12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дядюшева Людмила Петровна112
4

"Интегрированный урок как средство мотивации обучающихся на уроках иностранного языка"

МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Доклад "Интегрированный урок как средство мотивации обучающихся на уроках иностранного языка"







Выполнил: учитель немецкого языка Дядюшева Л.П.




















2020 г.

В контексте нового ФГОС в качестве конечных результатов обучения предусмотрены не столько приобретение знаний, умений и навыков по определенным учебным дисциплинам, сколько получение личностных, предметных и метапредметных результатов. В личностные результаты обучения входит формирование стремления к лучшему осознанию культуры своего народа, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином мира, они обеспечивают умение обучающихся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Предмет иностранный язык, как никакой другой, способствует формированию ключевых компетенций, в том числе коммуникативной. 

ФГОС предполагает не только формирование у детей универсальных учебных действий (УУД), но и требует от учителя компетентности, педагогического мастерства.

   Широкие возможности повышения эффективности педагогической деятельности имеет интеграция разных учебных предметов. Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают интерес к познанию, дают большой эмоциональный заряд, помогают видеть мир целым, гармоничным. Интеграция нескольких предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, повышает творческий потенциал учащихся.  Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Она дает возможность показать учащимся мир в целом, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а также высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Признаки интегрированного урока:

1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;

2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для:

а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;

б) повышения интереса учащихся к предметам;

в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;

г) экономии учебного времени и т. п.;

3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.

Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников, но необходимые и уместные для развития учащихся, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому.


Преимущества интеграции на уроке:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

- Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких

уроков.

- Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет

переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают

познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,

творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.

Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые

подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

- предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

- логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

- большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации.

2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий,

4. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

5. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

6. Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

Формы уроков:

урок-путешествие;

урок-исследование;

урок-экскурсия;

мультимедиа-урок;

урок- конференция;

проблемный урок.


Применение интегрированного обучения на уроках помогает учащимся объединить знания, полученные на разных предметах. Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Интегрированные уроки – это возможность педагогам работать совместно в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических проблем, создавая условия для проявления определённых коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире.

Использование интегрированных курсов при изучении иностранного языка ведет к повышению мотивации к изучению общеобразовательных предметов и самого иностранного языка, формированию готовности к профессиональной деятельности в условиях интеграционных процессов в экономической, социальной и политической сферах жизни. Что касается самого иностранного языка, то в материале разнообразных интегрированных курсов можно создать базу для формирования произносительных и интонационных навыков, лексических и грамматических.

По своей сути школьный предмет «Иностранный язык» является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.

Опора на русский язык при изучении иностранного необходима для создания благоприятных условий усвоения языковых явлений, что помогает осуществить перенос знаний или избежать интерферирующего взаимовлияния языков. Это помогает учителю в определении путей, способов и приемов введения нового языкового материала, в управлении связной речью, в корректировке и совершенствовании ритмико-интонационных и слухо-произносительных навыков.

Из литературы важным для иностранного языка являются цитирование текста, сцен, стихи, пословицы, поговорки, скороговорки, изречения, логика изложения и др.

Использование интегрированных курсов с другими предметами (математика, география, история, МХК, искусство, биология и др.) периодично, т.к. многое зависит от темы урока иностранного языка.

Уроки иностранного языка в школе предоставляют учителю большие возможности для осуществления интегрированного обучения. Синтез знаний, получаемых в средней школе, происходит в процессе исследования таких фундаментальных объектов познания, как природа, общество, человек, труд, техника, язык. Темы, в рамках которых происходит овладение иноязычными коммуникативными умениями, в основном сводятся к этим объектам познания. Опыт работы показывает, что существует два вида интеграции в обучении иностранному языку в школе: через общность знаний и через общность умений. Они не функционируют изолированно друг от друга, и выделение второго вида обусловлено необходимостью коммуникативной направленностью обучения иностранным языкам в школе.

Обобщение передового опыта учителей показывает, что уроки иностранного языка в школе, реализующие межпредметные связи, могут быть 3 видов:

1) фрагментарные – с элементами межпредметных связей, которые используются для раскрытия частных вопросов темы урока (например «Географическое положение Германии» в курсе немецкого языка);

2) «узловые» - включающие межпредметные связи в качестве органической составной части всего содержания урока, например, «Народы и страны» (связь с историей и географией), «Средства массовой информации: телевидение, радио, пресса, интернет», «Искусство: музыка, театр, кино, изобразительное искусство».

3) синтезированные – специально организуемые повторительно-обобщающие, на которых концентрируются знания учащихся по разным предметам с целью раскрытия всеобщих законов и принципов, например, «Города Золотого кольца» (проект по привлечению туристов, в котором сочетаются все области знаний: исторические, географические, литература, и т.д.). Учащиеся сами выбирают тематику и работают в группах.

Наиболее широко в практике обучения иностранному языку распространены уроки второго вида, которые включают межпредметные связи как необходимый и существенный компонент содержания и деятельности учащихся.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

        Вот  некоторые из таких задач:

  - повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);            

 - рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

 - организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

  - показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются  школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

      В нашей школе сложилась традиция проведения интегрированных уроков. Такие уроки учителя иностранного языка проводят в паре с учителями русского языка и литературы, учителями истории и МХК, географии.

Подготовка таких уроков начинается с просмотра программ  предметов, отбора  учебных тем,   которые составят содержательную основу интеграции. Немаловажным условием успешного  проведения урока является  и выбор учителя-напарника. Обычно это учитель, с которым сложились добрые отношения взаимовыручки и сотрудничества.  Учителя составляют план урока, согласовывают содержание материала, обсуждают порядок своих действий, распределяют время, отводимое каждому педагогу, определяют, какие технические средства,  наглядные пособия будут использованы на уроке.

Формы проведения уроков разнообразны. Это урок–защита проектов, урок– конференция, урок с элементами драматизации. Приемы и методы, которыми пользуются учителя, в свою очередь зависят от возрастных особенностей детей.

Из опыта проведения интегрированных уроков

Интегрированный урок немецкого языка, истории, МХК.

Класс: 9-10
Тhеmа: «Die groβen Deutschen und ihr Beitrag zur Schatzkammer der Weltkultur»

Тема: «Великие представители Германии и их вклад в сокровищницу мировой культуры»
Цель: Обобщить и систематизировать знания обучающихся о жизни и творчестве великих представителей немецкой классической литературы, искусства, философии; их вкладе в мировую культуру.
Задачи:

Образовательные.

1.Формировать коммуникативные умения и речевые навыки учащихся, учить высказываться по теме.
2. Совершенствовать навыки аудирования, чтения поэтических текстов на немецком и русском языках.
3. Формировать интерес учащихся к произведениям великих гениев мировой культуры и показать актуальность их культурного наследия в наше время.

Развивающие.
1. Способствовать развитию творческих возможностей обучающихся, расширять их кругозор, повышать познавательную активность.

2. Развивать устойчивый интерес и мотивацию школьников к изучению немецкого языка, истории, МХК.

3. Развивать потребности в самообразовании.

Воспитательные.

1.Формировать уважение к языку и культуре носителей языка.

2. Воспитывать чувство ответственности, товарищества, умение работать в группе, коммуникабельность.
Оборудование: портреты гениев немецкой культуры, карта Германии, презентация, мультимедийное оборудование, СD с аудиозаписями, видео, книги, иллюстрации, дидактический раздаточный материал, ватман, маркеры, клей.


Ход урока

I.Оргмомент.

Учитель нем. языка: приветствие, вступительное слово, объявление темы урока.

II. Самоопределение к учебной деятельности.

Учитель МХК: Сегодня мы обобщим и углубим наши знания о жизни и творчестве всемирно известных поэтов, музыкантов, философов Германии. Как вы думаете, ребята, почему, с какой целью мы решили обратиться к данной теме?

Ответы учащихся.

III. Актуализация и систематизация знаний.

Учитель истории , учащиеся: информация о возникновении Германии.

Учитель нем. языка, учащиеся: Альбрехт Дюрер. Биографические сведения.

3. Учитель истории, учащиеся: о творчестве Дюрера.

4. Историческая справка: Германия XVII-XIX в.в.

5.Учитель нем. языка, учащиеся: Бах. Биографические сведения.

6. Учитель МХК: Бах. Творчество.

Видео (Токкато, орган)

7. Учитель истории: о понятии «философия».

Информация о философии Э. Канта.

8.Учитель нем. языка, учащиеся: И.В. Гете. Биографические сведения.

9. Учитель МХК, учащиеся: о творчестве Гете.

10.Учитель истории, учащиеся о философских взглядах Гете.

11. Индивидуальная работа-задание: «Найди соответствующий перевод цитаты Гете»

12. Учитель истории о романтизме.

13.Учитель нем. языка, учащиеся: Ф. Шиллер. Биографические сведения.

14.Учитель МХК: о творчестве Шиллера.

Флеш-видео «Перчатка»

15.Учитель истории, учащиеся: о философии Ницше.

16.Учитель нем. языка, учащиеся: Л. ван Бетховен. Биографические сведения.

17.Учитель МХК: о творчестве Бетховена.

18. Учитель нем. языка, учащиеся: Г. Гейне. Биографические сведения.

Видео (фрагмент) о Г. Гейне

19.Вопрос: «Почему были запрещены в Германии стихи Гейне?»

20.Учитель МХК, учащиеся: о творчестве Г. Гейне.

21.Учитель истории: о философии К. Маркса.

IV. Закрепление (Проектная деятельность)

1. Работа в группах над проектом: «Выдающиеся деятели Германии и их творения»

2. Презентация проектов.

V. Рефлексия

Ролевая игра: «Интервью корреспондента»

- О ком шла речь на уроке?

- Что произвело большее впечатление?

- К творчеству какого автора хотели бы обратиться вновь?

VI. Заключительный этап.

Подведение итогов работы, оценивание учащихся.

Домашнее задание по предметам.

Заключительные слова учителей.


Введение интегрированных курсов в практику обучения иностранным языкам способствует возникновению коммуникативно-познавательных мотивов, питающих интерес к овладению иностранным языком. Ведущим здесь должно быть обучение  иностранному языку как средству общения, все его аспекты следует подчинить коммуникативным целям. Существует определенная взаимосвязь между коммуникативными умениями и интеграцией. Интеграция является одновременно основой формирования коммуникативных умений и результатом осуществления коммуникативных умений и результатом осуществления коммуникативной деятельности.

Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации. Литература играет большую роль в эстетическом развитии учащихся. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка. История позволяет глубже понять происходящее в странах в прошлом и настоящем, знакомит с историей возникновения и развития государств. Богатый материал для организации заинтересованного иноязычного общения дает МХК. На уроках МХК учащиеся знакомятся с представителями в различных видах искусства. Знания о выдающихся представителях

Плюсы и минусы интегрированных уроков

Плюсы:

Повышается творческий потенциал обучающихся;

Устанавливаются связи между понятиями и определяется их практическая направленность;

Углубляется изучение материала без дополнительных временных затрат;

4. Повышается мотивации учебной деятельности, за счет нестандартной формы урока.

5. Развивает метапредметную компетентность.

Минусы:

Подготовительный этап требует дополнительных временных затрат:

Проблемы с расписанием;

Совместимость личностных качеств учителей, ведущих интегрированный урок;

Выводы:

Практика работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению.

Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый уровень ее развития.

В заключение сказанного хотелось бы призвать педагогов отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках.




































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.