е) | 3 | 3 | 0 | 3 |
Ж) | 3 | 5 | 0 | 4 |
З) | 0 | 3 | 4 | 0 |
И) | 0 | — | — | 0 |
К) | 5 | — | — | — |
Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения. Он заносится в сводный оценочный лист (образец листа см. выше).
Интерпретация полученных данных:
Уровни мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации |
I | 41-49 |
II | 33-40 |
III | 25-32 |
IV | 15-24 |
V | 5-14 |
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.
- очень высокий уровень мотивации учения;
- высокий уровень мотивации учения;
- нормальный (средний) уровень мотивации учения;
- сниженный уровень мотивации учения;
- низкий уровень мотивации учения.
Протокол № 1
Дата проведения исследования: 11.10.2022 год
Школа: МБОУ «Малыкайская СОШ им. М.В. Мегежекского»
Населенный пункт: с. Малыкай
Класс: 5
Количество участников: 20
Метод: анкетирование
Название методики (указать автора) Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)
Цель методики: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Результаты
Выводы: На основании результатов диагностики исходного уровня учебной мотивации можно сделать вывод, что в классе преобладают обучающиеся с низким уровнем учебной мотивации (55%) и обучающиеся, у которых положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (25%). Хорошая школьная мотивация наблюдается лишь у троих - 15% от общего числа класса. Так же в классе есть один обучающийся с негативным отношением к школе (5%). Обучающихся с высоким уровнем школьной мотивации в классе не наблюдается.
Протокол № 2
Дата проведения исследования: 1.12.2022 год
Школа: МБОУ «Малыкайская СОШ им. М.В. Мегежекского»
Населенный пункт: с. Малыкай
Класс: 5
Количество участников: 20
Метод: анкетирование
Название методики (указать автора): Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
Цель методики: Выявить уровень развития учебной мотивации учащегося, как составляющей одного из показателей личностных УУД.
Результаты:
Выводы: На основании результатов диагностики итогового уровня учебной мотивации можно сделать вывод, что в классе преобладают обучающиеся с нормальным (средним) уровнем учебной мотивации (50%) и обучающиеся с высоким уровнем мотивации учения (35%). Так же в классе есть обучающиеся с очень высокой мотивацией учения (10%). Сниженный уровень мотивации учения наблюдается лишь у 5% обучающихся, то есть у одного ученика класса. Обучающихся с низким уровнем школьной мотивации в классе не наблюдается.
ЭЛЕКТРОННЫЙ СБОРНИК ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
Натуральные числа | |
Натуральные числа | |
Натуральные числа и нуль | |
Сложение и вычитание натуральных чисел | |
Вычитание | |
Сложение и вычитание | |
Умножение и деление натуральных чисел | |
Таблица умножения | |
Умножение | |
Деление | |
Деление | |
Деление | |
Деление | |
Деление | |
Угадай слово (степень числа) | |
Степень | |
1 задание (Степень) | |
2 задание (Степень) | |
3 задание (Степень) | |
4 задание (Степень) | |
5 задание (Степень) | |
Площади и объемы | |
Площадь | |
Площадь | |
объем 1 вариант | |
объем 2 вариант | |
объем 3 вариант | |
объем 4 вариант | |
Объем | |
Объем | |
Объем прямоугольного параллелепипеда | |
Объем прямоугольного параллелепипеда | |
Доли | |
Доли | |
Доли | |
Доли (нахождение пары) | |
Нахождение доли числа | |
Обыкновенная дробь | |
Обыкновенные дроби | |
Сложение дробей | |
Вычитание дробей | |
Десятичная дробь | |
Округление десятичных дробей | |
Произведение десятичных дробей на натуральное число | |
Деление десятичной дроби на натуральное число | |
Деление десятичной дроби на десятичную | |
Умножение десятичной дроби на десятичную | |
Задачи с десятичными дробями | |
Итоговый тест по десятичным дробям. В-1 | |
Итоговый тест по десятичным дробям. В-2 |