ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

0
0
Материал опубликован 16 June 2023

Формирование учебной мотивации обучающихся с задержкой психического развития посредством игровых методов на уроках математики


Е. Ю. Аюпова

Научный руководитель: А. В. Якимова, педагог-психолог,

магистр педагогики по направлению «Педагогика»

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г. Камышлов


Мотивация является одной из самых значимых проблем в современной педагогике. Ей уделяют огромное внимание учёные, педагоги и психологи. Формирование мотивов в обучении актуально на всех уровнях образования. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования особое внимание уделяется требованиям к достижению обучающимися личностных результатов. Они включают в себя готовность обучающихся к саморазвитию и сформированность мотивации к познанию и обучению [1].

Чаще всего педагоги начального образования сталкиваются с нежеланием ребёнка учиться. Это может быть связано с огромным количеством причин. В качестве основных из них можно выделить семейные взаимоотношения, социальное окружение ребёнка и состояние здоровья. Последняя причина является наиболее распространённой и в связи с этим необходимо брать во внимание категории детей, которые относятся к неуспевающим. В качестве основной категории, Н. А. Хорева в своей статье [5] выделяет большую группу детей с задержкой психического развития (далее ЗПР).

У детей ЗПР в отличие от их сверстников до 4 класса трансформация внешних факторов во внутренние не происходит. У них отсутствует внутренний контроль, а эмоциональное состояние зависит от педагога. педагога [2]. В связи с потребностью знаний в сфере образования для детей с ЗПР был создан федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с опорой на который необходимо организовать педагогическую деятельность (далее – ФГОС НОО ОВЗ [4].

Из внутренних мотивов у детей с задержкой психического развития доминируют игровые мотивы, мотивы сохранения целостного привычного функционирования. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, обучающиеся с ЗПР прибегают в качестве защиты к отказу от заданий [2]. Именно поэтому возникает насущная потребности в использовании игровых методов на уроках в начальной школе.

Одним из сложны предметов в начальной школе является математика. Детям с задержкой психического развития трудно адаптировать своё мышление к математическим знаниям. Так, в ФГОС НОО ОВЗ пункте 2.2.4 сказано: «стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся с ЗПР, а именно приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач». Так игровые методы можно привлекать на различных этапах урока. Для актуализации знаний можно привлекать большинство из них, например, «Математический домик», «Счётная змейка», «Математический десант». Постановка темы и проблемы возможна при привлечении приёмов «Расшифруй выражения», «Определи маршрут», «Отыщи дорогу». На этапе реализации новых знаний и первичного закрепления возможно применение приёмов «Лабиринт», «Удивляй», «Живая математика». В качестве самостоятельной работы можно использовать такие методы, как «Не подведи друга», «Почтальон», «Лото».

Таким образом, обучающихся с ЗПР игровые методы смогут оказать коррекционно – развивающую помощь, облегчить процесс запоминания предлагаемого материала, привлечь обучающихся в активную познавательную деятельность. Каждый педагог должен быть своевременно готов оказывать педагогическую помощь в освоении образовательной программы. Игровые методы являются эффективными методами воздействия на ребёнка, так как они вызывают положительные эмоции и способны вызывать интерес к обучению.

Библиографический список

1. Гуткина Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы // Культурно-историческая психология. – 2017. – №4. – С.11-19.

2. Крупенникова И.В. Проблема формирования учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 2. С. 79-86.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российский Федерации от 31 мая 2021 г. № 286; в ред. приказов от 28 июля 2018 г. № 884, от 12 апреля 2019 г. № 434).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598; в ред. Приказов от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07, от 19 февраля 2016 г. N 07-719).

5. Хорева, Н. А. Причины школьной неуспеваемости // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/212812/ (дата обращения: 10. 02. 2023).




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации